Развитие фонематических представлений на индивидуальном логопедическом занятии
методическая разработка по логопедии по теме

Карчевцева Елена Сергеевна

Материал представлен в виде таблицы. Содержание каждого занятия раскрыто в виде основных направлений работы и литературы , которая используется для данного занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskih_predstavleniy.docx34.47 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематических представлений на индивидуальном логопедическом занятии.


Основные направления занятия

Литература

1

-подготовка к постановке звука [р] ;

-игра на развитие внимания и памяти «Что изменилось»;

-упражнение на развитие звукового анализа игра «Звук потерялся»;

-игра «Кто это? Что это?».

Дать понятие «слово, обозначающее живой или не живой предмет.»

Н.В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р']»,  Е.В. Колесникова «Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет»,  В.И. Селиверстов «Речевые игры с детьми».

2

-Подготовка к постановке [р];

-Игра на развитие слухового внимания «Угадай что это?»;

-Упражнение на развитие звукового анализа «Придумай слово»;

-Игра «Какой он?» на расширение словаря путем накопления слов- признаков.

Н.В.   Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р']»,  Е.В. Колесникова «Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет»,  В.И. Селиверстов «Речевые игры с детьми».

3

-Подготовка к постановке звука [р]:

-Игра на развитие фонематического слуха «Красный - белый»;

-Игра на развитие слухового анализа «Потерялся 1-й звук»;

-Расширение словаря: слова – действия  игра «Назови слова».

Н.В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р']»,  Е..В.  Колесникова «Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет», В.И. Селиверстов «Речевые игры с детьми».

4

-Подготовка к постановке звука [р]:

-Игра на развитие внимания и памяти «Запомни - повтори»;

-Упр. на развитие звукового анализа: выделение последнего согласного в слове.

Н.В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р']»,  Е.В. Колесникова «Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет», В.И .Селиверстов «Речевые игры с детьми».

5

-Постановка звука [р];

-Звуковой анализ обратных и прямых слогов;

Игра «Найди место своей картинке»: -дифференциация звуков [ж] - [ш], активизация словаря.

-Расширение словаря: слова, обозначающие предметы, действия, признаки предметов.

Н.В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р']»,  Е.В. Колесникова «Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет», В.И. Селиверстов «Речевые игры с детьми».

6

-Постановка звука[р];

-Выделение звука [р] из слов, упр. «Хлопни, если услышишь звук»;

-Развитие внимания и памяти - игра «Запомни, повтори»;

-Подбор к глаголу существительных в ед.ч. и мн.ч.

Т.А. Ткаченко «Формирование лексико - грамматических представлений».

7

-Автоматизация звука [р] в слогах;

  • Звуковой анализ - выделение гласного после согласного:
  • Дифференциация звука [ж] - [ш] ;
  • Упр. «Хлопни на звук»;
  • Образование мн.ч. существительного

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 177.


- игра «Один - много».

8

-Автоматизация зв. [р] в словах;

 -Развитие внимания и памяти-  игра «Запомни повтори»;

-Деление слов на слоги-  игра «Телеграф»;

-Префиксальное словообразование - упражнения на подбор приставочных глаголов, а к глаголу - нескольких существительных.

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 177,

В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения».

Т.А. Ткаченко «Формирование лексико - грамматических представлений» с. 17.

9

-Автоматизация звука [р] в слогах, словах;

- Звуковой анализ Упр. «Где звук?»;

 -Упр. на подбор приставочных глаголов.

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 177,

А.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения»,

Т.А. Ткаченко «Формирование лексико - грамматических представлений» с. 17.

10

Автоматизация звука [р] в словах;

 -Дифференциация звуков [ж] - [ш] - игра «Наоборот»;

  • Звуковой анализ-  упр. «Определить позицию буквы в слове и написать букву в схеме»  (слова с буквой Р);
  • Образование мн.ч. существительных-  игра «А у вас?».

В.И. Селиверстов «Речевые игры с детьми», с. 176,

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 178.

11

-Автоматизация звука [р] в предложениях (слоги -тр-,др-) ;

-Развитие фонематического слуха: нахождение звука в названиях предмета на картине -придумать 6 слов со звуком [р], сосчитать сколько звуков и слогов в этих словах, определить место звука [р];

-Игра на развитие умения различать род имен сущ.-  «Разложи картинки».

