Рабочая программа учителя-логопеда. Для детей с СНР при ЗПР. Подготовительная к школе группа.
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему

Макеева Марина Олеговна

Рабочая программа учителя-логопеда. Для детей с СНР при ЗПР. Подготовительная к школе группа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГБОУ ШКОЛА  № 1191

РАБОЧАЯ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

на 2014 – 2015 учебный год

Составитель программы:

Макеева Марина Олеговна

учитель – логопед

здание №8

Москва, 2014 год


Содержание

1. Целевой раздел

        1.1. Пояснительная записка ….................................................................... 3

                1.1.1. Цель …...................................................................................... 3

                1.1.2. Задачи …................................................................................... 4

                1.1.3. Система общедидактических и специфических

принципов в работе с детьми с психоречевыми нарушениями ….................... 4

                1.1.4. Характеристика основных компонентов речи детей 6-7 лет с системным недоразвитием речи при ЗПР …....................................................... 5

        1.2. Планируемые результаты освоения Программы …........................... 8

2. Содержательный раздел

        2.1. Учебный план реализации ООП ДО в подготовительной к школе группе (6-7 лет) …..................................................................................................... 9

        2.2. Содержание коррекционной работы ….............................................   13

        2.3. Планирование работы с детьми в подготовительной к школе группе для детей с системным недоразвитием речи при ЗПР ........................................ 15

        2.4. Взаимодействие с семьей …................................................................. 16

3. Организационный раздел

        3.1. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности …......................................................................... 17

                3.1.1. Методическая литература …................................................... 17

                3.1.2. Наглядно-дидактические пособия …..................................... 18

Приложение 1. Речевая карта ребенка 6-7 лет ………………………………… 21


Пояснительная записка

Программа отражает современные подходы к организации коррекционно-образовательного процесса в подготовительной к школе группе для детей задержкой психического развития (ЗПР).

Программа определяет содержание работы учителя-логопеда в подготовительной к школе группе для детей с системным недоразвитием речи при ЗПР.

В программе реализуется концепция коррекционно-развивающего обучения, направленная на формирование коммуникативной компетенции детей, на коррекцию имеющихся речевых нарушений.

Программа адресована учителям-логопедам, работающим в группах для детей с системным недоразвитием речи при ЗПР.

Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Конституция РФ, ст. 43,72.
  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
  • Закон РФ «Об образовании».
  • Типовое положение о ДОУ.
  • СанПиН 2.4.1.3049-13.
  • Устав ДОУ.
  • ФГОС ДО.

Основной базой рабочей программы являются:

  • Основная общеобразовательная программа дошкольного отделения «БРИЗ» ГБОУ СОШ № 1191;
  • ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой; М., «Мозаика-синтез», 2011.
  • «Коррекция нарушений речи».Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи; Т.Б.Филичева,  Г.В.Чиркина и др.; М., «Просвещение», 2010.
  • Подготовка к школе детей с задержкой психического развития, под общей ред. С.Т. Шевченко, М., «Школьная пресса», 2007.

Цель

Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия  образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием психоречевой системы дошкольников 6-7 лет.

Задачи

Реализация программного содержания осуществляется в условиях преемственности работы учителя-логопеда и воспитателей, которые совместно решают ряд основных задач: 

  1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
  2. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников с ЗПР.
  3. Формирование грамматического строя речи.
  4. Развитие связной речи детей 6-7 лет.
  5. Развитие коммуникативности, успешности в общении.
  6. Воспитание положительных качеств личности ребенка, нравственных ориентиров в деятельности и поведении, предупреждение формирования негативных личностных качеств;

Система общедидактических и специфических принципов

в работе с детьми с  психоречевыми нарушениями

В основу отбора программного содержания заложены следующие принципы:

  1. этиопатогенетический (предполагает установление в каждом отдельном случае этиологии, механизмов нарушения, определение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре нарушения);
  2. онтогенетический принцип (ориентирует на учет закономерностей формирования форм, функций речи и различных видов деятельности ребенка в онтогенезе);
  3. принцип комплексности (отражает медико-психолого-педагогический характер при изучении и устранении речевых расстройств, предусматривает учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений на развитие ребенка);

4.  принцип целостности и системности (отражает тот факт, что ни один психический процесс, ни одно психическое образование не развиваются самостоятельно, изолированно друг от друга, а развиваются в тесной связи друг с другом; речь рассматривается как сложная функциональная система, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии);

5. принцип доступности, последовательности и систематичности (заключается в доступном и постепенном усложнении речевых упражнений в процессе формирования у ребенка навыков правильной речи и поведения);

6. принцип индивидуализации обучения (ориентирует на организацию коррекционно-образовательного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обуславливается индивидуальными особенностями детей)

7. принцип дифференциации обучения (предполагает выделение типологических особенностей детей и объединение их на этом основании в подгруппы по уровню развития);

8. принцип развития психики в деятельности (ориентирует на то, что коррекционно-развивающая работа организуется в рамках ведущей деятельности, присущей определенному возрастному периоду);

9. принцип обходного пути (ориентирует на то, что в процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций осуществляется формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена);

10. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком (перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь, при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении);

Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.

