Цикл консультаций с рекомендациями.
консультация по логопедии по теме

Мальцева Ирина Владимировна

Материал содержит серию консультаций в помощь педагогам и родителям. Даны практические рекомендации по развитию речи  детей от 0 до 5 лет. (Профилактика нарушений речи)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stanovlenie_rechi.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Становление речи. Раннее речевое развитие

         (первый год жизни).

        Первый год жизни является важным периодом в овладении речью. В этот период идёт интенсивное развитие головного мозга, слуха, органов речи. С развитием головного мозга развивается физический и фонематический слух малыша, а также появляются голосовые реакции (звуки, слоги, звукосочетания). В 2-3 месяца появляется гуление, а в 3-4 месяца – лепет.

        Перед тем как, появляются первые слова, у малыша формируется понимание речи: малыш реагирует на название знакомого предмета, игрушки, выполняет несложные движения (даёт руку, делает «ладушки»), хотя назвать производимые им действия не может. В большинстве случаев речь развивается быстрее у девочек, чем у мальчиков.

       Появление слов на первом году жизни происходит у детей индивидуально: одни начинают говорить в 8-9 мес., другие   - в 1 г. 2 мес. или ещё позднее. Словарный запас у годовалых детей может быть разным от 2-3 слов до 15-20. Зачастую малыши пользуются упрощенными словами: ам-ам , ди (иди), или словами с прямыми слогами: мама, баба, папа, Ляля и т.д.

       Впервые месяцы малыш произносит звуки непроизвольно, а  начиная со второго полугодия, в лепете появляются четкие звуки. Чаще всего встречаются гласный звук  а, из согласных звуков: п, б, м, к, т и некоторые другие. К концу года появляются звуки простые в артикуляционном произношении: гласные а, о, и, некоторые согласные: м, п, б, н, т, д, к, г, а четкость и количество этих звуков у каждого малыша индивидуально. Качество произносимых звуков и слов зависит от подвижности артикуляционного аппарата, который в этот период активно развивается.

Итак, первый год жизни малыша является подготовительным этапом в овладении им речь. В этот период активно развиваются зрительное и слуховое восприятие; развивается понимание речи; артикуляционный аппарат. Общение между малышом и взрослыми с начало идет только на эмоциональной основе, а затем с появлением первых осмысленных слов и с помощью речи.

Рекомендации родителям:

1.Развивать ощущение собственных движений, формировать захват руки.

2.Формировать зрительное и слуховое восприятие.

3.Развивать понимание речи (соотнесение предмета со звукоподражанием, словом)

   Рекомендуем использовать следующие примерные игры:

      Игра «Ладушки - ладушки»

Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивать ощущения собственных движений.

 Взрослый хлопает своей ладонью по ладони ребёнка, сопровождая свои действия стихотворным текстом, и побуждает малыша к ответным действиям:

    Ладушки – ладушки

    Где были? У бабушки!

    Ладушки – ладошечки,

    Звонкие хлопошечки.

    Хлоп – хлоп!

      Игра «Найди игрушку».

Цель: учить фиксировать взгляд на ярком предмете, прослеживать его движение взглядом и рукой, формировать захват руки.

Ребёнку предлагается найти яркую игрушку, подвешенную за ниточку в ограниченном пространстве стола (дивана). Взрослый перемещает игрушку, дёргая за ниточку, малыш прослеживает движение взглядом и пытается схватить её рукой.

Усложнённый вариант:

Цель: учить ребёнка фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом  его движение.

Взрослый побуждает ребёнка найти игрушку в пространстве комнаты (на диване, на стуле, на полке) и проследить взглядом за её перемещением (с дивана на ковер, с ковра на стул, со стула на стол и т. п.) Активизировать внимание малыша можно с помощью стихотворных текстов:

         Где же кукла наша,

         Найдём мы куклу Машу!

         Вова к кукле подойдёт,

         Вова куколку найдёт. 

   

    Игра «Кто позвал?»

Цель: развивать зрительное восприятие, учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребёнка произвольному произнесению звукоподражания.

С помощью сюрпризного момента (из-за шторки, коробочки) ребёнку предъявляется знакомая или любимая игрушка (пример, кукла, мишка и т.д.). Взрослый совершает игровые действия с мишкой, сопровождая их словами: «В гости к нам пришёл мишка. Он здоровается с тобой: «У-у-у!». Поздоровайся с мишкой.

          Если малышу, нравится и он активно включается в игру, можно предложить её усложнить (вместе с мишкой в гости пришла кукла Маша, она говорит «А-а-а!»); игрушки располагаются по правую и левую стороны от ребёнка и по очереди «зовут» малыша, он поворачивается к той игрушке, которая его «позвала».

            Варианты: аналогичные  игры проводятся с паровозиком («у-у-у!») и самолётиком («и-и-и!»); с собачкой («ав-ав») и цыплёнком («пи-пи»);  с уточкой («кря-кря») и лягушкой («ква-ква») и т. п.

Становление речи

        (второй год жизни)

  В этот период активно развивается понимание речи, возрастает способность малыша к подражанию речи взрослого. На втором году жизни ребёнок чаще начинает использовать осмысленные слова. Однако, до полутора лет, ребёнок может называть совершенно разные предметы одним  и тем же словом, т.к. названия их еще не всегда отражают реальное название предметов.

           Развитие  фразовой речи начинается у детей с полутора лет. В  различных ситуациях эту функцию выполняет слово – предложение (пример, малыш просит дать ему игрушку-машинку и произносит: « би-би »). Такие слова – предложения появляются у детей в 1г.3мес.- 1г.8мес., они  возникают в различных ситуациях и имеют различные значения.           Активный словарный запас ребёнка играет решающее значение в овладении фразовой речью. Фраза возникает только при условии, если активный словарь достигнет определённого количества слов (40-60). Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго года жизни. Количество слов у разных детей колеблется от 100 до 300 слов.

          На втором году жизни дети довольно четко начинают произносить такие гласные звуки, как а, у, и, о, но звуки ы, э заменяют звуками и, е; большинство согласных малыши еще или совсем не произносят, или произносят неверно, заменяя их более простыми в артикуляции звуками. Ряд твёрдых согласных заменяют мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам т, д, с, з ( «дяй» вместо дай, «сянки» вместо санки). Отсутствуют также шипящие звуки и звуки л, рь, р, т. к.  артикуляционный аппарат еще недостаточно окреп. Также отмечается упрощенное произношение слов, это чаще всего слово укорачивается или произносится только слог, чаще                                              

всего ударный или первый («ко» или «моко» вместо молоко).      

 В этом возрасте у ребёнка еще недостаточно окрепший голосовой аппарат, речевой выдох очень слабый, поэтому голос недостаточно громкий. Возможны замены звонких согласных глухими («пам-пам» вместо бам-бам). Но именно в этом возрасте дети в состоянии менять интонацию голоса, например выражать свою просьбу требовательным тоном.

Итак, для двух летнего ребёнка является нормой несовершенство произносительной стороны речи: неправильное произношение большинства звуков родного языка, смягчение отдельных согласных, нечеткое произношение слов с пропуском некоторых звуков. У некоторых детей отмечается слабый, тихий голос, невнятное произношение слов.

К концу второго года речь малыша становится  основным средством общения, но она еще далека от совершенства. Для неё характерны: бедность словарного запаса, частое употребление облегченных слов

 («бай-бай» вместо спать); нечеткое произношение отдельных слов; отсутствие многих звуков

.

Рекомендации родителям:

  1. Развивать зрительное и слуховое восприятие, пример: 

Игра «Барабан»   Цель: учить узнавать и выделять барабан из ряда звучащих предметов (колокольчика, погремушки, звучащей коробочки).  

      Ребёнку демонстрируется звучание барабана, даётся звукоподражание: «Бом - бом». Предлагается найти барабан среди звучащих предметов.  Далее взрослый показывает имитационное движение раскрытой  ладонью по столу, побуждая малыша повторить движение с  проговариванием звукоподражания.

  1. Формировать произвольный ротовой выдох, пример:

    Игра «Ветерок».   Цель: учить продолжительному ротовому выдоху. 

  Взрослый предлагает подуть на платочек, шторку и т. д., сопровождая действия ребёнка стихотворным текстом:

      Очень жаркий день-денёчек.

      Дунь – подунь, наш ветерочек.

      Ветерочек, ветерок,

      Дунь – подунь, наш ветерок!

  1. Развивать мелкую моторику руки используя игрушки с лепучками, кнопками, шуршалками, мозаику из крупных деталей, речевые игры, пример: игра «Сорока-ворона», игра «Молоточек»

Цель: развивать моторику руки в сочетании со стихотворным текстом.

удерживать руку в кулаке, отстукивая кулаком по поверхности стола каждое слово короткой потешки.

  1. Формировать пассивный и активный словарь, пример: Игра «Водичка - водичка»

Цель: формировать представление

 о схеме лица, выполнять воображаемые действия.

Взрослый читает сокращенный вариант потешки:

        Водичка, водичка!

        Умой моё личико, глазки, ротик и т.д. (совершает воображаемые действия – «умывается»).

       Игра «Кисонька».

Цель: формировать представление о схеме тела.

       Взрослый читает стихотворение, сопровождая его показом на игрушке (ребёнке, себе):

Заболела кисонька,

Кисонька – беляночка.

Заболела у кисоньки  головушка:  (поглаживает голову)

Ой – ой!

Заболела у кисоньки лапонька: (поглаживает лапку, руку)

 Ой – ой!

Заболела у кисоньки ножка: (поглаживает ногу)

Ой – ой!

Заболел у кисоньки животик: (поглаживает животик)

Ой – ой! и  т.п.

   

Становление речи

      (третий год жизни)

В  этот период времени возрастает потребность ребёнка в общении со взрослыми и сверстниками. Словарный запас к концу года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3-4 раза.

На третьем году подвижность артикуляционного аппарата значительно повышается, но произношение остаётся далеко от нормы. Артикуляционные затруднения продолжают тормозить усвоение звуков. Малыши пытаются «подогнать» своё произношение к общепринятому, но это не всегда удаётся, и ребёнок заменяет недостающие звуки другими, более лёгкими для произношения, например: р и л – й или ль, шипящие и твёрдые свистящие – мягкими свистящими звуками, а иногда и звуками ть, дь («сюба, тюба» вместо шуба, «сянки, тянки» вместо санки, «зюк,дюк» вместо жук, «тяй» вместо чай ). Зачастую твёрдые согласные заменяются простыми по артикуляции мягкими («дяй» вместо дай), звук ы звуком и, звук х звуком к.

            В этом возрасте дети правильно и чётко произносят гласные звуки а, у, и, о (некоторые дети ещё могут заменять или недостаточно чётко произносить звуки ы,э), согласные м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х (некоторые дети ещё заменяют звук х звуком к: «клеб» вместо хлеб, смягчённо произносят звуки т, д: «тянк» вместо танк). В этом возрасте дети начинают правильно произносить звук ль, заменяя им недостающие звуки л, рь,р («люк», «лепа» вместо лук, репа) или заменяют всю группу й. Ещё наблюдается нарушения слоговой структуры слова: переставление слогов, замена и опускание отдельных звуков. Голосовой аппарат ещё недостаточно окреп, и малыши не всегда умеют им пользоваться.

           Итак, к трём годам произносительная сторона речи у детей ещё недостаточно сформирована. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, отчего речь детей ещё недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом.

          Следует отметить, что к трём годам некоторые дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме р и шипящих, или даже все звуки. У некоторых детей, наоборот, возможно задержки в формировании произносительной стороны речи. Например, ребёнок заменяет шипящие и твёрдые свистящие звуки звуками ть, дь; наблюдается также неправильное формирование отдельных звуков (межзубное или призубное произнесение звуков  с, з,  нечеткая речь с неправильным произношением большого количества звуков и даже полное отсутствие речи). На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребёнком словаря.

        Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение ребёнка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами. В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи. Повторяя вслед за взрослыми слова и фразы, малыш укрепляет и артикуляционный аппарат.

Рекомендации родителям:

  1.  Развивать артикуляционный аппарат.
  2. Формировать ротовой выдох.
  3. Обогащать пассивный и активный словарь
  4. Развивать фонематическое восприятие.
  5. Формировать произносительную сторону речи.
  6. Развивать общую и мелкую моторику.

