Сформированный фонематический слух – залог правильного звукопроизношения.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Сегидина Ольга Юрьевна

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и многое другое. Но из всех звуков воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_segidina_o._yu.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

На пятом году жизни у детей значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произношение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят свистящие и шипящие звуки, соноры. Отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя слоговую структуру; правильно употребляют ударение, соблюдают нормы литературного произношения слов. Но у некоторых детей еще неустойчиво произношение отдельных групп звуков (например, свистящих и шипящих – в одних словах звук произносится правильно, а в других – неверно); неправильное произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых. Это объясняется тем, что у дошкольников не закреплены некоторые звуки или они нечетко дифференцируют их на слух и в собственном произношении.

Достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи (конечно, если это дается в сравнении), улавливать различные средства выразительности. Подражая взрослым, дети могут и сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова и группы слов, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому. Дети уже умеют не только говорить достаточно громко, но и следить за громкостью речи окружающих. Они способны менять громкость голоса с учетом содержания высказывания. Таким образом, возможности детей в использовании своего голосового аппарата значительно расширяются. Меняя громкость и темп речи, дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности, более точно выражать свои мысли, выразительно читать художественные произведения.

 Итак, к пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище, отчетливее. Возрастает речевая активность детей. Они начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер.

Но все это возможно лишь в том случае, если в предшествующих возрастных группах взрослый развивал у них фонематическое восприятие. Ниже приведены речевые игры направленные на развитие фонематического слуха, как для педагогов, так и для родителей.

«Заколдованное слово».

Ведущий-взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным.

Взрослый называет слово — жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех - четырехбуквенных слов, затем усложняя ”заколдованные” слова. Например, ”расколдовываем” слово ”яблоко” — ”Я, б, л, о, к, о”.

«Эхо».

Перед игрой взрослый обращается к детям: ”Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: ”Эхо, привет!”, то и оно вам ответит: ”Эхо, привет!”, потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажите. А теперь давайте поиграет в эхо. Затем назначают водящего – «Эхо», который и должен повторять то, что  ему скажут.

Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, «ау», «скорее», «бурелом»). Можно использовать  в игре для повторения стихотворные и прозаические фразы («Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало!»).

 «Испорченный телефон».

Задание: педагог произносит шепотом три слова по теме одному ученику, а он по цепочке передает другим детям. Слова должны дойти до последнего игрока. Педагог спрашивает его: «Какие вы услышали слова?», если он скажет верно, значит, телефон исправен.

Прогулка в лесу.

Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц. Воспитатель выставляет игрушки на столе и просит детей назвать их. Затем он предлагает детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и отвозят в определенное заранее место. Педагог следит, чтобы дети верно отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили при этом[С] [С’], [З] [З’]. [Ц].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Консультация для воспитателей "Формирование фонематического слуха — залог успешной коррекции звукопроизношения"

Консультация для воспитателей рассказывает о мире звков, о том , какой бывает слух. Здесь можно познакомиться с возрастными границами и условиями формирования фонематического слуха, а также, как проис...

Консультация для родителей-"Сформированность фонематического слуха-главное условие успешного обучения грамоте"

Консультация для родителей "Сформированность фонематического слуха-главное условие успешного обучения грамоте"...

СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА – ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. Консультация для родителей

В консультации родителям  дается реккомендация, о чём нужно помнить, обучая детей чтению и развивая фонематический слух....

Консультация для родителей и педагогов " Сформированность фонематического слуха-главное условие обучения грамоте"

Консультация для родителей и педагогов " Сформированность фонематического слуха-главное условие обучения грамоте"...

Формирование фонематического слуха — залог успешной коррекции звукопроизношения

Развитый ФС является непременным условием успешного обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности ФС является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития....

Консультация для родителей "Фонематический слух - залог правильной речи."

Игры на развитие фонематического слуха для детей младшего возраста. Материал полезен родителям детей 2-3 лет....