Артикуляционная гимнастика и логопедические игры по автоматизации и дифференциации звуков
статья по логопедии на тему

Теряева Светлана Владимировна

В данном материале представлена артикуляционная гимнастика и  игры на автоматизацию и дефференциацию звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya_gimnastika.doc419.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Артикуляционная гимнастика и логопедические игры по автоматизации и дифференциации звуков»

Подготовила:

учитель-логопед

Теряева С.В.

Артикуляционная гимнастика и логопедические игры по автоматизации и дифференциации звуков.

Коррекционная логопедическая работа производится поэтапно. Важную роль в коррекции звукопроизношения играет качественно проведенный подготовительный этап.

Цели подготовительного этапа:

1.        Сформировать артикуляционную базу звуков в более короткие сроки.

2.        Осуществлять развитие речевого дыхания и голоса.

3.        Провести работу по развитию фонематического восприятия.

4.        Совершенствовать ручную умелость, развивая тонкие движения пальцев рук.

Логопедическая работа на подготовительном этапе занимает довольно длительное время.

С детьми проводятся подгрупповые занятия, куда включаются:

  • артикуляционная гимнастика;
  • игры на коррекцию дыхания и развитие голоса;
  • работа по развитию дифференцированных движений пальцев рук;
  • игры на развитие слухового внимания;

Особое место на подготовительном этапе занимает артикуляционная гимнастика.

Для формирования артикуляционной базы разработаны типы упражнений, направленных на такое положение органов артикуляции, при котором звучание близко к акустическому эффекту нормированного звука. Упражнения даны для всех групп нарушенных звуков в определенной последовательности и объединены единым сюжетом.

С этой целью с детьми разучивается комплекс артикуляционной гимнастики: «Упражнения с Язычком». Разучивание артикуляционной гимнастики сопровождается показом картинок.

Жил-был Язычок. У него был ротик-дом.

1. Упражнение “Домик”. Широко открывать рот. 

Спал Язычок в своей кроватке. Однажды утром проснулся Язычок, умылся, почистил зубы и стал делать зарядку.

2. Упражнение “Чистим зубы”. Рот открыт, кончиком языка «почистить» за нижними зубами, затем за верхними зубами. 

3. Упражнение “Зарядка”. Открыть рот. Верхние и нижние зубы видны. Кончиком языка касаться уголков рта попеременно. Кончик языка опустить за нижние зубы, потом поднять за верхние.  

Сделал наш Язычок зарядку и решил выйти на улицу посмотреть, какая сегодня погода, но дверка в домике закрыта. Язычок стал открывать дверку.

4. Упражнение “Открыть дверцу”. Рот приоткрыт. Зубы сомкнуты. Язык с силой толкается в нижние зубки.                                                                   

Дверка отворилась, выбежал Язычок на улицу, посмотрел вверх: ярко ли светит солнце, и нет ли туч на небе? А потом посмотрел вниз: нет ли луж на земле?

5. Упражнение “Посмотри на солнышко и на землю”. Рот открыт. Язычок тянется к носу, а потом к подбородку. Во время выполнения этого упражнения необходимо обратить внимание детей на то, что, когда язычок тянется к носу, хорошо видны нижние зубы, а к подбородку – верхние зубы.

Тут послышался голос мамы. Позвала мама Язычка домой, месить тесто и печь блинчики. 

6. Упражнение “Месим тесто”. Рот приоткрыть, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: пя-пя-пя.

Мама приготовила вкусные блинчики. Язычок стал кушать только что испеченные блинчики, которые лежали на тарелочке.

7. Упражнение “Блинчик”. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.

При выполнении упражнения “Блинчик” необходимо следить за тем, чтобы не подворачивалась нижняя губа, не высовывался язычок далеко.

Кушал Язычок блинчики, а рядом на столе лежали конфеты.

 

8. Упражнение “Конфетка”. Имитировать жевание вкусной конфетки. Губы сомкнуты. Активно работают губы и щеки.

Съев конфетку, решил Язычок отведать мороженое.

Оно было до того вкусным, что от удовольствия Язычок

облизал верхнюю губу.

9. Упражнение “Мороженое”. Рот приоткрыт, широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху, вниз, но не из стороны в сторону.

Тут Язычок вспомнил, что у него есть билет в цирк. Язычок быстро собрался и отправился на представление. Вышел на улицу и увидел возле дома новый забор.

10. Упражнение “Заборчик”. Губы растянуты в улыбке. Верхние и нижние зубы обнажены.

Полюбовался Язычок новым забором и быстрей побежал дальше. А вот и здание цирка. В фойе цирка клоун встречал всех зрителей своей веселой, широкой улыбкой.

11. Упражнение “Клоун”. Растянуть губы в улыбке, а затем снова вернуться в исходное положение.

Усевшись поудобнее в кресло, Язычок увидел

ведущего представление – слоника. Слоник сообщил о

начале развлечения и важно вытянул хоботок вперед. 

12. Упражнение “Хоботок”. Рот приоткрыт. Губы вытянуты вперед. Видны верхние и нижние зубы.

Неожиданно на арену цирка выбежала зебра,

 она цокала копытами.

13. Упражнение “Зебра”. Рот открыть и улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к небу. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работал только язычок. Максимально растягивать подъязычную связку.

Тут вышел жираф. Вытянул вверх шею.

 Очень он гордился ею.

14. Упражнение “Жираф”. Рот широко открыть и не закрывать. Тянуться высунутым языком к носу.

Вот пантера, зверь другой.

Спину выгнула дугой.                     

15. Упражнение “Пантера”. Рот открыть. Спрятать язык за нижние зубы. Выгнуть спинку языка.

Затем на арене выступал мишка-циркач. Он гордо крутился на одной лапе.

16. Упражнение “Мишка – циркач”. Открыть рот. Выполнить круговые движения языком, облизывая губы по часовой стрелке, а потом против часовой стрелки. 

Потом вышел бегемот – футболист и

 стал забивать мяч в ворота.                    

17. Упражнение “Футбол”. Попеременное надувание щек.

Представление в цирке подходило к концу. В заключение на арене выступал зайка-барабанщик,

он стучал палочками: -д-д-д.

18. Упражнение “Зайка-барабанщик”. Рот открыть. Хорошо видны и верхние и нижние зубы. Поднять широкий передний край языка за верхние зубы и стучать не отрываясь по бугоркам (альвеолам): д-д-д.

Выйдя на улицу, после окончания представления, Язычок увидел лужи на земле. "Ну, – думает Язычок, – если прошел такой сильный дождь, наверное грибов в лесу видимо-невидимо! А не пойти - ка мне в лес за грибами?" И Язычок направился в лес. Когда Язычок шел по дороге в лес, вдруг налетел такой сильный ветер, что у деревьев ветки наклонились в сторону.

19. Упражнение “Сильный ветер”. Вытянуть язычок, положить его на нижнюю губу и предложить сильно подуть на кончик языка. Следить, чтобы щеки дети не раздували. Воздушная струя шла посередине язычка.

У дороги росла елочка. У нее иголки были острые.

20. Упражнение “Иголочка”. Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Во время выполнения упражнения хорошо видны верхние и нижние зубы.

Остановился язычок на лесной полянке,

неожиданно опустил голову вниз и увидел много грибов. 

21. Упражнение “Грибочек”. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать нижнюю челюсть.

Тут откуда ни возьмись прилетел рой пчел,

и они стали кусать нашего Язычка.                      

22. Упражнение “Пчелы кусаются”. Рот приоткрыт, губы в улыбке, покусывать язычок от кончика, до середины к задней части языка. Затем предложить детям покусать боковые края языка, кончик языка при этом поднят вверх. 

Язычок так испугался, что кубарем покатился вниз к реке.

Спустился Язычок к реке, а вода была холодная и журчала, напевая свою песенку.

23. Упражнение “Песенка водички”. Рот приоткрыть. Губы в улыбке, хорошо видны нижние и верхние зубы, широкий передний край языка прижат к нижним резцам, боковые края соприкасаются с верхними коренными зубами. Подуть с силой на язычок. Следить, чтобы воздушная струя шла посередине язычка.

Умылся Язычок холодной водичкой и вдруг увидел детей, катающихся на лодке с парусом.

24. Упражнение “Лодочка”. Высунуть широкий язык. Боковые края языка поднять вверх. Удерживать желобком (лодочкой). 

25. Упражнение “Парус”. Широко открыть рот, улыбнуться, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. 