 Примерный вариант рекомендуемых игр и упражнений:

- Упражнения:

  • Надувать щёчки, как шарик;
  • Язычком здороваться (тянуть язычок): с носиком, с подбородком, правым ушком, левым ушком;
  • Цокать язычком, как скачет лошадка.

- Игра «Загони мяч в ворота»

        Цель: формировать длительный, целенаправленный ротовой выдох.

Используя бумажный или выполненный из ваты «мячик», ребёнок и взрослый попеременно дуют на него, перекатывая по столу.

- Игра «Положим, спать».

        Цель: учить произвольному, ритмичному, нараспев произнесению цепочки гласных звуков: «а-а-а, о-о-о, у-у-у, и-и-и».

Кукла-куколка, бай-бай,

Спи спокойно, засыпай:

«А-а, а-а, а-а»                   (на звук «а» укладываем спать куклу)

На кроватке спит бычок,

Он улёгся на бочок:

«У-у, у-у, у-у»                   (на звук «у» укачиваем бычка)

Мишка – мишенька, бай-бай,

Спи спокойно, засыпай:

«О-о, о-о, о-о»           (на звук «о» укачиваем мишку)

Захотела мышка спать

И полезла под кровать:

«И-и, и-и, и-и»        (на звук «и» укладываем мышку)

- Игра «Хлоп - топ»

Цель: формировать представление о схеме тела, расширять активный словарь.

Взрослый читает стихотворный текст, сопровождая его совместными с ребёнком движениями:

Даша хлопать, как умеет,

        Своих ручек не жалеет:

        Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп!           (хлопает руками)

        Даша топать, как умеет,

        Своих ножек не жалеет:

        Топ – топ, топ – топ!                    (топает ногами)

        Ручками захлопали:

        Хлоп – хлоп – хлоп!                     (хлопает руками)

        Ножками затопали:

        Топ – топ – топ!                            (топает ножками)

- Игра «Колобок»

Цель: развивать моторику руки.

Ребёнок выполняет движения, сопровождая их стихотворным текстом.                        

  Кулачок как колобок                                     Одна рука сжата в кулак – «колобок»,

  Мы сожмём его разок                                    другой рукой ребёнок поглаживает

                                                                            кулачок, несколько раз сжимает его        

                                                                            рукой, затем руки меняются).

                                                                                     

Cтановление речи

 (четвертый год жизни).

        Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребёнка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Однако, в общем и речевом развитии у детей могут быть резкие индивидуальные различия: одни в 3 г. достаточно хорошо владеют речью, у других она ещё далека от совершенства. Отсюда и постоянные вопросы: «Что это?», «Как называется?», «Зачем?», «Куда?», «Откуда?». К концу четвертого словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500-2000 слов.

        В процессе освоения новых слов малыш не просто запоминает их, он начинает уже осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную связь между предметом и словом. Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. Повышенный интерес к звуковой стороне слова помогает ребенку изменять слова по аналогии с другими. На четвёртом году происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: становятся более координированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти). В этот период в произношении отмечается появление многих звуков. Большинство детей произносят правильно звуки: ы, э, х, приближается к норме произношение свистящих звуков и появляется звук ц, но многие малыши еще не произносят шипящие звуки заменяя их твердыми свистящими, пример: «суба» вместо шуба, «заба» вместо жаба, «дасы» вместо часы, «сенок» вместо щенок. Сонорные звуки р, рь, л – заменяются на й или ль, в («йак», «ляк» вместо рак, «лека» вместо река, «йолка», «водка» вместо лодка). С появлением шипящих наблюдаются обратные замены, но независимо от этого речевой слух совершенствуется.  В многосложных словах нередко дети переставляют слоги местами, бывают пропуски звуков и слогов. Ребенок в этом возрасте не всегда может управлять своим голосовым аппаратом, могут неправильно употреблять ударение и укорачивать многосложные слова.

 

Итак, к четырем годам жизни отмечается заметное улучшение произношения (закрепляются свистящие звуки, начинают появляться шипящие, а у некоторых детей – звуки л, р). Речь становится более отчетливой. Однако у большинства дошкольников наблюдаются  различные несовершенства звукопроизношения. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, мебель, одежду. Появляются зачатки монологической речи. Однако речь детей в основном носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном и грамматическом отношении, не совсем чиста и правильна в произношении. Но ребенок может с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворении и все чаще инициатива общения исходит от него самого.  

