Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
методическая разработка по логопедии на тему

Ковалевская Лариса Вячеславовна

В проекте отражены различные направления взаимодействия логопеда с семьями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimod-e_logop._i_rod._proekt.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №22 «Журавушка»

Проект

«Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста

с тяжелыми нарушениями речи»

                                                                           Автор проекта:

                                                                           учитель-логопед

                                                                           Ковалевская Л.В.

                                                                                                                         

         

                                                                                                   

                                                                                                   

г. Шарыпово  2015 г.

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка   за руку в детские годы, что вошло в его   разум и сердце из окружающего мира - от  этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

                                                                                              В.А. Сухомлинский

Актуальность  проблемы:

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи, недоразвитием психических функций и процессов, с серьезными отклонениями в здоровье.

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.

Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов  и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции.

Поэтому совместная деятельность родителей и специалиста необходима, незаменима, требует системности, что позволит детям в дальнейшем  социализироваться и адаптироваться в обществе.

Цель проекта: 

  • формировать и стимулировать  мотивированное отношение родителей к коррекционной работе с ребенком.              

Задачи проекта:                                                                                                                              

  • ознакомление родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми в ДОУ;
  • информирование родителей о речевых нарушениях ребенка;
  • создание единого коррекционно-развивающего пространства как в ДОУ, так и в домашних условиях;
  • формирование и совершенствование педагогической компетенции родителей в вопросах развития своего ребенка.

Сроки  реализации  проекта:  сентябрь 2015 г.- июнь 2016 г.

Вид  проекта:  долгосрочный

  • Руководитель проекта – учитель-логопед МБДОУ №22 «Журавушка» Ковалевская Л.В.

Участники проекта:

  • Заведующая МБДОУ №22 «Журавушка» - Романова В.И.
  • Заместитель заведующей по МВР – Крупская Н.П.
  • Учитель-логопед – Ковалевская Л.В.
  • Педагог-психолог – Саврасова Е.Ю.
  • Музыкальный руководитель – Маркова О.А.
  • Воспитатели – Филюзина Е.Л., Ткаченко И. А.
  • Родители воспитанников, посещающих логопедическую группу.
  • Дети с речевыми нарушениями.

Основные формы реализации проекта:

  1. Коллективная работа:
  • родительское собрание;
  • консультации, семинары;
  • библиотека для родителей;
  • фронтальные открытые занятия;
  • выставка игр, пособий;
  • речевые праздники;
  • фотоальбом.

  1. Индивидуальная работа:
  • индивидуальные беседы;
  • индивидуальные практикумы;
  • домашняя библиотечка;
  • день открытых дверей;
  • тетради для домашних заданий;
  • анкеты;
  • рекомендации.

  1. Наглядная работа:
  • речевой уголок;
  • домашнее задание;
  • доска объявлений.

Содержание  деятельности  проекта

  1. Подготовительный  этап  (информационно-аналитический).

Мероприятия:

  • диагностика речевого развития детей;
  • анкетирование родителей;
  • информационная работа с родителями;
  • сбор анамнестических сведений о работе;
  • оформление договора с родителями воспитанников образовательного учреждения о его обследовании и сопровождении;
  • встреча с родителями;
  • индивидуальная беседа.

  1. Основной  этап  (практический).

Мероприятия:

  • семинар-практикум «Мой веселый язычок» (как правильно выполнять артикуляционную гимнастику);
  • памятки по выполнению домашних заданий;
  • праздник «День Матери»;
  • КВН «Наш родной язык» (речевой праздник-развлечение для детей старшего дошкольного возраста);
  • Создание индивидуальной папки («накопительный портфель ребенка»);
  • библиотека для родителей (повышение уровня знаний по вопросам детской педагогики, психологии и логопедии).
  • дни открытых дверей;
  • тематические консультации.

  1. Итогово-аналитический  этап.

