«Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»
консультация по логопедии по теме

Фролкина Антонина Васильевна

        Опыт работы показывает, что речевое развитие ребенка начинается с раннего возраста, когда у ребенка закладываются основы для развития речи: в младенческом возрасте это формирование активного гуления, лепета, далее формирование облегченных и общеупотребительных слов, а в более старшем возрасте формирование фразы, развернутых предложений, связной речи. В каждом возрасте формируются возрастные речевые навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktualnost_problemy_rechevogo_razvitiya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

 «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»

       Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешное обучение в школе.

      Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его поведении, а так же на деятельности в различных формах

          Родители, сталкиваясь с трудностями в обучении их ребенка, естественно расстраиваются, задают многочисленные вопросы: почему ребенок безграмотно пишет; пропускает буквы при чтении и письме; не может применять на практике хорошо выученные правила правописания и др.

В чем же дело? Что было сделано не так? И что надо делать, чтобы избежать последствий неправильного речевого развития ребенка?

           Нужно отметить важность и необходимость пропедевтической работы по развитию речи детей с  младшей группы. Опыт работы показывает, что речевое развитие ребенка начинается с раннего возраста, когда у ребенка закладываются основы для развития речи: в младенческом возрасте это формирование активного гуления, лепета, далее формирование облегченных и общеупотребительных слов, а в более старшем возрасте формирование фразы, развернутых предложений, связной речи. В каждом возрасте формируются возрастные речевые навыки.

      В нашей стране обследование речи ребенка специалистами проводится в основном в 5-6 лет, когда завершается становление речи.  Когда речь устоялась, причем  вместе с дефектами, специалисты принимаются за дело. Ученые считают, что не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка – необходимо оказывать ему помощь до завершения этого процесса, способствуя, таким образом, предупреждению возможных расстройств речи.

    Ошибочно сводить проблему формирования речи только к коррекции звуков и обучению грамоте (освоению чтения и письма), так как развитие речи – сложный процесс, в котором освоение чтения, письма, формирование звуков, являются лишь составной частью работы.

       Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать писать, хотя бы печатными буквами, как максимум и умение рассказать стишок как минимум. Поэтому они стремятся, научить своего ребенка читать или писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда и вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не являются основным показателем его развития. Чтение и письмо - только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Овладение грамотой не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей.

       Совместная работа специалистов с семьей имеет цель:

- оказать квалифицированную поддержку родителям;

- помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребенка семейную среду;

- создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении

- формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.

         Внутри каждого направления в зависимости от вида нарушения речи, психологических особенностей ребенка могут быть выделены различные задания.

  • Так в работу по звукопроизношению могут включаться задания по развитию мелкой моторики рук, развитию артикуляционного аппарата, отработка поставленных звуков, их автоматизация, дифференциация и т.д.
  • Соответственно задачам второго направления ( формирование лексико-грамматических категорий) подбирается материал по программе: слова, обозначающие предметы, качества, свойства предметов, действия. Сюда же включаются задания по формированию грамматического строя речи.
  • И третье направление – закрепление навыков звукового анализа и синтеза. Увеличение и усложнение заданий проводится постепенно, чтобы у ребенка и родителей сохранялась «Ситуация успеха».

          Среди форм индивидуального воздействия, наиболее эффективными можно считать следующие:

- совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы;

- анализ причин незначительного продвижения в развитии отдельных сторон речевой деятельности и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии речи ребенка, и т. д.

    Родителям нужно обязательно нужно замечать даже незначительные успехи ребенка, а ребенка, звуки которого находятся в стадии автоматизации и он начинает снова неправильно их произносить ругать не надо, а лучше поправлять его, напоминать ему о правильном произношении.

      Нужно обязательно уделять внимание на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов ( памяти, внимания, мышления).

Например, для детей с нарушением слухового внимания используют инструкции типа: «Хлопни, топни, подними флажок когда услышишь…». При нарушении мелкой моторики ставим условие: « Скажешь правильно (слово, звук) – возьмешь бусинку, или раскрасишь деталь. При нарушении восприятия у ребенка по мере раскрашивания картинки спрашиваем:

спрашиваем: «Что получилось?, «Чего не хватает?». При нарушении мышления к этому добавляем задания типа: « Зачеркни, что плавает в воде» (летает, прыгает и т.п.

      В сотрудничестве с родителями необходимо учитывать социальную характеристику семьи, которую отражают такие параметры, как:

-   уровень образования родителей;

-   общий культурный уровень семьи;

-   материальная обеспеченность;

-   жилищно-бытовые условия;

-   взаимоотношения в семье;

-   наличие вредных привычек у родителей;

          Ежегодно в начале учебного года педагоги,  (в том числе и в нашем ДОУ) проводят обследование состояние речи каждого ребенка по следующим разделам:  произносительная сторона ( звукопроизношение и речевой слух), словарь, грамматический строй речи, связная речь. Обследуются также развитие мелкой моторики рук, с которой, как известно, теснейшим образом связано речевое развитие ребенка. Обследование ребенка – трудоемкий процесс. От его результатов зависит планирование работы логопеда и родителей по развитию речи детей. Результаты обследования доводятся до сведения каждого родителя. Главная цель этого этапа работы – заручиться поддержкой семьи для последующего взаимодействия в вопросах речевого развития. Логопед отмечает сильные и слабые стороны речи ребенка, намечает пути оказания помощи в развитии речи и дальнейшего ее  совершенствования. При необходимости привлекается психолог, воспитатели.

Использованная литература:

1. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет. сада.- М: Просвещение, 1981.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей.- М: Просвещение, 1974.

3. М.Ф. Фомичева Воспитание у детей правильного произношения – Москва – Воронеж, 1997.

4. Фролов П.Т. Надежные помощники педагога. – Воронеж: Изд. Воронежского университета. 1974.

                                                                           Подготовила:

                                                                           Учитель- логопед

                                                                           Фролкина А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста."

Со своим докладом на тему: "Актуальность проблемы речевого развития  детей дошкольного возраста" я выступила на педагогическом совете в  своём детском саду. Представила работу из своего опыт...

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Раскрываю актуальность проблемы развития речи у детей дошкольного возраста....

«Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выр...

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, что бы передать свои мысли. В наше время ра...

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе по речевому развитию дошкольников с ОВЗ возможно лишь при тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса и в совместном решен...

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

Речь-это удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума,чтобы пользоваться им.Г. Гегель....