Картотека речевых заданий на дифференциацию звуков.
картотека по логопедии (старшая группа) по теме

Киселёва Элла Анатольевна

Дифференциация (или различение звуков)-очень важный раздел логопедической работы. Нарушение звукопроизношения- это не только дефект артикуляции, но и полное в речи одного или нескольких звуков, котрые замещаются другими звуками. При нарушении речи, кроме замещения отсутствующих звуков, также широко распространено явление смешения уже имеющихся у ребенка звуков речи. Нарушение фонетики родного языка, затрагивающее большое количество звуков, котрые и замещаютсяи смешиваются между собой, рассматривается сегодня как недостаток отчетливого слухового восприятия или как фонетико-фонематическое неразвитие речи. Речевой материл  на различение звуков представлен как механическое противопосталение изучаемых звуков в слогах, словах, предложениях, стихах, потешках, поговорках. Карточки составлены на онове пособия Надежды Жуковой "Уроки логопеда. Исправление нарушений речи".  Материал может быть использован в работе учителя-логопеда и также предложен родителям для закрепления иученного материала дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференциация С и Ш. Карточка № 1.

  1. Проговаривание слогов.

СА-ША         СА-ША           СА-ША

СО-ШО         СО-ШО           СО-ШО

СУ-ШУ        СУ-ШУ             СУ-ШУ

          СЫ-ШИ       СЫ-ШИ             СЫ-ШИ

     2.Проговаривание слов.

Саша                шоссе             смешно

Сашенька         шест               слышно

сушки              шесть              солнышко

    3. Шалаш-салат     ваш-вас                   нос-нож

    мешок-песок     башня-басня            усы-уши

    шутки-сутки     кашка-каска             мыс-мышь

    шило-сила         посол-пошел           масса-Маша

    4. Проговаривание слогов.

спа-шпа           сма-шма          сва-шва      ста-шта

спо-шпо          смо-шмо          сво-шво      сто-што

спу-шпу          сму-шму          сву-шву      сту-шту

спы-шпы         смы-шмы        свы-швы     сты-шты

   5. Изменить слова.

Я спешу и ты спешишь.

Он спешит – и вы спешите.

Мы спешим – и они спешат.

Я сушу сушки – и ты сушишь сушки.

Я слышу ваш бас, а ты слышишь наши басы.

Дифференциация С и Ш. Карточка № 2.

  1. Выучить.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон.

У болота вдоль опушки

Мимо вспаханных полей

Шли веселые лягушки

В гости к бабушке своей.

  1. Подготовить пересказ.

        Маша и Саша любят кашу.

Маша и Саша любят кашу. Каша вкусная, каша пшенная и пышная. Маша кушает кашу с маслом, а Саша ест кашу с молоком.

Саша и его семья.

У нашего Саши есть собака Шу-шу. Она шалунишка. Есть у Саши и котик Васенька, он котишка-плутишка. Шалунишка Шу-шу и Васенька вместе спят, вместе из одной миски едят. Если Саша идет гулять, он надевает сапожки, а Шу-шу лает и хвостиком виляет. А если Саша не спешит идти, Шу-шу шалит – за штаны Сашу хватает, за сапожки кусает.

  1. Выучить чистоговорки.

В шалаше шесть шалунов.

Шишки на сосне, шашки на столе.

Шапкой Саша шишки сшиб.

Шила шубку-сшила юбку,

Шила шапку- сшила тапку.

Дифференциация Л и Ль. Карточка № 1.

  1. Проговаривание слогов.

ла-ля         ал – аль     вла-вля   лу-лю    ул-уль    кла-кля

ло-лё         ол-оль       пла-пля   лы-ли    ыл-иль   сла-сля

     2.Проговаривание слов.

    лавка-лямка              лоб-лёд                    лук-люк

    пола-поля                 лом-лён                    лужа-Люда

    юла-Юля                  пилот-полёт             лыко-лихо

    игла-петля               болото-полёты         лысый-лисий

    галка-галька            кашалот-самолёт     улыбка-улитка

   даль-дал                 уголь-угол

   мель-мел                цель-цел

   сельдь-сел              полька-пол

   ель-ел                     пыль-пил

    4. Проговаривание предложений.

   В этом году было тёплое лето.          В углу уголь.