Мероприятия:

  • итоговая диагностика речевого развития детей;
  • награждение родителей детей благодарностями;
  • анкетирование родителей («Оценка коррекционно-педагогической деятельности логопедической деятельности в логопедической группе»);

                       

                       

Календарный  план  реализации  проекта

«Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»

        на  2015-2016учебный год

Наименование этапов

       Мероприятия

Сроки

 Ожидаемый     результат

Подготовительный этап

Разработка  цели  и задач проекта; изучение литературы по теме; диагностика речевого развития детей; анкетирование родителей.

Сентябрь 2015г.

Активное включение родителей в процесс воспитания  и создания  единого коррекционно-развивающего пространства как в МБДОУ, так и в домашних условиях.

Основной  этап

Реализация  системы работы с родителями в процессе воздействия на ребенка с нарушениями речи.

Ноябрь 2015г.

Доверительное отношение  родителей  с педагогами  и специалистами МБДОУ; создание единого речевого режима.

Итогово-аналитический этап

Анализ проделанной работы, оценка  ее эффективности.

Май

2015г.

 Повышение  родительской компетентности  в  вопросах речевого развития ребенка.

Ресурсы:

1.Нормативно-правовое обеспечение: Закон «Об образовании» РФ, Конвенция ООН о правах ребенка, Всемирная  декларация  об  обеспечении выживания, защиты  и  развития  детей, Концепция дошкольного воспитания, программа развития, Устав МБДОУ детский №22 «Журавушка».

2. Педагоги  МБДОУ.

3. Материально-техническое оснащение помещений МБДОУ:

  • Групповая  комната.
  • Музыкальный зал.
  • Логопедический кабинет.

Риски:

  • Отсутствие системы в работе по рекомендациям логопеда  со стороны родителей.
  • Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях  МБДОУ.
  • Инертность  мышления некоторых педагогов  и родителей по преодолению речевой патологии у детей.

Предупреждение  рисков:

  • Создание  положительных условий  для личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов МБДОУ  на интегративной основе.
  • Четкая организация взаимодействия учителя-логопеда и педагогов с родителями  воспитанников.
  • Привлечение родителей воспитанников к  участию в образовательном пространстве  логопедической группы.
  • Учет  интересов родителей и возможностей  детей  с речевыми  нарушениями.

Ожидаемый  результат:

  • Повышение  родительской  компетентности  в вопросах речевого развития ребенка.
  • Помощь в принятии позиции «активного родителя».

               

Промежуточные  результаты  реализации  проекта:

Подготовлена методическая база, проведено анкетирование родителей, диагностика речевого развития детей логопедических групп, семинар практикум «Мой веселый  язычок»,  праздник «День Матери», День открытых дверей. Определены формы работы взаимодействия учителя-логопеда и родителей на 2015-2016 учебный год, составлен план мероприятий  по реализации проекта на 2015-2016 учебный год.

                     

                           Список  использованных  источников

1. Баринов Т.М. «Семья и семейное воспитание» /Педагогические вести под ред. Е.М. Кокорева. Магадан 1993 г.

2. «Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников ДОУ» /автор-сост.: Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. – М.,2004 г.

3. Давыдова О.И. , Богословец Л.Г., Майер А.А. «Работа с родителями в ДОУ» - М.,2005 г.

4. Солодянкина О.В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей» Пособие для работников ДОУ. – М. 2004 г.

5. «Социальная защита семьи:  Современная ситуация, проблемы, пути решения» ред. кол. Т.Ф. Яркина, В.Г. Бючарова, М.П. Гурьянова. Ставрополь 1997 г.

6. Тверская О.Н. «Организация взаимодействия ДОУ с семьями детей, имеющих нарушения речи» «Логопед». – 2010 г. №4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "Взаимодействие учителя - логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраст...

Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"...

Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»

     Взаимодействие с родителями детей, посещающих дошкольные учреждения, осуществляется в разных формах. Оной из эффективных форм современных педагогических технологий является ...

«Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».

Каждый педагог рано или поздно задает себе вопрос: что труднее- работа с детьми или их родителями? Найти Общий язык и направить ОБЩЕЕ дело на пользу ребёнку-это половина успеха.В статье затрагиваются ...

Педагогический проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей - одно из приоритетных напрвлений современного образования. Современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решений проблем речевого ра...

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. От того, какой будет эта...