Как развить речь ребенка с помощью игр. Рекомендация для родителей детей старшего дошкольного возраста.
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Абакумова Ольга Николаевна

Как развить речь ребенка с помощью игр.

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста.

Довольно часто родители отдают ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь детям так хорошо дома! И для него, для мамы так важно играть вместе! Для ребёнка игра с родителями – самый радостный и комфортный способ познать мир.

Именно родители учат малыша говорить: от первых звуков до сложносочиненных предложений и сказок собственного сочинения. Логопед необходим лишь в том случае, когда родители не вполне справляются с этой задачей.

Развитие речи ребенка происходит постоянно, даже когда вы не делаете на этом акцент. Слушая вашу речь, он пополняет свой словарный запас и осваивает принцип построения предложений из отдельных слов.

Даже взрослого ребенка полезно периодически спрашивать о названиях и назначении тех или иных предметов, известны ли они ему. Вы удивитесь, но на практике оказывается, что и старшие дошкольники зачастую не могут назвать вещи, которые видят изо дня в день — «порог» или «оконную раму», например.

Пополнение словарного запаса и формирование речевого навыка происходит и тогда, когда мы читаем ребенку книжки и заучиваем стихи. Однако развитие речи словарным запасом и навыком построения фраз не ограничивается. Не менее важно правильное дыхание и артикуляция. Для их выработки и закрепления разработан целые комплексы разнообразных игр.

Игры для развития дыхания

Все слова мы произносим на выдохе, и, следовательно, чем более тренирована наша дыхательная система, тем больше слов умещается в один выдох. Самый простой способ тренировки — дуть во все, что для этого подходит: свистеть в свистульки, дудеть в дудочки, надувать воздушные шарики и мыльные пузыри.

                                                      Ветер
Возьмите кусочки ваты или бумаги и положите их на стол. Ваша задача сдуть их как можно дальше. Кто дальше сдул, тот и выиграл.

                                                     Выстрел
Ребенок берет губами «пулю» (предмет цилиндрической формы, не пропускающий воздух; идеально подойдут пробки от вина или пластиковые от шампанского) и на выдохе должен выстелить ею как можно дальше.

                                                     Коктейль
Возьмите соломинку, опустите ее в жидкость и покажите ребенку, как, выдыхая, делать пузырьки. Играть можно как с напитками в чашке, так и в ванне, создавая вокруг себя «эффект джакузи».

Игры для развития артикуляции

Упражнения по артикуляции необходимы, чтобы произносить звуки правильно и говорить внятно. В этом процессе задействованы и лицевые мышцы, и речевые области коры головного мозга, и так называемые «произносительные органы речи», включающие в себя гортань, глотку, нёбо, губы и язык. Давая определенные целенаправленные упражнения, родители, помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка. За одно занятие не следует давать больше двух – трех упражнений. К последующим упражнениям надо переходить лишь усвоив предыдущие. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения, сидя перед зеркалом. Можно рекомендовать следующие упражнения:

 

Построить забор

Улыбнуться без напряжения, показать сомкнутые верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

 

Сделать трубочку

Вытянуть губы вперед трубочкой (как при звуке у). Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на расстоянии 1,5-2 см. от губ) и взять ее губами.

 

Лопаточка

Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивать на нижние зубы) и удержать в данном положении под счет от 1 до 5-10.

 

Киска сердится

Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончик языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выгибает спинку.

 

Вкусное варенье

Слизать широким кончиком языка варенье с верхней губы, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогать.

 

Маляр

Улыбнуться. Приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперед-назад, как маляр красит кистью потолок. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

 

Чашечка

Улыбнуться. Приоткрыть рот, поднять широкий, вогнутый внутрь, язык за верхние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.

 

Качели

При открытом рте (губы в улыбке) положить кончик языка за нижние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5, потом поднять широкий кончик языка за верхние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Следить, чтобы рот оставался открытым.

 

Пощелкать кончиком языка

При открытом рте пощелкать кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык.

 

Барабанщики

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком д-д-д сначала медленно, потом все быстрее. Следить, чтобы рот был все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна.

 

Пальчиковые игры

 

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры, которые активизируют работу головного мозга ребёнка, способствуют развитию речи и помогают подготовить руку к письму.

В ходе этих игр у детей вырабатываются ловкость, умение управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности.

К 5 годам дети уже научаются выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.

Все упражнения, предлагаемые здесь, надо выполнять в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала одной, а затем другой рукой. Следите за правильностью их выполнения. Делайте упражнения в течение нескольких минут, 2—3 раза в день.

