Отчет учителя - логопеда об использовании современных образовательных (психолого -педагогических), информационно - коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности
материал по логопедии на тему

Роттер Марина Александровна

В своей практической деятельности использую современные образовательные технологии, оптимально адаптированные к условиям  логопедической группы, направленные на  развитие всех сторон речи детей, исходя из индивидуальных потребностей воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_tehnologii_2017.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет  учителя - логопеда                                                                                                                                                      

об использовании  современных образовательных (психолого -педагогических), информационно - коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности 

Современное дошкольное образование предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса дошкольного воспитания и обучения, которое  является начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка.  Всестороннее коррекционно-развивающие обучение детей, невозможно без использования современных образовательных технологий, применения инновационных методик и приемов работы, которые  способствуют  гармоническому развитию дошкольников.

В своей практической деятельности использую современные образовательные технологии, оптимально адаптированные к условиям  логопедической группы, направленные на  развитие всех сторон речи детей, исходя из индивидуальных потребностей воспитанников.

Игровые технологии оптимизирующие  процесс коррекции речи детей,  способствующие   развитию  и социализации ребенка, использую  как  сильнейшее средство самовыражения, что дает мне  возможность на коррекционно-развивающих занятиях моделировать разные практические  ситуации, использовать для развития  коммуникативной деятельности.  Игра  во фронтальных формах работы всегда требует активных действий каждого ребенка, поэтому с ее помощью, я, как учитель-логопед, могу организовать не только умственную, речевую, но и координированную целенаправленную моторную активность детей. Применение в подгрупповых формах работы  сказкотерапии помогает детям  раскрепоститься, они становятся открытыми к восприятию действительности, проявляют заинтересованность в выполнении различных заданий.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно - образовательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность дошкольников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья. Здоровьесберегающий подход является неотъемлемой частью всех моих занятий, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. На логопедических занятиях я использую   различные  приёмы  и методы  сохранения и укрепления здоровья детей, например,  параллельно с общепринятыми  в коррекционной педагогике   артикуляционной (в картинках и фотографиях), дыхательной (по Стрельниковой, Селиверстову), пальчиковой (по лексическим темам) гимнастикой регулярно  применяю игры с использованием нестандартного оборудования ( О.А. Зажигиной), точечный самомассаж,   воздействующий  на активные точки кожи, что способствует преодолению артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств, позволяет значительно сократить сроки коррекции  нарушений речи. Приемы самомассажа  кистей и пальцев рук  в «сухом бассейне», такие как  поглаживание, растирание, разминание, выжимание, доступны каждому ребенку, они способствуют нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, формированию произвольных координированных движений пальцев рук. Сопровождение массажа стихотворным текстом  способствует развитию таких психических функций как внимание, память, развивает речевую активность дошкольников.  Высокой эффективностью, безопасностью и простотой  обладает   су-джок терапия, её использование одновременно с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности, создает базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы.                                                                                                                                                                                   Помогают преодолеть ребенку его проблемы  нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенной эмоциональности, двигательного беспокойства и  неловкости речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики (Е.А.Алебьева).  Регулярное проведение таких упражнений позволяет: выработать правильное речевое дыхание, стабилизировать общий тонус организма, развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, улучшить фонематический слух  и ритмико-интонационную сторону речи, повысить речевую активность.                                                                                                   Глазодвигательные оздоровительные упражнения провожу с детьми  в игровой форме, сопровождая ее  специальными стихотворными текстами, использую упражнения по методу замещающего онтогенеза, чередуя с выполнением дыхательных упражнений и простых приемов упражнений на растягивание(А.В. Семенович) , основанных на естественных движениях, совмещая        с проведением        физкультминутки.                                                                                                                                                                 Кинезиологические упражнения A.JI. Сиротюк, используемые мною в индивидуально-подгрупповых формах работы необходимы для становления многих психических процессов.  Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения, стимулирующие интеллектуальное развитие и моторику ребенка, межполушарное взаимодействие. Данная технология позволяет выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга. В практике мною  используются такие упражнения, как «Лесенка», «Кулак — ребро — кулак», «Ухо-нос", «Цыганочка», «Зеркальное рисование» и др.                                                                                                                                                                                

На индивидуально – подгрупповых занятиях использую нетрадиционную для логопедии технологию – музыкотерапию, что создаёт положительный  эмоциональный  фон для снятия фактора тревожности,  стимуляции двигательных функций и развития сенсорных процессов и  способностей, нормализации просодической стороны речи у детей, испытывающих трудности при усвоении материала.

Песочная терапия (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М. Грабенко) — мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы. С помощью игр на песке мне удается решать  самые сложные коррекционно-развивающие задачи. С одной стороны, у ребенка существенно повышается мотивация к занятиям, с другой — более интенсивно и гармонично развиваются познавательные процессы. Кроме того, создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность ребенка.                 Приёмы мнемотехники позволяют мне повысить интерес детей к логопедическим занятиям,        повышается        их        эффективность  Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания. На индивидуальных логопедических занятиях по автоматизации и дифференциации звуков, использую их  для точного повторения стихотворного текста, скороговорок. Использование системы мнемотехники позволило  ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает  запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме. 

Современные образовательные технологии, которые я использую, тесно перекликаются с целями и задачами каждого занятия, этапами коррекционной работы и применяются с максимально индивидуальным подходом к каждому ребенку, что позволяет чередовать мыслительную деятельность с динамическими паузами, равномерно распределять различные виды заданий, что помогает формированию, сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

В своей работе я  стараюсь  использовать адаптированный и современный подход к занятиям,   ищу и применяю  новые методы подачи информации. Следуя рекомендациям  ФГОС ДО в свои логопедические занятия я стараюсь включать различные современные информационно - коммуникационные  технологии. На фронтальных  коррекционных логопедических занятиях я часто использую компьютерные презентации с анимацией, как дополнение к дидактическому материалу.  А на индивидуальных занятиях, направленных на  исправление звукопроизношения, обращаюсь к цифровым ресурсам интернета и лицензионных дисков, а так же к самостоятельно разработанным играм, что позволяет мне  получить более высокий результат при коррекции  речевых нарушений, активизировать коррекционную работу   Движения, звук, мультипликация привлекают внимание ребенка, благодаря этому значительно повышается мотивационная готовность ребенка,  а следовательно, положительных результатов можно достичь в более короткие сроки. Задания можно применять в любой части логопедического занятия: в начале – для включения ребенка в работу, в середине – для подачи основного материала, в конце для закрепления полученных знаний.  

Использование  информационно - коммуникационных  технологий способствует повышению качества образовательного процесса,  помогает развитию познавательной мотивации моих воспитанников, ведет к росту их достижений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Использование современных образовательных  (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных,  в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий  в образовате...

Отчёт воспитателя об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий

1.1.1. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технол...

Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...

Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе педагога-психолога МБОУ "Начальная школа - де

Отчетоб использовании современных образовательных(психолого-педагогических), информационно-коммуникационных,в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологийв образовательном процесс...

отчет обиспользовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

использовании современных образовательных(психолого-педагогических), информационно-коммуникационных,в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологийв образовательном процессе  ...

Отчет Об использовании современных образовательных информационно- коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

ОтчетОб использовании современных образовательных информационно- коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе....