Консультация для воспитателей «Развитие речи у детей через подвижную игру»
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, развитие речи – одна из главных. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из  актуальных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_referat.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Развитие речи у детей через подвижную игру»

Учитель-логопед: Тимошенко Е.Е.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, развитие речи – одна из главных. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из  актуальных.

Это общая задача состоит из ряда специальных, частных задач:

  • воспитания звуковой культуры речи; обогащения,
  • закрепления и активации словаря; совершенствование грамматической правильности речи;
  • формирования разговорной (диалогической) речи;
  • развития связной речи;
  •  воспитания интереса к художественному слову;
  • подготовки к обучению грамоте.

Хорошо известно, что развитие речи, реализуемое только в форме фронтальных занятий, не даст желаемого результата. Работу по речевому развитию необходимо активно проводить в повседневной жизни детей в детском саду и семье. Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир.

Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. Существует прямая связь между эмоциональным состоянием ребенка и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти.

Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста можно разделить на три основные группы:

Первая группа – это подвижные игры.

Вторая группа – это дидактические игры.

Третья группа – это творческие ролевые игры, игры драматизации.

У всех видов игр есть единая задача – умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, выполнять установленные правила игры. Здесь развитие речи играет главную, основную роль.

«Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами».

Подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста.

Характер подвижной игры ее содержание должны быть разнообразны. Это может быть сюжетно ролевая игра ( типа «Поезд», «Самолет») или игра инсценировка («Теремок»). Возможно проведение подвижных бессюжетных упражнений, игр с предметами  (с мячом, бубном, прыгалками). Эти игры дают возможность отработать с ребенком наиболее простые движения (ходьба, бег, прыжки на двух ногах) ребенок учиться целенаправленно катать, ловить, бросать сначала большой мяч, потом маленький и т.п., и постепенно подготовить его к овладению более сложным, комбинированным движениями. Подвижные игры нормализируют моторную функции ребенка помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируют игровые навыки, совершенствуют просодические компоненты речи (интонация, тембр, дикция, пауза, ударение темп, ритм дыхание), поощряют творческую активность детей.

Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации.

Это следующие типы игр:

1. В игре есть сюжет, правила и роли.

2.Нет сюжета и ролей, но есть двигательные задания, регулируемые правилами.

3.Сюжет и действия обусловлены текстом, определяющим характер и последовательность движений.

Подвижные    игры    в основном     коллективные,   поэтому у    детей вырабатываются элементарные умения согласовывать свои действия с движениями других играющих, ориентироваться в пространстве. Игра помогает ребенку преодолеть робость и застенчивость, т.к. подражая в игре действиям товарищей, он естественно выполняет разные движения, которые не хотел бы делать по простому указанию.

Подчинение правилам игры  воспитывает организованность, внимание, умение управлять своими действиями, способствует проявлению волевых усилий. Игры вызывают  положительные эмоции, развивают тормозные процессы, развивают сообразительность, смелость, быстроту реакции.

Сюжетные подвижные игры способствуют закреплению знаний   и представлений  об окружающем мире: о повадках  животных и  птиц, о звуках окружающей    природы, о средствах передвижения и т.д.   В игре развивается интеллект, фантазия, формируются социальные качества.

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность. Ценность детского фольклора в эмоциональности общения, ярких художественных образах, где простые по форме малые жанры таят в себе немалые возможности – звуковые, речевые, смысловые.

Освоение подвижных игр дошкольниками имеет закономерности.

-для детей младшей группы характерны игры типа  «ловишки».

-для средней группы характерны сюжетные игры с богатым речевым материалом, со зримыми атрибутами.

-для старшей  группы подходят бессюжетные игры с элементами соревнований, игры с различными предметами (кегли, скакалки и т.п.)

- к подготовительной группе дети готовы для участия в упрощенных спортивных играх (баскетбол, футбол, бадминтон…)

Речевое сопровождение  игр в разном возрасте разное.

В младших группах стихотворный текст в игре говорит взрослый, дети подчиняются его голосу как условной команде.

Для детей старших групп в сюжетных играх обязательным условием является наличие развернутого текста. В этих играх есть водящий, который должен запомнить и проговорить весь текст роли и выполнить свою игровую задачу. Эти игры являются прекрасным психокоррекционным средством воздействия. Именно в такого рода играх удается разговорить и активизировать застенчивых детей, научить выжидать и подчиняться правилам  агрессивных и расторможенных.

Неоценима роль подвижных упражнений и для развития мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеназванных факторов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению развития речи

Установлено, что на формирование речи влияют такие факторы как моторика мелких мышц кисти, координационные способности, дыхание, осанка, фонематический слух.

Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку  положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяют говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр. Для ребенка крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью она проводится, как отвечает  на полученную нагрузку детский организм.

Дети играют в подвижные игры в помещении и на воздухе во время прогулок. Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, быстроте мысли. Подвижные игры положительно влияют не только на двигательную деятельность детей, но и на развитие чувств и эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых комических ситуаций, юмора, шуток, возможности самовыражения. Азарт задают детям считалки, зачины, жеребьевки

В младших группах детям нравятся игры, сопровождающиеся рифмованным текстом и ритмичными движениями. Например : «Курочка – хохлатка», «Лохматый пес», «Зайка».

Более старшие дети очень любят хороводные игры, эмоционально воспринимают всевозможные присказки и другой текст, предваряющий игру, являющийся как бы завязкой ее.

Например: «Гуси – гуси… », «Теремок», «Мышеловка». Применение считалок в распределение ролей, в подвижных играх, хорошо влияет на развитие речи.

Что должен знать воспитатель о методике проведения подвижных игр с целью воспитания развития речи детей :

1. Нужно хорошо знать текст и соответствующие движения.

2. Воспитатель произносит слова отчетливо, выразительно, выделяя ритмический рисунок, но не утрируя его, ни в коем случае не переходя на чтение по слогам.

3. Потешки и прибаутки родственны песне, но это не значит, что их надо произносить на распев. Важно добиться некоторой певучести, напевности.

4. Предварительно разучивать текст с детьми не следует, они постепенно запоминают его в процессе игры. Вначале они будут проговаривать отдельные слова, затем усвоят весь текст. Не надо только, чтобы дети сразу говорили полным голосом. Позднее, когда дети освоятся с движениями, следует обращать внимание на чистое и выразительное произнесение ими текста, не допускать крика в тех случаях, когда возрастает эмоциональный подъем.

5. Произносить текст нужно звонким, достаточно высоким голосом, так как это более естественно для детей. Однако не следует допускать, чтобы дети говорили утрированно высоким, писклявым голосом или крикливо.

Во всех возрастных группах подвижные игры, организуемые воспитателем со всей группой или с небольшой подгруппой, должны быть интересными для детей, проходить живо, эмоционально, непринужденно.

Все дети без исключения любят играть, а в игре у детей активизируется речь при общении и решении спорных вопросов. При этом у них развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

Заканчивая любую из игр, воспитатель, должен поддержать интерес к дальнейшей игре : «А в следующий раз, мы будем играть еще интереснее… ».

Подвижные игры

2—3 года

Птички

Задачи. Обогащать двигательный опыт; побуждать детей к выполнению элементарных правил игры; поощрять самостоятельность; вызывать чувство удовольствия от общения со взрослым и сверстниками, а также от выполнения движений.

Материал. Шапочки или эмблемы с изображением птичек.

Содержание игры. Дети изображают птичек. Взрослый обозначает гнезда для них. По сигналу взрослого «Птички захотели полетать!» птички вылетают из гнездышек, машут крыльями, приседают, клюют зерна, летают по всему обозначенному участку. По сигналу «Птички, в свои гнездышки!» птички занимают свои гнезда.

Примечание. Вначале взрослый проделывает все действия вместе с детьми. Когда дети запомнят игру, взрослый может с помощью слов руководить действиями детей.

Пчелки

Задачи. Совершенствовать бег в определенном направлении; учить ориентироваться в пространстве, подражать пчелкам.

Содержание игры. Дети изображают пчел, они бегают по комнате, размахивая крыльями, жужжат: «Ж-ж-ж». Появляется медведь (помощник воспитателя). Воспитатель-пчела говорит:

Мишка-медведь идет,

Мед у пчелок унесет,

Пчелки, домой!

Пчелки летят в определенный угол комнаты — улей. Медведь, переваливаясь с ноги на ногу, идет туда же. Пчелки и взрослый говорят:

Этот улей — домик наш,

Уходи, медведь, от нас,

 Ж-ж-ж-ж!

Машут крыльями, жужжат, прогоняя медведя. Медведь уходит, а пчелки опять вылетают на поляну. Они могут угостить в конце игры медведя медом.

3 – 4 года

«Медведь»

Дети считаются и выбирают, кто будет медведем. По двум противоположным сторонам площадки чертят линии: за одной линией – берлога медведя, за другой – дом детей. Середина площадки – опушка леса. Дети выходят из своего домика и идут на опушку собирать ягоды со словами:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит,

Все на нас рычит.

На слове «рычит» медведь выбегает из своей берлоги и ловит детей. Дети убегают в свой домик. Игра повторяется. Когда медведь поймает 2 – 3 детей, медведя меняют.

