Использование малых жанров фольклора в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях дошкольного логопедического пункта
статья по логопедии на тему

Камова Мадина Рашидовна

Использование малых фольклорных форм в коррекционно-логопедической работе способствует освоению системы родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль. Работа с малыми фольклорными формами позволяет уменьшить количество речевых штампов, способствует активизации когнитивно-речевой деятельности детей с речевыми нарушениями 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kamova_m.r._statya_1.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

Использование малых жанров фольклора в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях дошкольного логопедического пункта

Камова Мадина Рашидовна,

учитель-логопед

«Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка»[5].

                                    К.И. Чуковский

В век научно-технического прогресса, к сожалению, все чаще встречаются семьи, в которых живое общение с детьми подменяется компьютеризацией. Современный ребенок львиную долю времени проводит с гаджетом в руках, нежели в компании близких людей. Вследствие этого мы видим неутешительную картину: у детей наблюдается оскудение словарного запаса,  трудности в выражении своих мыслей, затруднена их социализация в обществе.    

А ведь умение лаконично, ясно, выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать свою речь, иметь возможность творчески использовать слово – это показатель всестороннего и полноценного развития человека.

Таким образом, на первый план выходит необходимость использования в работе с детьми различных методов обогащения речи.

Одним из таких методов является использование малых жанров фольклора в работе с дошкольниками. Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности.

Использование малых фольклорных форм в коррекционно-логопедической работе способствует освоению системы родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль. Работа с малыми фольклорными формами позволяет уменьшить количество речевых штампов, способствует активизации когнитивно-речевой деятельности детей с речевыми нарушениями [2]. Также малые жанры фольклора помогают:

  • развитию просодической стороны речи;
  • развитию связной речи;
  • пополнению словаря;
  • нормализации интонационной стороны речи;
  • развитию фонематического восприятия.

Малые жанры фольклора – это небольшие по объему фольклорные произведения. К ним относят:

  • Колыбельные песни
  • Пестушка
  • Потешка
  • Прибаутка
  • Пословицы и поговорки
  • Игры
  • Заклички
  • Считалка
  • Скороговорка
  • Загадка

Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет не только воспитательное, но и коррекционное значение. Малые жанры фольклора успешно используются в коррекционно-логопедической работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Фольклор незаменим в овладении родным языком, так как он содержит прекрасные образцы речи.    

Одной из первых форм фольклора, с которыми сталкиваются дети, являются колыбельные песни. Это песни, с помощью которых убаюкивают ребенка. Так как песня сопровождалась мерным покачиванием, в ней был очень важен ритм. В чем же достоинство использования колыбельных песен в логопедической работе? В том, что они являются незаменимыми помощниками в формировании фонематического восприятия, с помощью них дети учатся интонировать голосом гласные звуки, удерживать размеренный темп речи и регулировать громкость своего голоса.  

Баю-баюшки, баю,

Живет мужик на краю.

Он не беден, не богат,

Полна горница ребят.

Все по лавочкам сидят,

Кашу масляну едят.

        Кашка масляная,

        Ложка крашеная…[1]

Пестушка – короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале своей жизни (например, при утреннем пробуждении). Пестушки незаменимы при проведении дифференцированного логопедического массажа у детей с дизартрическими нарушениями. Если ребенок негативно настроен или испуган, первые сеансы массажа должны быть очень короткими и ограничиваться при этом только массажем кистей и пальцев рук или легким поглаживанием лицевой мускулатуры. И вот в этот момент пестушки могут прийти на помощь учителю-логопеду. Во время массажа пестушки являются отвлекающим средством и вместо страха ребенок чувствует мягкое, доброе отношение к нему логопеда [3].

Тюшки, тютюшки,

На горе пичужки,

Там Ванюшка был,

Пичужку поймал.

        Тютюшки, тютюшки!

        Веселы ли душки?

        Подними дочушку

        На крутую горку.

        Бух! Покатились,

С горки свалились [1].    

Потешка – элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребенка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность [4].

Самые известные примеры потешек: «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая…», «Ладушки, ладушки» ежедневно используются многими педагогами дошкольных учреждений. Можно перебирая по очереди пальчики ребенка приговаривать:

Большаку дрова рубить (большой палец),

А тебе воды носить (указательный),

А тебе печи топить (безымянный),

А малышке песни петь (мизинец),

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать[1].

