Подборка игр со звуками для детей 4-5 лет
картотека по логопедии (средняя группа) на тему

Ковалевская Лариса Вячеславовна

Материал содержит подпорку игр, которая поможет педагогам в атоматизации звуков у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_v_zvuki.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры в звуки для детей 4-6 лет.

Игры в звуки для детей 4 лет.

Игра №1 «Фонетическая гимнастика».

Правила игры. Начинаем с простых вопросов:

Как тикают часы?- тик-так

Как подзывают цыплят?- цып-цып

Как чикают ножницы? -чик-чик

А затем задают вопросы так , чтобы, отвечая, использовал только отдельный звук:

Как жужжит жук? –ж-ж-ж

Как воет волк? –у-у-у

Как поют комарики? –з-з-з

Как фыркает кот? –ф-ф-ф

Как шипит змея? –ш-ш-ш

И т. д

Вариант этой игры: Звуковые загадки.

Называем какой – то звук, а ребенок придумывает кто(что) может его издавать.

Например, кто (что) издает такой звук: З-З, Ш-Ш, Р-Р? И др.

Игра №2 «Заводные игрушки».

Правила игры: Заводим ключиком игрушки (игрушки - это дети).Дети начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки.

Ж - полетел жучок

Р - затарахтел игрушечный мотоцикл

Ц - запрыгала белочка

Ф - фыркает ежик.

Игра №3 «Скажи, как я» (обучение интонированию звуков).

Игровой материал. Мяч.

Правила игры. Дети стоят в кругу, а взрослый –в середине круга с мячом. Кидаем мяч кому-то из детей, называем слово с интонационным выделением любого согласного звука. Например:

(С) лон

Забо (Р)

Ко (Ш) ка.

Ребенок перебрасывает мяч назад, повторяя слово точно также.

 

Игра №4 «Подберем игрушки».

Игровой материал: игрушки, кукла , картинки с изображением животных и птиц.

Правила игры. В комнате на видных местах лежат предметы, в названиях которых есть звук Ж; флажок, кружок, ножницы, жираф, ежик и др.

Показываем детям новую куклу, говорим, что в имени куклы есть песенка жука(Ж).

Как зовут куклу?- Жанна.

Кукла любит предметы и игрушки, в названии которых есть песенка жука .Какие игрушки дадим кукле?

Игра №5 «Дятел».

Правила игры. Ребенок рассказывает потешку:

Дятел дерево долбит ,день-деньской кору дробит.”

После этого он изображает дятла, бьет кулаком о кулак, приговаривает: д-д-д.

В этой игре вводим незаметно для детей понятие твердости-мягкости согласного:

Папа-дятел долбит- Д-Д-д

Маленький птенец- Дь-Дь-дь

Игра №6 «Комары и осы».

Игровой материал: картинки

Правила игры: Комары звенят з-з-з, осы поют свою песенку с-с-с.

Услышите песенку комара -помашите крылышками ,а когда услышите песенку осы, то пальчиками покажите, .как она ползет.

Затем называем слова, в которых есть звук С или З, а ребенок движением показывает, какой звук встречается в слове.

Словарный материал: зонт,слон.забор,сахар,сушки,соль,самолет,заноза,дозор,мазать и т.д

Вариант этой игры: Слушай внимательно.

У ребенка в руках 2 картинки :свисток и звонок.

Свисток свистит- С-с-с; звонок звенит- З-з-з.

Говорим слова ,а дети поднимают картинки с изображением свистка или звонка.

Различение звуков Ч-Щ.

Объясняем:

Ч-Ч-Ч- так звучит паровоз. Когда услышите этот звук, изобразите. Как двигается паровоз;

Щ-Щ-Щ- так пилят дрова.

Дети слушают слова и передают движениями звуки Ч или Щ.

Словарный материал: число, шкаф, щенок. Чибис, червяк, шапка, карандаш, щит, чашка, щель. И т.д

Игра № 7 «Подскажи кукле звук» (формирование навыка выделения последнего звука).

Игровой материал: кукла.

Правила игры:

Кукла очень торопится. Поэтому некоторые слова выговаривает плохо: не все звуки слышны.

Просим поправить куклу, где необходимо.

На солнышке греется котено…(К)

На него смотрел белолапый щено(К)

Он хотел его догна…(Ть)

А рядом по двору гулял важный пету…(Х)

За ним бегали куриц…(Ы) и цыплят…(А)

Игра №8 «Зоопарк» (различение мягкости- твердости согласных).

Игровой материал: картонный домик, игрушки, мебель, предметы, фишки.

Правила игры:

На столе картонный домик. Это зоопарк. В него привезли много животных. Но зоопарк небольшой, всем не уместиться. Поэтому в нем поселяться только те животные, в названии которых есть Ль.

Ослику можно войти в зоопарк?- почему?

Льву, леопарду, лисице, готовы удобные клетки. А вот слону, волку и ламе придется ехать в другой зоопарк.

За каждый правильный ответ детям дается фишка.

Игра №9 «Заблудились в лесу» (первоначальный навык выделения ударного звука).

Игровой материал: кукла, игрушки – зверята.

Правила игры:

В лесу заблудилась кукла и зверята. Ребенок их зовет, т.е. произносит имя с подчеркнутым интонированием ударного гласного:

М-и-и-ша- И

Р-ы-ы-бка- Ы

К-о-о-тик- О

Э-э-дик- Э

Игры и игровые задания для детей 5-6 лет.

Игра №1 «В стране Звуковичков».

Игровой материал: рисунки с изображением Звуковичков и предметов на их крылышках), музыкальное сопровождение.

Правила игры:

Звуковички это носители и хранители звуков. Они живут в Стране слов.

Чтобы узнать, как его зовут Звуковичка (какой звук он хранит), смотрим на рисунок его крылышек. Если нарисован ландыш, это Звуковичок- Л, а если люстра-Ль, солнышко- Звуковичок С,сережка- Сь. И т.д.

Объясняем детям:

Чтобы накормить Звуковичков, надо назвать слова с его звуком, растягивая звук как можно дольше( пока Звуковичок не наестся). Звуковичку В надо пропеть в-вата,в-в-ворон, но нельзя шоколад или грушу ,а то он отравиться.

Можно предложить детям самим нарисовать крылышки Звуковичкам.

Игра №2 «Звуковых дел Мастера».

Игровой материал: 6 фигурок Звуковых дел мастеров с яркими молоточками в руках, в красных комбинезонах, на груди у каждого его звук: А,О,У,Ы,И.Э, предметные картинки.

Правила игры:

В нашу комнату вошли ЗДМ .Кому мы подарим ананас-А, а кому книгу-И, стул-У и др.

Вариант игры: ЗДМ рисуют картину.

Дети рисуют любой несложный сюжет. Например, “ На рыбалке”: река, берег с песочком ,камни, лес. На берегу рыбак с удочкой и т.д И везде значками отмечают, какой Мастер нарисовал этот предмет. Например, песок- О, камень-А ,рыб- Ы и др.

Игра №3 «Звукоедик».

Игровой материал: кукла.

Правила игры:

У Звуковичка есть страшный враг - Звукоедик. Он питается начальными звуками во всех словах.

Ходим с куклой в руках по комнате и говорим:

…иван….каф,…тул.

Что хотела сказать кукда?

Или Звукоедик съедает последний звук. Как теперь звучат произносимые слова: сто…,сту…,тарелк… и т.д

А теперь Звукоедик попал в сад.теперь он отгрызает первый(последний) звук в названиях фруктов: …руша,…анан и др.

Звукоедик в лесу. Исчезают звуки в названиях грибов, ягод, деревьев: сыроежк..,сосн… и т.д

Звукоедик может попасть в огород, магазин, цирк, на рыбалку.

Игра №4 «В стране Звуков».

Правила игры:

Ребенок называет первый и последний звуки названия любимой игрушки, а другие дети отгадывают.

Например, Мь-А---мишка, К-А—кукла и др.

Аналогично загадывают овоши ,фрукты, цвет.. виды спорта, имена и т.д

Игра №5 «Любопытный».

Игровой материал: фишки

Правила игры: На любой вопрос ведущего можно назвать только те слова, которые начинаются со звука Б.

- Где был?- на балконе

- Кого видел?- бульдога

- Куда собираешься? – в булочную

- Что будешь покупать?- бублики, баранки

- Куда поедешь?- к бабушке в Букино

- Что наденешь?- блузку, брюки и т.д

Игры №6  «Изобрази предмет».

Правила игры:

Спрашиваем у ребенка, с какого звука начинается его имя.

Например, Катя. Какой первый звук в ее имени? –К.

Названия каких предметов начинаются с этого звука?- кошка, камень, канат…

Дети придумывают, как изобразить эти предметы.

Игра №7 «Кто больше?»

Игровой материал: картинки.

Правила игры:

Даем ребенку набор предметных картинок. Просим сначала выбрать картинки, в названии которых звук А встречается 1 раз (сад, арбуз), затем 2 раза (астра, баран), в конце 3 раза-( ананас, барабан).