   За садом поля и леса.                         Юле купили юлу.

     5.Изменить слова.

Алла упала – и мы упали.

Коля устал – и мы устали.

Алла села на стул и Коля сел на стул.

А дети давно сидели на стульях.

Один лимон и одно яблоко.

Два лимона и два яблока.

Много лимонов и много яблок.

Дифференциация Л и Ль. Карточка № 2.

  1. Выучить.

С клёна упала

Соседка Алёнка.

Алёнку намазали зелёнкой.

И стала Алёна зеленее клёна.

На неделе у налима

Состоялись именины,

Там надменные лини,

Ели сладкие блины.

Улитка Алина

В лесу обитала,

Алине дела

В лесу  хватало-

Плясала, гуляла,

Делала сальто

И весело пела.

  1. Выучить чистоговорки.

Не сыпь уголь в этот угол.

Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела.

Колотил Клим клин, колотил да не выколотил.

Ловким клювом клюкву с блюда клюёт плутовка-мухоловка.

Клинья клином выбивали-

Только клинья поломали-

Клин  сломался пополам,

Клинья лопнули по шва.

Дифференциация Р и Рь. Карточка № 1.

  1. Произносить с раскатом длительно Р и коротко Рь.

ррра-ря         дррра-дря      тррра-тря          тррра-тря

ррро-рё         дррро-дрё      тррро-трё          тррро-трё

ррру-рю        дррру-дрю     тррру-трю        тррру-трю

ррры-ри        дррры-дри      тррры-три        тррры-три

  1. Проговаривание слогов.

здра-здря    пры-при       вру-врю        жры-жри

кра-кря      бры-бри         шра-шря       хра-хря

гра-гря       вры-ври         шро-шрё       хро-хрё

вра-вря       жра-жря        шры-шри      хру-хрю

вро-врё       жро-жрё        стра-стря      стры-стри  

  1. Проговаривание слов.

рад-ряд                        трап-тряпка

парад-наряд                красный –грязный

играть-нырять            Жора-Боря

град-грядка                Нюра-Варя

  1. Проговаривание предложений.

РА-РЯ

Радостно в ряске ныряет карась.

Жора и Боря моют грязные грабли.

На красной рябине корявая кора.

  1. Выучить чистоговорки.

Играют в прятки кроты на грядке.

Под порогом в ларёк прорыл ход хорёк.

Дифференциация Р и Рь. Карточка № 2.

  1.  Проговаривать.

РО-РЁ

роза-берёза                   брови-брёвна

рожки-сережки             ворона-верёвка

народ-вперёд                 робкий-рёбра

корова-Бурёнка             порог-ларёк

РУ-РЮ

           руки-брюки                     фрукты-урюк

           рубашка-рюмка               стручок-крючок

           берусь-борюсь                 комару-снегирю

           круг-крюк                         Андрюша-игрушка

  У Андрюшки три игрушки и большая груша.

   Свинья ест фрукты- хурму и урюк

   И радостно хрюкает: хрюк-хрюк!

РЫ-РИ

              куры-курица                       комары-комарики

              пары-парить                       осетры-глухари

              рыбы-грибы                       пожары-буквари

              рычать –кричать                рысь-рис

              корыто-Рита                       кедры-кудри

              шары-шарики

Игривые тигры катают шарики, а над ними летают комарики.

Тигры рычат – снегири кричат.

У моей сестры Марины есть гранат и мандарины.

У маленькой Риты в аквариуме маленькие рыбы.

Дифференциация Р и Рь. Карточка № 3.

Р-Рь

  1. Проговаривание слов.

жар-жарь                    горка-горька

удар-ударь                 зорко-зорька

сыр-пузырь                пример-январь

  1. Проговаривание предложений.

На горке – хор зверьков из породистых хорьков.

Зорко смотрит снегирь на зорьке.

Мурзик, смерь температуру,

а потом прими микстуру.    

  1.  Выучить чистоговорки.

Арь-арь-арь – вот висит фонарь.

Один фонарь, два… три…четыре…пять.

Ирь-ирь-ирь – у Раи снегирь.

Один снегирь, два… три…четыре…пять.

Дифференциация Р и Л. Карточка № 1.

  1. Проговаривание слогов.

