Конспект занятия в старшей группе по обучению граммоте.Звуки У — А. Грибы. Ягоды.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)


Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx38.05 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 5. Звуки У — А.

Грибы. Ягоды.

Цели:

коррекционно-образовательные:

—        учить детей различать звуки У — А с опорой на различные виды контроля;,

—        формировать навыки словоизменения;

коррекционно-развивающие:

  • учить дифференциации звуков У — А в слогах, словах и предложениях;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; нижнедиафрагмальное дыхание и звонкость голоса; фонематический слух и восприятие;
  • воспитывать самоконтроль детей за речью;
  • коррекционно-воспитательные:
  • воспитывать чувство любви к природе;
  • развивать наблюдательность.
  • Оборудование: предметные картинки со звуками У —А в начале, наборы для составления схем,  профили артикуляции звуков, разрезная азбука.

План занятия.

I   Организационный момент.

  1. Психогимнастика.        

II   Основная часть.

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Повторение. Гласные звуки.
  3. Упражнение на дыхание.
  4. Сообщение темы занятия.
  5. Развитие фонематического восприятия.
  6. Развитие лексико-грамматического строя речи.
  7. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук «Грибы».

8.Звуковой анализ слов ау, уа. Выкладывание слов из букв.

III  Подведение итогов занятия.

Ход занятия

Этап

        Слова и действия логопеда

Слова и действия детей

I

Психогимнастика.

Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся

Стоят в  кругу

II

1. Артикуляционная гимнастика.

- Ребята, а зачем нужна  нам гимнастика для губ и язычка.

  •  Улыбка
  • Заборчик
  • Вкусное варенье
  • Качели

- А сейчас сядет тот, кто назовет слово на звук «А».

- Сядет тот, кто назовет слово на звук «У».

2.Повторение.

Педагог выставляет домик с красным окошком.

-Что это? Какие звуки «живут» в этом домике?

     Мы знаем гласные звуки: У, А.

Сколько гласных звуков мы повторили?

-Почему они гласные?

Артикуляция.

Чем они отличаются?

Цвет. Символы

Правило: Звуки мы слышим и произносим.

Посмотрите, кто пришёл в гости. Как их зовут?

Ребята давайте научим Аню и Улю правильно дышать.

3.Упражнение на дыхание.

И. п. – стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед, вверх – глубокий вдох, опустить вниз и, отведя руки назад, наклониться вперед – полный выдох (живот втягивается).

4. Сообщение темы занятия.

-Мы сегодня совершим путешествие в лес вместе с Аней и Улей. Кто догадался, с какими звуками будем играть?

5.Развитие фонематического восприятия.

Я буду называть слова, если вы услышите слова на звук [У] в начале слова, необходимо хлопнуть в ладошки, а если слово на звук [А] надо будет топнуть ногой.

(абрикос, сок, индюк, стол, удочка, арка, Аня, антенна, ухо, Айболит, указка, Ульяна, акробат, утка)

Молодцы, вы были внимательными.

Ребята,  продолжим наше путешествие по лесу, посмотрите какая полянка, а что растёт в лесу  на полянке.

А какие вы знаете грибы, ягоды?

6. Выставляются картинки с грибами и ягодами, дети называют названия грибов и ягод.

- Что мы делаем с грибами? (Ищем, собираем, срезаем, моем, чистим, режем, солим, едим и т.д.)

7. Игра «Назови ласково».  Вы все любите когда вас называют ласково и нежно, а сейчас мы с вами попробуем назвать грибы и ягоды ласково, например: мухомор, а ласково будет звучать "МУХОМОРЧИК". Я по очереди буду вас спрашивать, а  вы называть.

Молодцы! А сейчас давайте сделаем гимнастику для наших пальчиков.

«Грибы».

Раз, два, три, четыре, пять.
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик жарить стал,
Этот все на стол подал,
Этот сел, все съел,    
От того и потолстел.

Разгибаем пальчики,
Пошевелить ими произвольно.
Загибаем, начиная с мизинца.

Большой палец не загибаем, проговариваем текст, держась за него.

8. Звуковой анализ слов ау, уа. Выкладывание слов из букв.

Ой, ребята мне кажется, мы заблудились в лесу. Что нужно кричать или делать когда заблудился человек. (выставить картинку)

Давайте выложим слово АУ символами. Возьмите символ звука [А], кладём его на стол первым, слева. Назовите последний звук. Возьмите символ звука [У], кладём его на стол последним, справа.

Какой первый звук в этом слове?

Какой последний звук?

Сколько звуков в слове?

Аналогично проводится работа со словом уа.

 Ребята, вы слышите кто – то плачет?  «УА»? (выставить картинку)

Игра живые слова

Ребята, мы уже с вами знаем, что каждый  звук живёт  в домике. Как называются домики.  

Мы сейчас потренируемся выложить из букв  слово АУ, УА., но с начало вспомним правило БУКВЫ МА ВИДИМ И ПИШЕМ.

Ну вот, ребята настала пора возвращаться нам в садик, посмотрите какой на пути у нас появился ручеёк, не простой, а волшебный. И что бы нам его перепрыгнуть, у меня есть кочки. Вам нужно прыгнуть на кочку и правильно назвать букву.

Раз, два, три повернись и в детском саду очутись.

9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.

- Куда мы с вами путешествовали?

- С какими звуками играли?

-Какие это звуки?

-Что понравилось на занятии?

Чтобы правильно произносить звуки, красиво говорить., чтобы язычок стал  подвижным.

Садятся на стульчики

Домик гласных звуков.

показывая символы звуков

2

Их  можно пропеть.

Их можно тянуть, когда произносим эти звуки, воздух свободно выходит изо рта, им не мешают ни губы, ни зубы.

Положением губ.

Красным,         

Аня и Уля

Стоят в  кругу

Выполняют упражнение.

Ау.

Хлопают, топают

Садятся на стульчики, или на коврик

Грибы, ягоды

Ответы детей.

Повторяют хором

(стоя в кругу игра с мячом)

Рассматривают картинку

Садятся за столы

Кричать АУ, звать на помощь.

Выкладывают из символов.

[А]

[У].

Два.

Плачет ребёнок.

Буквы

Выкладывают из букв.

абрикос

 сок

индюк

удочка

стол

Аня

ухо

 указка

акробат

Топают

Хлопают

Топают

Хлопают

Хлопают

топают

 Раз, два, три, четыре, пять.
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик жарить стал,
Этот все на стол подал,
Этот сел, все съел,    
От того и потолстел.

Разгибаем пальчики,
Пошевелить ими произвольно.
Загибаем, начиная с мизинца.

Большой палец не загибаем, проговариваем текст, держась за него.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте Тема: «Путешествие в сказочный лес»

           В процессе работы сделала вывод, что можно достичь более высоких результатов, если проводить обучающую деятельность с использование...

Конспект занятия в старшей группе, по обучению грамоте на тему: «Строим дом»

Программное содержание:Учить определять место звука в слове, учить делать звуковой анализ, подбирать слова к схемам; учить составлять распространенные предложения. Развивать логическое мышление, памят...

Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте «Гласный звук У, Буква У.»

Тема. Гласный звук У, буква У, у. Место звука в словах утка, арбуз, кенгуру.Определение количества слогов в словах.Дидактическая игра «Телеграф».1. Анализ звука У.Звук У тоже произносится ...

Конспект занятия в старшей группе по обучению граммоте

Одной из главных задач в работе воспитателя является предоставление материала таким образом, чтобы дети могли усваивать его легко, чтобы полученная информация закрепилась и была опорой для дальнейшего...

Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте

Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте...

Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группеЗвуки гласные и согласные А, У, О, И,   К.Л,М,Н.С.Ш,Р,Х.Цель: закрепление произношения и различение гласных и согласных звуков....