Так же подбираются картинки для работы с другими звуками.

Игра №8 «Упрямые Звуковички».

Игровой материал: мяч

Правила игры:

Называем твердый согласный и бросаем мяч ребенку. Поймав мяч, он называет пару заданного звука (маленького “братца”) и бросает мяч ведущему.

Например, Б-Бь

Л-Ль

К-Кь.

Или наоборот- большого “ братца”:

З-Зь

Ф-Фь.

Аналогично можно играть со словами;

Дал- даль

Кон- конь и др.

Игра № 9 «Магазин».

Игровой материал: предметные картинки. Бумажные карточки со звуками, два рисунка, различные предметы.

Правила игры:

На картинках нарисованы предметы одежды и посуды. В названичх предметов есть звуки С, Ш, Л, Р . У детей деньги- бумажные карточки со значками звуков: С, Ш, Л, Р .на монету Ш можно купить кувшин, шляпу. рубашку, а на монету С- стакан, миску. Побеждает тот ,кто сделал больше покупок.

 

Игра № 10 «Анаграммы»

Правила игры:

Придумать новые слова, состоящие из этих же звуков, но расположенные в другом порядке.

Например. Атлас- салат

Кулак- кукла

Лиса- сила

Камыш- мышка. И т.д.

Список используемой литературы:

  1. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. Альбом 4. Звуки П, Б, Т, Д, К, Г, Х, В, Ф: Л. Н. Зуева, Н. Ю. Костылева, О. П. Солошенко — Москва, АСТ, Астрель, 2003 г.- 80 с.
  2. Звенящие кедры России: Владимир Мегре — Санкт-Петербург, Диля, 2000 г.- 384 с.
  3. Звонкие и глухие согласные. Для детей 6-9 лет: В. Буйко, Г. Сыропятова — Санкт-Петербург, Литур, 2010 г.- 32 с.
  4. Звуки "Р", "Л". Я вас различаю! Настольные логопедические игры-занятия для детей 5-7 лет: Н. Е. Ильякова — Москва, ГНОМ и Д, 2009 г.- 16 с.
  5. Звуки "Ш" "Ж", я вас различаю!: Н. Е. Ильякова — Москва, ГНОМ и Д, 2009 г.- 24 с.
  6. Игротека речевых игр. Выпуск 6. В мире животных и птиц: Э. Д. Наумова — Санкт-Петербург, ГНОМ и Д, 2007 г.- 36 с.
  7. Растения. Тетрадь по развитию речи. Автоматизация трудных звуков: Л. М. Козырева — Москва, Академия Развития, 2008 г.- 32 с.
  8. Твердые и мягкие согласные. Для детей 6-8 лет: В. Буйко, Г. Сыропятова — Санкт-Петербург, Литур, 2010 г.- 32 с.
  9. Твердые согласные [Ш], [Ж], [Ц]. Тетрадь для детей 6-9 лет: В. Буйко, Г. Сыропятова — Санкт-Петербург, КнигоМир, 2010 г.- 32 с.
  10. Учим звуки С, Ш. Задания на автоматизацию произношения звуков: Т. Е. Грецкая — Москва, Сфера, 2010 г.- 32 с.
  11. Шипящие звуки. Альбом № 2. Дидактические материалы по исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей: Е. К. Щербакова — Москва, Академия Развития, 2001 г.- 96 с.
  12. Борисова. Играя,звуки исправляем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка п/и для детей с функциональными нарушениями ОДА

Приложение к авторской план-программе "Школа здоровья". Подборка подвижных игр для детей с функциональными инарушениями опорно-двигательного аппарата...

Подборка игровых упражнений для детей перед сном и после сна

Данные  игровые упражнения помогают ребенку настроиться на отдых, а после сна активизироваться....

Подборка подвижных игр для детей дошкольного возраста.

Подборка подвижных игр для детей дошкольного возраста....

Подборка интересных физкультминуток для детей старшего возраста

Физкультминутки для детей старшего возроста...

Подборка стихов про питание детей.

Очень интересные и нужные для работы....

Подборка подвижных игр для детей

Для дошкольника игра является самым важным видом деятельности. Ребёнок живёт в игре. Игра очень популярна, и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Для ребёнка это способ самореализации, в игре он...

Подборка пальчиковых упражнений для детей от 1 года

Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей и для взрослых.Это веселые упражнения для пальчиков и ручек,инсценировка с их помощью стихов, сказок, историй. Пальчиковые игры я...