«Ровным кругом»

Цель: ходить ритмично по кругу, сохраняя интервал; не заходить в круг. Выполнять движения, показанные педагогом.
Ход Игры. Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте!
Дружно вместе
Сделаем вот так!
С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает педагог, например,  повернуться, наклониться, присесть.

4-5 лет

«Вороны»

Цель: упражнять в прыжках на двух нога с продвижением вперед; развивать выносливость, умение выполнять движения в соответствии с текстом; память.

Ход: Все дети - вороны.

Воспитатель:

Вот под елкой запушенной

Скачут по снегу вороны.

(Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны)

Дети прыгают на двух ногах по площадке, вокруг елки, пенька

Дети:

Кар-кар! Кар-кар!

Вос-ль:

Из-за корочки подрались,

Во все гордо раскричались.

(Целый день они летали,

Спать ребятам не давали)

Бегают в разных направлениях, помахивая руками.

Дети:

Кар-кар! Кар-кар!

Вос-ль:

Только ночка наступает,

Все вороны засыпают.

(Только к ночи умолкают,

Вместе с нами засыпают)

Влезают на бревно пеньки, скамейки.

Дети:

Кар-кар! Кар-кар!

(Ш-ш-ш…- приседают с выдохом)

 «Лиса в курятнике»

Цель: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях; бегать не задевая друг друга, увертываться от ловящего.

Ход игры: На одной стороне площадки очерчивается «курятник». В нем на насесте (на скамейках) сидят «куры».

На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается «лисой», остальные – «куры». По сигналу «куры» спрыгивают с насеста, ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу: «Лиса!» - «куры» убегают в курятник и взбираются на насест, а «лиса» старается утащить «курицу», не успевшую спастись, и уводит ее в свою нору. Остальные «куры» снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется. Игра заканчивается, когда «лиса» поймает двух-трех «кур».

5-7 лет

«Гуси - лебеди»

Играющие выбирают «волка» и «хозяина», сами изображают «гусей».

 На одной стороне площадки чертят дом, где живет «хозяин» и «гуси», на другой - поле. Между ними находится логово «волка». Все гуси летят на поле травку щипать. Хозяин зовет их:

 - Гуси, гуси!

 - Га-га-га!

 - Есть хотите?

 - Да, да, да!

 - Ну летите же домой!

 - Серый волк под горой, не пускает нас домой.

 - Что он делает?

 - Зубы точит, нас съесть хочет.

 - Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!

 «Гуси» бегут в дом, «волк» пытается их поймать.

 Игра заканчивается, когда все «гуси» пойманы.

 Игру можно усложнить, введя в нее второго «волка».

 В конце игры можно отметить самых ловких «гусей» (ни разу не попавших к «волку») и лучшего «волка» (поймавшего больше «гусей»).

«Мышеловка»

Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге и приседание.

Содержание: Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая образуют круг («мышеловка»), остальные изображают «мышей» и находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:

Ах, как мыши надоели, развелось их, просто страсть!

Все погрызли, все поели, всюду лезут! Вот напасть!

Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас,

Вот поставим мышеловки, переловим всех за раз!

По окончании текста дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх, «мыши» вбегают в «мышеловку» и тут же выбегают. По сигналу: «Хлоп!»- дети, стоящие в кругу опускают руки и приседают. «Мыши», не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными и становятся в круг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности детей через поисково-иследовательную деятельность"

Дети любят эксперементировать и иследовать. Для них это самый интересный момент когда они познают мир....

Консультация для воспитателей "Формирование взаимопомощи у детей в подвижной игре"

Консультация для воспитателей "Формирование взаимопомощи у детей в подвижной игре"...

Консультация для воспитателей. Развитие речи младших дошкольников через игру и игровые приемы.

Консультация для воспитателей.Развитие речи младших дошкольников через игру и игровые приемы....

Консультация для воспитателей "Развитие речи у детей через подвижную игру"

Развитие речи - одна из основных задач воспитания и обучения детей в Детском саду. Работу по речевому развитию необходимо проводить в повседневной жизни детей в Детском саду и дома. Подвижные игры - э...

«Развитие быстроты у детей через подвижные игры»

в статье раскрываются основные аспекты развития быстроты у детей дошкольного возраста через подвижные игры, какую роль играет двигательная активность в развитии и укреплении здоровья ребенка....

«Развитие речи у детей через подвижную игру»

Развитие речи – одна из главных задач развития и воспитания и обучения детей дошкольного возраста. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических про...

Мастер-класс с детьми «Развитие математических способностей детей через подвижные игры дидактической направленности»

В статье показано использование подвижных игр дидактической направленности как средства здоровьесберегающей технологии....