Статья "Работа с родителями и некоторые приемы игр как средства развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС"
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Карасева Элеонора Алексеевна

В статье представлены формы работы с детьми с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karaseva_e.a.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

 Работа с родителями  и некоторые примеры игр  как средства развития детей  дошкольного возраста в условиях ФГОС.

Карасева Э.А. учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного  вида № 11 г. Воронежа  МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11» г.Воронежа.

    Федеральный государственный образовательный стандарт  призывает всех дошкольных педагогов организовывать НОД с детьми обязательно  в игровой форме. Одним  из ведущих приоритетов  образовательного процесса  является формирование  личности, способной нестандартно  мыслить, творчески  решать  поставленные задачи, способной вступать в диалог с  окружающим миром. Игра – ведущий  вид деятельности дошкольников, в процессе которой развиваются сенсорные способности, активизируются психические процессы: внимание, память, воображение, мышлении.

   Детская игра – отражение жизни. В этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла – только игрушка, но любит ее как живую. Дети не всегда могут выразить словами то, что у них на душе. Иногда они испытывают  гигантскую  потребность в ласке и общении, меньше  чем получают. В силу отсутствия жизненного опыта не могут понять отношение  к себе взрослых людей, не могут объяснить словами, что они хотят  сделать  или получить от взрослых.

   В игре дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

   Воображение проявляется и развивается также в поиске средств,  для выполнения задуманного: прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет. Для магазина надо подобрать подходящие товары. Так в игре развиваются творческие способности детей. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные дома, в детском саду, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизведя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значения становятся для него более понятными.

   В  дошкольном возрасте формируются самые основные качества личности  маленького человека, поэтому для родителей очень важно заметить  особенности характера ребенка, помочь стать маленькому человеку личностью. А для этого нужно всего лишь внимательнее присмотреться к тому, в какие игры он играет. Поскольку ребенок подсознательно выражает весь свой накопленный опыт, внутренние конфликты, а также эмоции в игре, родители могут составить представление о том, что волнует, тревожит или радует их малыша. О чем же говорят игры нашего ребенка?

Игра «Дочки-матери». Ребенок выражает заботу о кукле или плюшевом мишке, которому «больно», гладит его по голове и жалеет. Значение. Возможно, ваш сын или дочка проигрывают эпизод, подсмотренный им где-то недавно. А может быть, он играет «в маму», копируя ваше поведение. Это говорит о том, что малыш любит вас и зависит о вас. Но, возможно, ваш ребенок по той        или иной причине чуть больше нуждается в любви, заботе и нежности, а жалея куклу, пытается компенсировать то, чего не достает ему.

Игра «Гонки». Игрушечные машины то и дело сталкиваются, ребенок постоянно стучит игрушками или бьет крышкой по кастрюле. Значение. Может быть, ему просто нравится шум и необычные звуки. Но подобный вид игры может также означать наличие конфликтов, которые он может испытывать в отношениях с матерью, отцом, братом и т.д. по игре или каких-то других бытовых ситуациях. Выражая гнев, он таким образом «разряжается» и успокаивает себя, и от этого ему становится легче на душе.

Игра «В страшилки». Ребенок играет в монстра, любит слушать «страшилки». Значение. Благодаря сказкам и историям «страшного» содержания ребенок получает возможность эффективнее и безболезненнее одолевать свои страхи. Так называемые «детские страхи» должны быть «прожиты» и рационализированы именно в детстве. Это своеобразная тренировка храбрости, мужества, силы воли и т.п. Через это удовлетворяется познавательный, исследовательский инстинкт ребенка. Таким образом,  он утверждается, познает свою ценность и тренирует инстинкт самосохранения.

Игра «Наказывает  игрушку». Ребенок ругает или наказывает куклу, другую игрушку, за то, что она в чем-то провинилась. Значение. Воспитывая куклу, ребенок признает и в какой-то мере принимает те запреты и ограничения, которые получает от вас. Это может быть проявлением бунтарства, внутреннего протеста против запретов. Но, возможно, это всего лишь здоровый способ справиться с разочарованием от того, что он не может делать то, что ему хочется. Вместо того, чтобы капризничать или закатывать истерику, он успокаивает себя, делая «понарошку» то, сто ему не позволяют делать по настоящему.

Игра «Богатыри». Ребенок играет в богатыря или любого другого супер – героя. Значение. Он чувствует себя могущественным и уверенным в себе, а также способным помогать слабым. Игра в супер – героя укрепляет его уверенность в себе.

   Одним из важных принципов реализации ФГОС в ДОУ является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников , повышение культуры педагогической грамотности семьи. Педагогическое образование родителей ориентировано на развитие активной, компетентной позиции родителей. Сегодняшние родители внимательно относятся к консультации специалистов  ДОУ: медицинской сестры воспитателя, логопеда, психолога. Наилучшей формой работы с семьями считаю индивидуальные беседы об успехах ребенка и трудностях в выполнении заданий логопеда. Родители с большим удовольствием посещают открытые занятия логопеда и воспитателя, знакомятся с логопедическими играми, внимательно относятся к тематическим круглым столам, которые проводятся педагогами  в нашей логопедической группе. Родители приходят на логопедические  занятия своих детей, где логопед может скорректировать  индивидуальную программу совместной работы с родителями, научить и  вместе поиграть в развивающие  речевые игры.

   С помощью наличия  домашнего  педагогического процесса, предусматривающего активное участие родителей, можно развивать  коммуникативные навыки детей,  исправлять дефекты звукопроизношения, формировать характер будущих отношений  дошкольников в социуме, развивать умения детей управлять  своими эмоциями, а также  активизировать у дошкольников творческую активность, самостоятельность, произвольность и формировать  предпосылки учебной деятельности. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, улучшается эмоциональный фон. Чем больше времени уделяют взрослые своему ребенку, тем лучше между ними взаимоотношения. Общие интересы сближают их, создают в семье дружественную атмосферу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Физическое развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»

quot; Физическое развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС"...

"Бизиборд как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС"

В современной дошкольной педагогике одной из самых острых является проблема игры. Ценность игры для детского развития признается практически всеми специалистами. Большинство педагогов, педиатров, нейр...

Мастер-класс для воспитателей "Новые виды конструированиякак средство для всестороннего развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС. LEGO – конструирование и робототехника"

Мастер-класс для воспитателей"Новые виды конструированиякак средство для всестороннего развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС. LEGO – конструирование и робототехника"...

Мастер-класс «Новые виды конструирования как средство для всестороннего развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС. LEGO – конструирование и робототехника»

Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активной педагогической работы по конструктивно-модельной деятельности....