Методическое объединение учителей - логопедов «Современные образовательные технологии и методики
материал по логопедии на тему

Клейн Татьяна Владимировна

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях. Они сочетают прогрессивные креативные технологии, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_kleyn_innovatsionnye_tehnologii_v_rr.docx592.99 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «БЕЛОЧКА»

Г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

Методическое объединение учителей - логопедов

        

Учитель-логопед

МБДОУ «ДС ОВ «Белочка»

г. Тарко – Сале

Пуровского района
Клейн Татьяна Владимировна

 

   2017год

г. Тарко-Сале

 «Современные образовательные технологии и методики
в работе логопеда»

          Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях. Они сочетают прогрессивные креативные технологии, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

      В современных образовательных технологиях передача знаний идёт в форме постоянного решения проблем. Педагог должен знать и помнить о том, что ребёнок не сосуд, а факел, который надо зажечь!

Инновационные  технологии:

1. Пальчиковые игры в воде.

2. Логоритмика .

3. Карты Проппа.

4. Синквейн .

Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников.


Что такое синквейн?

          Практикующие  педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются современными педагогами для занятия в детском саду и на уроках в школе. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Дети
Любимые, ласковые
Играют, радуют, умиляют
Дети — цветы жизни
Счастье

   Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».

     Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи — хоку (хайку). Это маленький стих, состоящий из трёх строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.

Кроме традиционного, существуют разные виды синквейнов:

  1. обратный синквейн,
  2. синквейн-бабочка,
  3. зеркальный синквейн.

      Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

     Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

     Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Правила составления синквейна:

1 строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

2 строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

3 строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

4 строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

5 строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

     Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

      Синквейны помогут быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?

     Конечно, можно. Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами:

О ком, о чем?

Какие, какая, какое?

Что делал, что сделал?

     При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:
Условные обозначения:

слова-предметы (существительные)

слова-признаки (прилагательные)

слова-действия (глаголы)

слова-предметы (существительные)

       При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

1 этап – подготовительный

- на этом этапе вводится понятие: «слово-предмет», предъявляется модель-существительное, актуализируется номинативная лексика, предъявляется модель - предмет


Рисунок 1
Кто это? – Ежик. 

- «слово-признак», предъявляется модель-прилагательное актуализируется адъективная лексика.

Предъявляется модель - признак предмета

Рисунок 2

Ежик какой?

( Колючий, дикий, маленький, добрый, серый).

- «Слово-действие», предъявляется модель-глагол, предъявляется модель-действие предмета

Рисунок 3

Ежик что делает?

- Фыркает, спит, сворачивается, ловит.

Алгоритм составления синквейна
Модель синквейна

  1. Предмет (тема) – одно слово-существительное.
  2. Два прилагательных по теме.
  3. Три глагола по теме.
  4. Предложение по теме.
  5. Ассоциация по теме: одно слово-предмет.

Пример синквейна

1. Ежик

2. Cерый, колючий

3. Фыркает, спит, сворачивается.

4. Мне нравится маленький ежик.

5. Лес.

Примеры алгоритмов синквейна для не читающих детей.

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

Синквейн-загадка (воспитатель читает)

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника.

В чём же его эффективность и значимость?

  • Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
  • Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
  • Синквейн является игровым приемом.
  • Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
  • Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
  • Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.
  • Синквейн помогает пополнить словарный запас.
  • Синквейн учит краткому пересказу.
  • Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
  • Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
  • Составить синквейн получается у всех.
  • Синквейн помогает развить речь и мышление.
  • Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
  • Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Методическое объединение учителей-логопедов ДОУ: "Квест - технологии в ДОУ"

В данном материале раскрываются особенности проведения квест игр в дошкольном образовательном учреждениии....

Мастер-класс для логопедов на муниципальном методическом объединении учителей-логопедов "Использование нетрадиционных технологий в развитии речи детей"

Логопедам были представлены игры и упражнения с использованием кинетического песка, сопряженной гимнастики, кинезиологических и нейропсихологических упражнений, направленных на коррекцию нарушений реч...

Использование учителем-логопедом современной образовательной технологии мнемотехники в условиях логопункта ДОУ

            Наблюдения показывают, что у многих старших дошкольников  с  задержкой психического развития (ЗПР), имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), п...

Выступление на городском методическом объединении учителей - дефектологов " Технология «Друдлы» как средство развития креативного мышления и связной речи. "

Развитие воображения, нестандартного мышления, творческих способностей детей является важной задачей современного образования. Согласно психолого-педагогическим исследованиям, все дети так или иначе о...