Рабочая программа учителя-логопеда. Для детей с СНР при ЗПР. Средняя группа
рабочая программа по логопедии (средняя группа) на тему

Макеева Марина Олеговна

Рабочая программа учителя-логопеда. Для детей с СНР при ЗПР. Средняя группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГБОУ ШКОЛА  № 1191

РАБОЧАЯ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

на 2014 – 2015 учебный год

Составитель программы:

Макеева Марина Олеговна

учитель – логопед

здание №8

Москва, 2014 год

Содержание

1. Целевой раздел

        1.1. Пояснительная записка ….................................................................... 3

                1.1.1. Цель …...................................................................................... 3

                1.1.2. Задачи …................................................................................... 4

                1.1.3. Система общедидактических и специфических

принципов в работе с детьми с психоречевыми нарушениями ….................... 4

                1.1.4. Характеристика основных компонентов речи детей 4-5 лет с системным недоразвитием речи при ЗПР …....................................................... 5

        1.2. Планируемые результаты освоения Программы …........................... 6

2. Содержательный раздел

        2.1. Учебный план реализации ООП ДО в средней группе

        (4-5 лет) …..................................................................................................... 8

        2.2. Содержание коррекционной работы ….............................................   20

        2.3. Планирование работы с детьми в средней группе для детей с системным недоразвитием речи при ЗПР …........................................................ 22

        2.4. Взаимодействие с семьей …................................................................. 26

3. Организационный раздел

        3.1. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в средней группе ............................................... 27

                3.1.1. Методическая литература …................................................... 27

                3.1.2. Наглядно-дидактические пособия …..................................... 29

Приложение 1. Речевая карта ребенка 4-5 лет


Пояснительная записка

Программа отражает современные подходы к организации коррекционно-образовательного процесса в средней группе для детей задержкой психического развития (ЗПР).

Программа определяет содержание работы учителя-логопеда в средней возрастной группе детского сада для детей с системным недоразвитием речи при ЗПР.

В программе реализуется концепция коррекционно-развивающего обучения, направленная на формирование коммуникативной компетенции детей, на коррекцию имеющихся речевых нарушений.

Программа адресована учителям-логопедам, работающим в группах для детей с системным недоразвитием речи при ЗПР.

Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Конституция РФ, ст. 43,72.
  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
  • Закон РФ «Об образовании».
  • Типовое положение о ДОУ.
  • СанПиН 2.4.1.3049-13.
  • Устав ДОУ.
  • ФГОС ДО.

Основной базой рабочей программы являются:

  • Основная общеобразовательная программа дошкольного отделения «БРИЗ» ГБОУ СОШ № 1191;
  • ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой; М., «Мозаика-синтез», 2011.
  • «Коррекция нарушений речи».Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи; Т.Б.Филичева,  Г.В.Чиркина и др.; М., «Просвещение», 2010.
  • Подготовка к школе детей с задержкой психического развития, под общей ред. С.Т. Шевченко, М., «Школьная пресса», 2007.

Цель

Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия  образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием психоречевой системы дошкольников среднего возраста.

Задачи

Реализация программного содержания осуществляется в условиях преемственности работы учителя-логопеда и воспитателей, которые совместно решают ряд основных задач: 

  1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
  2. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса средних дошкольников с ЗПР.
  3. Формирование грамматического строя речи.
  4. Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста.
  5. Развитие коммуникативности, успешности в общении.
  6. воспитание положительных качеств личности ребенка, нравственных ориентиров в деятельности и поведении, предупреждение формирования негативных личностных качеств;

Система общедидактических и специфических принципов

в работе с детьми с  психоречевыми нарушениями

В основу отбора программного содержания заложены следующие принципы:

  1. этиопатогенетический (предполагает установление в каждом отдельном случае этиологии, механизмов нарушения, определение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре нарушения);
  2. онтогенетический принцип (ориентирует на учет закономерностей формирования форм, функций речи и различных видов деятельности ребенка в онтогенезе);
  3. принцип комплексности (отражает медико-психолого-педагогический характер при изучении и устранении речевых расстройств, предусматривает учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений на развитие ребенка);

4.  принцип целостности и системности (отражает тот факт, что ни один психический процесс, ни одно психическое образование не развиваются самостоятельно, изолированно друг от друга, а развиваются в тесной связи друг с другом; речь рассматривается как сложная функциональная система, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии);

5. принцип доступности, последовательности и систематичности (заключается в доступном и постепенном усложнении речевых упражнений в процессе формирования у ребенка навыков правильной речи и поведения);

6. принцип индивидуализации обучения (ориентирует на организацию коррекционно-образовательного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обуславливается индивидуальными особенностями детей)

7. принцип дифференциации обучения (предполагает выделение типологических особенностей детей и объединение их на этом основании в подгруппы по уровню развития);

8. принцип развития психики в деятельности (ориентирует на то, что коррекционно-развивающая работа организуется в рамках ведущей деятельности, присущей определенному возрастному периоду);

9. принцип обходного пути (ориентирует на то, что в процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций осуществляется формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена);

10. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком (перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь, при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении);

Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.