  1. Характеристика основных компонентов речи детей 6-7 лет
  2. с системным недоразвитием речи при ЗПР

Фразовая речь


1-я подгруппа. Дети достаточно свободно владеют фразовой речью: адекватно отвечают на вопросы, могут построить высказывание в пределах близкой темы, при этом доминируют элементы ситуативности. В активной речи дети пользуются в основном простыми предложениями, состоящими из подлежащего, сказуемого и дополнения; в распространении простых предложений затрудняются.
Испытывают затруднения и в использовании сложных предложений. Структура сложносочиненных предложений упрощена, часто пропускаются члены предложения; редко используются разделительные и противительные союзы. Не всегда правильно строятся сложноподчиненные предложения. Детьми не усвоены подчинительные союзы, поэтому в их речи отсутствуют условные, уступительные, определительные придаточные предложения.

2-я подгруппа.
Дети этой подгруппы в сравнении с первой имеют более ограниченный опыт речевой деятельности и низкий уровень автоматизированности речевых навыков, что обусловлено недостаточностью овладения языковыми средствами.
В самостоятельной речи они нуждаются в смысловых опорах и помощи взрослых. Их высказывания чаще носят фрагментарный характер; отмечаются нарушения модели предложений; инверсии, пропуск главных и второстепенных членов предложения. Опускаются, заменяются, неправильно употребляются союзы и сложные слова.

Понимание речи

1-я подгруппа. У детей уровень понимания обращенной к ним речи приближается к норме (расчлененный уровень). Дети умеют вслушиваться в речь логопеда, различать задания, обращения к одному и нескольким лицам. Понимают вопросы косвенных падежей и адекватно реагируют на них. Могут выполнять 4-, 5-ступенчатые словесные инструкции. Различают слова, близкие по звучанию, воспринимают изменения значений, которые вносятся отдельными частями слова – флексиями, приставками, суффиксами. Однако метафоры и сравнения, переносное значение слов для их понимания недоступны.

2-я подгруппа. У детей понимание обращенной к ним речи находится на предикативном уровне. Они недостаточно различают изменения значений, обусловленные употреблением разных приставок, суффиксов и флексий; не во всех случаях понимают вопросы косвенных падежей (чем? кому? с кем? и др.).

Словарный запас

1-я подгруппа. Словарный запас детей значительно возрастает, но все же отстает от возрастной нормы. Дети пользуются всеми частями речи, но не всегда употребляют их точно. Активный словарь включает, в основном, слова, обозначающие конкретные предметы и действия; в нем мало слов, обозначающих отвлеченные и обобщающие понятия, недостаточно прилагательных, особенно относительных, наречий; предлоги, даже простые, употребляются с ошибками. Лексический запас характеризуется стереотипностью, частым употреблением одних и тех же слов. Большие трудности дети испытывают при подборе синонимов, однокоренных слов, антонимов.

2-я подгруппа. Количественный диапазон употребляемых детьми слов невелик. Словарный запас у них значительно беднее, чем у детей 1-й подгруппы, не только по количественным, но и по качественным показателям. Дети овладели основными значениями слов, выраженными их корневой частью, но не различают изменения значений, выражаемых приставками, суффиксами, флексиями. Недостаточно усвоили обобщающие слова (транспорт, обувь, профессии и др.). Нередко заменяют родовые понятия видовыми – словами (вместо деревья – елочки), словосочетаниями или предложениями (вместо грядка – огурчики тут растут). Задания на подбор однокоренных слов, синонимов, образование сложных слов детям этой подгруппы недоступны.

Грамматический строй речи

У детей 6-7 лет с СНР остаются ошибки грамматического оформления речи.

1-я подгруппа. Наиболее характерные ошибки у детей – смешение форм склонения, трудности при овладении предложными конструкциями, ошибки в употреблении форм множественного числа с использованием непродуктивных окончаний. В активной речи правильно употребляются только простые и хорошо отработанные предлоги (в, на, под). При использовании сложных предлогов (из-за, из-под) появляются ошибки – замена и смешение.