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 179,

А.И. Селиверстов        «Речевые игры с детьми», с. 37, А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 179.

12

-Автоматизация звука [р] в текстах со слогами -тр-, -др-;

-Печатание слов по следам анализа, составление схем;

- Упражнение на расширение запаса существительных в активном словаре ребенка «Цепочка слов»;

-Упр. на развитие фонематического слуха- «Хлопни на звук».

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей»,

А.И. Селиверстов        «Речевые игры с детьми», с. 135.

13

-Автоматизация звука [р] в обратных слогах -ар-, -ор-, -ур-... и в словах с данными слогами с ударением на слоге;

-Подобрать слово к схеме;

 - Упр. на развитие звуко - буквенного анализа.

 -Упр. на умения согласовывать

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 180,

 Т.А. Ткаченко «Формирование лексико - грамматических представлений» упр. 63.


14

-Автоматизация звука [р] в словах с обратными слогами без ударения на слоге;

- Упр. на развитие звуко-слогового анализа, упр. с разрезной азбукой, составление схем слов;

-Распространение предложений, путем введения однородных определений.

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 181-182,

Т.А. Ткаченко «Формирование лексико - грамматических представлений» упр. 64.

15

- Автоматизация звука [р] в предложениях и текстах с обратными слогами;

-Развитие фонематического слуха; Дифференциация звуков [щ - ш]- сравнение звуков по артикуляции и звучанию, упр. «Хлопни на звук»;

 -Прямой и обратный счет со словами;

-Составление предложений с глаголами - антонимами.

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 182 – 184,

Т.А. Ткаченко «Формирование лексико - грамматических представлений» упр.67.

16

- Автоматизация звука [р] в прямых слогах и словах с ударением на слоге;

-Дифференциация звуков [ш - щ]-  упр. «Хлопни на звук»;

-Прямой и обратный счет со словами;

-Составление предложений по сюжетным картинкам.

А.И .Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 184 – 185,

А.И. Селиверстов        «Речевые игры с детьми», с. 223.

17

- Автоматизация звука [р] в словах с прямыми слогами без ударения на слоге и со стечением согласных;

 -Дифференциация звуков [ш - щ] - упр. «Разложи картинки на две части»;

 -Прямой и обратный счет со словами;

 -Рассказ К.Д. Ушинского «Рыжик» Выделение слов на звук [р] из рассказа.

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 185 - 186.

18

- Автоматизация звука [р] в предложениях и текстах;

-Упр. «Измени слово по образцу» Образование родительного падежа сущ. мн.ч.;

-Составление предложений из слов со звуком [р];

-Пересказ рассказа JI. Толстого «Ворона и рак».

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с.187 – 189,  Н.В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р']».

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 189.

19

- Автоматизация звука [р];

-Развитие умения отвечать на вопрос четырёхсловным предложением, составленным без наглядной опоры.

Н.В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р']». с. 18-20, Т.А. Ткаченко «Формирование лексико - грамматических представлений» упр.31.

20

- Автоматизация звука [р] -Составление четырёхсловных предложений

Н.В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р']»  с. 21 – 23,


с включением сущ. в тв. пад. ед .ч.

Т. А. Ткаченко «Формирование лексико - грамматических представлений» упр.21.

21

- Автоматизация звука [р];

-Уточнение и активизация словаря по теме «Овощи».

Н.В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р']»  с. 24 – 26, Т.А. Ткаченко «Формирование лексико - грамматических представлений» упр.29.

22

  • Автоматизация звука [р] ;
  • Лексико - грамматическое упражнение: подбор признаков к предметам, подбор антонимов;
  • «Запомни, повтори» (по 4 слова).

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 189.

23

  • Автоматизация звука [р’] в обр. слогах;
  • Упр. «Назови лишнее слово»;
  • Развитие звукового анализа. Упр. «Подбери слово к схеме»;
  •  Активизация словаря по теме «Фрукты».

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с.189, Т.А. Ткаченко «Формирование лексико - грамматических представлений» упр. 35.

24

  • Автоматизация звука [р’] в словах;
  • Развитие слогового анализа Упр. «Подбери слово к схеме»;
  • Развитие фонематического слуха. Упр. «Повтори, не ошибись»;
  • Активизация словаря по теме «Транспорт»

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с.189 – 190.

