Конспект занятия "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Кулагина Ирина Александровна

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе "Перелетные птицы". Составлен на основе конспектов Н. В. Нищевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye_ptitsy_konspekt_zanyatiya.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Октябрь,2- я неделя. Тема «Перелётные птицы. Водоплавающие птицы».

Занятие 1.

Коррекционно- образовательные задачи. Обобщение представлений о периодах осени и изменениях в природе поздней осень. Систематизация знаний о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни. Уточнение и активизация словаря по теме «Перелетные птицы» (птица, лебедь, журавль, утка, гусь, ласточка, стриж, кукушка, грач, скворец; летать, зимовать, собираться, курлыкать, тосковать, возвращаться; перелетный, водоплавающий, пернатый). Совершенствование навыка рассказывания по картине. Формирование целостного представления об изображенном на картине. Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных). Совершенствование навыка анализа предложений. Совершенствование слогового анализа.

Коррекционно- развивающие задачи. Развитие связной речи, слухового и зрительного внимания и восприятия, мышления и памяти, тонкой и общей моторики, координации движений.

Воспитательные задачи. Воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, любви и бережного отношения к природе.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.

Логопед. Отгадайте загадку.

Птицы стаями летят.

Грустно. Дождь и листопад.

Ветер в небе тучи носит,

Потому что это…

Дети. осень.

Логопед. Верно. И сегодня мы продолжаем разговор об осени, поговорим о том, что происходит осенью в жизни птиц, рассмотрим картину «Отлет птиц» и составим рассказ о ней.

  1. Предварительная беседа. Прослушивание записи криков журавлей.

Логопед. Что вы услышали?

Дети отвечают.

Логопед. Какими были крики?

Дети. грустными, печальными, пронзительными.

Логопед. Почему?

Дети. Журавли улетают в теплые края, прощаются с родиной до самой весны, поэтому им грустно.

  1. Рассматривание картины «Отлет птиц» и беседа по ней.

Вопросы логопеда детям. Логопед добивается развернутого ответа на каждый вопрос.

Кого вы видите на картине?

Что птицы делают?

Где они собираются в стаи?

Каких птиц вы видите на переднем плане? (белые лебеди и кулики)

Какие птицы собрались у самой воды? (журавли)

Кого вы видите вдалеке на воде? (уток)

Стаи каких птиц поднялись высоко в небо? (лебедей и журавлей)

Какая природа окружает птиц? Расскажите о времени года, о лесе на заднем плане картины, о воде, о небе.

Дети. Наступила поздняя осень. Лес на заднем плане картины совсем голый, темный. Трава пожелтела и засохла. Вода в озере серая и холодная. Небо покрыто тучами. Идет дождь. Дует ветер.

Логопед. Подумайте, какие слова можно сказать о дожде и ветре.

Дети. Дождь осенний, моросящий. Ветер порывистый, холодный.

Логопед. Какое настроение вызывает картина?

Дети. картина вызывает грустное осеннее настроение.

  1. Подвижная игра «Лебеди учатся летать».

Дети встают в круг, поднимают руки, разводят их в стороны и выполняют взмахи руками, двигаясь по кругу с высоким подниманием колена. По команде логопеда дети заканчивают выполнение упражнения.

  1. Игра с мячом «Чей? Чья? Чье?».

Логопед. Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, вы ловите мяч и отвечаете на него.

Шея лебедя- чья?

Дети. Лебединая шея.

Ноги журавля- чьи?

Дети. Журавлиные ноги.

Клюв утки- чей?

Дети. Утиный клюв.

Крыло гуся- чье?

Дети. Гусиное крыло.

  1. Упражнение «Составь схему».

Логопед. Еще раз повторите предложение о том, что делают птицы, которые поднялись в осеннее небо.

Дети. Птицы прощаются с озером и лесом.

Логопед. Сосчитайте слова в этом предложении.

Дети. Шесть.

Логопед. Верно. А теперь составьте схему этого предложения.

Приложение 1 (для увеличения до необходимого размера для вырезания).

Логопед. Назовите слова по порядку.

Дети называют.

  1. Коллективное составление плана рассказа.

Логопед. Давайте вместе составим план рассказа по картине. С чего начнем?

Дети. можно начать с описания времени года и природы.

Логопед. Что расскажете потом?

Дети. потом мы расскажем о птицах.

Логопед. Чем вы закончите рассказ?

Дети. рассказ можно закончить описанием настроения, которое вызывает картина.

Логопед. Хорошо. А теперь подумайте одну минуту и подготовьтесь к составлению рассказа.

  1. Пауза для подготовки детей к рассказу.
  2. Рассказ по картине «Отлет птиц».

Отлет птиц.

Наступила поздняя осень. Лес стоит темный, голый. Трава пожелтела и засохла. Небо покрыто тучами. Идет холодный моросящий дождь. Дует порывистый ветер. Вода в озере стала холодной.

Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету в теплые края.

На переднем плане картины мы видим белых лебедей и маленьких куликов. У самой воды собрались журавли. По озеру плавают утки. Высоко в небо поднялись стаи лебедей и журавлей. Птицы прощаются с озером и лесом.

Картина вызывает грустное осеннее настроение.

  1. Игра «Посчитай слоги, определи первый звук».

Логопед прикрепляет на доску картинки перелетных птиц (лебедь, кулик, журавль, утка, трясогузка, грач), просит детей посчитать количество слогов в названиях этих птиц и назвать первый звук в начале этих слов.

  1. Окончание занятия.

Оценка работы детей. Рефлексия.

Приложение 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннига по теме "Птицы"....

Конспект-занятие "Птицы"

для воспитателей....

Конспект занятия "Птицы республики Коми"

Программное содержание.-Учить детей устанавливать причинно-следственные связи различного характера.-Формировать умение использовать для обобщения предметно-схематическую модель.-Развивать обобщенные п...

Конспект занятия " Птица счастья" (подготовительная группа)

Содержание занятия по ручному труду  основано на знакомстве детей с птицей, которая издавна в народе считалась символом счастья и называлась "Птица счастья"....

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннинга по теме "Птицы"...

конспект "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"

беседы о птицах, наблюдение на прогулке за птицами, рассказ воспитателя о жизни птиц, о сезонных изменениях в природе, изготовление кормушки совместно с детьми, объяснение её назначения, чтение художе...

Конспект "Зимующие птицы"Конспект ООД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

Конспект ООД по оброзовательной оьбласти "Художественно- эстетическое развитие" для детей 6 - 7 лет...