Дидактическое пособие «Азбука - игрушка».
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Ежова Татьяна Геннадьевна

Яркое пособие занимательного и развлекательного характера «Азбука- игрушка», изготовленное воспитательницей Овчаровой Натальей Ивановной,  позволяет в игровой форме детям выучить буквы. Буквы объемные, мягкие. У каждой буквы, в кармашке – предмет, который начинается на данную букву. Пособие, предназначено для детей дошкольного возраста. Пособие может быть использовано воспитателями, учителями-логопедами, дефектологами и родителями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_-_igrushka.docx485.51 КБ
PDF icon posobie_azbuka_-_igrushka_1.pdf1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие «Азбука - игрушка».

Пояснительная записка:

Форма: Мягкий плакат-азбука в форме машины, сшит из ткани фетр.

Актуальность: Соответствует современным тенденциям развития дошкольного образования;

Проблема: Дошкольники с  тяжелыми нарушениями речи отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками фонематического анализа и синтеза и в запоминании букв;

Данный продукт помогает в игровой форме выучить буквы, выполнять звуковой анализ и синтез.

Аннотация пособия:  Яркое пособие занимательного и развлекательного характера «Азбука- игрушка» позволяет в игровой форме детям выучить буквы. Буквы объемные, мягкие. У каждой буквы, в кармашке – предмет, который начинается на данную букву. Пособие, предназначено для детей дошкольного возраста. Пособие может быть использовано воспитателями, учителями-логопедами, дефектологами и родителями.

                                                 D:\фото\кабинет\109NIKON\DSCN1244.JPG

 

        Пособие соответствует современным тенденциям развития дошкольного образования, апробировано в группе с детьми с ТНР. Проводились следующие игры:

Знакомство с «Азбукой-игрушкой»

Сегодня мы с Вами отправляемся в путешествие на этой необыкновенной машине. Путешествие это будет длиться целый год. В пути нас ждет много веселого и интересного, но иногда будут встречаться и трудности на пути. Вместе с Азбукой –игрушкой  мы сумеем преодолеть все сложности. Готовы к путешествию?

Игра № 1 «Соотнеси по цвету»

Задачи:

  • формировать умение соотносить предметы по цвету;
  • развивать речь;
  • выделять первый звук в слове;
  • Запоминание букв;
  • Дифференциация понятий звук – буква.

C:\Users\Таня\Desktop\Рисунок1.png

Ход игры:

На столе  фигурки животных  и буквы. Инструкция: Найди буквы и предметы одинаковые по цвету. Назови цвет. Какая это буква? Что за предмет? Какой первый звук слышится  в названии этого животного?

Игра №2 «Учим буквы»

Задачи:

  • Соотношение буквы  и звука,
  • Развитие дыхания. 

Ход игры:

Предложить детям спеть  гласные звуки с выраженной артикуляцией:  А – широко открываем  рот,  О – губы овалом, У – губы трубочкой,  И – губки  улыбаются и т.д.

Игра №3 «Интонационная  выразительность голоса»

Задачи:

  • Развитие интонационной выразительности голоса; 
  • Развитие дыхания.

Ход игры:

Ребенку предлагается спеть  про букву незатейливые стишки с разной интонацией голоса, например

О - летает высоко (высоким голосом);

О - летает низко (низким голосом).

Игра №4 «Разложи игрушки по своим домикам-кармашкам»

Задачи:

  • Выделение первого звука в слове; 
  • Соотношение звука и буквы;
  • Запоминание букв.

Ход игры:

Детям раздаются игрушки (с выученными буквами), предлагается разложить игрушки в домики, так чтобы первый звук в названии игрушки соответствовал  букве, например : Аист – в кармашек с буквой А, Гуси – в кармашек с буквой Г, Носорог – в кармашек с буквой Н и т.д.

Игра № 5    «Ориентировка в пространстве»

Задачи: 

  • Учить детей выделять первый звук в слове;
  • Развивать ориентировку  в пространстве;
  • Закреплять предлоги.

Ход игры:

На столе картинки, ребенку предлагается назвать первый звук в слове, найти данную букву и положить ее под картинкой, или над картинкой (слева от картинки и др.)

C:\Users\Таня\Desktop\Рисунок1.png.jpg  C:\Users\Таня\Desktop\Рисунок1.png.jpg  C:\Users\Таня\Desktop\Рисунок1.jpg

Игра № 6  «Букву к букве поднеси, что получилось? Расскажи!»

Задачи: 

  • Учить выкладывать слоги;
  • Чтение слогов. 