ра-ла                ла-ра               ал-ар       ра-ал

ро-ло                ло-ро              ол-ор      ор-ол

ру-лу                лу-ру              ул-ур      ур-ул

ры-лы               лы-ры            ил-ир      ир-ил

  1. Проговаривание слов.

рад-лад            рот-флот                 рука-Лука

рак-лак            рокот-локоть          беру-силу

рама-лама        урок-улов               рубка-голубка

рамка-лавка     герой-удалой         выручать-получать

 

             серый – смелый

         игры-иглы

             метры-метлы

         горы-скалы

  1. Выучить чистоговорки.

Ла-ра, ра-ла – вышел Рома со двора.

Ло-ро, ро-ло – ведро наше уплыло.

Лы-ры, ры-лы – волки серые злы.

Мыло серо, да моет бело.

Карл у Клары украл кораллы.

А Клара у Карла карнет.

Взял носорог коловорот

И нырнул в водоворот.

Дифференциация Рь и Ль. Карточка № 1.

  1. Проговаривание слогов.

ря-ля                ля-ря            ре-ле        

рё-лё                лё-рё            ле-ре

рю-лю             лю-рю              

ри-ли               ли-ри    

       

  1. Проговаривание слов.

             Боря-Поля                         горит – болит

             Варя-Валя                         сорить-солить

             моря-поля                         дарить-повалить

             говорят- не велят             берись-не хвались

             апрель-капель                    вперёд-самолёт

             рейка-лейка                       берёт-полёт

             скорей-налей                     рёва-Лёва

             море-поле                          поперёк-кулёк

             варю-валю                        крюк-люк

             брюква-клюква                урюк-посолю

  1. Выучить чистоговорки.

Ря-ля, ля-ря-улетели самолёты за моря.

Ри-ли, ли-ри- полено на дворе убери.

Ре-ле, ле-ре – ребята пели во дворе.

На дворе – апрель, за окном- капель.

За дело берись, сделал дело- не хвались.

Из лейки поливаем, а рейки прибиваем.

Юля пескари в реке на мели.

Дифференциация Р и Л в стихах.. Карточка № 1.

Потешка.

Рослая сорока и робкая ворона

Прогнали из гороха

Хромого носорога.

Ворона.

-Кра!-

Кричит ворона.-

Кража!

Караул!

Грабёж!

Пропажа!

Вор прокрался

Утром рано!

Грош украл он

Из кармана!

Карандаш! Картошку!

Пробку! И красивую коробку!

Рыбка

Рыбка плавает в водице,               Рыбка спинку изогнула,

Рыбке весело играть,                     Крошку хлебную взяла,

Рыбка, рыбка-озорница,                Рыбка хвостиком вильнула,

Мы хотим тебя поймать.               Рыбка быстро уплыла.

Дифференциация С и З. Карточка № 1.

  1. Проговаривание слогов.

са-за                 за-са              

со-зо                зо-со                

су-зу                зу-су                

сы-зы               зы-сы

           

  1. Проговаривание слов.

           сад-назад             соя-Зоя                     суп-зуб

       сайка-зайка           носок-возок            несу- внизу

       лиса-Лиза             сова-зола                  косы-козы

       коса-коза              совок-кузовок          носы-возы

           

  1. Выучить чистоговорки.

Вот веселая затея-

Запускать на нитке змея.

На ослике – Соня,

На козлике-Зоя.

Соня любит букву С,

Зоя любит букву З.

  1. Проговаривать предложения.

Зина знает все буквы. Знает она и букву З. Зина умеет называть слова на букву З: зайка, зяблик, зубы, зонт. Зоя не все буквы знает, зато она умеет называть слова со звуком С: сад, самолет, снег, сон. Назови и ты слова со звуком З, а потом с буквой С.

Дифференциация С и З. Карточка № 2.

  1. Подготовить пересказ.

Зоя, зайка и коза.

Зое купили козу и зайку. Коза была заводная. Зоя стала заводить заводную козу. А у зайки от скуки заболели зубы. Зоя стала баюкать зайку, но зайка не спит, он боится – вот-вот коса забодает зайку.

  1. Выучить.

Зайка не спит Зою зовет.

Зайке коза спать не дает.

- Возьмите козу!  Замкните козу!

И зайка тогда заснёт в тазу.

Зайка зевнёт и Зоя зевнёт.

Зайка заснет и Зоя заснет.

Зайку бросила хозяйка.

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

  1. Задание на словообразование.

Если с лесу одни сосны – это лес сосновый.

Если в лесу одни березы – это лес какой?

          Если в лесу одни ели – это лес какой?

          Если в лесу одни осины – это лес какой?

Дифференциация Ш и Ж. Карточка № 1.

  1. Проговаривание слогов.

ша-жа     шу-жу     ше-же    жо-шо      жи-ши

шо-жо    ши-жи     жа-ша    жу-шу      же-ше

шпа-жба    шта-жда    шна-жна      жмя      шля-жля

шпо-жбо    што-ждо   шно-жно      жме      шлё-жлё

шпа-жба    шта-жда    шна-жна      жми      шлю-жлю

  1. Проговаривание слов.

Луша-лужа      шить-жить      шило-жила       лужок-пушок

шаль-жаль       уши-ужи         выше-ниже       должок-мешок

шутка-жутка    шьёт-жьёт      мыши-лыжи       уши-ужин

ежата-мышата  шест-жест      дальше-ближе                

  1. Выучить чистоговорки.

Жук шел, шел, шел, желтый камешек нашел.

Жук жужжит: -Жу-жу-жу!

Я каждый день жужжу

И детишек бужу.

    4. Задание на словообразование.

Составить фразы со словом бежать, используя слова: я , ты, он, мы, вы, они.

Дифференциация Ш и Ж. Карточка № 2.

  1. Выучить потешки.

Наши ежи взяли ножи и точат карандаши.

Восхищаются малыши.

Лягушка прыгнула однажды в пруд чужой

И видит- там плывет налим большой.

Жуки рогатые, мужички богатые

Шапочками машут, с бабочками пляшут.

С мышатами во ржи подружились ежи.

Ушли в камыши, а во ржи не души.

Дождик, дождик, не дожди.

Не дожди, подожди.

Выйди, выйди, солнышко,

Золотое донышко.

2. Подготовить пересказ.

Луша вышла погулять. Надела шаль. На пути у неё была большая лужа. Луша обошла лужу, но Лушина шаль упала в лужу. Ах, как жаль шелковую шаль!

3.Найди ошибки:  «Женя ошибся».

Напиши, женя, что делают животные: ёжик, медвежонок, журавль и ужи. Женя написал. И вот что  у него получилось. Ёжик лазает по деревьям. Ужи летают. Журавль колется. Медвежонок ползает.

Исправь, ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека речевого материала для дифференциации звуков Р – Л.

Речевой материал для дифференциации звуков Р – Л разбит на отдельные карточки, сгруппированные по речевым единицам: слова, словосочетания, предложения,  стихи и короткие рассказы. Данный материал...

Картотека заданий по дифференциации звуков [Л]-[Ль]

Картотека содержит речевой материал по дифференциации звуков [Л]-[Ль]....

Картотека речевого материала для дифференциации звуков С - Ш.

Речевой материал  для дифференциации звуков  [с-ш] разбит на отдельные карточки, сгруппированные по речевым единицам: слоги, слова, словосочетания, предложения, стихи и короткие тексты для п...

Картотека речевого материала для дифференциации звуков Л - Н.

Представленный речевой материал разбит на отдельные карточки и сгруппирован по лексическим единицам: слова,  словосочетания, предложения, стихи и тексты для пересказа....

Картотека речевого материала для дифференциации звуков Л - В.

Речевой материал для дифференциации звуков Л – В разбит на отдельные карточки, сгруппированные по речевым единицам: слова, словосочетания, предложения,  стихи и короткие рассказы. Данный ма...

Методическая разработка. Картотека речевого материала по дифференциации звуков.

Речевой материал по дифференциации звуков разработан для детей с тяжелыми нарушениями речи, имеющих общее недоразвитие речи, а также для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и  для ...

Картотека речевого материала для дифференциации звуков [с-з].

Представленный речевой материал разбит на отдельные карточки и сгруппирован по лексическим единицам: слова,  словосочетания, предложения, стихи и тексты для пересказа. Часть карточек иллюстрирова...