Вариативная модель организации семейного экологического проекта выходного дня: "Звуки зимней природы"
проект по логопедии (старшая группа) по теме

Столярова Анна Юрьевна

Вариативная модель организации семейного экологического проекта выходного дня:"Звуки зимней природы"

Цель проекта:

·       Включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников, формирование единой экологически воспитывающей среды.

 

·       Развитие у детей умения выделять разнообразные звуки окружающего мира и передавать их с помощью речевого интонирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вариативная модель организации семейного экологического проекта выходного дня:

"Звуки зимней природы"

Учитель –логопед Столярова А.Ю,

Актуальность:  как и где можно услышать природу?

Игровая мотивация: во дворе мы поиграем - звуки природы все узнаем.

Цель проекта:

  • Включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников, формирование единой экологически воспитывающей среды.
  • Развитие у детей умения выделять разнообразные звуки окружающего мира и передавать их с помощью речевого интонирования.

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный

Срок: кратковременный.

Задачи:

  • Увлечь детей красотой и своеобразием звуков зимней природы, обогатить эстетические впечатления. Научить слышать звуки природы.
  •  Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, связную и образную речь, элементы творческого воображения.
  • Упражнять в умении выделять разнообразные звуки окружающего мира и природы, правильно использовать тембровую окраску голоса и речевое дыхание при их образной передаче.
  • Активизировать в речи детей слова: зима, мороз, снежинки, снеговик, скрип, сосульки, санки- ледянки.
  • Продолжать развивать общую мелкую и артикуляционную моторику, эмоционально-чувственную сферу личности ребенка как одну из компонентов экологической культуры.
  • Формировать у детей и родителей позитивный опыт по взаимодействию с окружающей средой.

Одежда ребёнка: тёплый спортивный костюм, меховая шапка, шуба, тёплые носки, валенки или сапоги, варежки.

Место проведения: парк или игровая площадка во дворе.

Длительность: в течение дня.

Вариативная модель организации деятельности детей и родителей во время зимней прогулки:

  • При подготовке к прогулке выполните с ребёнком пальчиковую гимнастику «Мы во двор пошли гулять». (приложение 1)
  • На улице организуйте с ребёнком «минуты любования зимней природой».
  • Предложите выразить свое состояние и настроение в разное время зимы, проведите игру-имитацию «Мимические упражнения» (приложение 2)
  • Нацельте ребёнка на задание «услышать и запомнить звуки природы» во время самостоятельной деятельности.
  • Обсудите с детьми, какие еще звуки можно услышать дома, на улице, во дворе, в природе, предложите изобразить их.
  • В заключение прогулки предложите ребёнку игру «Снежинки» или «Снеговик», на координацию слова и движения (приложение 3)
  • По возвращению с прогулки, вспомнить какие звуки природы ребёнок услышал во время игры на улице (вой ветра, пение птиц, скрип снега и полозьев санок, шарканье по ледяной дорожке, скрип деревьев при ветре и т.д.). При необходимости помощи предложить ребёнку упражнение на развитие речевого дыхания и голоса: «Вьюга в лесу» (приложение 4)
  • Рассмотрите с детьми иллюстрации и предложите определить, где можно услышать эти звуки (дома, на улице, во дворе, в природе).
  • В вечерний период времени вспомните с ребёнком дневную прогулку, наиболее запомнившиеся моменты. Для обогащения впечатлений выполните уже знакомые ребенку упражнения артикуляционной гимнастики: «Снеговики радуются снегу и морозу», «Грустные снеговики весной», «Сосулька», «Санки-ледянки», «Горка», «Саночки», «Ветер» (приложение 5)
  • Рассмотрите с детьми картинки, предложите произнести звуки, которые слышали сегодня на прогулке. Задайте детям вопросы:
  • Чем отличаются звуки снега в морозную погоду, от звуков снега в теплый зимний денек?
  • Какие из предложенных картинок можно объединить одним звуком?
  • Найди в доме предметы, с помощью чего ты смог бы изобразить услышанные сегодня звуки.
  • Вспомни и произнеси другие звуки природы (это задание можно организовать в виде упражнения«Угадай, на что похож звук?») (приложение 6)
  • Придумайте с детьми звуковую сказку по предложенному началу: Наступила зима. Завыли частые суровые вьюги…. Воробьи шустро прыгали по дорожкам и повторяли свою неизменную песенку: чирик-чик-чик, синички сидели, нахохлившись на веточках и будто что-то старались сказать шустрым воробышкам: синь- синь- синь. Вдруг раздался скрип морозного снега и вдали показался маленький мальчик, он спешил к кормушке, чтобы накормить своих пернатых друзей…(Родители проговаривают текст, звуки природы произносят дети).
  • Перед сном выполнить психогимнастику и пластические этюды (приложение 7)
  • Практическая деятельность: нарисуйте совместно с ребенком предметы окружающего мира и явления природы, звуки которых вы слышали во время совместной прогулки.

Приложение№1

Развитие мелкой моторики.  Пальчиковая гимнастика

 «Мы во двор пошли гулять»

Выполнять движения пальчиками и руками в соответствии с содержанием стихотворения.