Рекомендации родителям:

  1. Развивать артикуляционный аппарат.
  2. Формировать ротовой выдох.
  3. Обогащать пассивный и активный словарь.
  4. Развивать фонематическое восприятие.
  5. Формировать произносительную сторону речи.
  6. Развивать общую и мелкую моторику.

Примерный вариант рекомендуемых игр и упражнений.

  1. Упражнения для подвижности губ и щек, языка:
  • надувать щеки – «шарик»;
  • шарик лопнул» – бьем ладошками по надутым щекам;
  • «рыбка» - втянуть щеки;
  • «водяной» - набрать в рот немного воды, а затем перегоняет ее из одной щеки в другую;
  • «улыбка» - улыбнуться показать зубки;
  • «хоботок» - вытягиваем губы вперед, как «хоботок» у слоненка;
  • «язычок здоровается» - с правым и левым ушком (тянуть язык к ушку), с носиком и с подбородком (поднимаем язычок вверх и вниз);
  • «лошадка» - цокаем языком, как едет лошадка.
  1. Формируем ротовой выдох:  

 «Шторм в стакане», для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следить, чтобы щеки не раздувались, а губы были неподвижны.

  1. Обогащаем и активизируем словарь:

Игра «У кого – кто?» (у кошки – котенок, у собаки – щенок, у курицы – цыпленок и т.д.)       

Игра «Кто как голос подает?» (корова – мычит (му-у), кошка – мяукает (мяу) и т.д.)

  1. Развиваем фонематический слух:

Упражнение «Повтори за мной»: цепочку слогов, слов, похожих по звучанию (начинать с трех, затем увеличивать.)

    Пример: ма-ма-ба, ка-га-га, ба-ба-па и т.д. 

                     кит-кот-ток, мак-бак-так и т. д.;     

5.Развиваем правильную и четкую дикцию:

  • Поем гласные звуки, широко открывая рот:

 А – о, у – а, и – о, а – о – у, а – о – у – ы  (на одном выдохе).

  • Проговариваем чистоговорки:

Мама Милу в ванне мыла.

Любят бананы все обезьяны.

Няня нянчит Надю с Ниной.

Хомячку на ухо села муха.  

               Бычок  (Стихи сопровождать движениями)

Маленький бычок,

Рыженький бочок

Ножками ступает,

Головой мотает:

«Где же стадо? Му-у-у!

Ску-у-учно одному-у-у!

     

    ***                                           ***

      Паровоз                               Мчится поезд

Загудел паровоз                  Чух,чух,

И вагончики повез              Чух,чух,

Чох-чох, чу-чу!                    Мчится поезд

Я далеко укачу!                   Во весь дух.

          ***

      Петушок

Петя-Петя,                                         ***

Петушок                               Куд-куда? Куд-куда?

Целый день                          Ну-ка, ну-ка все сюда!

Учил стишок,                       Ну-ка к маме под крыло!

А запомнил                          Куд-куда вас понесло!

Он строку
Лишь одну:                              

Кукареку-уу!  

   Становление речи

          (пятый год жизни)

         На пятом году жизни у ребёнка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) создаёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо хотят) и т. д.  

      На пятом году достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата даёт ребёнку возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для произношения сложных звуков.

      В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произношение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, звуки л, рь, р, отчетливо произносят многосложные слова, точно охраняя слоговую структуру. Но у некоторых детей ещё неустойчиво произношение определённых групп звуков, например свистящих и шипящих, - в одних словах звук произносится правильно, в других – неверно. Дети иногда испытывают трудности в произношении звуков, особенно в тех словах, которые насыщенны свистящими и шипящими согласными одновременно, звуками л и р. Это объясняется тем, что у детей не закреплены некоторые звуки или они  нечетко дифференцируют их на слух и в собственном произношении.

        Итак, к пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у звука в словах, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище, отчетливей. Возрастает речевая активность детей. Дети начинают овладевать монологической речью, однако, в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер.

        Рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры часто являются одной из причин увеличения количества грамматических ошибок.        Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в словах.

