Консультация для педагогов ДОУ на тему:"Организация работы по коррекции речи детей 3-6 лет в условиях детского сада"
консультация по развитию речи по теме

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3-6 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в различных видах деятельности: хозяйственно-бытовой и трудовой, учебной. Воспитатель организует игры с детьми, говорит с ними на всех занятиях, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения и т.д. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя детского сада владение образцовой речью - это показатель его профессиональной подготовленности.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ними.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности.

Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель.

Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей. Своеобразие мышления и восприятия детей, связанное с подражательностью, должно быть использовано в воспитании и обучении детей, и, в частности, при обучении детей родному языку.

Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?

1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям. При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. По отношению к малышам надо избегать замечаний и вместе с тем следует разговаривать с ними более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми.

2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна. При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка. Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры.

3. При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет - особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном, чётком звучании.

Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в повседневной жизни и на занятиях. Речевой образец воспитателя должен применяться при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи.

Общение с детьми обязывает воспитателя вдумчиво использовать новые слова, далекие по своему содержанию от мира детских мыслей. Однако это не означает, что взрослый не может свободно использовать лексическое богатство родного языка, ведь главное - учитывать возрастные особенности дошкольников и употреблять в речи такие слова, которые им доступны и понятны. Вводя новое слово, педагог объясняет его значение, побуждает детей употреблять его в своей речи.

В формировании культуры речи детей пример воспитателей имеет большое значение. Таким образом, в результате усилий, с их помощью ребенок учиться, правильно говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе.

Речевые ошибки детей нельзя оставлять без внимания, их нужно исправлять. Желая привлечь внимание ребенка к его окказионализму, мысленно сопоставить его с нормой и исправить ошибку, взрослый использует различные тактики, учитывая которые можно разделить исправления на прямые исправления и косвенные.

Прямые способы исправления:

•        Предложение нормативного варианта взрослым для имитации ребенком.

Косвенные способы исправления:

•        Переспросы, вопросы как результат непонимания или изображения непонимания взрослым.

•        Оценка взрослым ненормативного детского варианта без называния нормативного варианта

•        Указание на отсутствие слова или формы слова в нормативном языке

•        Воспроизведение взрослым детской ошибки.

•        Смех взрослого как реакция на ошибку ребёнка.

•        Предложение ребенку исправиться через аналогичную словообразовательную (формообразовательную) модель.

•        Сопоставление ошибки ребенка с такой же ошибкой другого ребенка.

Был проведён эксперимент, целью которого было - исследование исправлений речи детей 3-4 лет и 5-6 лет воспитателем.

Данная цель обусловила следующие задачи исследования:

1.        Собрать и классифицировать ошибки детей 3-6 лет.

2.        Проанализировать различные тактики исправления воспитателем речи детей.

3.        Сравнить способы коррекции речи детей воспитателем с исправлением речи детей матерью.

Материалом данного исследования была речевая продукция детей дошкольного возраста и совместные диалоги детей с воспитателем, в которой присутствовали исправления речи.

Основным методом исследования исправлений воспитателем речи детей является наблюдение, т.к. только благодаря ему можно получить достоверную информацию для количественного и качественного анализа данной проблемы. Необходимость лонгитюдного характера наблюдений обуславливается большим количеством параметров наблюдения, а также тем, что нужно учитывать специфику взаимодействия воспитателя и детей во время рабочего дня.

В эксперименте участвовали дети двух возрастных групп: 3-4 года (младшая группа) и 5-6 лет (старшая группа). Количество детей: младшая группа – 24 человека (13 мальчиков, 11 девочек): старшая группа – 24 человека (12 мальчиков, 12 девочек). Длительность проведение эксперимента 2 учебных года: 1 учебный год – старшая группа, 1 учебный год – младшая группа.

За время эксперимента была собрана база данных детских речевых ошибок: 500 высказываний детей 3-4 лет и 500 высказываний детей 5-6 лет.

В ходе эксперимента воспитатель находится в непосредственном контакте с детьми. Во время наблюдения воспитатель записывает сделанные детьми ошибки и способ исправления ошибок. После проведения наблюдения классифицирует и анализирует полученные результаты с помощью таблицы, в которой фиксирует сделанные ошибки, способ исправления ошибки, тактику исправления и реакцию ребенка на исправление, тип ошибки и анализ ошибки. После обработки данных можно было выявить наиболее типичные виды ошибок, классифицировать их, оценить количественную и качественную сторону исправлений воспитателем этих ошибок.

При анализе речевых ошибок детей 3-4 лет и 5-6 лет были получены следующие данные: Сравнение различных типов речевых ошибок детей 3-4 лет и 5-6 лет.

Морфология

Наиболее распространённые морфологические ошибки:

•        У детей 3-4 лет является окказиональное конструирование основы 8.6%:

Пример:

Саша Ч. 3.5: «Я не знаю как сними'ть»

Серёжа К. 3.8: «Я никогда не плакаю»

•        У детей 5-6 лет является сохранение неподвижности ударения 19%:

Пример:

Вероника О. 5.5: «А покажите нам воду′ от снега?»

Коля К. 5.9: «Вы меня поня'ли?»

Фонетика

Наиболее распространённые фонетические ошибки:

•        У детей 3-4 лет замена согласного - 10.8%:

Пример:

Саша Б. 3.7: «Смотрите какой паблин»

Ксюша А. 3.9: «Я про «Лепку» сама умею читать»

•        У детей 5-6 лет замена согласного 3,4%:

Пример:

Вика П. 5.9.: «Бывают они до цюда» (сюда)

Коля К. 5.10: «Давайте поиграем в атерье'?»

Меньше всего фонетических ошибок:

•        У детей 3-4 лет- добавление согласного (0,1%):

Пример:

Саша Н. 3.10.: «Ой, колонкольчик зазвонил»

•        У детей 5-6 лет метатезис (0,6%), ассимиляция (0,6):

Пример:

Вика П. 5.9: «Какая красивая барелина» (балерина)

Вероника О. 5.11.: «За брагадарность» (благодарность)

Лексика

Наиболее распространённые лексические ошибки:

•        У детей 3-4 лет - смешение паронимов 1,7%:

Пример:

Тёма З. 3.7: «А бабушка дома меня лечила и делала мне галлюцинацию!» (ингаляцию)

Богдан Г. 3. 9: «Угоним машину на помойку?» (на мойку)

Лина И. 3.5: «Я только в музыкальном зале пью!» (пою)

Рома Б. 3.11: «В автобусе работает тётя – конструктор!» (кондуктор)

Алиса А. 3.4.:«Я палец проломала» (сломала)

Женя Д. 3. 10.: «Мама уточка, её сынок утёнок, папа слизень» (селезень)

•        У детей 5-6 лет смешение паронимов - 2,6%:

Пример:

Надя Д. 5.9: «Кто там так хрипит?» (храпит)

Лёша З. 5. 5: «Я надел кофту задом - наоборот?» (наперёд)

Меньше всего лексических ошибок:

•        У детей 3-4 лет - изменение фразеологизма (0,2%), изменение значения слова (0,2%), сужение значения слова (0,2%):

Пример:

Марк К. 3. 7: «У меня от страха волосы дымом»

Юля Л. 3.11.: «Там идут дворник и дворняжка»

Влада Г. 3. 10: «Я не ребёнок. Я- Влада!»

•        У детей 5-6 лет расширение значения слова (0,2%), использование слов «языка нянь» (0,2%):

Пример:

Вика П. 5.6: «Вы очки наденете, а точку свою оставите! (имеется в виду родинка) И тогда мы Вас узнаем!»

Юля Л. 5.9: «Я хочу кач-кач» (покататься)

Словообразование

В возрасте 3-4 лет у детей встречается 11% словообразования, а в возрасте 5-6 лет у детей 12,2% случаев словообразования.

Пример:

Саша К. 3.4:«У нас нет накрывалки?» (скатерть)

Ксюша А. 3. 8:«Это – ове'чик» (ягнёнок)

Аня О. 5. 9: «Я такая быстру'ха» (быстрая)

Таким образом:

•        дети в возрасте 3-4 лет больше всего допускают фонетических ошибок (47,7%). Это можно быть связано с состоянием и подвижностью артикуляционного аппарата, развитием речевого дыхания, развитием фонематического слуха у ребенка.

•        дети 5-6 лет больше всего допускают морфологических ошибок (58,8%).

Это обусловлено тем, что ребёнок этого возраста активно осваивает трудную морфологическую систему русского языка.

Анализ детских речевых ошибок и анализ исправлений воспитателем речи детей 3-4 лет и 5-6 лет позволяет сделать следующие выводы:

В подавляющем большинстве случаев речевые ошибки детей воспитатель исправлял напрямую.

У детей 3-4 лет - 93% случаев прямого исправления и 7 % косвенного.

У детей 5-6 лет - 84% случаев прямого исправления и 16% косвенного.

•        Косвенными способами воспитатель чаще исправляет фонетические ошибки в речи детей 3-4 лет и морфологические – в речи детей 5-6 лет.

•        При сравнении способов коррекции речи детей воспитателем с исправлением речи детей матерью мы пришли к выводу, что в повседневном общении с ребёнком мать предпочитает после 3 лет не напрямую исправлять ребенка, а подводить его самого к правильному варианту, используя при этом различные косвенные тактики. Воспитатель же, в силу специфики работы, преимущественно использует прямые способы исправления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический опыт работы по коррекции речевого развития детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

·        Раннее начало диагностической и коррекционной работы с детьми способствует полноценному овладению родным языком  в максимально сензинтивный перио...

Развитие речи детей в семье и в условиях детского сада

Роль педагога-психолога в речевом развитии дошкольников...

Проект на тему: «Создание развивающей среды для образования детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

В предлагаемом проекте говорится о создании развивающей среды для образования детей старшего дошкольного возраста в условия детского сада.  Окружающая детей  среда должна обеспечивать им физ...

Консультация для родителей «Использование пальчиковых игр в целях обеспечения успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада»

Адаптация – тяжелое испытание для детей, и вызывает, как, правило, серьезные переживания у их родителей.Немаловажным фактором успешной адаптации ребенка в ДОУ является постепенный переход ребенк...

Консультация для педагогов на тему: «Организация работы по здоровьюсбережению для детей дошкольного возраста в современных условиях»

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок - успешный ребенок”, считается невозможным решени...