  1. Характеристика основных компонентов речи детей 4-5 лет
  2. с системным недоразвитием речи при ЗПР

Отличительной чертой речи детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы: «Да пить мокó» — дай пить молоко; «бáска атáть ни́ка» — бабушка читает книжку; «дадáй гать» — давать играть; «во изи́ асáня мя́сик» — вот лежит большой мячик. Объединяя слова в словосочетания и фразу, один и тот же ребенок может как правильно использовать способы согласования и управления, так их и нарушать: «ти ёза» — три ежа, «мóга ку́каф»— много кукол, «си́ня кадасы́» — синие карандаши, «лёт бади́ка» — льет водичку, «тáсин петакóк» — красный петушок и т. д.

В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги или их лепетные варианты («тиди́т а ту́е» — сидит на стуле, «щи́т а тóй» — лежит на столе); сложные предлоги отсутствуют.

Недостаточность практического усвоения морфологической системы языка, в частности словообразовательных операций разной степени сложности, значительно ограничивает речевые возможности детей, приводя к грубым ошибкам в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица («Валя папа» — Валин папа, «али́л» — налил, полил, вылил, «гибы́ суп» — грибной суп, «дáйка хвот» — заячий хвост и т. п.). Наряду с указанными ошибками наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Отмечается многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении. Одним и тем же словом ребенок может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой функции и т. д. («муха» — муравей, жук, паук; «тю́фи» — туфли, тапочки, сапоги, кеды, кроссовки). Ограниченность словарного запаса проявляется и в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транспорт, детенышей животных и т. п. («юкá» — рука, локоть, плечо, пальцы, «сту́й» — стул, сиденье, спинка; «миска» — тарелка, блюдце, блюдо, ваза; «ли́ска» — лисенок, «мáнька вóйк» — волченок и т. д.). Заметны трудности в понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал.

Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий или предметов. Детям крайне затруднительно составление рассказов, пересказов без помощи взрослого. Даже при наличии подсказок, наводящих вопросов дети не могут передать содержание сюжетной линии. Это чаще всего проявляется в перечислении объектов, действий с ними, без установления временных и причинно-следственных связей.

Звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении 16—20 звуков. Высказывания дошкольников малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуконаполняемости: «Дандáс» — карандаш, «аквáя» — аквариум, «виписéд» — велосипед, «мисанéй» — милиционер, «хади́ка» — холодильник.

Планируемые результаты освоения Программы.

  • соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;
  • узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
  • сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;
  • понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;
  • фонетически правильно оформлять согласные звуки ([п], [б], [м], [н], [к], [х], [г]), гласные звуки первого ряда ([а], [о], [у], [ы], [и], [э]);
  • воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру одно-, двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;
  • правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;
  • общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения («Мой мишка», «Можно (нельзя) брать», «Маша, пой», «Маша, дай куклу» и проч.).

В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется понимание обращенной речи, развивается речевая активность.


Учебный план реализации ООП ДО в средней группе

(4 — 5 лет)

I период

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

        1-4 неделя сентября – обследование речи и неречевых психических функций детей. Заполнение эволюционно-диагностических карт. Наблюдения за детьми в режимные моменты.

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия

        1. Формирование внимания к неречевым звукам, умения узнавать и различать неречевые звуки.

        2. Воспитание слухового внимания, чувства ритма в играх и упражнениях со звучащими игрушками.

        3. Развитие зрительного внимания.

Развитие просодической стороны речи, воспитание общих речевых навыков

        1. Воспитание правильного речевого дыхания и правильной артикуляции гласных звуков: у, а, о, и, э, ы.

2. Развитие речевого дыхания. Формирование длительного речевого выдоха на материале гласных и их сочетаний.

3. Развитие интонационной выразительности речи,  модуляции голоса на материале звукоподражаний, темпа и ритма речи.

Формирование и совершенствование лексического состава языка

Лексические темы

 Игрушки, Овощи, Фрукты, Семья, Части тела и лица, Туалетные принадлежности, Осень, Одежда, Обувь.

Развитие импрессивной речи

1. Формирование умения вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции.

- 2 -

2. Развитие понимания речи. Накопление пассивного словаря. Закрепление понимания слов, обозначающих части тела и лица, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов.

3. Обучение пониманию обобщающих слов игрушки, обувь, одежда, семья, туалетные принадлежности, части тела и лица.

4. Обучение соотнесению предметов и действий с их словесным обозначением.

5. Обучение пониманию смысла сюжетных картинок, на которых люди совершают различные действия.

6. Обучение выполнению одно- и двухступенчатых инструкций.

Развитие экспрессивной речи

1. Преодоление речевого негативизма. Вызывание желания говорить.

2. Формирования речи как средства общения. Воспитание потребности в речевом общении.

3. Употребление слов одно-, двух- и трехсложной  сложной структуры (кот, маки, диваны).

3. Активизация в речи слов, обозначающих названия предметов ближайшего окружения (игрушки, обувь, одежда, семья, туалетные принадлежности, части тела и лица).

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

1. Обучение пониманию вопросов косвенных падежей: где? куда? откуда? кому? кого? у кого? чем?