Ход игры:

Предлагается детям соединить  букву с буквой и прочитать, что получилось.

Игра № 7 «Выкладываем слова»

Задачи: 

  • Учитьдетей  выкладывать слова;
  • Учить определять порядок и колличество звуков в слове;
  • Выделение первого последнего звука в слове;
  • Определение наличия заданного звука в слове.

Ход игры:

Ребенку предлагается из букв составить слово, назвать первый звук

в слове, последний звук в слове, назвать  общее  количество звуков.

Игра № 7 « Выделение последнего звука в слове»

Задачи: 

  • Учить выделять последний звук в слове.

Ход игры:

Ребенку предлагается определить какой звук последний в слове.

Игра № 8 «Ходим друг к другу в гости»

Задачи: 

  • Определение порядка букв в слове.

Ход игры:

Ребенку дается инструкция: Мишка ходит в гости из одного кармашка в другой, но он ходит не в любой кармашек, а только в тот какая следующая буква в слове.  Например: слово МАМА. Сначала наш Мишка пойдет в кармашек с буквой М, затем, в кармашек с буквой А, затем снова в кармашек с буквой М, и еще раз сходит в кармашек с буквой А.

Игра № 9 «Назови ласково»

Задачи: 

  • Развитие грамматического строя речи:

Учить  образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суфиксом.

Ход игры:

Предлагаются предметы, игрушки, животные из Азбуки-игрушки. Вопросы: Кто это? Как скажем ласково про зайца – (зайчик),  про волка (волчок), про аиста (аистенок), дельфин (дельфинчик) и т.д.

Игра № 10 «Автоматизация звуков»

Задачи: 

  • Автоматизировать поставленные звуки;
  • Совершенствовать связную речь.

Ход игры:

Для игры отбираются игрушки на определенный звук, или группу звуков. Предложить назвать предметы. Придумать с ними рассказ. Можно предложить продолжить рассказ. Например: «В одной сказочной стране жили аист, заяц и слоненок и вот однажды…»

Игра № 11 «Составь сказку»

Задачи: 

  • Развитие связной речи.

Ход игры:

Ребенок сам выбирает, кто будет участвовать в сказке (выбирает животных), Предлагается придумать сказку про этих животных.

Игра № 12 «Продолжи сказку»

Задачи: 

  • Учить детей составлять не большие сказки;
  • Развивать фантазию.

Ход игры:

Предлагается рассмотреть животных. Послушать сказку: Проснулся рано утром  Жираф Раф необыкновенно счастливым. Он знал, что день сегодня будет необыкновенным, потому что это был не обычный день, а день его рождения… (Как ты думаешь, кто пришел поздравить Рафа, что ему подарили и какие веселые приключения произошли в этот день с Рафам и его друзьями….) Ребенку предлагается придумать сказку самостоятельно.

Игра № 13 «Чудесный мешочек»

Задачи: 

  • Учить узнавать буквы по форме;
  • Развитие тактильных анализаторов.

Ход игры:

Предлагается на ощупь узнать силуэт буквы.

Игр  можно придумать бесконечное множество, адаптируя их под  цели и задачи  ваших коррекционных занятий. Используя методическое пособие «Азбука – игрушка» мы достигли следующих результатов:

  • Создали положительный эмоциональный

настрой;

  • Выучили буквы;
  • Научились читать;
  • Дети овладели необходимыми навыками

 анализа и синтеза;

  • Речь детей стала более выразительной и связной.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронное дидактическое пособие "Азбука юного пешехода"

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно д...

Дидактическое пособие "Дымковская игрушка"

Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста "Дымковская игрушка" подходит как для ознакомления, так и для закрепления знаний о дымковском народном промысле....

Дидактическое пособие "Азбука Победы"

Дидактическое пособие для старших дошкольников "Азбука Победы". Формат работы: плакат А3 или альбом А5, 8 листов. Цель пособия: патриотическое воспитание; закрепление знаний о празднике День...

Дидактическое пособие "Азбука пешехода"

Дидактическое пособие для воспитателей по обучеию детей ПДД...

Паспорт дидактического пособия "Азбука денег"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ"Детский сад № 7"152150 Ярославская область, г.Ростов, Микрорайон №1, д.10....

Дидактическое пособие "Азбука здоровья"

Данное дидактическое пособие предназначено для формирования здоровьясберегательных технологий для средннего дошкольного возраста....

Авторское дидактическое пособие "Азбука безопасности"

Дидактическое пособие предназначено для педагогов дошкольных учреждений для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, родителей (законных представителей), а также для детей в их самост...