25

  • Автоматизация звука [р’] в словах;
  • Подбор слов к схемам (слова с мягким звуком [р‘];
  • Расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные»;

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей», Н.В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р']»,

Т.А. Ткаченко «Формирование лексико - грамматических представлений».

26

  • Автоматизация звука [р’] в словах;
  • Игра «Запомни, повтори» (слова со звуком [р‘];
  • Распространение предложений .Игра «Скажи дальше».

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с 191,

А.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» с 96.

27

  • Автоматизация звука [р’] в словах, предложениях;
  • Припоминание слов на звук [р‘] (в конце слова, в начале слова, в середине слова);

-Упр. «Скажи наоборот» - расширение и активизация словаря признаков.

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с 192.

28

  • Автоматизация звука [р’] в предложениях;

  • Преобразование слогов и слов

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей»,

Т.А. Ткаченко «Формирование лексико - грамматических представлений» упр. 63,


с включением сущ. в творительном падеже единственного числа

Т. А. Ткаченко «Формирование лексико - грамматических представлений» упр.21.

21

- Автоматизация звука [р];

-Уточнение и активизация словаря по теме «Овощи».

Н.В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р']»  с. 24 – 26,  Т.А. Ткаченко «Формирование лексико - грамматических представлений» упр.29.

22

  • Постановка звука [р];
  • Лексико - грамматическое упражнение: подбор признаков к предметам, подбор антонимов;
  • «Запомни, повтори» (по 4 слова).

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 189.

23

  • Автоматизация звука [р’] в обр. слогах;
  • Упр. «Назови лишнее слово»;
  • Развитие звукового анализа Упр. «Подбери слово к схеме»;
  • Активизация словаря по теме «Фрукты»

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 189, Т.А. Ткаченко «Формирование лексико - грамматических представлений» упр. 35.

24

  • Автоматизация звука [р’] в словах;
  • Развитие слогового анализа. Упр. «Подбери слово к схеме»;
  • Развитие фонематического слуха. Упр. «Повтори, не ошибись»;
  • Активизация словаря по теме «Транспорт»

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 89 — 190.

25

  • Автоматизация звука [р’] в словах
  • Подбор слов к схемам (слова с мягким звуком [р‘]
  • Расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные»

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей», Н. В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р']»,

Т.А. Ткаченко «Формирование лексико - грамматических представлений».

26

  • Автоматизация звука [р’] в словах;
  • Игра «Запомни, повтори» (слова со звуком [р‘];
  • Распространение предложений .Игра «Скажи дальше».

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с 191,

А.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» с 96.

27

  • Автоматизация звука [р’] в словах, предложениях;
  • Припоминание слов на звук [р‘] (в конце слова, в начале слова, в середине слова);

-Упражнение «Скажи наоборот» - расширение и активизация словаря признаков.

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с 192.

28

  • Автоматизация звука [р’] в предложениях;
  • Повторение звука [р];
  • Преобразование слогов и слов.

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей»,

Т.А. Ткаченко «Формирование лексико - грамматических представлений» упр. 63.


Упр. «Скажи наоборот»;

- Согласование прилагательных с существительными по роду, уточнение и активизация словаря по теме «Посуда».

29

  • Автоматизация звука [р’] в текстах;
  • Заучивание скороговорки;
  • Выделение слов со звуком - [р‘] из скороговорки. Составление схем слогов;

-Упр. «Скажи наоборот».

Подбор глаголов – антонимов.

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 193 -194,  Т.А. Ткаченко «Формирование лексико - грамматических представлений» упр. 68.

30

  • Автоматизация звука [р’];
  • Упр. на подбор притяжательных прилагательных

«Чей хвост, чья морда?»

Н.В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р']».

31

Дифференциация звуков [р - р’] в предложениях;

Упр. на развитие ориентации во времени.

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с 194 -195.

32

Дифференциация звуков [р - р’].

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с 196 -197.

33

Автоматизация, дифференциация звуков [р - р’] в текстах;

-Выучить наизусть стихотворение, назвать слова со звуками [р - р‘], записать их в 2 колонки;

-«Детство» И. Суриков - Пересказ текста «Два Мороза».

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с 198 -199.

34

  • Подготовка к постановке звука [ч];
  • Употребление уменьшительно - ласкательных суффиксов существительных «Назови ласково» (жен и ср род);
  • Составление предложений с этими парами слов (выборочно);
  • Звуко - слоговой анализ, упр. с разрезной азбукой, печатание, чтение слов, составление схем.

«Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [ч], [щ],

В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» с 99.

35

  • Постановка звука [ч];
  • Лексико - грамматические упражнения:

а)        счет*-» 10 (крокодил, крыло, эскалатор);

б)        спряжение в наст, времени;

в)        спряжение в будущем времени.

В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» с 98.

36

  • Автоматизация звука [ч] в обратных слогах;
  • Звуко - слоговой анализ, упр. с разрезной азбукой, печатание, чтение слов, составление схем;
  • Родственные слова:

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с 116.


Рыболов, спортзал.

37

  • Автоматизация звука [ч] в словах с ударением на слоге;
  • Игра «Запомни, повтори»;
  • «Отгадай слово»;

Me.., пе.., мя.., гра...;

  • Загадка.

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с 116 -117.

38

  • Автоматизация звука [ч] в словах без ударения на слоге;
  • Уменьшительно - ласкательные суффиксы существительных мужского рода -

Игра «Большой - маленький»;

  • Родственные слова;
  • Составление предложений с данными словами.

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с 117,

А.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» с 101.

39

  • Автоматизация звука [ч] в предложениях;
  • Притяжательные прилагательные на - ий, ья, ь е

 - игры:

«Чей хвост лучше?»;

«Чья голова умнее?»;

«Чье ухо лучше слышит?»;

(Заяц, волк, белка, бык, теленок);

  • Припоминание слов на –ч;

- Игра «Телефон» в конце слова, в середине слова, в начале слова.

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с 118 -119.

40

  • Автоматизация звука [ч] в текстах;
  • Составление схем слов: туча, чашка, чудо, дача, удача;
  • счет 1*-* 10 (слова на звук [ч]
  • Составление по опорным словам рассказа «Очки» с исп. сюжетных картинок.

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей»,

А.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» с 102.

41

  • Автоматизация звука [ч] в прямых слогах, словах;
  • Родственные слова;
  • Счет 1<~»10;
  • Игра «Запомни, повтори».

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с 120 -121.

42

-Автоматизация звука [ч] в предложениях и текстах с прямыми слогами;

  • Словообразование отчеств мужского рода - игра «Эхо», «Иван Иванович» и т. Д.

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с 122 -123.

43

  • Дифференциация [ч] - [т’]  в воспроизведении слоговых рядов;
  • Упр. с картинками-  игра «четвертый лишний»;
  • Упр. на развитие внимания и памяти с картинками на [ч] и [т’] «Что изменилось?».

В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» с 105.


44

  • Дифференциация [ч] - [т’];

Игра «наоборот» ча-тя, чу-тю...;

  • Договаривание сложноподчиненных предложений;
  • Чтение слов по карточкам;
  • Повторение загадки «Пять мальчиков, пять чуланчиков»;

Выделение из нее слов на [ч], затем на

[т].

   

    А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с.131.

45

  • Дифференциация [ч] - [т’] в текстах;
  • Пересказ текста «Яичко».

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 134 – 135.

46

  • Закрепление произношения шипящих и соноров [р], [р’] в стихотворении С.А. Есенина «Черемуха»;
  • Заучивание стихотворения;
  • Выделение слов на [ч], [р], [р’] из стихотворения, составление схем;
  • Подбор признаков и действий;
  • Распространение предложений.

В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» с. 121-122.

47

-Закрепление произношения [р], [р’] в стихотворении Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»;

  • Заучивание стихотворения наизусть;
  • Распространение предложений;
  • Выделение слов на [р], [р], составление схем;
  • Подбор предметов к признакам.

В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» с. 123.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки.

Конспект предназначен для индивидуальной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Содержание занятия насыщено б...

Развитие фонематического слуха - неотъемлемая часть логопедических занятий

Педагоги и родители познакомятся с играми, направленными на развитие слухового внимания и фонематического слуха...

Конспект логопедического занятия по развитию фонематических представлений в средней группе "Потерянные звуки"

Конспект логопедического занятия по развитию фонематических представлений в средней группе "Потерянные звуки"...

Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником ДОУ старшей группы, имеющим фонетико-фонематическое нарушение речи

Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником ДОУ старшей группы, имеющим ФФНР...

" Развитие фонематического слуха-неотъемлемая часть логопедических занятий"

Развитие фонематического слуха-неотъемлемая часть логопедических занятий. Умение сосредоточиться на звуке-очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь &nda...