2. Обучение правильному построению двухсловных предложений (подлежащее+сказуемое): Папа читает. Мама идет.

3. Формирование умения отвечать на вопросы кто это? что делает?

4. Различение и употребление существительных единственного и множественного числа в форме именительного падежа: мяч — мячи, ухо — уши.

5. Развитие умения согласовывать прилагательные и числительные «один», «два», «много» с существительными в роде и  числе в именительном падеже: один жук, синий мяч.

6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: домик, ручка.

Развитие речевого общения

1. Стимулирование детей к составлению и использованию в речи двухсловных предложений: Вот ляля. Ваня идет. Мама пришла.

2. Обучение договариванию за взрослым слов и словосочетаний в потешках, упражнениях, стихотворениях.

3. Обучение ответам на вопросы кто это? что это? Формирование умения задавать эти вопросы.

4. Обучение пониманию несложных рассказов взрослого по сюжетной картинке.

5. Обучение слушанию сказок со зрительной опорой на картинку.

6. Составление простых рассказов из двух-трех предложений по демонстрации, по серии картинок.

Развитие артикуляционной и мелкой моторики, конструктивного праксиса

1. Развитие конструктивного праксиса.

2. Развитие артикуляционной моторики.

3. Развитие мелкой моторики в упражнениях с дидактическими игрушками и пальчиковых гимнастиках.

II период ( декабрь, январь, февраль)

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия

1. Развитие внимания к неречевым звукам, совершенствование умения различать их.

2. Воспитание слухового внимания при слушании тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи.

4. Развитие внимания к ритмической основе, слоговой структуре слова.

Развитие просодической стороны речи, воспитание общих речевых навыков

1. Развитие речевого дыхания. Формирование длительного ротового выдоха.

2. Развитие высоты и силы голоса.

3. Пение гласных звуков (а, о, у, и, э), их слияний, слогов с согласными звуками (м, п, б, д, т, н, мь, пь, бь, дь, ть, нь), звукоподражаний.

4. Развитие интонационной выразительности речи.

5. Активизация движений речевого аппарпта.

6. Воспитание умеренного темпа речи.

Формирование фонематического восприятия

1. Формирование умения воспроизводить гласные звуки на основе восприятия беззвучной артикуляции.

2. Формирование умения различать гласные звуки (а, у, о, и, ы, э) по принципу контраста.

Формирование и совершенствование лексического состава языка

Лексические темы

 Мебель, Зима, Новый год. Ёлка, Продукты питания, Посуда, Домашние птицы, Домашние животные.

Развитие импрессивной речи

1. Дальнейшее развитие пассивного словаря существительных. Обучение детей узнаванию предметов по их назначению и описанию.

2. Закрепление понимания обобщающих понятий.

3. Активное усвоение глагольного словаря (инфинитиф и повелительное наклонение глагола).

4. Развитие понимания грамматических форм речи:

* единственного и множественного числа существительных мужского рода: стакан – стаканы, чайник – чайники;

* единственного и множественного числа существительных женского рода: чашка – чашки, кастрюля – кастрюли;

* глаголов единственного и множественного числа настоящего времени: ест – едят, пьёт – пьют;

*уменьшительно-ласкательной формы с существительных: ложка — ложечка, петух — петушок;

* предложных конструкций с простыми предлогами.

5. Обучение пониманию вопросов по сюжетной и предметным картинкам, вопросов по прочитанной сказке со зрительной опорой.

Развитие экспрессивной речи

1. Формирование слов с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в одно-, двух- и трехсложных словах (Аня, кот, петухи).

2. Развитие словаря существительных по изучаемым лексическим темам.

5. Формирование глагольного словаря за счет активного усвоения инфинитива и повелительного наклонения глаголов, глаголов 1-го лица (иду, бегу), 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (ест, едят).

6. Пополнение словаря за счёт прилагательных, обозначающих цвет (красный, синий, жёлтый, зелёный), свойства (сладкий, кислый), размер (большой, маленький).

7. Введение в речь местоимений, наречий, числительных, простых предлогов (на, в, под), союза и.

Формирование грамматического строя речи

1. Формирование умения различать имена существительные единственного и множественного числа мужского и женского родов в именительном падеже (кот – коты, кукла – куклы).

2. Формирование умения образовывать родительный падеж имён существительных со значением отсутствия (Чего нет у кота? Хвоста).

3. Формирование умения образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных (стол — столик, чашка — чашечка).

3. Формирование умения образовывать и различать глаголы настоящего времени (стою – стоим – стоит).

4. Формирование умения образовывать и использовать в речи глаголы в повелительном наклонении (иди, сиди).

5. Употребление в речи глаголов глаголов 1-го лица (иду, бегу), 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (ест, едят) и их согласование с личными местоимениями (я, он, она, они).

6. Обучение согласованию прилагательных с существительными мужского и женского родов единственного и множественного числа в именительном падеже (большой мяч, маленькая кукла, большие мячи).

7. Согласование числительных с существительными.

8. Обучение употреблению предлогов на, в, под.

9. Обучение самостоятельному изменению числа существительных, глаголов, местоимений по демонстрации действия.

10. Использование в речи распространенных предложений за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений.

Развитие речевого общения, связной речи

1. Формирование простого предложения: Дай мяч. Катя спит. Я пою. Можно кубик?

2. Формирование фразы с прямым дополнением: Вова, дай мяч. Аня, на кубик. Даня ест суп.

3. Обучение ответам на вопросы по демонстрации действия и по картинкам.

4. Обучение пониманию вопросов по прочитанной сказке со зрительной опорой и ответам на них.

5. Формирование умения заканчивать фразу.

6. Заучивание маленьких стихотворений с опорой на картинки.

7. Продолжать формировать навыки составления коротких рассказов из двух-трех простых предложений.

Развитие артикуляционной и мелкой моторики, конструктивного праксиса

1. Обучение сооружению простых построек по образцу и представлению.

2. Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики в работе с дидактическими играми, игрушками, в пальчиковой гимнастике.

3. Развитие артикуляционной моторики.

III период (март, апрель, май)

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия

1. Обучение различению не речевых сигналов, близких по звучанию.

2. Развитие чувства темпа и ритма.

3. Воспитание слухоречевой памяти.

4. Воспитание зрительного внимания и памяти.

Развитие просодической стороны речи, воспитание общих речевых навыков

1. Формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.

2. Развитие речевого подражания, пения гласных, их слияний, слогов с согласными.

3. Развитие интонационной выразительности, ритмичности речи, модуляции голоса.

4. Воспитание правильного умеренного темпа речи (речь с движением).

5. Развитие эмоционально-выразительных жестов и мимики на основе подражательной деятельности.

Развитие фонематического восприятия, дифференциации звуков.

1. Формирование умения воспроизводить гласные звуки на основе восприятия беззвучной артикуляции.

2. Формирование умения различать гласные звуки (а, у, о, и, ы, э) и некоторых согласных звуков (м, п, б, д, т, в, ф) по принципу контраста.

Работа над слоговой структурой слова

1. Развитие произносительных навыков. Различение гласных, близких по артикуляции.

2. Различение существительных, сходных по звучанию и отличающихся одним звуком (бочка – точка, дом – ком).

3. Прохлопывание, отстукивание слогов в словах с определённой звуко-слоговой структурой  (ротик, лимон, собака, саночки).

Формирование и совершенствование лексического состава языка

Лексические темы

Мамин праздник, Домашние животные и их детеныши, Дикие птицы, Дикие животные, Весна, Транспорт, Лето. Цветы, Лето. Насекомые.

Развитие импрессивной речи

1. Продолжение работы по расширению пассивного словаря. Повторение и закрепление пройденного: закрепление и дифференциация единственного и множественного числа имён существительных; закрепление и дифференциация единственного и множественного числа глаголов.

2. Различение глаголов, противоположных по значению (сними – надень, завяжи – развяжи).

3. Различение возвратных и невозвратных глаголов (одевается – одевают). Обучение пониманию действий, изображённых на сюжетных картинках.

4. Различение глаголов прошедшего времени по родам (вымыл – вымыла, надел – надела).

5. Обучение пониманию падежных окончаний существительных.

6. Обучение пониманию пространственных отношений предметов, выраженных предлогами на, в, под, из, около, от, за (по демонстрации действий).

7. Обучение пониманию предлогов с, без.

8. Закрепление обобщающих понятий.

9. Различение противоположных по значению прилагательных ( большой – маленький).

10. Обучение пониманию наречий, выражающих пространственные отношения (впереди – сзади, вверху – внизу, далеко – близко, справа – слева).

Развитие экспрессивной речи

1. Уточнение имеющегося словаря существительных и его обогащение.

2. Формирование глагольного словаря, активное усвоение инфинитива и повелительного наклонения глаголов, глаголов 1-го и 3-го лица.

3. Введение в речь прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов.

4. Обогащение активного словаря наречиями, обозначающими местонахождение предметов (там, тут, вот, здесь), сравнение ( больше, меньше), количество (много, мало), оценку действий (хорошо, плохо), ощущения (тепло, холодно, вкусно).

Формирование грамматического строя языка

1. Обучение образованию и использованию в речи существительных в дательном падеже (маме, собаке), творительном падеже (карандашом, топором), родительном падеже с предлогом у ( у киски).

2. Обучение образованию и использованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (зайчик, сырок, носочки, котята, котёнок).

3. Закрепление умения использования глаголов в инфинитиве, повелительном и изъявительном наклонениях настоящего времени 3-го лица единственного и множественного числа (сидеть, сиди, сидит, сидят).

4. Обучение образованию глаголов изъявительного наклонения от повелительного путём наращивания звука «т» (сиди, сидит).

5. Обучение образованию и дифференциации глаголов 3-го лица единственного и множественного чисел изъявительного наклонения по демонстрации действий и по сюжетным картинкам, а также различению вопросов к этим глаголам (Что делает? – Поёт. Что делают? – Поют).

6. Обучение детей употреблению возвратной формы глагола 2-го лица единственного числа настоящего времени по демонстрации действия и по картинке (умывается, одевается).

7. Обучение согласованию подлежащего со сказуемым (Он идёт. Дети спят).