2-я подгруппа. Дети допускают специфические ошибки в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, а также числительных с существительными; в употреблении предлогов (пропуск, замена); в ударениях и падежных окончаниях.

Звукопроизношение

1-я подгруппа. Эта сторона речи у детей 6-7 лет в значительной степени сформирована, однако еще встречаются недостатки в звуковом воспроизведении слов: недифференцированное произнесение некоторых звуков, в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров.

2-я подгруппа. Произносительные возможности детей улучшаются, но у них могут оставаться различные виды нарушений: постановка соноров отсрочивается, трудно идет автоматизация поставленных звуков, характерны нестойкие замены.

Слоговая структура

1-я подгруппа. Дети достаточно свободно пользуются словами разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Нарушения встречаются в воспроизведении наиболее трудных или малоизвестных слов: смешение, перестановки и замены звуков и слогов; сокращения при стечениях согласных в слове.

2-я подгруппа. Уровень воспроизведения слоговой структуры у детей этой подгруппы ниже, чем у детей 1-й подгруппы. Они могут правильно повторить за логопедом трех-, четырехсложные слова, но нередко искажают их в самостоятельной речи, допуская сокращение количества слогов и ошибки при передаче звуконаполняемости слов – перестановки, замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных, уподобления.

Фонематическое восприятие

1-я подгруппа. Дети уверенно справляются с выделением заданного звука в ряду других звуков, слышат и определяют место изучаемого звука в слове, овладевают навыком звукослогового анализа и синтеза прямого слога и односложных слов типа мак.

2-я подгруппа. У детей при выполнении специальных заданий возникают специфические трудности: они не удерживают слоговой ряд (вместо трех слогов называют два), фразу; с ошибками определяют место звука в слове; испытывают трудности в овладении звуковым анализом прямого слога и односложных слов (опускают гласный звук).

Связная речь

1-я подгруппа. У детей в связной речи присутствуют элементы ситуативности. Возникают затруднения в использовании сложных предложений, особенно заметные при составлении рассказов по картинке и в спонтанных высказываниях. Простые предложения в самостоятельных рассказах детей нередко состоят только из подлежащего, сказуемого и дополнения, что связано с недостаточностью в их лексическом запасе прилагательных, числительных, наречий, причастий, деепричастий. Однако дети без помощи логопеда могут составить несложный рассказ по картинке, рассказать об интересном событии, пересказать простой текст.

2-я подгруппа. Уровень развития связной речи у детей этой подгруппы гораздо ниже. При составлении рассказов по картинке, пересказе им требуются словесные и изобразительные подсказки. В процессе рассказа появляются длительные паузы между синтагмами и короткими фразами. Степень самостоятельности при свободных высказываниях низкая. Нередко рассказы детей носят фрагментарный характер, поэтому они периодически нуждаются в смысловых опорах и помощи взрослого.

Планируемые результаты освоения Программы.

В итоге логопедической работы дети должны научиться: 

  • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
  • владеть элементарными навыками пересказа;
  • владеть навыками диалогической речи;
  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и др;
  • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);

Учебный план реализации ООП ДО в подготовительной к школе группе

(6 — 7 лет)

I период

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

        1-2 неделя сентября – обследование речи. Заполнение речевых карт. Наблюдения за детьми в режимные моменты.

  • Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
  • Постановка звуков в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
  • Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях.
  • Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.
  • Развитие фонематического восприятия.
  • Формирование грамматически правильной речи.

Работа над предложением


1. Повторение и закрепление материала по формированию в речи детей простого предложения:

  • выделение слов по вопросам: кто? что делает? какой? какая? какие? какое? как?; дифференциация понятий слово — предложение; составление и анализ предложений, состоящих из 2-4 слов;
  • составление предложений по опорным словам, данным в требуемой форме и в начальной форме;
  • распространение предложений однородными членами: подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями;
  • составление предложений с различными предложными конструкциями с использованием вопросов где? куда? откуда? (пространственные предлоги).

2. Усложнение работы по формированию простого предложения:

  • распространение предложения с обращением (Алеша, смотри, у катера на носу флажок. Дима, дай, пожалуйста, твою машину);
  • составление предложений определенного типа по заданию логопеда с использованием схемы;

3. Продолжение работы по формированию умения строить сложные предложения:

  • сложносочиненное предложение с союзами -а-, -и- (при сравнении предметов);
  • предложение со словами: -сначала- ..., а потом ...;
  • сложноподчиненные предложения с союзами: чтобы, потому что.

Формирование грамматического строя речи

  • образование единственного и множественного числа существительных;
  • образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  • образование глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-, у-, при-, об-).
  • образование прилагательных от существительных;
  • согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа;
  • согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
  • согласование числительных с существительными;
  • подбор притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ к существительным;
  • правильное употребление предлогов.

Развитие связной речи

1. Учить составлять короткие рассказы по картине, по серии картин, рассказы-описания.

2. Учить пересказу текста.

3. Разучивание стихотворений, потешек.

II период ( декабрь, январь, февраль)

1. Продолжить работу по постановке звуков.

2. Автоматизация звуков во фразах, потешках, коротких стихотворениях.

3. Дифференциация звуков.

4. Преодоление трудностей в произношении трудных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.

Работа над предложением

  • Закрепление в практических упражнениях и активизация в речи детей навыка употребления всех типов простых и сложных предложений, отработанных в 1-м периоде.
  • Расширение объема простого распространенного предложения за счет использования наречий времени, места и образа действия: (сейчас, сегодня, давно, здесь, там, далеко, близко, сильно, крепко, громко, медленно), отвечающих на вопросы: где? когда? куда? откуда? как?
  • Составление предложений по опорным словам и предметным картинкам, связанным и не связанным по смыслу (стол — ваза, книга — окно).
  • Составление предложений с различными изменениями, преобразованиями форм глагола в лице, числе, времени, виде.
  • Формирование навыка правильного построения предложений сюжетной картинке.
  • Построение сложноподчиненных предложений с союзами: -чтобы-, -потому что-, -когда-.
  • Анализ и синтез предложений, состоящих из 4-5 слов.

Формирование грамматического строя речи

  • образование единственного и множественного числа существительных;
  • образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  • образование глаголов с разными приставками.
  • образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания («лимонный», «яблочный»), растениям («дубовый», «березовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный», «деревянный», «бумажный» и т. д.);
  • согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа;
  • согласование прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже;
  • согласование числительных с существительными в роде и числе;
  • согласование притяжательных местоимений (мой, моя, моё, мои) с существительным;
  • правильное употребление простых и сложных предлогов, обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.

Развитие связной речи

1. Продолжать обучать составлению коротких рассказов по картине, серии картин. Учить составлять рассказ-описание.

2. Продолжать обучать составлению пересказа текста.

3. Разучивание стихотворений, потешек.

III период (март, апрель, май)

1. Закрепление правильного произношения всех поставленных звуков.

2. Отработка произношения слов сложной слоговой структуры.

Работа над предложением

  • Закрепление и активизация в речи детей всех усвоенных ранее типов простых и сложных предложений.
  • Обучение составлению сложносочиненных предложений с разделительным союзом или.
  • Закрепление умения грамматически правильно отвечать на вопрос: «почему?».
  • Обучение умению передавать прямую речь сложным предложением с союзами: что-, чтобы.
  • Повторение и закрепление тех типов предложений, которые оказались наиболее трудными для усвоения.

Формирование грамматического строя речи

  • Продолжение работы, начатой в предыдущем периоде.
  • Закрепление навыка употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий («выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т.п.).
  • Закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ов-, -ин-, -ев-, -ан-, -ян).
  • Образовывание наиболее употребительных притяжательных прилагательных («волчий», «лисий»);
  • Образование прилагательных с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк-, -оньк-. 
  • Употреблять наиболее доступных антонимических отношений между словами («добрый» — «злой», «высокий» — «низкий» и т.п.).

Развитие связной речи

1. Закрепление навыка составления рассказов по картине, по серии картин, рассказов-описания, пересказов.

2. Составление рассказов с проблемных сюжетом.

3. Разучивание стихотворений, потешек.

Виды детской деятельности:

  • игровая деятельность,
  • конструктивная деятельность,
  • продуктивная деятельность,
  • коммуникативная деятельность.

Формы образовательной деятельности.

  • подгрупповые  занятия,
  • индивидуальные  занятия.

Содержание коррекционной работы

Коррекционная работа в группе для детей с системным недоразвитием речи при задержке психического развития включает в себя дидактические игры и упражнения направленные на:

  • формирование произносительной стороны речи,
  • развитие грамматического строя речи,
  • расширение и уточнение словарного запаса,
  • воспитание навыка построения простых распространённых и сложных предложений,
  • развитие связной речи,
  • первоначальное обучение с грамоте.

Первоначальное обучение грамоте

Задачи, решаемые на занятиях по обучению грамоте:

1. Развитие речевого слуха.

2. Чувственное (сенсорное) развитие в области языка.

3. Формирование звукового анализа и синтеза.

4. Уточнение, расширение и систематизация словарного запаса.

5. Ознакомление с предложением и словом в предложении.

6. Развитие инициативной речи и мышления.

7. Подготовка к обучению технике письма.

8. Печатание букв.

Занятия по развитию речевого (фонематического) восприятия и по подготовке к обучению грамоте направлены на:

  • уточнение и обогащение словарного запаса детей в связи с расширением непосредственных впечатлений об окружающем мире;
  • развитие связной речи: формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия употребляемых слов, грамматической правильности построения предложений, внятности и выразительности речи;
  • формирование у детей направленности на звуковую сторону речи; развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению;
  • совершенствование чувственного (сенсорного) опыта в области русского языка: развитие способности ребенка на основе собственного сенсорного опыта выделять существенные признаки двух основных групп звуков русского языка — гласных и согласных;
  • формирование приемов умственной деятельности, необходимых для развития умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки и обобщать явления языка.

Важнейшими задачами подготовки к обучению грамоте детей с ЗПР в подготовительной группе являются:

1. Развитие способности к различению звуков в слове на слух; правильная и отчетливая артикуляция звуков; звуки гласные и согласные, их артикуляция и звучание; согласные твердые и мягкие, сопоставление парных звуков по артикуляции и звучанию; [л], [л']; [т], [т']; [р], [р']; [р] — [л]; [г], [г']; [г] - [к]; [э]; [ш]; [б], [б']; [б] - [п]; [д], [д']; [д] -[т]; [ч]; [ж]; [ж] - [ш]; [ф], [ф']; [в], [в']; [в] - [ф]; [ц]; [ц] -[ч]; [щ]; [щ] - [ц]; [з] - [з']; [з] - [с]; [х] - [х']; условное обозначение гласных, твердых и мягких согласных звуков;

2. Ознакомление с печатными буквами; соотнесение звука и буквы;

3. Последовательное выделение звуков в двусложных и многосложных словах с открытыми и закрытыми слогами (например, луна, кубики, утка, кукушка); в односложных и многосложных словах со стечением согласных в слоге (например, волк, слон, скрипка); условно-графическая схема звукового состава слова, алгоритм последовательного вычленения звуков из слова по готовой условно-графической схеме и без нее; замена буквами фишек, обозначающих гласные звуки, самопроверка путем «чтения» проанализированных измененных и вновь образованных слов; создание детьми условно-графических моделей звукового состава слов под руководством педагога и самостоятельно; последовательное выделение звуков из одно- и двусложных слов без опоры на схему и действия с фишками;

4. Практическое деление слов на слоги;

5. Предложение, слово; выделение предложения из текста (сказки, стихотворения, рассказа), состоящего из трех-четырех предложений; понижение голоса, пауза в конце предложения, правильное и отчетливое произнесение целого предложения; условно-графическое обозначение предложения;

6. Вычленение слова из предложения, условно-графическое обозначение предложения и входящих в него слов; распространение и сокращение предложения; сравнение условно-графических схем предложений; составление предложений по готовой условно-графической схеме; термины слово, предложение;

7. Уточнение и расширение словарного запаса детей, составление предложений, в которых используются предлоги под, над, за, между, перед. Использование в предложениях и словосочетаниях существительных родительного падежа множественного числа (например, много тетрадей, нет пуговиц, коробка конфет) и существительных творительного падежа единственного числа (любуюсь Москвой, кормлю зерном, работать учителем).

К концу пребывания в подготовительной группе детей следует научить:

  • различать на слух звуки речи, последовательно выделять звуки без опоры на условно-графическую схему из двусложных слов и с опорой на схему из трехсложных слов, написание которых не расходится с произнесением;
  • обозначать гласные звуки буквами (кроме йотированных);
  • знать о двух основных группах звуков русского языка — гласных и согласных, различать гласные и согласные звуки, опираясь на особенности звучания и артикуляции, использовать условные обозначения гласных и согласных звуков;
  • различать твердые и мягкие согласные;
  • выделять предложения из устной речи;
  • выделять из предложения слова;
  • правильно использовать термины звук, гласный звук, согласный звук, слово, предложение.

Планирование работы с детьми в подготовительной к школе группе для детей с системным недоразвитием речи при ЗПР

Примерное годовое планирование

1 — 12 сентября

Первичное обследование состояния речи.

29 сентября — 28 ноября

Развитие фонематического восприятия. Развитие мелкой и артикуляционной моторики. Развитие речевого дыхания. Постановка звуков. Расширение словарного запаса. Развитие просодической стороны речи. Формирование грамматического строя речи. Построение простых и сложных предложений. Развитие связной речи.

1 декабря — 28 февраля

Постановка, автоматизация и дифференциация звуков. Расширение и уточнение словарного запаса. Развитие просодической стороны речи. Развитие  грамматического строя речи. Построение простых и сложных предложений. Развитие связной речи.

12 — 23 января

Промежуточное обследование состояния речи

2 марта — 30 мая

Закрепление навыков правильного звукопроизношения. Расширение и уточнение словарного запаса. Совершенствование  грамматического строя речи. Развитие связной речи.

1 — 12 июня

Итоговое обследование состояния речи

Взаимодействие с семьей

Эффективность коррекционно-образовательной работы зависит от тесного сотрудничества учителя-логопеда, воспитателей и родителей. Участие родителей в коррекционно-педагогическом процессе создает благоприятную среду для преодоления речевых нарушений у детей. Важным является формирование у родителей адекватной позиции в отношении наличия того или иного нарушения речи у ребенка.

Основными формами  работы учителя-логопеда и воспитателей  с родителями являются:

  • Родительские собрания (проводятся 2-3 раза в год: в сентябре, январе, мае).
  • Посещение занятий. Посещение индивидуальных и подгрупповых занятий поможет родителям выявить специфику речевого нарушения ребенка, проявления личностных качеств (невнимательность, трудность переключения с одного действия на другое) и обсудить с учителем-логопедом основные направления работы с ребенком.
  • Консультации, беседы (индивидуальные и подгрупповые), в процессе которых учитель-логопед знакомит родителей с результатами обследования, с комплексами артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений, приемами постановки звуков, упражнениями для автоматизации поставленных звуков, объясняет  необходимость закрепления навыков правильной речи в повседневной обстановке.
  • Совместные праздники и развлечения.
  • Информационные стенды, копилки советов.
  •  Тетрадь рекомендаций родителям, в которых предлагаются упражнения для закрепления знаний по изучаемой теме, для отработки упражнений по автоматизации поставленных звуков.

Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в подготовительной к школе группе.

Методическая литература

1. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. Учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. - 703 с.: ил. - (Коррекционная педагогика).

2. Филичева Т.Б. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: Дрофа, 2009. - 96 с. : ил. - (Дошкольник. Логопедия).

3. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики / Т.А. Ткаченко; ил. Е. Мельниковой. - М.: Эксмо, 2013. - 120 с.: ил.

4. Мальцева И.В. Пальчиковые игры для детей. От трех до семи лет. - Спб. : Издательская группа «Азбука-классика», 2010. - 240 с. : ил. - (Прошрамма для мамы).

5. Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) : Наглядно-методическое пособие. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 16 с. + цв. вкл.

6. Безрукова О.А. Грамматика русской речи / учеб.-метод. пособие для работы с детьми дошк. и мл. шк. Возраста : В 2 ч. Ч.1 / О.А. Безрукова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. - М. : Русская речь, 2011. - 111 с. : ил. - (Серия «Учебная библиотека дошкольника» / отв. ред. О.А. Безрукова).

7. Безрукова О.А. Грамматика русской речи / учеб.-метод. пособие для работы с детьми дошк. и мл. шк. Возраста : В 2 ч. Ч.1 / О.А. Безрукова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. - М. : Русская речь, 2011. - 111 с. : ил. - (Серия «Учебная библиотека дошкольника» / отв. ред. О.А. Безрукова).

8. Безрукова О.А. Слова родного языка / О.А. Безрукова; худож. О.П. Отрожко [и др.]. - М.: Профессионал, 2005. - 192 с.: ил. - (Учебная библиотека дошкольника/отв. Ред. Безрукова О.А.).

9. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Развиваем речь дошкольника. Календарно-тематическое планирование и конспекты логопедических занятий / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - Москва, 2012. - 157 с.

10. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012 — 144 С.

11. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. - 320 с. (Серия «Учимся играя»).

12. Безрукова О.А. Русский язык в иллюстрациях для дошкольников / учеб-метод. Пособие / О.А. Безрукова ; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. - М.: Русская Речь, 2011. - 62 с. - (Серия «Наука — практике» / отв. ред. О.А. Безрукова).

13. Безрукова О.А. Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова; худож. М.В. Беляшова [и др.]. - М. : Русская речь, 2010. - 70 с. - (Серия «Наука — практике» / отв. ред. О.А. Безрукова).

14. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - 2-е издание дополненное. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007. - 16 с.

15. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. Пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - 4-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 224 с. - (Библиотека логопеда-практика).

16. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику / Т.А. Ткаченко; ил. Е. Нитылкиной. - М.: Эксмо, 2013. - 80 с.: ил.

17. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. - 279 с.: ил. - (Коррекционная педагогика).

18. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у

 дошкольников с ОНР. - Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. - 112 с.

Наглядно-дидактические пособия

1. Картинный материал по лексическим темам:

  • «Домашние животные и их детеныши»
  • «Дикие животные и их детеныши»
  • «Домашние птицы»
  • «Дикие птицы»
  • «Осень»
  • «Зима»
  • «Весна»
  • «Лето»
  • «Овощи»
  • «Фрукты»
  • «Деревья»
  • «Цветы»
  • «Насекомые»
  • «Праздники»
  • «Профессии»
  • «Продукты питания»
  • «Посуда»
  • «Игрушки»
  • «Грибы»
  • «Ягоды»
  • «Транспорт»
  • «Части тела и лица»
  • «Семья»
  • «Одежда. Обувь. Головные уборы»
  • «Дом и его части. Мебель»

2. Картинный материал «Русский язык в иллюстрациях для дошкольников. Образовательный проект «Наука русской речи». Безрукова О.А.

3. Картинный материал:  «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Безрукова О.А. Каленкова О.Н.».

4. Игры на развитие мелкой моторики

  • Мозаика
  • Сборные бусины: «Кружочки», «Геометрические фигуры», «Фрукты. Ягоды. Животные».
  • «Цветочки»
  • «Разноцветные ёжики»
  • «Солнышко лучистое»
  • Дидактическая черепаха
  • «Футбол»
  • Массажные шарики
  • «Разноцветные алмазы»

5. Игры на развитие речевого дыхания

  • «Бабочки»
  • «Снежинки»
  • «Вертушка»
  • Мыльные пузыри

6. Картинный материал «Формирование слоговой структуры слова».

7. Мини-игра «Что из чего»

8. Лото «Родная природа»

9. Развивающая игра «Чей малыш?»

10.  Развивающая игра «Часть и целое»

11. Познавательная игра «Большие и маленькие»

12. Зеркала

13. Мяч

14. Куклы (мальчик и девочка)

15. Фигурки животных

16. Резиновые игрушки

17. Игра «Memory»

18. Игра «Собери цветок по образцу»

19. Игра «4-ый лишний»

20. Игры на развитие грамматического строя речи

  • «Он или она?»
  • «Существительные среднего рода»
  • «Кто это? Что это?»
  • «Что делает? Что делают?»
  • «Глаголы женского и мужского рода (пр.времени)»
  • «Один — много»
  • «Составь предложение»

21. Мини-игра «Контрасты»



Подготовительная коррекционная группа № ______

Фамилия, имя ребенка____________________________

Дата рождения___________________________________

Речевая карта                          ребенка с ЗПР

 

        Дата заполнения________________________

  1. Состояние мимической мускулатуры

____________________________________________________________________

  1. Состояние артикуляционной моторики

____________________________________________________________________

  1. Анатомическое строение артикуляционного аппарата

____________________________________________________________________

  1. Состояние дыхательной и голосовой функций

____________________________________________________________________

  1. Особенности динамической стороны речи

____________________________________________________________________

  1. Состояние звукопроизношения

Изолированно

В словах

Во фразах

Гласные

Г, К, Х

Й

С, З, Ц

Ш, Ж

Ч, Щ

Л, Ль

Р, Рь

Другие

  1. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова

Тротуар_______________________   градусник____________________________

Фотоаппарат___________________   экскаватор___________________________

Виолончелист укладывает инструмент в футляр.

____________________________________________________________________

Регулировщик руководит движением на перекрестке.

____________________________________________________________________

У фотографа фотоаппарат со вспышкой.

____________________________________________________________________

  1. Состояние фонематического восприятия

Са-ша-са__________________________   ша-са-ша_________________________

Са-ца-са__________________________   ца-са-ца__________________________

Ща-ча-ща_________________________   ча-ща-ча__________________________

Ща-ся-ща_________________________   ся-ща-ся__________________________

  1. Состояние фонематического анализа и синтеза
  1. Начальный согласный

Мост____________   вода____________   дом ____________   щетка___________

  1. Конечный согласный

Кот_____________   сом_____________   малыш__________   грач____________

  1. Последовательность звуков

Нос____________   суп____________   вата______________   лиса____________

  1. Количество звуков

Бык____________   кит____________   ваза_____________   банка____________

10. Исследование состояния импрессивной речи

  1. Различение предлогов

Под____________   из-под____________   за___________   из-за______________

  1. Различение приставочных глаголов

Машина выезжает из гаража.___________________________________________

Машина отъезжает от гаража.___________________________________________

Машина объезжает гараж.______________________________________________

Машина въезжает в гараж._____________________________________________

     11. Исследование состояния экспрессивной речи

  1. Назвать существительные по темам

Ягоды_______________________________________________________________

Дикие животные______________________________________________________

Домашние животные__________________________________________________

Птицы_______________________________________________________________

  1. Назвать одним словом

Кресло, стол, шкаф, стул_______________________________________________

Валенки, кроссовки, босоножки, тапки___________________________________

Шляпа, панама, бейсболка, кепка________________________________________

Самолет, троллейбус, самосвал, корабль__________________________________

  1. Назвать форму предметов

Руль какой? ______________________   окно какое?________________________

Флажок какой?__________________  слива какая?_________________________

Одеяло какое?_____________________________

  1. Подобрать антонимы

Друг_________________   добро_________________   горе__________________

Горячий______________   легкий________________   длинный_______________

Давать_______________   поднимать_____________   продавать______________

  1. Множественное число в именительном и родительном падежах

Глаз____________________________   книга______________________________

Стул____________________________   пень_______________________________

Воробей_________________________   ведро______________________________

Вилка___________________________   карандаш__________________________

Дерево__________________________  

  1. Согласование прилагательных с существительными

Синяя кастрюля__________________   желтое солнце_______________________

Красный чайник__________________   зеленые пуговицы___________________

  1. Употребление в речи предлогов

Под__________   из-под___________   за_____________   из-за_______________

  1. Согласование числительных 2 и 5 с существительными

День___________________________   воробей_____________________________

Книга__________________________   ведро_______________________________

  1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Лист________________   трамвай_________________   изба_________________

Крыльцо________________   кресло____________________

  1. Образование относительных прилагательных

Стол из дерева___________________   аквариум из стекла___________________

Стена из кирпича_________________   сок из яблок________________________

Шапка из меха___________________   носки из шерсти_____________________

Крепость из снега________________   лопатка из металла___________________  

  1. Образование приставочных глаголов

Мальчик выходит из дома._____________________________________________

Мальчик отходит от дома.______________________________________________

Мальчик подходит к дому._____________________________________________

Мальчик входит в дом._________________________________________________

  1. Образование глаголов совершенного вида

Девочка строит домик._________________________________________________

Девочка построила домик.______________________________________________

Мальчик красит вертолет.______________________________________________

Мальчик покрасил вертолет.____________________________________________

12. Состояние связной речи

Составление рассказа по серии картинок

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                 

                                     Учитель-логопед  _________________ /___________/


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

___________(ФИО)

«СОГЛАСОВАНО»

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА

_______________

МЕРКЕЛЬ Е.В.

РАССМОТРЕНО

на заседании м/о

Протокол № _5_     от «26» августа    2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка учителя-логопеда по лексической теме «Народные игрушки и традиции» (подготовительная к школе группа)

Материал для организации коррекционно-образовательного процесса в подготовительной логопедической группе ДОУ....

Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ для детей с ТНР

        «Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи» (далее «Программа») предназначена для учителя-логопеда дошкольной организации, в кот...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 6-7 лет, подготовительной к школе группы

Рабочая программасовместной деятельности педагога с детьми 6-7 лет, подготовительной к школе группы;составлена на основе  примерной программы дошкольного образования «Истоки»под редак...

Рабочая программа совместной деятельности педагогов с детьми 6-7 лет подготовительной к школе группы

Рабочая программа совместной деятельности педагогов с детьми 6-7 лет подготовительной к школе группы...

Конспект совместного занятия воспитателя и учителя-логопеда по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе. «Руки- наши помощники»

Образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности. Нужны ли руки человеку? попробуем это доказать......

Рабочая образовательная программа компенсирующей направленности для детей ТНР старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа,6-7лет) учителя-логопеда Рытовой И.В

Рабочая образовательная  программа компенсирующей направленности   (РОП КН) для детей с ТНР старшего дошкольного возраста(подготовительная к школе группа ,от 6до7лет) Муниципального каз...

Рабочая программа учителя-логопеда по сопровождению детей с ТНР, ЗПР, ФФН И ФН 3-7 лет

Рабочая программа учителя-логопеда по сопровождению детей с ТНР, ЗПР, ФФН и ФН (3-7 лет)...