Консультация для воспитателей на тему: "Овладение фонематическим анализом и синтезом"
консультация по логопедии на тему

Карчевцева Елена Сергеевна

В дошкольном возрасте  необходимо проводить целенаправленную планомерную работу по формированию фонематических представлений. Особое внимание необходимо уделять детям с речевыми нарушениями, так как у них часто отмечается недоразвитие фонематических процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_na_temu.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Овладение фонематическим анализом и синтезом».

Фонематический анализ и синтез - разложение слова на составляющие его фонемы.

Наряду с анализом предложений на слова и синтезом слов в предложении, слоговым анализом и синтезом он относится к языковому анализу и синтезу.

Он может быть элементарным и сложным.

Элементарный фонематический анализ - это выделение (узнавание) звука на фоне слова. В норме он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Сложный фонематический анализ - вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова); определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Этим видом анализа дети овладевают лишь в процессе специального обучения.

Работа по овладению фонематическим анализом и синтезом строится на основе указанной выше градации:

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.

Примерные задания:

- Поднять руку, карточку, сигнальный знак, если в слове имеется заданный звук;

- Отобрать предметные картинки с заданным звуком;

-По сюжетной картинке назвать слова с заданным звуком;

-Придумать слова с заданным звуком;

- Назвать животных, овощи, фрукты, растения посуду, игрушки с заданным звуком;

- Добавить слог до слова;

-Добавить в предложения слова с заданным звуком (с опорой на картинки, без опоры на картинки). Вначале ребенок называет слово, затем все предложение.

  •  Игра в лото;

-Игра «Дежурный звук».

Цель: развивать фонематические представления.

Ход игры. Взрослый произносит звук. Каждый ребенок должен придумать слово с этим звуком на первом месте. Кто задумался или повторился, тому очки не начисляются.

Примерные лексические темы: звери, птицы, растения.

Образец. JI: лось, лев.


-Вычленение звука в начале и конце слова. Определить первый и последний звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова).

Примерные задания на вычленение первого звука (ударного гласного, согласного), а также конечного согласного рассмотрим на примере вычленения первого звука в слове:

- Определить в слове первый звук в словах типа ослик, утка, Аня, Игорь, уголь, астра и т.д.

-Найти в азбуке (разрезной, магнитной, на кубиках и др.) букву, соответствующую первому звуку слова, начинающегося на гласный, а, о, у, и, т.д.;

-Подобрать слова, которые начинаются на гласный а, о, у, т.д..

- Отобрать картинки, названия которых начинаются на гласные;

- К картинке подобрать букву, соответствующую первому звуку слова. Предлагаются картинки, названия которых начинаются с ударного гласного.

-Игра в лото. Детям предлагаются карточки с картинками. Взрослый называет слово. Ребенок закрывает картинку той буквой, с которой начинается слово.

-Подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды овощей, фруктов и т.д., которые начинаются с заданного звука;

-По сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с данного звука;

-Изменить первый звук слова. Например, в слове кость заменить к на г, моль - м на с и т.д.

- Вписать первую букву в схему слова под картинкой.

- Отгадать загадку. Назвать первый звук в отгадке.

-  Игра «Конец слова за тобой».

Цель: развивать фонематические представления.

Наглядные пособия: звуковая линейка.

Ход игры. Предлагается начало слова. Дети должны договорить слово и показать на звуковой линейке, сколько в нем звуков.

Примерные лексические темы: мебель, транспорт, фрукты, цветы.

Образец. Сто- л, бока- л, пена- л и т.д.

3. Определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.

Примерные задания на определение места звука в слове:

-Разложить в три ряда картинки, в названии которых указанный звук в начале слове, в середине слова, в конце слова;

-Подобрать слова, в которых звук в начале слова;

- Подобрать слова, в которых звук в конце слова;


-Подобрать слова, в которых звук в середине слова;

-Назвать животных, птиц и т.д., в названии которых звук в конце, середине;

-По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются с заданного звука;

-Игра «Светофор». Взрослый называет слова. Дети ставят фишки на полоску, разделенную на три цветных части (начало, середина, конец слова).

-Игра «Цифровой ряд».

Цель: развивать сложные формы фонематического анализа (количественный, качественный).

Наглядные пособия: карточки с цифрами 1,2,3,4,5,6.

Ход игры. Услышав слово, ребенок, последовательно произнося все звуки, ведет палец от цифры к цифре, соответствующей порядковому номеру звука в слове. Цифру, которая обозначает последний звук, выдвигается из ряда и говорит: «В этом слове 4, 6, 5 звук такой-то»

Образец: По-пол-полк-Полкан.

-Игра «Пропущенный звук».

Цель: развивать фонематические представления.

Ход игры. Детям предлагается хорошо знакомый текст (например, цикл стихотворений А. Барто «Игрушки»). Его можно еще раз прочитать, затем каждый должен воспроизвести текст, пропуская в словах заданный звук (слова с заданным звуком). За каждую ошибку начисляется штрафное очко. Выигрывает тот, у кого меньше штрафных очков.

-Игра «Кубики».

Цель: развивать фонематические представления.

Наглядные пособия: кубик с буквами и кубик с гласными.

Ход игры. Дети по очереди бросают кубики, составляет слоги, из них слова, анализируют полученные слова.

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки детей к школе

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонн...

Система работы по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка включает в себя перспективное планирование по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста I и...

Перспективный план по формированию фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза

В работе изложена система работы по формированию фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза для детей старшей группы l года обучения...

Занятие по совершенствованию фонематической системы языка, главная цель которого - развитие функций фонематического анализа и синтеза. Совершенствование фонематических процессов.

Структура логопедического занятия выстроена в едином игровом сюжете. Само занятие разделено на отдельные блоки, отражающие основную задачу проведения игрового упражнения или дидактической игры.1. Орга...

Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп. тема: Формирование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза у дошкольников. Пример системы статических и динамических упражнений по артикуляционной моторике с дошкольни

Сначала выполнять упражнение для губ, потом - языка. Следить за качеством и количеством движений: наличием лишних движений, симметричностью, правильностью и точностью, достаточным объемом движения, пл...

Консультация для родителей «Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе»

Консультация для родителей «Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе»...