8. Согласование прилагательных, обозначающих признаки предметов, с существительными мужского и женского рода в именительном падеже единственного числа.

9. Согласование местоимений с существительными (Моя книжка. Мой мяч.).

10. Правильное употребление местоимений меня, мне в родительном и дательном падежах.

11. Различение рода и числа глаголов прошедшего времени (упал, упала, упали).

Развитие речевого общения, связной речи

1. Обучение ответам на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам: кто это? что он делает? что это?

2. Подбор существительных к глаголам (Сидит кто? – Девочка, собака, кошка).

3. Развития умения составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом (Дети спят. Мама варит суп. Мальчик моет руки).

4. Развитие умения использовать инфинитив глаголов в словосочетаниях (Хочу есть. Можно поиграть?).

5. Совершенствование умения договаривать словосочетания в разучиваемых стихотворениях, при пересказе знакомых сказок и небольших рассказов.

6. Заучивание небольших песенок, потешек, стишков со зрительной опорой на картинки.

7. Развитие умения передавать содержание знакомой сказки по серии картин с помощью логопеда.

Развитие артикуляционной и мелкой моторики, конструктивного праксиса

1. Совершенствовать умения сооружать несложные постройки по образцу и представлению и воссоздавать знакомые предметы в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

2. Обучение составлению узоров и фигур из палочек, мозаики, геометрических фигур по образцу.

3. Продолжение работы с кубиками, пирамидками, столбиками, матрёшками.

4. Развитие мелкой моторики в дидактических играх, игровых упражнениях, пальчиковых.

Виды детской деятельности:

  • игровая деятельность,
  • конструктивная деятельность,
  • продуктивная деятельность,
  • коммуникативная деятельность.

Формы образовательной деятельности.

  • подгрупповые  занятия,
  • индивидуальные  занятия.

Содержание коррекционной работы

Период

Содержание работы

Сентябрь

Обследование состояния речи.

 I период

(Октябрь, Ноябрь)

Развитие понимания речи;

игры на развитие мелкой моторики, пальчиковая гимнастика;

игры на развитие речевого дыхания;

игры на развитие  слухового внимания и восприятия (на материале неречевых звуков);

игры на развитие зрительного внимания;

артикуляционная гимнастика;

расширение и уточнение словарного запаса в рамках лексических тем I периода;

обучение пониманию смысла сюжетных картинок;

преодоление речевого негативизма, вызывание желания говорить;

формирование слоговой структуры слова;

формирование и совершенствование грамматического строя речи;

развитие просодической стороны речи.

II период (декабрь, январь*, февраль)

*Промежуточное обследование состояния речи;

активизация движений речевого аппарата;

развитие высоты и силы голоса;

воспитание слухового внимания при слушании тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи;

развитие внимания к ритмической основе, слоговой структуре слова;

пение гласных звуков (а, о, у, и, э), их слияний, слогов с согласными звуками (м, п, б, д, т, н, мь, пь, бь, дь, ть, нь), звукоподражаний;

развитие интонационной выразительности речи;

воспитание умеренного темпа речи;

формирование умения различать гласные звуки (а, у, о, и, ы, э);

расширение пассивного и активного словаря в рамках лексических тем II периода, пополнение словаря засчет прилагательных;

введение в речь наречий, местоимений, простых предлогов в, на, под;

активное усвоение глагольного словаря;

развитие грамматического строя речи;

формирование фразы с прямым дополнением;

формирование навыков составления коротких рассказов из двух-трех простых предложений.

III периода

(Март, апрель, май)

Развитие артикуляционной и мелкой моторики;

различение не речевых сигналов, близких по звучанию;

развитие чувства темпа и ритма;

воспитание слухоречевой памяти;

развитие интонационной выразительности, ритмичности речи, модуляции голоса;

формирование умения воспроизводить гласные звуки на основе восприятия беззвучной артикуляции;

формирование умения различать гласные звуки (а, у, о, и, ы, э) и некоторых согласных звуков (м, п, б, д, т, в, ф) по принципу контраста;

различение существительных, сходных по звучанию и отличающихся одним звуком;

прохлопывание, отстукивание слогов в словах с определённой звуко-слоговой структурой;

расширение словарного запаса по лексическим темам III периода;

различение глаголов, противоположных по значению;

различение глаголов прошедшего времени по родам;

Обогащение активного словаря наречиями, обозначающими местонахождение предметов, сравнение, количество, оценку действий, ощущения;

развитие грамматического строя речи;

развитие умения передавать; содержание знакомой сказки по серии картин с помощью логопеда.

Планирование работы с детьми в средней группе для детей с системным недоразвитием речи при ЗПР

Примерное годовое планирование

1 — 26 сентября

Первичное обследование состояния речи.

29 сентября — 28 ноября

Развитие слухового внимания. Развитие мелкой и артикуляционной моторики. Развитие речевого дыхания. Расширение словарного запаса. Развитие просодической стороны речи. Формирование грамматического строя речи.

1 декабря — 28 февраля

Развитие слухового внимания и восприятия. Развитие речевого дыхания. Развитие мелкой и артикуляционной моторики.  Расширение и уточнение словарного запаса. Развитие просодической стороны речи. Развитие  грамматического строя речи. Формирование связной речи.

