Проект взаимодействия учителя-логопеда с родителями на тему: «Логопедические тропинки"
проект по логопедии на тему

Анна Владимировна Борздова

«Логопедические тропинки» 

Практико-ориентированный проект, направленный на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. 
 

Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, 
дай попробовать – и я пойму. 
(Восточная мудрость) 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_logopedicheskie_tropinki.docx22.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               Представлен на педсовет

                                                                                               МДОУ «ДС №16»

                                                                                               март 2017 года

Проект взаимодействия учителя-логопеда с родителями на тему: «Логопедические тропинки»

Учитель-логопед МДОУ «ДС №16»

                                                                                              Борздова А.В.

«Логопедические тропинки» 

Практико-ориентированный проект, направленный на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. 

Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, 
дай попробовать – и я пойму. 
(Восточная мудрость) 
                                  Актуальность проекта. 
В современных условиях все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы. 
Подобный подход к процессу обучения – это такой образовательный процесс, когда ребенок становится именно субъектом деятельности, и активная деятельность формирует у него чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к приобретению новых знаний. 
По мнению американских педагогов У.Х. Кильпатрика, Джона Дьюи, опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных проектов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы. По их мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность». 
Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт. 
В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием. У детей повышаются потенциальные возможности полноценного развития, в том числе и речевого. 
Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. 

Этот метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием. 
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими. 

Передо мной встала проблема организации системы работы с использованием проектных методов при решении проблем предупреждения и коррекции речевых нарушений с детьми дошкольниками. 
Одним из путей решения данной проблемы явилась разработка проекта Логопедические тропинки. Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников. 

Логопедические тропинки – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, «тропинки», ведущие ребенка к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждую такую тропинку ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности, и, как предполагается, одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи становится метод проектов в логопедической практике. Этот метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, родителей и воспитателей. 

Проект предназначен для детей 5 – 7 лет 
Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители. 

Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. 
Задачи проекта 
1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи. 
2. Развивать речевые и творческие способности детей. 
3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти. 
4. Увеличить объем коррекционного воздействия, 
5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания. 
6. Побуждать детей к совместной деятельности. 
7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал. 
8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей. 

Практическая значимость проекта 
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте. 

Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный. 

Срок реализации проекта – 1 год 

Этапы и стратегия реализации проекта 
I. Подготовительный этап (информационно-аналитический): 
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей. 
Задачи: 
1. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования. 
2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей). 
3. Определение системы логопедических проектов, условий их реализации. 
II. Основной этап реализации проекта (практический): 

1. Логопедическая тропинка «Послушный ветерок» 
Задачи: 
• Формирование у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании; обучение детей технике диафрагмально-релаксационного дыхания 
• Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания 
• Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи; 
• Повышение компетенции воспитателей в данной области 
• Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей. 
Вид проекта: Практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный 
Срок реализации: Сентябрь- октябрь 
Содержание работы: 
Работа с детьми 
• Развитие силы и целенаправленности воздушной струи у 
детей на логопедических занятиях, при выполнении гимнастических 
упражнений и в играх на утренней гимнастике, на занятиях по физкультуре. 
• Игровые упражнения для развития физиологического (нижнедиафрагмального) и речевого дыхания с использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций, специальных пособий; 
• Занятие с детьми на тему «Здоровейка» 
• Придумывание и изготовление пособия для дыхательной гимнастики 
Работа с семьей 
• Консультации для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхание и слитность речи», «Дыхательная гимнастика» 
Работа с педагогами 
• Консультация с практикумом «Игры для развития речевого дыхания у детей»; 
• Изготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми; 

2. Логопедическая тропинка «Сказка о Веселом Язычке» 
Задачи: 
• Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения
Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный 
Срок реализации: Октябрь 
Содержание работы: 
Работа с детьми 
• Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки 
• Коллективное придумывание сказки о Веселом Язычке 
Работа с семьей 
• Памятки «Строение артикуляционного аппарата» 
• Практическое занятие «Выполнение основных артикуляционных упражнений» 
• Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенно группы звуков. 
Работа с педагогами 
• Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды» 
• Практикум «Место артикуляционной гимнастики в режиме группы. Методика выполнения артикуляционных упражнений» 

3. Логопедическая тропинка «Трудные звуки» 
Задачи: 
• Выявление органов, участвующих в образовании звуков речи человека 
• Исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков 
• Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения. 
• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу 
• Повышение компетенции воспитателей в данной области 
Вид проекта: Исследовательский, практико-ориентированный, долгосрочный, индивидуальный 
Срок реализации: В течение всего периода коррекции звукопроизношения 
Содержание работы: 
Работа с детьми 
• Знакомство с органами артикуляции посредством «Сказки о Веселом Язычке»  
• Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета «Трудные звуки» 
Работа с семьей 
• Консультация для родителей «Нарушение звукопроизношения и его причины»; 
Работа с педагогами 
• Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды»

 4.. Логопедическая тропинка «Все по порядку» 
Задачи: 
• Формирование у детей навыков построения связного и целостного описательного рассказа; 
• Развитие у малышей логического и образного мышления и наблюдательности; 
• Формирование у дошкольников умения оперировать понятиями ("животные", "насекомые", "посуда" и т. п.);
• Углубление знаний детей об окружающей среде; 
• Улучшение коммуникативных навыков детей 
• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу 
Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный 
Срок реализации: В течение учебного года 
Содержание работы: 
Работа с детьми 
• Использование наглядных опорных схем для составления описательных рассказов по различным лексическим темам; 
• Формирование альбома самостоятельно проработанных детьми и составленных совместно с педагогом схем описательных рассказов; 
Работа с семьей 
• Лекторий для родителей «А речь, словно реченька льется» (развитие целостного, последовательного связного высказывания детей) 
Работа с педагогами 
• Педагогическая копилка «Развитие полноценного связного высказывания старшего дошкольника». 
• Помощь детям в составлении собственных схем описательных рассказов для формирования коллективного альбома «Все по порядку» 
5. Логопедическая тропинка«Учись слышать звуки» 
Задачи: 
• Развитие Фонематического слуха
 • Развитие у детей интереса к родному языку 
• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу 
• Повышение компетенции воспитателей в данной области 
Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный 
Срок реализации: В течение учебного года 
Содержание работы: 
Работа с детьми 
• Развивать слух через дидактическую игру
• Использование моделей  
Работа с семьей 
• Лекторий для родителей «Формирование фонематического слуха дошкольника» 
Работа с педагогами 
• Организация специальных игр и упражнений по развитию фонематического слуха удетей; 
• Пополнение совместно с детьми копилки «Развиваем слух»
• Практическое использование этого пособия. 
В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. 
Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей в логопедической работе.

Важность взаимодействия логопеда и родителей в процессе преодоления речевых нарушений...

Инновационный проект "Взаимодействие учителя - логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраст...

Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"...

проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"

Проект учителя-логопеда по взаимодействию с родителями в процессе коррекционной работы с детьми....

Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»

     Взаимодействие с родителями детей, посещающих дошкольные учреждения, осуществляется в разных формах. Оной из эффективных форм современных педагогических технологий является ...

Взаимодействие учителя – логопеда с педагогами, родителями, детей, нуждающихся в логопедической помощи.

Договориться можно всегда, если обе стороны получают равные преимущества. Грэм Грин...