"Лэпбук как эффективное многофункциональное игровое средство в коррекционной работе с воспитанниками с ОНР" (автоматизация звука [С])
материал по логопедии (старшая группа)

Лэпбук в работе учителя-логопеда.  Лэпбук (lapbook), или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это самодельная картонная  книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Лэпбук : - информативен; - полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;  - пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); - обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с речевым материалом. В лэпбук  собирается материал по какой-то определенной теме. В данном случае- это автоматизация звука [С]. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЭПБУК - это наглядно- практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы.  Создание лэпбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволяет быстро освежить в памяти пройденную тему.

При изучении звуков [с] - [с']  для автоматизации подобраны игровые упражнения:  

- слоговая песенка как качает большой насос (с-с-с)

- как качает маленький насос (сь-сь-сь)

- для развития  тактильного восприятия рассматриваются несколько букв «С»

- соедини слоги (закреплять умение сливать знакомые буквы в слоги, развивать  мелкую моторику)

- игра Жадина (автоматизация звука  [с] и согласование существительного с местоимением)

- кто в домике живет? (определить слово подходящее по схеме)

- услышь звук с в словах (развивать фонематический слух и звукобуквенный анализ слов)

- чей детеныш? (развивать грамматический строй речи,  мелкую моторику)

-  собери Снегурочку (развивать пространственное мышление, мелкую моторику)

- собери букву (закреплять зрительный образ буквы «С», развивать мелкую моторику)

- выложи слово  (подобрать соответствующую схему к слову)

- артикуляционная гимнастика для звука [С]

- дыхательная гимнастика для звука [С]

- шнуровка с буквой «С»

Лэпбук по теме «Звук и буква С»

Лэпбук — уникальный вид дидактического пособия. Его можно использовать как для индивидуальной, так и подгруппой работы. Лэпбук помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку. Это пособие помогает усвоить и закрепить речевой материал в игровой форме (звуковой, лексический, грамматический). Эта интерактивная папка интересна деткам-дошкольникам, ведь в ней так много кармашков, мини книжек, ярких картинок и клапанов, и рассматривая всё это, ребёнок может сам выбрать игру, в которую хотел бы поиграть.

Цель разработки данного лепбука:

Автоматизировать правильное произношение звука [С].

Задачи:

Развивать фонематический слух и звукобуквенный анализ слов.

Развивать грамматический строй.

Расширять словарный запас.

Развивать познавательную активность.

Игровое упражнение «Прочти слоги»

Цель: Закреплять умение сливать знакомые буквы в слоги, подбирать соответствующую звуковую схему.

Ход упражнения: Ребёнок прочитывает слоги и даёт им звуковую характеристику, подбирая соответствующую схему.

Игровое упражнение «Определи место звука»

Цель: Развивать фонематический слух и звукобуквенный анализ слов.

Ход упражнения: Ребёнку предлагается назвать предметы, определить, есть ли в данных словах звук [С]; определить в какой части слова он находится (в начале, в середине, в конце слова); разделить слова на слоги и с помощью хлопков сосчитать их количество.

Игровое упражнение «Картинки»

Цель: Вырабатывать четкое и внятное произнесения звука [С] в словах.

Ход упражнения: Ребёнку предлагается найти для «солнышка» «друзей» и предметы, в названиях которых есть звук [С].

Дидактическая игра «Один – много»

Цель: Учить детей согласовывать существительные в единственном и множественном числе, согласовывать числительные с существительными в именительном падеже мужского, женского и среднего родов.

Ход игры. Ребёнку предлагается картинка, на которой изображены один предмет и много таких же предметов. Ребёнок называет их (собачка – собачки – много собачек).

Дидактическое упражнение с использованием мнемотаблиц «Поговорки»

Цель: Учить детей с помощью абстрактных символов заучивать поговорки.

Ход упражнения: Ребёнку предлагается прослушать поговорку, рассмотреть мнемотаблицу и проговорить с её помощью поговорку.

Игровое упражнение «Найди друзей»

Цель: Вырабатывать четкое и внятное произнесения звука [С] в словах.

Ход упражнения: Ребёнку предлагается найти для «солнышка» «друзей» - все и предметы, которые спрятались с лепбуке и в названиях которых есть звук [С].

Игровое упражнение «Поздоровайся с пальчиками»

Цель: Вырабатывать четкое и внятное произнесения звука «С» в словах.

Ход упражнения: Ребёнку предлагается надеть на руку перчатку, вместе с логопедом произнести мягкий вариант звука [С']

си – си –си – мусор унеси

се –се – се – пришли мы все

сю –сю –сю – веселимся мы вовсю

ся –ся –ся – песня вся

затем твердый вариант звука [С]

са –са – са – у меня коса

со – со – со – у Аси колесо

су – су –су – сумку я несу

сы – сы – сы – у папы есть усы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как эффективное средство в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Всем известно, что речь человека является показателем уровня развития его мышления, интеллекта, общей культуры. Кроме этого речь выполняет не только коммуникативную функцию, но и служит средством позн...

Игровые приёмы по коррекционной работе на этапе автоматизации поставленных звуков

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его це...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [з] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [з] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [з] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ж] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ж] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ж] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [р] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [р] в слогах, словах, предложениях...