12 — 23 января

Промежуточное обследование состояния речи

2 марта — 30 мая

Развитие фонематического восприятия. Развитие речевого дыхания. Развитие мелкой и артикуляционной моторики.  Расширение и уточнение словарного запаса. Развитие просодической стороны речи. Совершенствование  грамматического строя речи. Развитие связной речи.

1 — 12 июня

Итоговое обследование состояния речи

Примерное календарно-тематическое планирование

Месяц

Неделя

Тема занятия

Сентябрь

1 — 4 неделя

Первичное обследование состояния речи

Октябрь

1 неделя

Развитие слухового внимания на речевых звуках

2 неделя

Развитие слухового внимания (звуки речи)

3 неделя

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Фраза

4 неделя

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Фраза

Ноябрь

1 неделя

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Фраза

2 неделя

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Фраза

3 неделя

Звук А

4 неделя

Звук А

Декабрь

1 неделя

Звук У

2 неделя

Звук У

3 неделя

Звук И

4 неделя

Звук И

Январь

3 неделя

Промежуточное обследование состояния речи

4 неделя

Февраль

1 неделя

Звук О

2 неделя

Звук Э

3 неделя

Звук Э

4 неделя

Звук Ы

Март

1 неделя

Звук М

2 неделя

Звук М

3 неделя

Звук П

4 неделя

Звук Б

Апрель

1 неделя

Звук Ф

2 неделя

Звук Ф

3 неделя

Звук Т

4 неделя

Звук Т

Май

1 неделя

Звук В

2 неделя

Звук В

3 неделя

Звук Н

4 неделя

Звук Н

Июнь

1 — 2 неделя

Итоговое обследование состояния речи

Взаимодействие с семьей

Эффективность коррекционно-образовательной работы зависит от тесного сотрудничества учителя-логопеда, воспитателей и родителей. Участие родителей в коррекционно-педагогическом процессе создает благоприятную среду для преодоления речевых нарушений у детей. Важным является формирование у родителей адекватной позиции в отношении наличия того или иного нарушения речи у ребенка.

Основными формами  работы учителя-логопеда и воспитателей  с родителями являются:

  1. Родительские собрания (проводятся 2-3 раза в год: в сентябре, январе, мае).
  2. Посещение занятий. Посещение индивидуальных и подгрупповых занятий поможет родителям выявить специфику речевого нарушения ребенка, проявления личностных качеств (невнимательность, трудность переключения с одного действия на другое) и обсудить с учителем-логопедом основные направления работы с ребенком.
  3. Консультации, беседы (индивидуальные и подгрупповые), в процессе которых учитель-логопед знакомит родителей с результатами обследования, с комплексами артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений, их значением в формировании правильного звукопроизношения, объясняет  необходимость закрепления навыков правильной речи в повседневной обстановке.
  4. Совместные праздники и развлечения.
  5. Информационные стенды, копилки советов, памятки.
  6.  Папки рекомендаций родителям, в которых предлагаются упражнения для закрепления знаний по изучаемой теме.

Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в средней группе.

Методическая литература

1. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. Учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. - 703 с.: ил. - (Коррекционная педагогика).

2. Филичева Т.Б. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: Дрофа, 2009. - 96 с. : ил. - (Дошкольник. Логопедия).

3. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики / Т.А. Ткаченко; ил. Е. Мельниковой. - М.: Эксмо, 2013. - 120 с.: ил.

4. Мальцева И.В. Пальчиковые игры для детей. От трех до семи лет. - Спб. : Издательская группа «Азбука-классика», 2010. - 240 с. : ил. - (Программа для мамы).

5. Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) : Наглядно-методическое пособие. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 16 с. + цв. вкл.

6. Безрукова О.А. Грамматика русской речи / учеб.-метод. пособие для работы с детьми дошк. и мл. шк. Возраста : В 2 ч. Ч.1 / О.А. Безрукова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. - М. : Русская речь, 2011. - 111 с. : ил. - (Серия «Учебная библиотека дошкольника» / отв. ред. О.А. Безрукова).

7. Безрукова О.А. Грамматика русской речи / учеб.-метод. пособие для работы с детьми дошк. и мл. шк. Возраста : В 2 ч. Ч.1 / О.А. Безрукова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. - М. : Русская речь, 2011. - 111 с. : ил. - (Серия «Учебная библиотека дошкольника» / отв. ред. О.А. Безрукова).

8. Безрукова О.А. Слова родного языка / О.А. Безрукова; худож. О.П. Отрожко [и др.]. - М.: Профессионал, 2005. - 192 с.: ил. - (Учебная библиотека дошкольника/отв. Ред. Безрукова О.А.).

9. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Развиваем речь дошкольника. Календарно-тематическое планирование и конспекты логопедических занятий / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - Москва, 2012. - 157 с.

10. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012 — 144 С.

11. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. - 320 с. (Серия «Учимся играя»).

12. Безрукова О.А. Русский язык в иллюстрациях для дошкольников / учеб-метод. Пособие / О.А. Безрукова ; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. - М.: Русская Речь, 2011. - 62 с. - (Серия «Наука — практике» / отв. ред. О.А. Безрукова).

13. Безрукова О.А. Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова; худож. М.В. Беляшова [и др.]. - М. : Русская речь, 2010. - 70 с. - (Серия «Наука — практике» / отв. ред. О.А. Безрукова).

14. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - 2-е издание дополненное. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007. - 16 с.

15. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. Пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - 4-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 224 с. - (Библиотека логопеда-практика).

16. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику / Т.А. Ткаченко; ил. Е. Нитылкиной. - М.: Эксмо, 2013. - 80 с.: ил.

17. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. - 279 с.: ил. - (Коррекционная педагогика).

18. Батяева С.В., Савостьянова Е.В. Альбом по развитию речи для самых маленьких. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2011. - 88 с.

Наглядно-дидактические пособия

1. Картинный материал по лексическим темам:

  • «Домашние животные и их детеныши»
  • «Дикие животные и их детеныши»
  • «Домашние птицы»
  • «Дикие птицы»
  • «Осень»
  • «Зима»
  • «Весна»
  • «Лето»
  • «Овощи»
  • «Фрукты»
  • «Деревья»
  • «Цветы»
  • «Насекомые»
  • «Праздники»
  • «Профессии»
  • «Продукты питания»
  • «Посуда»
  • «Игрушки»
  • «Грибы»
  • «Ягоды»
  • «Транспорт»
  • «Части тела и лица»
  • «Семья»
  • «Одежда. Обувь. Головные уборы»
  • «Дом и его части. Мебель»

2. Картинный материал «Звуки речи (гласные)»: Звук «А», Звук «О», Звук «У», Звук «И», Звук «Э», Звук «Ы».

3. Картинный материал «Согласные звуки» (К, Т, П, Б, М).

4. Картинный материал «Русский язык в иллюстрациях для дошкольников. Образовательный проект «Наука русской речи». Безрукова О.А.

5. Картинный материал:  «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Безрукова О.А. Каленкова О.Н.».

6. Игра «Угадай, что звучит?»

7. Игры на развитие мелкой моторики

  • Мозаика
  • Сборные бусины: «Кружочки», «Геометрические фигуры», «Фрукты. Ягоды. Животные».
  • «Цветочки»
  • «Разноцветные ёжики»
  • «Солнышко лучистое»
  • Дидактическая черепаха
  • «Футбол»
  • Массажные шарики
  • «Разноцветные алмазы»

8. Игры на развитие речевого дыхания

  • «Бабочки»
  • «Снежинки»
  • «Вертушка»
  • Мыльные пузыри

9. Картинный материал «Формирование слоговой структуры слова».

10. «Картотека для работы с алаликами». Составитель: Долганюк Е.В.

11. Мини-игра «Что из чего»

12. Лото «Родная природа»

13. Развивающая игра «Чей малыш?»

14.  Развивающая игра «Часть и целое»

15. Познавательная игра «Большие и маленькие»

16. Зеркала

17. Мяч

18. Куклы (мальчик и девочка)

19. Фигурки животных

20. Резиновые игрушки

21. Игра «Memory»

22. Игра «Собери цветок по образцу»

23. Игра «4-ый лишний»

24. Игры на развитие грамматического строя речи

  • «Он или она?»
  • «Существительные среднего рода»
  • «Кто это? Что это?»
  • «Что делает? Что делают?»
  • «Глаголы женского и мужского рода (пр.времени)»
  • «Один — много»
  • «Составь предложение»

25. Раскраски:

 «Дикие звери», «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты и овощи»;

«Животные жарких стран», «Птицы», «Грибы и ягоды», «Садовые цветы».

26. Мини-игра «Контрасты»



Средняя коррекционная группа № ______

Фамилия, имя ребенка___________________________

Дата рождения_________________________________

Речевая карта                          ребенка с ЗПР

 

        Дата заполнения________________________



1. Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Состояние мимической мускулатуры (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, наморщить нос, надуть щеки)____________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Состояние артикуляционной моторики

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Анатомическое строение артикуляционного аппарата

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Состояние звукопроизношения

Изолированно

В словах

Во фразах

Гласные

Г, К, Х

Й

С, З, Ц

Ш, Ж

Ч, Щ

Л, Ль

Р, Рь

Другие

7. Особенности динамической стороны речи

• темп (нормальный, ускоренный, замедленный)_____________________

• ритм (нормальный, дисритмия)___________________________________

• паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)__________

_______________________________________________________________

• употребление основных видов интонации__________________________

_______________________________________________________________

8. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова

      Кот________________         Вода _____________________

      Стук________________         Мост______________________

      Спина_______________         Банка______________________

      Фантик______________          Тропинка___________________

9. Состояние фонематического восприятия

  1. Повторение слогов с оппозиционными звуками

ба-па___________________________па-ба______________________________

га-ка___________________________ка-га_______________________________

та-да___________________________да-га_______________________________

ма-ба__________________________ба-ма_______________________________

ва-ка___________________________ка-ва_______________________________

ня-на__________________________на-ня_______________________________

  1. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать картинки)

Кот-кит__________________________________________________________

Дом-дым_________________________________________________________

Мышка-мишка____________________________________________________

Уточка-удочка____________________________________________________

  1. Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении (показать картинки)

