АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАРТОТЕКА
картотека по логопедии (старшая группа) по теме

Силикова Яна Рафитовна

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ  АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

ЛЯГУШКА

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

ХОБОТОК

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

ЛЯГУШКА-ХОБОТОК

На счет раз-два чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

ОКОШКО

На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

ЛОПАТОЧКА

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

ИГОЛОЧКА

Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало, Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

ЛОПАТОЧКА-ИГОЛОЧКА

На счет «раз-два» чередовать упражнения «Лопаточка» и «Иголочка».

ЧАСИКИ

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

КАЧЕЛИ

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

ЛОШАДКА

Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ                                               АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ С-СЬ-З-ЗЬ-Ц.

ЛОПАТОЧКА

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. Важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК

Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его,  произнося «пя-пя-пя».

КИСКА СЕРДИТСЯ

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз»-выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов.

УПРЯМЫЙ ОСЛИК

Губы в улыбке, рот приоткрыт. С силой произносить сочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБЫ

Улыбнуться , приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

КАЧЕЛИ

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

        


КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ Ш-Ж-Щ-Ч.

   

ЛОПАТОЧКА

Улыбнуться , открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. Важно, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

НАКАЖЕМ  НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК

Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его произнося «пя-пя-пя».

ЧАШЕЧКА

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

ФОКУС

Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

ЛОШАДКА

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

МАЛЯР

Улыбнуться, открыть рот. Широким языком погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

ГРИБОК

Присосать широкий язык к небу. Это шляпа гриба, а подъязычная связка-ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упр. «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.

 

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ  АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ Р-РЬ.

МАЛЯР

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком сверху вниз.

ЛОШАДКА

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

ГРИБОК

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка-ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы -в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упр. «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное положение языка.

БАРАБАН

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук д-д-д. Язык упирается в верхние зубы (или за бугорки) при произнесении этого звука, рот не должен закрываться. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами ручку зубной щетки (ручка не должна быть толстой).

МОТОРЧИК

Во время длительного произнесения звука д-д-д (за верхними зубами) быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки или просто чистым прямым указательным пальцем производить частые колебательные движения из стороны в сторону.                                                  

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОДЪЯЗЫЧНОЙ УЗДЕЧКИ

МАЛЯР

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

БАРАБАН

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук д-д-д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться. Очень часто при выполнении этого упражнения рот у ребенка закрывается. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной 1 см или ручку зубной щетки прямоугольной формы(ручка не должна быть широкой).

ЛОШАДКА

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

ГРИБОК

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка-ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы -в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упр. «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное положение языка.

ГАРМОШКА

Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

ДОТЯНИСЬ ДО НОСА

Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка тянуть к носу и опускать к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика (картотека)

ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ СОДЕРЖИТ КАРТОЧКИ  ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В ГРУППЕ....

Артикуляционная гимнастика (картотека)

Удобное представление материала в виде карточек.Можно на выбор вставлять в перспективное планирование на месяц согласно возрасту....

Артикуляционная гимнастика (картотека)

Цель артикуляционной гимнастики – отработка определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков родного языка; развитие подвижности, то...

Артикуляционная гимнастика (картотека)

Развитие артикуляционного аппарата — длительный процесс и требует постоянной практики речи. Для правильного произношения всех звуков родного языка нужен комплекс движений. В материале представле...

Артикуляционная гимнастика. Картотека.

Картотека предназначена для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для того, чтобы ребенок научился произносить сложные звуки....

Артикуляционная гимнастика картотека для родителей

Артикуляционная гимнастикаЗвуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуко...

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАРТОТЕКА 50 ШТ

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАРТОТЕКА 50 ШТ...