Обследование речи - залог успешной коррекционной работы.
учебно-методический материал по логопедии на тему

Карчевцева Елена Сергеевна

Данный учебный материал предназначен для логопедов. Здесь перечислены принципы логопедического обследования, цели и задачи, а также  особенности организации работы при проведении  обследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obsledovanie_rechi.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Обследование речи- залог успешной коррекционной работы, способствующей гармоничному развитию личности ребенка.

Успешное решение задач коррекционного обучения во многом зависит от того, насколько правильно и своевременно было определено речевое нарушение и степень его тяжести.

Своевременное выявление детей с нарушениями речи и правильное комплектование групп и подгрупп позволяет добиться положительных результатов в обучении. Поэтому очень важно глубоко и тщательно в отведенное для обследования время изучить поступающих детей. При этом эффективность обследования зависит от соблюдения следующих принципов:

1.        Системный анализ нарушений, наблюдаемых у ребенка в процессе диагностики, ибо только такой подход, а не опора на отдельные проявления, отдельные симптомы позволят правильно определить имеющийся у ребенка дефект развития и выбрать нужный путь коррекционного обучения.

2.        Подход с учетом процесса развития, что требует не только разной оценки результатов применения диагностических проб, заданий по отношению к разному возрасту, но и тщательного анализа исторического развития ребенка.

3.         Качественный анализ выполненных ребенком диагностических заданий, рассматривание особенностей его деятельности в противовес чисто качественной оценке результатов.

Наибольшие трудности для дифференциальной диагностики представляют три категории аномальных детей: дети с легкой степенью умственной отсталости, с ЗПР, с ОНР. У всех них могут наблюдаться разные по степени выраженности и характеру недостатки в развитии речи и мышления. Наибольшее значение для дифференциальной диагностики этих категорий имеет определение того, в какой мере выражены эти нарушения, насколько глубоки они и сказываются ли на потенциальных возможностях ребенка.

Большое значение в проведении диагностики имеет определение первичного или вторичного дефекта. Так у ребенка со сниженным слухом также могут наблюдаться нарушения речи, обусловленные состоянием слуха. В таком случае нарушение слуха следует рассматривать как первичный дефект, а нарушение речи - как вторичный.

Обследование речи также имеет целью выявить:

1.         общий кругозор;

2.         особенности латералиты и пространственных ориентировок;

3.         временные представления и понятия;

4.         буквенный гнозис;

5.         двигательные функции руки;

6.         слухо - моторные координации;

7.         состояние артикуляционного аппарата;

8.         фонематическое развитие;

9.       звуковой анализ и синтез;

10.     речевое внимание и память;

11.     состояние устной речи (звукопроизношение, словарный        запас, грамматический строй);

12.     особенности чтения;

13.     состояние письма.

При всех нарушениях речи необходимо выяснить знает ли ребенок о своем дефекте, как на него реагирует, испытывает ли трудности в общении с окружающими, как вступает в контакт с другими людьми.

Исследование латералиты проводится на материале выполнения проб на выявление ведущей руки, ноги, ведущего глаза.

Изучение ориентировки во времени предполагает выяснение знаний основных временных единиц (времен года, месяцев, дней недели в их последовательности) слабая ориентировка во времени имеет следствием трудности усвоения грамматики (различение форм, времени глагола, его совершенного и несовершенного вида) а также трудности понимания исторического времени. Так, например, дети нередко обозначают ошибочно: «Мы завтра проходили букву Ш». Понятия «раньше», «позже», «чаще», «реже», «старшие», «младшие» и подобные обычно не дифференцированы.

Изучение состояния двигательной функции руки имеет целью выявить особенности кинетической и динамической организации двигательного акта, что важно для анализа формирования графо - моторных навыков у младших школьников.

Исследование слухо - моторных координаций помогает выявить у детей трудности анализа раздражений неречевого характера (по ритму и числу ударов) а также трудности воспроизведения правильно воспринятого на слух образца за счет несовершенства двигательных функций руки. Одна из причин ошибок в выполнении заданий этого типа - в несформированности четких связей между двигательной системой и слуховым анализатором, трудности анализа сложных слуховых раздражений обнаруживаются у детей, страдающих нарушениями письменной речи и вне всякой речевой деятельности; дети указанного контингента терпят неудачу при воспроизведении заданий ритмической структуры - серий ударов, отстукиваемых вне поля зрения испытуемого с паузами разной длительности.

Недостаточная сформированность функций речеслухового анализатора при сохранном физическом слухе является причиной затруднения многих детей в различении сходных звуков, отличающихся одним фонематическим признаком. Искажения касаются как звукового состава, так и структуры предъявленного звукового комплекса. Так, например, при воспроизведении оппозиционных слогов типичными ошибками, помимо смешения фонем бывают перестановки слогов, сокращение ряда, забывание ряда и т.п.