 

Капуста

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)

Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)

Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)

Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)

В баночку кладём и пробуем.

Комар

Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)

Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)

Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)

А мы его - хлоп (ладошкой до лба)

И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)

Отпустим комара? Отпустим!

(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Котик (выполнять действия по смыслу)

Котик лапкой умывается

Видно, в гости собирается

Вымыл носик.

Вымыл ротик.

Вымыл ухо.

Вытер сухо.

Котёнок

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка!(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)

У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)

На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)

Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать ! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Пальчик - мальчик

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

Улей

Вот маленький улей, где пчелы спрятались,

Никто их не увидит.

Вот они показались из улья.

Одна, две, три, четыре, пять!

Ззззз!

Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели.

 

 

Игры для пополнения словарного запаса

Словесные цепочки
Адаптированная для детей версия игры «в города»: нужно называть слово, которое начинается с той же буквы, на которую закончилось слово, произнесенное предыдущим игроком. Например: ковёр — ракушка — апельсин — небо — облако и т.д.

Чемодан
Пофантазируйте с ребенком, как будто вы отправляетесь в путешествие — в Африку, на необитаемый остров, на Северный полюс и т. п. Нужно собрать чемодан. Что малыш возьмет с собой?

«А у нас в квартире газ, а у вас?»
Находясь не дома, попросите ребенка вспомнить, что есть в его комнате — все-все, до мельчайших подробностей. Используйте любые места, где малыш бывает: помещения в квартире, детскую площадку, цирк, магазин, детский сад.

Угадай-ка
Загадайте какой-нибудь предмет, а ребенок будет его отгадывать, задавая вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет»: «Это можно есть?», «Это сделано из дерева?», «Это больше, чем дом?

 

Игры для формирования навыков связной речи

Просите ребенка подробно рассказывать обо всем, что с ним произошло за день, пересказывать мультики и прочитанные сказки.

В гостях у сказки
Предложите малышу придумать сказку или историю про какую-нибудь игрушку или прохожих на улице: «Представь, что вот эта девочка не просто девочка, а принцесса из далекой сказочной страны…». Ребенок может фантазировать и про себя самого: «Если бы я был волшебником…».

Экскурсия
Возьмите какую-нибудь игрушку и попросите ребенка провести ей экскурсию по дому (магазину, детской площадке) — показать все помещения и вещи и объяснить, что и для чего нужно.

Скороговорки для развития речи


Еще в старину были придуманы скороговорки – род складной речи с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, трудных для произношения. Позанимайтесь с ребенком скороговорками, умерьте торопливость его речи. Ему наверняка понравятся эти забавные и короткие стишки.

1. Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
И матросы две недели
Карамель на мели ели.

2. Говорит попугай попугаю:
- Я тебя, попугай, попугаю!
- Попугай ты меня, попугай, - 
Говорит попугай попугаю.

3. Леня лез по лесенке,
Срывал Леня персики.
С песенками, с персиками
Скатился Леня с лесенки!

4. У маленькой машины цвет мышиный.
И шины шуршат, как мыши.

5. Встретил в чаще еж ежа:
- Как погода, еж?
- Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съежась, два ежа.

6.Ткет ткач ткани на платки Тане.

7. У Потапки на лапках по тапку.
Купил в лавке по тапку Потапка.

8. Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

9. Купили каракатице
Кружевное платьице.
Ходит каракатица,
Хвастается платьицем.

10.Бублик, баранку,
Батон и буханку
Пекарь из теста
Испек спозаранку.

11. У Ивашки рубашка,
У рубашки кармашки.
Хороши кармашки
На рубашке Ивашки.

12. Моль пальто себе купила,
Чтобы чем питаться было.

13. У Кондрата куртка коротковата.

14. Бредут бобры в сыры боры.
Бобры храбры. Для бобрят добры.

15. Маланья болтушка
Молоко болтала – болтала,
Да не выболтала.

16. Была у Наталки каталка на палке.
Сломала каталку на палке Наталка.
Чинили-чинили Наталке каталку,
Но так и осталась каталка без палки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_rechi.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Как развить речь ребенка с помощью игр.

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста.

Довольно часто родители отдают ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь детям так хорошо дома! И для него, для мамы так важно играть вместе! Для ребёнка игра с родителями – самый радостный и комфортный способ познать мир.

Именно родители учат малыша говорить: от первых звуков до сложносочиненных предложений и сказок собственного сочинения. Логопед необходим лишь в том случае, когда родители не вполне справляются с этой задачей.

Развитие речи ребенка происходит постоянно, даже когда вы не делаете на этом акцент. Слушая вашу речь, он пополняет свой словарный запас и осваивает принцип построения предложений из отдельных слов.

Даже взрослого ребенка полезно периодически спрашивать о названиях и назначении тех или иных предметов, известны ли они ему. Вы удивитесь, но на практике оказывается, что и старшие дошкольники зачастую не могут назвать вещи, которые видят изо дня в день — «порог» или «оконную раму», например.

Пополнение словарного запаса и формирование речевого навыка происходит и тогда, когда мы читаем ребенку книжки и заучиваем стихи. Однако развитие речи словарным запасом и навыком построения фраз не ограничивается. Не менее важно правильное дыхание и артикуляция. Для их выработки и закрепления разработан целые комплексы разнообразных игр.

Игры для развития дыхания

Все слова мы произносим на выдохе, и, следовательно, чем более тренирована наша дыхательная система, тем больше слов умещается в один выдох. Самый простой способ тренировки — дуть во все, что для этого подходит: свистеть в свистульки, дудеть в дудочки, надувать воздушные шарики и мыльные пузыри.

                                                      Ветер
Возьмите кусочки ваты или бумаги и положите их на стол. Ваша задача сдуть их как можно дальше. Кто дальше сдул, тот и выиграл.

                                                     Выстрел
Ребенок берет губами «пулю» (предмет цилиндрической формы, не пропускающий воздух; идеально подойдут пробки от вина или пластиковые от шампанского) и на выдохе должен выстелить ею как можно дальше.

                                                     Коктейль
Возьмите соломинку, опустите ее в жидкость и покажите ребенку, как, выдыхая, делать пузырьки. Играть можно как с напитками в чашке, так и в ванне, создавая вокруг себя «эффект джакузи».

Игры для развития артикуляции

Упражнения по артикуляции необходимы, чтобы произносить звуки правильно и говорить внятно. В этом процессе задействованы и лицевые мышцы, и речевые области коры головного мозга, и так называемые «произносительные органы речи», включающие в себя гортань, глотку, нёбо, губы и язык. Давая определенные целенаправленные упражнения, родители, помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка. За одно занятие не следует давать больше двух – трех упражнений. К последующим упражнениям надо переходить лишь усвоив предыдущие. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения, сидя перед зеркалом. Можно рекомендовать следующие упражнения:

Построить забор

Улыбнуться без напряжения, показать сомкнутые верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Сделать трубочку

Вытянуть губы вперед трубочкой (как при звуке у). Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на расстоянии 1,5-2 см. от губ) и взять ее губами.

Лопаточка

Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивать на нижние зубы) и удержать в данном положении под счет от 1 до 5-10.

Киска сердится

Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончик языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выгибает спинку.

Вкусное варенье

Слизать широким кончиком языка варенье с верхней губы, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогать.

Маляр

Улыбнуться. Приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперед-назад, как маляр красит кистью потолок. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Чашечка

Улыбнуться. Приоткрыть рот, поднять широкий, вогнутый внутрь, язык за верхние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.

Качели

При открытом рте (губы в улыбке) положить кончик языка за нижние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5, потом поднять широкий кончик языка за верхние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Следить, чтобы рот оставался открытым.

Пощелкать кончиком языка

При открытом рте пощелкать кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык.

Барабанщики

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком д-д-д сначала медленно, потом все быстрее. Следить, чтобы рот был все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна.

Пальчиковые игры

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры, которые активизируют работу головного мозга ребёнка, способствуют развитию речи и помогают подготовить руку к письму.

В ходе этих игр у детей вырабатываются ловкость, умение управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности.

К 5 годам дети уже научаются выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.

Все упражнения, предлагаемые здесь, надо выполнять в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала одной, а затем другой рукой. Следите за правильностью их выполнения. Делайте упражнения в течение нескольких минут, 2—3 раза в день.

Капуста

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)

Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)

Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)

Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)

В баночку кладём и пробуем.

Комар

Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)

Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)

Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)

А мы его - хлоп (ладошкой до лба)

И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)

Отпустим комара? Отпустим!

(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Котик (выполнять действия по смыслу)

Котик лапкой умывается

Видно, в гости собирается

Вымыл носик.

Вымыл ротик.

Вымыл ухо.

Вытер сухо.

Котёнок

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка!(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)

У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)

На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)

Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать ! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Пальчик - мальчик

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

Улей

Вот маленький улей, где пчелы спрятались,

Никто их не увидит.

