Использование игр и упражнений для развития фонематических функций у детей с нарушением речи.
консультация по логопедии по теме

Саначина Арина Анатольевна

Начало развития фонематических функций происходит  с развития фонематического восприятия. По данным многих исследований (например, Гвоздева А.И. Соботович Е.Ф., Левина Р.Е и др.) первичное фонематическое восприятие  формируется очень рано, на основе непосредственного речевого общения. Уже к 2 годам дети различают слова, отличающиеся одной фонемой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_fonematicheskih_funktsiy.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игр  и упражнений для развития фонематических функций у детей с нарушением зрения и речи.

  Как отмечают исследователи Алексеева М. М., Волкова Л.С, Каше Г.А., Серебрякова Н.В нарушения фонематических функций у дошкольников являются особенно распространёнными в специальных школах и оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения ребёнка, на его психическое и речевое развитие.

  Ими выявлены ведущие нарушения высших психических функций, обеспечивающих процесс чтения и письма: фонематический слух, фонематическое восприятие, зрительный анализ и синтез; пространственные представления, слухопроизносительная дифференциация звуков речи; фонематический и слоговый анализ и синтез; деление предложений на слова; особенности лексико-грамматического строя речи детей.

   У дошкольников с ослабленным зрением наблюдается также недоразвитие словоизменения, словообразования, а также нарушение синтаксической структуры предложений, недостаточная сформированность связной речи.

   У детей данной категории недостаточно развита способность различать значения, которые заключены в лексико-грамматических формах родного языка, что ведет к обеднению словарного запаса, а значит и к трудностям в обучении в целом.

   Несмотря на изученность проблемы в целом, в ней имеется ряд недостаточно изученных аспектов. Процесс формирования фонематических функций у дошкольников с нарушением зрения в специальной литературе почти не отражен. Однако старшая и подготовительная группы являются последним этапом в процессе дошкольного обучения детей. Чем прочнее сформированы навыки, тем успешнее будет дальнейшее обучение ребенка.     Именно поэтому, система и поэтапное  развитие фонематических функций одна из актуальных задач в подготовке детей к овладению грамотой.

   Для того, чтобы представить игры, которыми можно развить фонематические функции, необходимо выяснить что такое фонематические функции.

Фонематические функции – это взаимодействие и работа таких операций как фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез. Все эти процессы появляются у ребенка не сразу, но очень важные процессы письма и чтения строятся именно на этих, уже неразрывно связанных функциях.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих оболочку слова.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.

Понятия фонематический слух и фонематическое восприятие тесно связаны между собой и почти не различаются в современной логопедической литературой.

  Соответственно начало развития фонематических функций происходит  с развития фонематического восприятия. По данным многих исследований (например, Гвоздева А.И. Соботович Е.Ф., Левина Р.Е и др.) первичное фонематическое восприятие  формируется очень рано, на основе непосредственного речевого общения. Уже к 2 годам дети различают слова, отличающиеся одной фонемой. Но это при нормальном речевом развитии. Вторичным же дефектом у детей с нарушением зрения является нарушение речи, а именно дизартрия или её стертые формы

   Как правило,  дети  с подобным диагнозом не  только не произносят многие звуки, но и заменяют одни звуки на другие (как правило, похожие), искажают слоговую структуру слов, с трудом воспроизводя скороговорки, и даже стихотворные тексты. Для детей с дизартрией трудновыполнимыми оказываются различение близких по своему звучанию слов, подбор картинок на заданный звук, узнавание слогов.

   И все это из-за недостаточной развитости фонематического слуха и восприятия. Подобная недостаточность ярко проявляется у детей со стертой степенью дизартрии. При этом степень выраженности напрямую зависит от выраженности дизартрии. Таким образом, видно, что артикуляторные затруднения оказывают влияние на слуховое восприятие всей системы родного языка. Это свидетельствует о том, что у детей со стертой дизартрией имеется недостаточное фонематического восприятия. Смазанная, невнятная речь таких детей не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Тем не менее, высокий уровень развития фонематического восприятия не приводит автоматически к умственным действия фонематического анализа и синтеза.

   Поэтому работа логопеда и воспитателя по развитию фонематических функций очень важна и должна строиться в строгой последовательности от простого к сложному.

  1. игры на развитие слухового внимания как предпосылки к развитию фонематического слуха: узнавание неречевых звуков, различение высоты силы, тембра голоса.
  2. Игры на развитие слуховой памяти и формирование внимание к речи: различение слов близких по звуковому составу
  3. Игры на развитие фонематического восприятия: дифференциация слогов, фонем.
  4. Развитие навыка дифференциации фонем и звукового анализа и синтеза

    Все эти игры и упражнения помогают детям овладеть сложными мыслительными процессами анализа и синтеза, которые необходимы для чтения и письма. Многие игры и упражнения для подготовительного этапа в овладении фонематическими функциями можно использовать и в младшем дошкольном детстве, что мы совместно с воспитателями младшей и средних групп и делали на протяжении 2-х лет совместной работы. Для этого предлагаю вам перспективное планирование по индивидуальной методической теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематических функций у детей с нарушениями речи посредством использования компьютерных игр

Формирование  фонематических функций у детей с нарушениями речи посредством использования компьютерных игрЧисло дошкольников с отклонениями в речевом развитии постоянно растет. Среди них большую ...

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи.

Материал может быть использован как для практической работы, так  и для консультирования родителей....

Мастер –класс Игры для развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи .

В настоящее время,  в системе воспитания и обучения детей дошкольного вохраста,  увеличивается число  детей, имеющих нарушения речи. Срели них значительную часть составляют дошкольники,...

Мастер-класс "Игры на развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи" 31.01.2019

В данной работе представлены игры на развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР...

Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей с нарушениями речи

Дифференциация слов, близких по звучанию: Игра «Внимательные ушки».Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.Оборудование: предметная картинк...

Система упражнений по формированию базы для развития фонематического восприятия у детей с нарушениями речи

1. Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.Работа над восприятием неречевых звуков начинается с работы с картинками, игрушками и их действиями: Игра «В мире звуков»Цель: разви...

Картотека "Развивающие игры на развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи".

Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способн...