Консультация для родителей: "Развитие речи детей раннего возраста в процессе семейного воспитания"
консультация по логопедии на тему

Шувалова Ирина Анатольевна

Как можно помочь своему ребёнку, если у него задержка речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raz.rechi_d-y_ran.voz-ta_kon._rod-y.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Развитие речи детей раннего возраста в процессе семейного воспитания»

Подготовила: учитель-логопед  МБДОУ д/с № 24 Шувалова И.А.

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. С её помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт. Речь – основное средство общения людей, одновременно необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка.

Речевое развитие вашего ребёнка существенно отличается от речевого развития его сверстников? В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трёхлетний ребёнок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам.

И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, правильно выразить свои мысли, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка.

Отсутствие речи в три года – не просто запаздывание. Это сигнал о грубых речевых нарушениях.

Но беспокойство также могут вызывать:

  • Задержка на стадии называния: ребёнок в конкретной ситуации называет предметы (как правило, по образцу, заданному взрослым), долго задерживается на уровне их обозначения, предложения не строит; в общении с людьми вместо слов использует жесты, движения, возгласы;
  • Невнятная речь;
  • Не хочет говорить;
  • В речи появились запинки.

Адекватная помощь возможна, только если выявлены причины возникших проблем, то есть поставлен диагноз.

Основные причины патологии детской речи:

  1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 нед. до 4 мес. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.
  2. Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.
  3. Различные заболевания в первые годы жизни ребёнка. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.
  4. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
  5. Наследственные факторы.
  6. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

  Если Вы заметили у своего ребёнка задержку речевого развития до 3-х лет, то вам необходима консультация специалистов: педиатра, психиатра, невролога, логопеда, психолога. Возможно, понадобится также помощь сурдолога, окулиста, эндокринолога, врача-генетика. Они выяснят причину задержки речевого развития, дадут квалифицированные рекомендации, назначат соответствующее лечение.

Но помимо врачебных назначений, родители могут сами помочь своему ребёнку:

  • Поощряйте любые попытки малыша заговорить; ваш малыш заговорит только тогда, когда вы захотите его слушать.
  • Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, отвечайте на каждый детский вопрос.
  • Говорите с малышом медленно, короткими фразами, говорите правильно, не переходите на «детский язык».
  • Каждый день читайте малышу книжки.
  • Не поправляйте ребёнка, просто повторите ту же фразу правильно.
  • Не сравнивайте малыша с другими детьми.
  • Не говорите при ребёнке о том, что он плохо говорит.

Кроме этого можно применять и специальные упражнения для развития движений языка, губ, нижней челюсти. Дыхательные и звуковые упражнения для развития артикуляции могут выполнять все малыши с того момента, когда начнут понимать, воспроизводить и повторять звуки окружающих предметов. Лишними эти упражнения никак не могут быть, а пользу окажут несомненную: с их помощью укрепляются мышцы артикуляции, и звуки появляются быстрей и звучат более чётко. Все эти упражнения нужно проводить в игровой форме, обязательно показывая движения. Вот некоторые из них:

  • «Пузырь лопнул» - надуть щёки, а затем прижать то одну, то другую пальцем (упражнение укрепляет мышцы щёк).
  • «Иголочка» - упираться кончиком языка до внутренних поверхностей щёк (укрепляются мышцы щёк и языка).
  • «Зайку приняли за волка» - вытянуть губы трубочкой и быстро улыбнуться, показав зубы (укрепляются мышцы щёк и губ).
  • «Рыбка» - широко открывать и закрывать рот (улучшает работу нижней челюсти).
  • «Лошадка» - пощёлкать языком, приподнимая его к верхнему нёбу. Пусть малыш работает языком постоянно: «Олег поскакал на лошадке в ванну!» или не просто пошли в садик, а «поскакали на лошадке».
  • «Трактор» - воспроизводите звуки мотора трактора, энергично произнося «д-т-д-т», меняя громкость и длительность «работы трактора» (произношение этих звуков укрепляет мышцы языка).
  • «Гудок паровоза» - через нос с шумом наберите воздух, задержите дыхание на 1-2 секунды, а затем с протяжным звуком «у-у-у-у» выдохните воздух через сложенные трубочкой губы.
  • «Стрельба» - представьте, что вы пришли в тир и стреляете из воображаемого пистолета. Высунув язык, энергично произнесите «к-г-к-г» (произнесение этих звуков укрепляет мышцы глотки).

Кроме развития артикуляционной моторики очень важно развивать общую моторику ребёнка, т.к. чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.

Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.

В первый раз покажите упражнения и объясните, как их делать. Во второй раз выполните упражнения вместе с ребёнком, называя при этом ваши действия. На третий раз предложите ребёнку выполнить ваше задание самостоятельно. Без вашего участия. Наряду с развитием моторики будут развиваться внимание и память.

Не уставайте изо дня в день повторять названия действий, направлений, движений, предметов, окружающих ребёнка. Наступит день, когда он сам назовёт вслед за вами много раз повторенное слово.

Начните с простых инструкций:

- Пройди прямо от стола к двери. Обойди вокруг стула (стола). Встань на скамеечку и т.д.

Понаблюдайте, насколько правильно ребёнок выполняет простые инструкции: шаг на месте, на носочках, на пятках. Вот примерные задания:

- Пройди по комнате (по кругу), а я буду хлопать в ладоши – помогать тебе (ребёнок должен шагать в заданном ритме).

- Выполняй мои команды:

Руки вперёд, в стороны, вверх, вниз.

Левую руку – влево, правую – вправо.

Левую – на бок, правую – на голову.

Правую ногу вперёд, левую – приставить.

Ребёнок учится управлять своими движениями. Сначала это простые упражнения из одного элемента, потом – более сложные.

Существует множество занимательных игр и упражнений с различными предметами и материалами, которые развивают мышечную мускулатуру ребёнка, его внимание, усидчивость, память, воображение. Это игры с мелкими предметами, кольцами, шнурками, пуговицами, мозаика, конструктор, пазлы, работа с бумагой, пластилином и т.д. Заинтересуйте ребёнка, играйте вместе с ним, хвалите его и тогда у него всё получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей:"Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Знач...

Консультация для родителей "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста"

Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия ...

Консультация для родителей. «Развитие речи детей раннего возраста в процессе семейного воспитания».

Развивая понимание речи ребенка, воспитывая потребность в общении, взрослые подготавливают основу для появления активной речи....

Консультация для родителей "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе конструирования из бросового материала"

Консультация для родителей "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе конструирования из бросового материала" раскрывает особенности  конструирования детей ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ Для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Во второй группе раннего возраста

Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формировани...

Консультация для родителей "Развитие активной речи детей раннего возраста"

Консультация содержит советы для родителей по развитию активной речи дошкольников....