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять,                  (Загибать пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили                           (Имитировать лепку комов.)

Птичек крошками кормили,              (Крошить хлебушек всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались.   (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли,        (Отряхивать ладошки.)

                                        

Съели суп, и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку.)

        

                                

Приложение№2

Мимические упражнения

а). Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.

б) Передать гневную интонацию деда Мороза.

Дед Мороз проспал в постели,

 Встал, сосульками звеня:

 — Где вы, вьюги и метели?

Что не будите меня?

в) Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы. Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.

Приложение№3

Упражнения, направленные на развитие согласованности в координации слова с движением, и на формирование длительного плавного выдоха.  

                                    «Снежинки»

Кружатся снежинки

В воздухе морозном.         (Кружатся на носочках.)

Падают на землю            (Медленно приседают, руками

Кружевные звезды.             показывая плавное падение снежинок.)

Вот одна упала                 (Встают, ловят воображаемую

На мою ладошку.              снежинку на ладошку.)

Ой, не тай, снежинка,         (Бережно прикрывают «снежинку»

Подожди немножко.     на ладони другой ладошкой.)

                                      «Снеговик»

Сегодня из снежного мокрого кома                 (Идут по кругу наклонившись

Мы снежную бабу слепили у дома,    катят перед собой         воображаемый ком

Стоит эта баба у самых ворот —        (Разглаживают руками снег на «бабе».)         

Никто не проедет! Никто не пройдет! (Грозят пальцем пр-й руки, потом левой.

Знакома она уже всей детворе,                                                                 

А Жучка все лает: «Чужой во дворе».                 (Идут по кругу.)

Приложение№4

Развитие речевого дыхания и голоса

Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) Стонут березы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

Приложение№5

Артикуляционная гимнастика. Упражнения для щек, губ и языка.

Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

Сосулька. Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).

Санки-ледянки. Сделать язык «чашечкой».

Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

Саночки. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

Приложение№6

 «Угадай, на что похож звук?»

          На стол, перед ребенком выкладываются хорошо знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка, листок бумаги, вата, маленькая пустая бутылочка (если в неё подуть, то можно получить «вой ветра, вьюги, метели» это зависит от силы воздушной струи).  Взрослый объясняет ребёнку, что только по слуху ему предстоит определить, что он услышит, рассказать о действиях взрослого возможно полнее и отметить на какой звук природы, больше похож этот звук. Затем ребенок поворачивается спиной к предметам или они закрываются ширмой. Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвет ее, мнет, стучит ножницами о чашку, водит карандашом по бумаге, стучит карандашом о чашку, дует в бутылочку, мнёт бумагу, скрипит ватой и т.д. После каждого произведенного действия ребенок должен рассказать о нем в силу своих речевых возможностей, но максимально подробно. При значительных трудностях звучание повторяется со зрительной опорой. Упражнение проводится до стойкой дифференциации звучаний.

Приложение№7

Психогимнастика. Пластические этюды

Обыгрывание ситуации «Новый год». Изобразить Деда Мороза и Снегурочку, идущих на елку. Показать: разные звери встречают Новый год.

Пластические этюды

Зимние забавы. Изобразить: вы катаетесь на коньках, играете в снежки, лепите снежную бабу, везете на санках малышей, ходите на лыжах.

Изобразить зимующих птиц: дятла, ворону, высиживающую птенцов, и замерзшего воробья.

Изобразить зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося под кустом; лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя; белочку, нашедшую свою кладовую, и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный экологический проект, номинация "А у нас во дворе"

Краевой конкурс "Семейные экологические проекты" сподвиг мою семью к нетрадиционному подходу к вопосу об охране природы. Материал может бять использован на занятиях по окружающему миру и развитию речи...

Семейный экологический проект, номиниция "Вода в доме"

Краевой конкурс « Семейные экологические проекты»номинация « Вода в доме» Работа по теме:«Вода в жизни нашей семьи»...

Семейный экологический проект, номиниця "Вода в доме"

Краевой конкурс « Семейные экологические проекты»номинация « Вода в доме» Работа по теме:«Вода в жизни нашей семьи»...

Краевой конкурс « Семейные экологические проекты» номинация « Вода в доме»

Краевой конкурс « Семейные экологические проекты»номинация « Вода в доме» Работа по теме:«Вода в жизни нашей семьи»...

Семейный экологический проект "Наши руки не для скуки,или подарки из вторсырья", в рамках конкурса эколого-исследовательских проектов "Юные экологи Москвы"

Бытовые отходы, которые мы используем от продуктов питания, загрязняют окружающую среду. Большая их часть имеет очень длительный срок разложения или совсем не разлагается в естественных условиях. Чтоб...

Семейный экологический проект. Тема проекта « Малыши и взрослые».

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознано- правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкол...

Конкурс «Семейный экологический проект» Семья Королевых. ПРОЕКТ «Мой дедушка-ликвидатор»

Конкурс «Семейный экологический  проект» Семья Королевых....