Рекомендации родителям:

  1. Развивать артикуляционный аппарат.
  2. Формировать ротовой выдох.
  3. Обогащать пассивный и активный словарь.
  4. Развивать фонематическое восприятие.
  5. Формировать произносительную сторону речи.
  6. Развивать общую и мелкую моторику.

 Примерный вариант рекомендуемых игр и упражнений.

1.Упражнения для подвижности губ,  щек и языка:

  • покусать и почесать зубами с начало верхнюю, а затем нижнюю губу;
  • прикусывать щеки изнутри, похлопывать их ладошками и пальцами, растирать снаружи;
  • надувать щеки – «шарик»;
  • «шарик лопнул» – бьем ладошками по надутым щекам;
  • «рыбка» - втянуть щеки;
  • «водяной» - набрать в рот немного воды, а затем перегонять ее из одной щеки в другую;
  • «улыбка» - улыбнуться показать зубки;
  • «хоботок» - вытягиваем губы вперед, как «хоботок» у слоненка;
  • «язычок здоровается» - с правым и левым ушком (тянуть язык к ушку), с носиком и с подбородком (поднимать язычок вверх и вниз);
  • «лошадка» - цокать языком, как едет лошадка.
  1. Формируем ротовой выдох:

«Ветряная мельница», для этой игры необходима

игрушка –  мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый проговаривает стихотворный текст: Ветер, ветер, ты могуч,

                                    Ты гоняешь стаи туч! (А.С. Пушкин)

  1. Обогащаем и активизируем словарь:

«Что мы видим за окном?» - описать природу, погоду, кто, во что одет и т.д.

  1. Развиваем фонематический слух:

Упражнение «Повтори за мной»: цепочку слогов, слов, похожих по звучанию (начинать с трех, затем увеличивать.)

    Пример: ка-га-га, та-да-та, па-па-ба и т.д. 

                     кит-кот-ток, мак-бак-так и т. д.;

«Услышь и назови» - первый и последний звук в слове.     

5.Развиваем правильную и четкую дикцию:

а) Поем гласные звуки, широко открывая рот:

А – о – у, а – о – у – ы, а – о – у – э – ы (на одном выдохе)

б)  Проговариваем чистоговорки:

Дили – дили, дили – дили! –

Нас будильники будили . . .

Дили – дили, дили – дили! –

Деткам песню заводили.

Мама девочку будила –

В садик каждый день водила!

Фиолетовой фасоли

Наварили Фима с Олей!

«Ха-ха-ха!» - хохочет муха

У зайчихи перед ухом.

«Ха-ха-ха!» да «хи-хи-хи!»  -

Из-за всякой чепухи!

Дома баба, дома дед,

Только Томы дома нет,

- Где же наша Тома?

- Она стоит у дома.

Люди едут кто куда –

Кто от туда, кто туда . . .

Вот доедут – и тогда

Опустеют поезда . . .

6.Укрепляем мелкую моторику рук:

Завязываем бантики, шнуруем ботинки, играем в мозаику, лепим, рисуем и т.д.

                   

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл консультаций для педагогов

Представлены консультации с практическим материалом....

Цикл консультаций для родителей

Все консультации имеют в приложении практический материал....

Цикл консультаций для родителей по физкультуре

Физическое воспитание детей в семье  Начальное ознакомление детей со спортом Совместные занятия спортом детей и родителей Привлечение ребенка к спорту и организация спортивных занятий ...

Цикл консультаций: «Немного о том, что интересует родителей…»

Теоретический анализ литературы показывает, что наиболее оптимальной формой для организации эффективного взаимодействия между родителями и администрацией ДОУ являются занятия с использованием тр...

Цикл консультаций."Родителям на заметку. Лето."

Материал может использоваться в качестве консультаций, ширм и папок-передвижек. В данных рекомендациях находится информаци\ о том, чем занять ребенка в летний период....

Цикл консультаций для родителей по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Является ли чистота залогом здоровья? Большинство из нас ответят "да" и будут правы. "…Чистота приближает человека к божеству", – заметил один европейский социолог.  Само слово "гигиена" произошл...

Цикл консультаций для родителей "Будь здоровым - малыш!"

Уважаемые взрослые вашему вниманию я представляю цикл консультаций "Будь здоровым - малыш!"...