Вот они показались из улья.

Одна, две, три, четыре, пять!

Ззззз!

Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели.

Игры для пополнения словарного запаса

Словесные цепочки
Адаптированная для детей версия игры «в города»: нужно называть слово, которое начинается с той же буквы, на которую закончилось слово, произнесенное предыдущим игроком. Например: ковёр — ракушка — апельсин — небо — облако и т.д.

Чемодан
Пофантазируйте с ребенком, как будто вы отправляетесь в путешествие — в Африку, на необитаемый остров, на Северный полюс и т. п. Нужно собрать чемодан. Что малыш возьмет с собой?

«А у нас в квартире газ, а у вас?»
Находясь не дома, попросите ребенка вспомнить, что есть в его комнате — все-все, до мельчайших подробностей. Используйте любые места, где малыш бывает: помещения в квартире, детскую площадку, цирк, магазин, детский сад.

Угадай-ка
Загадайте какой-нибудь предмет, а ребенок будет его отгадывать, задавая вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет»: «Это можно есть?», «Это сделано из дерева?», «Это больше, чем дом?

Игры для формирования навыков связной речи

Просите ребенка подробно рассказывать обо всем, что с ним произошло за день, пересказывать мультики и прочитанные сказки.

В гостях у сказки
Предложите малышу придумать сказку или историю про какую-нибудь игрушку или прохожих на улице: «Представь, что вот эта девочка не просто девочка, а принцесса из далекой сказочной страны…». Ребенок может фантазировать и про себя самого: «Если бы я был волшебником…».

Экскурсия
Возьмите какую-нибудь игрушку и попросите ребенка провести ей экскурсию по дому (магазину, детской площадке) — показать все помещения и вещи и объяснить, что и для чего нужно.

Скороговорки для развития речи


Еще в старину были придуманы скороговорки – род складной речи с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, трудных для произношения. Позанимайтесь с ребенком скороговорками, умерьте торопливость его речи. Ему наверняка понравятся эти забавные и короткие стишки.

1. Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
И матросы две недели
Карамель на мели ели.

2. Говорит попугай попугаю:
- Я тебя, попугай, попугаю!
- Попугай ты меня, попугай, - 
Говорит попугай попугаю.

3. Леня лез по лесенке,
Срывал Леня персики.
С песенками, с персиками
Скатился Леня с лесенки!

4. У маленькой машины цвет мышиный.
И шины шуршат, как мыши.

5. Встретил в чаще еж ежа:
- Как погода, еж?
- Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съежась, два ежа.

6.Ткет ткач ткани на платки Тане.

7. У Потапки на лапках по тапку.
Купил в лавке по тапку Потапка.

8. Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

9. Купили каракатице
Кружевное платьице.
Ходит каракатица,
Хвастается платьицем.

10.Бублик, баранку,
Батон и буханку
Пекарь из теста
Испек спозаранку.

11. У Ивашки рубашка,
У рубашки кармашки.
Хороши кармашки
На рубашке Ивашки.

12. Моль пальто себе купила,
Чтобы чем питаться было.

13. У Кондрата куртка коротковата.

14. Бредут бобры в сыры боры.
Бобры храбры. Для бобрят добры.

15. Маланья болтушка
Молоко болтала – болтала,
Да не выболтала.

16. Была у Наталки каталка на палке.
Сломала каталку на палке Наталка.
Чинили-чинили Наталке каталку,
Но так и осталась каталка без палки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Тема: «Психологическая готовность ребенка к школе»

Данный материал поможет родителям при подготовке детей к школе. В статье описаны основные ошибки родитлей при поступление ребенка в первый класс, а также даются  полезные советы для родителей буд...

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста «Правила безопасности детей по дороге в школу»

Рекомендации для родителейдетей старшего дошкольного возраста«Правила безопасности детей по дороге в школу»...

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие математических навыков у детей»

Обучать дошкольников началам математики, безусловно, необходимо. Особенно остро встает этот вопрос сейчас, когда перед педагогами и психологами поставлена задача создать предпосылки для перехода на об...

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) на тему "Безопасность детей в ваших руках"

Данный материал преданачен для родителей старших дошкольников в качестве рекомендаций по ознакомлению детей с безопасной жизнедеятельностью....

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста"Возможные формы cовместного отдыха родителей и детей"

Данный материал могут использовать родители детей старшего дошкольного возраста для организации совместного отдыха....

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста "Учите детей любить книгу"

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста...

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста «Как подготовить руку ребенка к письму»

Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму, повышает...