Исследование состояния звукового анализа и синтеза слов имеет целью выяснить способность анализировать слова по количеству звуков, выделять звук на фоне слова, определять место звука в слове, составлять слова из звуков.

 Исследование состояния звуковой стороны речи предусматривает изучение особенностей произношения звуков родных фонетических групп. Произношение звуков проверяется в различных речевых условиях: изолированно, в слогах, словах, фразах. При этом необходимо подбирать речевой материал, где исследуемый звук занимает родные позиции: в начале, в середине, в конце слова. Желательно, чтобы в этих словах отсутствовали другие, трудно произносимые звуки. Нередки случаи, когда дети изолированно или в простых по структуре словах произносят заданный звук правильно, а в более сложных случаях, когда одновременно встречаются оппозиционные звуки, смешивают их. Поэтому необходимо предлагать речевой материал с оппозиционными звуками.

С целью выявления возможных причин нарушения произношения звуков, а также для определения приемов коррекционных приемов упражнений при последовательном обучении, изучаются особенности строения артикуляционного аппарата (губ, языка, зубного ряда, твердого и мягкого неба), его двигательных функций (объем и точность движения, возможность переключения, истощаемость и т.д.). При этом важно учитывать, что различные неблагоприятные факторы (возбуждение, утомление) могут усилить артикуляционные трудности в спонтанной речи. Поэтому обследование необходимо проводить в удобное для ребенка время, чередуя различные приемы и соблюдая соответствующие паузы.

При обследовании словарного запаса необходимо получить представление об объеме словарного запаса и его качественных особенностей. Ограниченность лексического запаса приводит к тому, что нередко, вопреки смыслу, дети заменяют нужное, но малознакомое слово другим, более привычным. Хотя и не соответствующим, хотя и не соответствующим определенному значению. На это указывают примеры образования прилагательных от данных конструкций: «Дверь из фанеры» - «Деревянная дверь», плита из чугуна» - «железная». В связи с этим при изучении грамматики в дальнейшем возникают неизбежные трудности аналитического и морфемного анализа слов. У учащихся с трудом формируются функции словообразования. Они главным образом усваивают продуктивные формы образования и изменения слов, встречающихся в обиходной речи.

Трудности формирования грамматического строя проявляются в устной и письменной речи детей, бедности синтаксических конструкций и так называемых аграмматизмах - ошибках согласования и управления.

В процессе логопедического обследования важно зафиксировать, как долго ребенок может сосредоточить внимание на определенном объекте, каков перенос внимания с одного предмета на другой, как длительно удерживается внимание именно на этом объекте, а также возможности удержания в поле активного внимания одновременно нескольких объектов. При этом необходимо отметить, при каких условиях меняются такие качества внимания как объем, переключение, распределение, устойчивость.

 

Важно также отметить особенности памяти у детей в процессе выполнения сложных инструкций.

При обследовании звукового анализа и синтеза проверяется умение анализировать слова по количеству звуков, составлять слова из последовательно данных звуков и данных в нарушенной последовательности.

При обследовании письменной речи основной задачей является доскональное исследование особенностей письма младшего школьника со всеми его колебаниями и сомнениями, отраженными в собственных исправлениях ребенка. Для этого необходим учет специфических ошибок. Учету ошибок предшествует их визуальное вычленение в тексте письменной работы. При этом ошибки выносятся на поля тетради. Затем полученные данные вносятся в сводную таблицу отдельно на каждого ученика.

Обследование необходимо проводить индивидуально и маленькими подгруппами в беседе, а также при использовании различных видов игровой и учебной деятельности.

Результаты обследования тщательно анализируются и фиксируются в речевой карте.

Комплексное обследование позволяет разработать методы дифференцированной логопедической работы, выделить основные направления коррекционного логопедического воздействия. В процессе обучения по ходу восполнения всех пробелов в развитии всех компонентов речевой системы совершенствуются (а в ряду случаев формируются) предпосылки для дальнейшего полноценного обучения. Под влиянием коррекционного обучения на базе постоянно совершенствующихся коммуникативных умений и навыков повышается общий культурный уровень, формируется готовность к социальному взаимодействию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание"Грамотная речь-залог успешного обучения в школе"

Материал предназначен для учителей-логопедов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. Основная цель родительского собрания: дать родителям необходимые  теоретические и практичес...

«Правильная речь-залог успешной работы в школе»

Готовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знани...

Координированные действия педагогов - залог успешной коррекционной работы.

От чего всегда зависит успех коррекционно-развивающей работы в группе?   Ответ прост: от совместных действий педагогов, от  чёткого и правильного распределения обязанностей. Каждый из педаго...

Материал для обследования речи детей и коррекционной работы

Для обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста используем альбом Иншаковой О.Б.,  в котором представлен иллюстративный материал , который позволяет выявить: нарушения звук...

Взаимодействие с семьей как залог успешности коррекционной работы

laquo;Программа взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников детского сада «Семья - дом радости и общения»...