Рекомендации по развитию мелкой моторики пальцев рук (для родителей)
консультация по логопедии на тему

Фролова Людмила Ивановна

Тренировки движений пальцев рук являются важнейшим фактором, стимулирущим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму, и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_razvitiyu_melkoy_motoriki_paltsev_ruk.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по развитию мелкой моторики пальцев рук

        Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом то и речевое поведение ребенка в пределах возрастной нормы.

        Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее – и Сегеном.

        Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения заикания.

Тренировки движений пальцев рук являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму, и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

       К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

        К развивающим играм с ребенком не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению чего-то, это – интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Игра дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.

         Предлагаю вам несколько несложных и интересных приемов для развития мелкой моторики у детей:

  1. Как можно чаще рисуйте ребенку всевозможные лабиринты. Пусть «пройдет» по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. («Этот лабиринт в замке Снежной Королевы, он из льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет»)

  1. Обведение любых вкладышей из серии «рамки и вкладыши Монтессори» полезно для развития руки, не менее полезно их заштриховывать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штрихование получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного, до яркого, темного. Во всех случаях ребенку нужны образцы, так что штриховать придется и вам.

  1. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печенья или кексов.

  1. Пришивание настоящей пуговицы настоящей иголкой вполне под силу детям с 4-х лет, под Вашим наблюдением, конечно.

  1. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.

  1. Нарисуйте на листочке в клеточку несложную дорожку, если ребенку не составит труда ее точно перерисовать, нарисуйте дорожку посложней.

  1. Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Можно рвать картинки из журнала или газеты – как получится, и наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.

Ножницами вырезать геометрические формы и фигурки из все тех же цветных журналов, и клеящим карандашом закреплять их на листе.

Игра на вырезание узоров из в несколько раз сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно получится узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

  1. Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги – задание на тренировку руки и на аккуратность.

  1. Если ваш ребенок неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют, или бусы, или еще что-нибудь. Лучше всего рисунок закончить фломастерами или карандашами.
  2.  Лепить из пластилина.  Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте соленое тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата. Вот рецепт: мука-соль-вода-подсолнечное масло. Мука и соль берутся в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, столовая ложка масла). Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавьте воды тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить ребенку.

Пальчиковая гимнастика

(выполняется стоя или сидя, без речевого сопровождения)

  1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание (до 20 раз)
  • Ладонями вверх;
  • ладонями вниз;
  • обеих рук одновременно;
  • правой и левой по очереди.

         Выполняется с силой, в сжатом положении фиксируется 2-3 секунды.

  1. Вращение кистями рук ( по 10 раз)
  • В правую, затем в левую сторону;
  • вовнутрь (обеими кистями);
  • наружу.

         Можно выполнять упражнения из положения «руки в сторону»

  1. «Пальчики «здороваются»  (10-15 раз)

         Соприкосновение подушечек пальцев

  • Пальцы правой руки – с большим пальцем правой руки;
  • пальцы левой руки – со своим большим пальцем;
  • выполняются сначала по очереди, затем одновременно;
  • пальцы правой – с соответствующими пальцами левой;

         Сила надавливания подушечек пальцев и темп выполнения увеличиваются.

                   Проговаривание стихов одновременно с движениями

  Речь детей как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие детей.

                                                     «В гости»

В гости к пальчику большому                      Выставляем вверх большие пальцы

Приходили прямо к дому                              соединяем под углом кончики пальцев

                                                               обеих рук.

Указательный и средний,                             Поочередно называемые пальцы                    

                                                              соединяются с большими на двух

                                                              руках одновременно.

Безымянный и последний,                           Пальцы сжаты в кулак,     

Сам мизинчик – малышок                            вверх выставляем только мизинцы.

Постучался на порог                                     Кулаки стучат друг о дружку.

Вместе пальчики-друзья                               Ритмичное сжатие пальцев в кулак

Друг без друга нам нельзя.                            на обеих руках.

                                                                                                                     

                                          «Домик»

Раз, два, три, четыре, пять                          Разжимаем пальцы из кулака по

                                                            одному, начиная с большого.

вышли пальчики гулять                              Ритмично разжимаем все пальцы

                                                            вместе.

Раз, два, три, четыре, пять                         Сжимаем по очереди широко рас-

                                                            ставленные пальцы в кулак, начиная

                                                            с мизинца.

в домик спрятались опять.                            Ритмично сжимаем все пальцы вместе.

                                                    «Прогулка»

При выполнении этого и следующего упражнения ребенок сидит за столом и ритмично двигает по поверхности стола (от себя к краю) прямые пальцы обеих рук.

Пошли пальчики гулять,                        Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие

                                                               пальцы опущены вниз и как бы прыжками

                                                               двигаются по столу.

А вторые догонять.                              Ритмичные движения по столу указатель-

                                                               ными пальцами.

Третьи пальчики бегом,                      Движения средних пальцев в быстром

                                                               темпе.

А четвертые пешком,                          Медленное движение безымянных пальцев                         

                                                               по поверхности стола.

Пятый пальчик поскакал                    Ритмичное касание поверхности стола

                                                              обоими мизинцами.

И в конце пути упал                           Хлопок обоими кулаками по поверхности

                                                              стола.

                                                  «Человечки»

Побежали вдоль реки                        Движение указательного и среднего пальцев

Дети  наперегонки                             обеих рук по поверхности стола от себя

                                                             к краю (повторить несколько раз).

                                               «Замок»

На двери висит замок                      Ритмичные быстрые соединения пальцев

Кто открыть его бы мог?                двух рук в замок.

Потянули,                                         Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся

                                                           в разные стороны

Покрутили,                                      Движение сцепленными пальцами от себя,

                                                         к себе.

Постучали                                      Пальцы сцеплены, основания ладоней стучат

                                                        друг о друга.

И открыли!                                    Пальцы расцепляются, ладони в сторону.

Работа по совершенствованию пальцевой моторики должна быть регулярной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение родителей.(консультация) Развитие мелкой моторики пальцев.

Развитие мелкой моторики пальцев рук сказывается на развитие детской речи, внимание, умственную активность, развивает и стимулирует интелектуальную и творческую деятельность. Развитие навыков мелкой м...

Рекомендации для родителей на тему "Развитие мелкой моторики пальцев рук"

На практике работы с детьми прослеживается прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием моторики пальцев рук у каждого ребёнка. Именно поэтому я предлагаю разнообразные игры...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики пальцев рук"

Данная консультация содержит интересный материал для развития мелкой моторики дома. Представлены занимательные  игры с шариками, бусинками, прищепками, пластилином и многими другими материалами....

Консультация для родителей Значение развития мелкой моторики пальцев рук для коррекции речи.

Консультация для родителейЗначение развития мелкой моторики пальцев рук для коррекции речи.Нормальное развитие речи ребенка связано с развитием движений пальцев рук т.к. моторная речевая зона в головн...

мастер-класс для родителей "Развитие мелкой моторики пальцев рук"

материал будет полезен и родителям, и педагогам, и логопедам в работе с детьми тем, что содержит пособие, очень простое в изготовлении, но ооооочень полезное и результативное....

Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев (Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания)"

         Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у де­тей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостат...