«Формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с ребёнком»
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Романюк Татьяна Алексеевна

Актуальность данного проекта обусловлена недостаточным вниманием родителей к проблеме развития речи детей: не закрепляются поставленные логопедом звуки детей дома, поверхностные знания родителей о проблемах нарушения речи, а также ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционной логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ  общеразвивающего вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 275» городского округа Самара

«Формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей

 к коррекционной работе с ребёнком»

Романюк Татьяна Алексеевна

учитель – логопед МБДОУ «Детский сад № 275»

  г.о. Самары

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Однако, в последнее время, детей с недостатками речи становится всё больше и больше. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны: ухудшение экологии, ослабленное здоровье детей, хронические заболевания родителей. Но они являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанной помощи. Наиболее сложными являются органические нарушения (дизартрия, алалия)  и в меньшей степени – функциональные (дислалия). На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и т.д. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. 
В нашем детском саду функционирует  дошкольный логопедический пункт,
в котором оказывается коррекционной помощи детям 5-7 летнего возраста, имеющим различные речевые нарушения.

Основными задачами в работе логопедического пункта: выявление, преодоление и своевременное  предупреждение  различных нарушений речи у детей - дошкольников; профилактическая работа и пропаганда  логопедических знаний среди работников детского сада  и родителей детей, посещающих детский сад. 

Основными формами организации коррекционно-воспитательной работы логопедического пункта являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Консультативный прием родителей проводится 1 раз в неделю в вечернее время.

На дошкольном логопункте занимаются дети со следующими нарушениями: фонетико-фонематическое недоразвитие речи , ст. форма дизартрии , общее недоразвитие речи .

В рамках введения ФГОС приоритетной задачей для ДОУ становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и информационно-коммуникационной. А целью коррекционной работы в условиях логопункта является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений, препятствующих усвоению программного материала детьми, посещающими логопункт, повышение их речевой грамотности и активности. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности ребёнка. Для наших детей, имеющих различные речевые нарушения главным видом деятельности является коммуникативная. И целью общения с ребёнком в новых условиях ФГОС является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе коррекционной работы изменения. 

Также предполагается активная роль родителей в коррекционном процессе. В федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 г.№273-ФЗ ст.44 прописано: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся…обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка». В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна учитывать степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Но, к сожалению, многие родители практически устранились от воспитательно-коррекционно-образовательного процесса. В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья. 

В связи с этим, нами был разработан и осуществлён детско-взрослый, практико-ориентированный, долгосрочный (годичный)  проект «Болтунишка».

Актуальность данного проекта обусловлена недостаточным вниманием родителей к проблеме развития речи детей: не закрепляются поставленные логопедом звуки детей дома, поверхностные знания родителей о проблемах нарушения речи, а также ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционной логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ  общеразвивающего вида.

 Дошкольный период, а особенно старший дошкольный возраст (5-7 лет) является гиперсензитивным для развития речи. В этот период у ребенка интенсивно развивается и существенно формируется словарь и грамматические категории, усложняется механизм перехода внутреннего замысла во внешнюю речь, формируется контекстная речь – связная речь, и, конечно же, становится нормативным произношение. Большинство родителей все проблемы, связанные с обучением, воспитанием и коррекцией нарушений речи у детей, перекладывают на детский сад, сами при этом совершенно отстраняясь от этого процесса. Чтобы исправить данное мнение и активно вовлечь родителей в процесс коррекции речи был создан данный проект.

Цель: Формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с ребёнком.

    Задачи:

  • Установление партнёрских отношений с семьёй ребёнка – логопата, создать атмосферу общности интересов; 
  • Ознакомление родителей  с содержанием работы с ребёнком на логопункте;
  • Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах развития своего ребенка, пробудить в них интерес и желание участвовать в развитии речи  своего ребенка.

 Участники проекта:

  • Дети с 5 до 7 лет, посещающие логопункт детского сада (старшая и подготовительная группы детского сада)
  • Учитель-логопед, педагоги ДОУ, родители.

Мы ожидали от проекта следующие результаты:

  • Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.
  • Родители активно включаются в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, фиксируют свои достижения в «Дневнике успеха ребёнка».
  • Приобретение и изготовление родителями игр для автоматизации произношения, развития фонематических процессов, пополнения и активизации словаря и формирования грамматических категорий, развития связной речи для домашнего использования, театры
  • Родители самостоятельно используют материалы сайта «Болтунишки».
  • Повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Реализация проекта рассчитана на 3 этапа.

Этап

Мероприятия

I Этап

Подготовительный (информационно-аналитический)

“Давайте познакомимся! ”.

1.Анкетирование родителей, с целью выяснения  образовательных потребностей родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, уровня мотивации, установить контакт с семьями логопатов, согласовать воспитательное воздействие

2.Диагностика речевого развития детей

3. Ознакомительная работа с родителями

4.Сбор анамнестических сведений о ребёнке                        5.Оформление Соглашений с родителями об условиях обслуживания детей на  логопункте

6.Родительская встреча «Давайте знакомиться»

7.Индивидуальная беседа

8.Подбор методической литературы

II Этап

Реализация проекта (практический)

«Давайте узнавать вместе !»

1.Семинары- практикумы для родителей:

«Возможности семьи в речевом развитии ребёнка»

 «Артикуляционный и пальчиковый тренинг- первая ступень к развитию речи»,

«Я дарю тебе словечко» - пополнение словаря через словесные игры»

2.Оформление странички логопеда на сайте МБДОУ

3.Собрание – практикум «Роль семьи в коррекционном процессе»,

4.Собрание – деловая игра «Формирование грамматически правильной речи дошкольников»

5.Организация  семейного клуба «Школа пальчиковых наук».

6.Буклеты для родителей

7.Журнал для заботливых родителей «Болтунишки»

8.Изготовление дидактических игр по развитию речи родителями для домашнего пользования

9.Работа с индивидуальными папками-тетрадями («Тетрадь успехов ребёнка»)

10.Конкурс «Самая красивая и содержательная тетрадь»

11.Электронная библиотечка для родителей

12.Консультации по родительским потребностям

13.Создание банка электронных презентаций в помощь  родителям,  на занятия

14.Клуб «Поле речевых чудес»

15.Открытые коррекционные занятия с детьми

16.Интервью красивой речи (с детьми)

17.Дни открытых дверей

III Этап Заключительный

1.Тематическая выставка:

«Самодельная игра»

2.Праздник речи

3.Вручение благодарностей родителям и детям по окончании логопункта

Результат проекта:

  • Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, установлен контакт с членами семьи, согласованы воспитательные и коррекционные методы и приёмы воздействия на ребёнка.
  • Разработана и апробирована система методических и практико-ориентированных мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников 5-7 лет.
  • Создана копилка методических, практических и электронных пособий, картотек.
  • Выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании.
  • Качество речи детей повысилось, сроки автоматизации произношения сократились.

Выставка дидактических игр ,изготовленных родителями

Елена Митюшкина. Блог - Для воспитателей детских садов - Маам.ру   Делаем игры для дошкольников своими руками - Делаем своими руками

"Международная Педагогическая Олимпиада" "Дидактическая игра в образовании дошкольников" Дидактическая логопедическая игра

Изображение книги Логопедические занятия в детском саду. . Вторая - 22 May 2013 - Blog - Stol-yar

Галина Поломошнова. . Блог - Страница 2 - Для воспитателей детских садов - Маам.ру

Дидактическая игра "Чудо-дерево"             Игры и пособия своими руками - Блог - Персональный сайт учителя-логопеда

Логопедические домашние задания для дошкольников с нарушение звукопроизношения - Электронные учебники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план коррекционной работы с ребёнком имеющим диффект

Примерный плани ндивидуальный  коррекционной работы с ребёнком имеющим ковплексный   ДЦП, УО, алалию на пол года...

Индивидуальный план коррекционной работы с ребёнком

В коррекционной  работе с детьми  необходим учёт индивидуальных особенностей . Индивидуальный план коррекционной работы поможет их планированию....

Примерная индивидуальная программа коррекционной работы с ребёнком по логопедии

Программа содержит направление работы с ребёнком, цели, содержание материала и планируемые результаты......

Индивидуальная программа коррекционной работы с ребёнком , имеющим ОВЗ.

Программа содержит материал для работы с ребёнком 8-летнего возраста с умеренной умственной отсталостью, сочетающейся с атипичным аутизмом. ...

использование телесно-ориентированных практик (элементов образовательной кинезиологии, мозжечковой стимуляции, сенсомоторной коррекции) в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях логопе-дического пункта дошкольной организации

В данной работе представлен опыт учителя-логопеда по использованию телесно-ориентированных практик, таких методов, как сенсомоторная коррекция, мозжечковая стимуляция, образовательная кинезиология кот...

«Методические разработки для организации работы с родителями, направленные на формирование позитивных детско-родительских отношений» «Секреты успешной работы с родителями»

Дошкольное детство – уникальный и ответственный период в жизни человека – это момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности...