Конспект группового занятия с детьми c ОНР старшей группы детского сада - составление рассказа по сюжетной картинке «Строим дом»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Федорова Анна Андреевна

Групповое логопедическое занятие «составление рассказа по сюжетной картинке «Строим дом» составлено учителем – логопедом Федоровой А.А. для детей старшей группы с ОНР (общим недоразвитием речи) и направлено на развитие речи и речевого творче¬ства (сочинение повествовательного рассказа по картинкам), обогащение активного словаря, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой. Речевой материал, используемый в ходе занятия, способствует развитию у детей слухового внимания, фонетического слуха и восприятия. Конспект адресован учителям-логопедам, воспитателям логопедических групп ДОУ и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_fedorova_aa.docx191.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы детского сада на тему: составление рассказа по сюжетной картинке «Строим дом».

(Общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития).

Цель: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества (сочинение повествовательного рассказа по картинкам); обогащение активного словаря; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Задачи:

  • Познавательные:

- развивать умение составлять описательный (повествовательный) рассказ по картинкам;

- формировать умения внимательно рассматривать персонажей картинки, отвечать на вопросы по её содержанию, включаться в совместное с воспитателем рассказывание, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;

 - обучать образованию глаголов от существительных;
- формировать навык словообразования;
- обучать пониманию и употреблению падежных форм имен существительных;
- обучение подбору подходящих по смыслу определений.

  • Коррекционно-развивающие:

 - активизация словаря по темам «игрушки», «стройка»;
- обогащение словаря за счет глаголов и существительных;
- развитие связной речи;
- развитие умеренного темпа речи;
- развитие восприятия, внимания, памяти, мышления.

  • Воспитательные: 

- способствовать проявлению элементов творчества при попытке понять содержание картинки;

- поощрять стремление к самостоятельным высказываниям;

- поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы.

Оборудование: сюжетная картинка «Строим дом»:

Похожее изображение

Организация и содержание деятельности:

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

Рассматривание сюжетной картинки. Беседа по ее содержанию.

  • Ребята, послушайте стихотворение Бориса Заходера «Строители»:

Пусть не сердятся родители,

Что измажутся строители,

Потому что тот, кто строит,

Тот чего-нибудь да стоит!

И неважно, что пока

Этот домик из песка!

  • Из чего ещё можно строить дом? (Брёвен, кирпичей, камней.)

Воспитатель демонстрирует сюжетную картинку «Строим дом».

  • Посмотрите на картинку. Кто изображён на ней? (Дети.)
  • Как по-другому можно назвать детей? (Друзья, ребята, мальчики и девочки.)
  • Как одеты дети?
  • Что делают ребята? (Играют)
  • Как зовут друзей? (Маша, Витя, Саша, Толя)
  • Что делает Витя? (Возит кубики, строительный материал)
  • В чем он их возит? Как называется машина? (В грузовике)
  • Чем занят Саша? (Из кубиков строит дом)
  • Что помогает ему строить дом? Как называется машина? (Подьемный кран)
  • Какой получился дом? (Большой, высокий)
  • Что у Маши в руках? (Мишка)
  • Зачем ей игрушка? (Будет жить в доме).

Что потом могут построить ребята из кубиков? (Магазин, больницу, детский сад)

Внимательно слушают стихотворение Б. Заходера «Строители».

Принимают участие в беседе, слушают вопросы воспитателя и ответы сверстников, задают встречные поисковые вопросы.

Рассматривают и описывают содержание сюжетной картинки по вопросам воспитателя, используя простые формы описательной и объяснительной речи. Применяют усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым (составление рассказа по сюжетной картине)                  

Выражают свои эмоции. Отвечают на вопросы. Эмоционально реагируют на художественное произведение.

Организационно-поисковый

Игра на внимание «Кто самый внимательный?».

- Мы долго рассматривали картинку, а теперь посмотрим, кто же из вас самый внимательный?

Я по одному буду подзывать вас к себе. Нужно будет повернуться спиной к картинке.

Я задам вопрос по картинке. Не оборачиваясь, надо ответить на него.

Остальные дети сверят ответ с тем, что изображено на картинке.

  • Сколько всего детей на картинке?
  • Сколько девочек изображено на картине?
  • Какого цвета был грузовик?
  • Что возит в грузовике Витя?
  • Что делает Саша?
  • Что в руках у Маши?
  • У нее в руках заяц или мишка?

Принимают поставленную воспитателем игровую задачу, проявляют наблюдательность и стараются быть внимательными, чтобы не ошибиться в ответах; действуют по правилам, стремятся к результату, контролируют его в соответствии с игровой задачей, действуют по очереди по простой схеме, воспринимают, понимают и адекватно реагируют на эмоции сверстников.

Дидактическое упражнение «Составление рассказа по картинке».

 Будем учиться составлять рассказ по картинке. Я буду помогать вам.

«На картинке изображены... (ребята). Витя одет... , Саша одет... , Толя одет…, Маша одета... . Они собрались... (поиграть). Витя... (в грузовике возит кубики). Саша из них... (строит красивый дом). Ему помогает… подьемный кран). У Маши в руках... (мишка). Потом они построят... (больницу для кукол). Мне нравится эта... (картинка)».

Воспитатель задаёт схему рассказа так, что она наталкивает ребёнка на описание и повествование.

Составляют рассказ по сюжетной картинке (несколько детей), формулируют ответы на вопросы, не повторяя друг друга, используя элементы объяснительной речи; правильно произносят слова; используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Рефлексивно-коррегриющий

- Чему учились на занятии?

- Что запомнилось на занятии?

Выражают свои эмоции. Отвечают на вопросы. Высказывают мнение, делятся впечатлениями.

Список литературы:

  1. Иллюстрация приведена из методического пособия: Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями Нищевой Н.В.

«Наш детский сад», Художник: Гофман О.Р., Издательство «Детство-Пресс», 2015 г.

  1. «Речевое развитие. Технологические карты образовательной деятельности с красочными сюжетными иллюстрациями (22 рисунка).

Средняя группа. Старшая группа». Составители Г.П. Попова, Т.В. Бондарева, Издательство «Учитель».

Похожее изображение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Рассказывание сказки по сюжетным картинкам"

В конспекте  рассказыванию детьми сказки предшествует беседа о сказках: русских народных и авторских. Закрепление у детей знаний имен авторов-сказочников. Уточнение, какие сказки называются народ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа»

Воспитывать у детей интерес к окружающему миру, развивать мелкую маторику. Совершенствовать навыки изменять имена существительные по числам и родам, по падежам. Умение составлять предложения по серии ...

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картине «Река замёрзла». Дифференциация звуков с – ш.

Разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картине «Река замёрзла». Дифференциация звуков с – ш.Задачи:- закреплят...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа по картине «Купание медвежат».

Развитие связной речи - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь развивается постепенно вместе с развитием мышления, с усложнением детской деятельности и разными формами обще...

Конспект занятия в старшей группе детского сада Составление рассказа «Скворец – предвестник весны».

Конспект составления рассказа о скворце с сипользованиемТРИЗ технологий...