Язычок попросил ребят показать дорогу домой, не идущую через лес. Дети показали дорогу, ведущую в город.

По правую сторону проходила железная дорога,

и Язычок услышал стук колес идущего поезда.

26. Упражнение “Стучат колеса”: -т-т-т. Рот открыт. Хорошо видны верхние и нижние зубы. Поднять широкий передний край языка за верхние зубы и стучать, не отрываясь, по бугоркам (альвеолам), боковые края при этом прижаты к верхним коренным зубам.

А по другую сторону дороги протекала река, где пароходы, встречаясь друг с другом, давали гудки: ы-ы-ы.

Возвратившись благополучно домой, Язычок от радости заиграл на гармошке, и стал показывать разные фокусы.

27. Упражнение “Гармошка”. Рот открыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Следить, чтобы верхние и нижние зубы были хорошо видны. 

28. Упражнение “Фокус”. Рот приоткрыт, язык “чашечкой” высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа. 

После разучивания с детьми комплекса артикуляционной гимнастики для всех групп нарушенных звуков достаточно легко и свободно идет процесс постановки отсутствующих звуков у большинства детей, т.к. исходная позиция органов артикуляции будущего звука уже достигнута в результате систематичной, последовательной, кропотливой работы на подготовительном этапе.

Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения должна начинаться с исправления менее сложных звуков, одновременно продолжать работу по подготовке органов артикуляции к постановке более трудных групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных).

Поставленные звуки автоматизируются в слогах, словах и предложениях и т.д.

Исходя из опыта работы можно сделать вывод, что дети довольно длительное время не вводят поставленные звуки в свободную речь. Это связанно с длительным периодом автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Данная проблема возникает по разным причинам:

  • недоразвитие фонематического восприятия;
  • нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
  • грубое нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;
  • снижение уровня познавательной активности.

Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.

Для того чтобы сделать индивидуальные занятия по формированию правильного звукопроизношения более интересными, развивающими и познавательными для детей, нужно использовать игры. Все игры изготавливаются самостоятельно из цветной бумаги, картона и предметных картинок. На каждую деталь приклеивается картинка с автоматизируемым звуком и несколько картинок с любым другим звуком.

1. Игра “Домик”.

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичи) - 10-16 штук, и на большом треугольнике (крыша).

Ход игры: построить дом для какой-либо игрушки (на звук, который автоматизировался), например: “С” - построить дом для собаки Сони, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “С”.    

2. “Собери цветочек”.

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.

Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.

Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, логопед предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.  

3. “Солнышко”.

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).

Ход игры: логопед предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, учитель-логопед просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках.    

Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным. Ребенок с удовольствием будет ходить на индивидуальные занятия с учителем-логопедом, а, следовательно, повысится эффективность работы.

Данные игры можно использовать на фронтальных или подгрупповых занятиях. Дети с удовольствием играют, соревнуясь в командах, что дополнительно повышает мотивацию к занятию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические игры по автоматизации и дифференциации звуков

Логопедические игры по автоматизации и дифференциации звуков...

Логопедические игры по автоматизации и дифференциации звуков

Дети обычно с удовольствием играют в логопедические игры. Основными задачами этих игр являются автоматизирование и дифференцирование поставленных звуков....

"Логопедические игры для автоматизации и дифференциации звуков"

Данный материал можно использовать учителям - логопедам и воспитателям, работающим в ДОУ.Такие игры помогут закрепить правильное произношение недостающих звуков в речи детей....

Логопедические игры по автоматизации и дифференциации звуков

Подборка игр для автоматищзации и дифференциации звуков. Можно использовать как на логопедических занятиях, так и в работе воспитателей дошкольных групп...

Логопедические игры для автоматизации и дифференциации звуков

Дети обычно с удовольствием играют в логопедические игры не только на занятиях, но и в группе в вечернеем время. Воспитателям остаётся только выбрать вариант игры, необходимый конкретному ребёнку для ...

Логопедические игры для автоматизации и дифференциации звуков

Картотека логопедических игр для автоматизации и дифференциации звуков....

Авторская методика «Логопедические игры по автоматизации и дифференциации звуков»

Дорогие родители и педагоги! Логопедические игры помогут вам привить ребенку интерес к правильному произношению звуков. Красивая речь – это залог успеха, как взрослых, так и детей. В пособии пре...