С помощью потешек можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией. Все это позволяет ребенку почувствовать и осознать красоту родного языка.

Наибольшая частота использования логопедами в своей коррекционной деятельности приходится на прибаутки и скороговорки. Они являются главными помощниками в формировании правильного произношения звуков, в автоматизации и дифференциации звуков, в усвоении произношения трудно сочетаемых звуков и слов, в освоении ребенком интонационного богатства и различного темпа речи.    

Курочка ряба,

Все овес толкла,

Просо сеяла,

Горох веяла[1].

Используя скороговорки для развития речи, можно добиться больших успехов в коррекции звукопроизношения. Скороговорки делают процесс логопедической коррекции как можно интереснее и увлекательнее, что способствует скорейшему достижению требуемых результатов. Отрабатывать скороговорки можно в следующем порядке:

  • проговорить медленно, шепотом, очень четко артикулируя губами;
  • проговорить скороговорку быстро, шепотом и также четко артикулируя звуки;
  • проговорить «сквозь зубы» (губы активно артикулируют, зубы сжаты);
  • проговорить скороговорку громко, медленно, очень четко артикулируя;
  • проговорить громко, как можно четче и быстрее;

Каждую скороговорку можно проговаривать с разными интонациями: с вопросительной, веселой, грустной.

На горе, на пригорке,

        Стояли двадцать два Егорки.

        Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

И так до двадцать два Егорки [1].

Считалка – небольшой стишок, форма жеребьевки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка – элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки важен ритм.

Огромную роль играют считалки при формировании слоговой структуры слова. Считалки развивают у ребенка чувство ритма, стимулируют восприятие ритмической структуры слова.

Катилось яблоко

Мимо сада,

Мимо сада,

Мимо града.

Кто поднимет,

Тот и выйдет [1].

Пословицы и поговорки – поучают чему-либо. Они кратки, выразительны, легко запоминаются и самое главное делают речь богаче и интереснее. Знание пословиц и поговорок развивает у детей мышление, память, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи. Они учат детей рассуждать, думать, делать выводы. В логопедической практике использование пословиц и поговорок будет уместно при развитии связной речи у детей, особенно после работы с рассказом, сказкой.

Например: А Васька слушает да ест.

Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.

Дело мастера боится.

Также пословицы и поговорки можно использовать во время автоматизации звуков на уровне предложения: Звук [Ш] - «Шила в мешке не утаишь», «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь», «Поспешишь, людей насмешишь», «В гостях хорошо, а дома лучше».

Вне всякого сомнения, включение малых жанров фольклора в коррекционно-логопедическую работу с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием вполне обосновано и своевременно. Малые фольклорные формы прекрасное средство оптимизации логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Устное народное творчество делает речь ребенка богатой и красочной. Она помогает раскрыть творческий потенциал детей, обогащает их внутренний мир. Но самое ценное  - учит гордиться наследием своей Родины.    

Литература

  1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор/ В.П. Аникин. М.: Учпедгиз, 1957. – 240 с.
  2. Пескишева Т.А. Использование малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми 4-7 лет с общим недоразвитием речи: диссертация … кандидата педагогических наук. Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т. – Мсква, 2008. – 179 с.
  3. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2010. – 160 с.
  4. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. М.: Эксмо, 2010. – 80 с.  
  5. Чуковский К. От двух до пяти. Живой как жизнь. М.: Детская литература, 1968. – 814 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста

Опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста...

Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста.

Этот материал поможет родителям использоватьфольклор в развитии и воспитании своего ребенка....

Опыт работы "Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребёнка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребёнок в семье. С...

Статья учителя-логопеда для педагогов и родителей. "Использование малых форм фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"

Статья учителя-логопеда для педагогов и родителей."Использование малых форм фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ д/с №65 Выборгского района г. ...

Использование инновационных компьютерных технологий в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

За годы развития логопедии сформировались проверенные приемы и методы работы по развитию нарушенных сторон речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Однако, современные дети требуют к себе...

Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Материал предназначен для педагогов, работающих с детьми с общим недоразвитием речи младшего дошкольного возраста...

Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Материал предназначен для педагогов, работающих  с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитиеи речи...