Коса-коза________________________________________________________

Кочка-кошка______________________________________________________

Миска-мишка_____________________________________________________

Малина-Марина___________________________________________________

10. Состояние фонематического анализа и синтеза

(выделение звука [р] из слов – определить «рычит» ли собачка

   в словах):

Майка___________________________Санки____________________________

Шапка___________________________Пирамидка________________________

Рыба_____________________________Рак______________________________

Корова___________________________Лимон___________________________

11. Исследование состояния импрессивной речи

Пассивный словарь ( объем словаря, соответствие возрастной норме)

____________________________________________________________

Понимание различных форм словоизменения

  1. Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам)

Кот-коты__________________________________________________________

Машина-машины___________________________________________________

Окно-окна_________________________________________________________

Лист-листья________________________________________________________

  1. Дифференциация предложно-падежных конструкций (показать по картинкам)

Кошка в домике.____________________________________________________

Кошка на крыше.___________________________________________________

Бабочка над цветком.________________________________________________

Мышка под грибком.________________________________________________

  1. Дифференциация существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (показать по картинкам)

Дом-домик_________________________________________________________

Ложка-ложечка_____________________________________________________

Ведро-ведерочко____________________________________________________

  1. Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по картинкам)

Мальчик выходит из дома.___________________________________________

__________________________________________________________________

Мальчик переходит улицу.___________________________________________

__________________________________________________________________

Мальчик подходит к дому.___________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Понимание предложений (показать по картинкам)

Девочка поздравляет мальчика._______________________________________

__________________________________________________________________

Мальчик поздравляет девочку.________________________________________

__________________________________________________________________

Что в руках у девочки?_______________________________________________

__________________________________________________________________

Что в руках у мальчика?_____________________________________________

__________________________________________________________________

12. Исследование состояния экспрессивной речи

Общая характеристика речи

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние активного словаря

А) НОМИНАТИВНЫЙ СЛОВАРЬ

Назвать существительные по темам

 

«Игрушки»________________________________________________________

«Посуда»__________________________________________________________

«Одежда»__________________________________________________________

«Обувь»___________________________________________________________

Назвать одним словом (обобщить)

Мяч, кукла, машинка________________________________________________

__________________________________________________________________

Чашка, тарелка, ложка_______________________________________________

__________________________________________________________________

Рубашка, платье, шорты______________________________________________

__________________________________________________________________

Тапки, туфли, ботинки_______________________________________________

__________________________________________________________________

Назвать части тела и части предметов (по картинкам)

Ноги______________________________________________________________

Руки______________________________________________________________

Голова____________________________________________________________

Глаза______________________________________________________________

Уши______________________________________________________________

Спинка стула_______________________________________________________

Сиденье стула______________________________________________________

Ножки стула_______________________________________________________

Кузов машины______________________________________________________

Колесо машины_____________________________________________________

В) ПРЕДИКАТИВНЫЙ СЛОВАРЬ (ответить на вопросы по картинкам):

Что делает мальчик? (Ест)____________________________________________

Что делает девочка? (Спит)___________________________________________

Что делают дети? (Играют)___________________________________________

Что делает птица? (Летит)____________________________________________

Что делают рыбки? (Плавают)________________________________________

Что делают машины? (Едут)__________________________________________

С) АТРИБУТИВНЫЙ СЛОВАРЬ

Назвать предъявляемые цвета и формы

Красный___________________________________________________________

Синий_____________________________________________________________

Зеленый___________________________________________________________

Желтый___________________________________________________________

Белый_____________________________________________________________

Черный____________________________________________________________

Мяч какой? (Круглый)_______________________________________________

Платок какой?(Квадратный)__________________________________________

Д) СОСТОЯНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ

  1. Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовывать по аналогии)

Стол – столы  ______________________________________________________

Рот –    ____________________________________________________________

Кукла – ___________________________________________________________

Рука –  ____________________________________________________________

Окно – ____________________________________________________________

  1. Употребление имен существительных в косвенных падежах

Что есть у мальчика? (Мяч)___________________________________________

__________________________________________________________________

Чего нет у мальчика? (Мяча)__________________________________________

__________________________________________________________________

Кому мальчик дает мяч? (Девочке)____________________________________

__________________________________________________________________

Что ты видишь на картинке? (Машину)_________________________________

__________________________________________________________________

Чем рисует девочка? (Карандашом)____________________________________

__________________________________________________________________

О ком думает кошка? (О мышке)______________________________________

__________________________________________________________________

  1. Согласование прилагательных с существительными единственного числа (показать по картинкам)

Красный мяч_______________________________________________________

Синий шар_________________________________________________________

Желтое ведро_______________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам)

Где стоит ваза? (На столе)____________________________________________

__________________________________________________________________

Где лежат фрукты? (В корзине)_______________________________________

__________________________________________________________________

Где летает бабочка? (Над цветком)____________________________________

__________________________________________________________________

Где спряталась мышка? (Под грибком)_________________________________

__________________________________________________________________

  1. Употребление числительных 2 и 5 с существительными (назвать по картинкам)

Два кота___________________________________________________________

Пять котов_________________________________________________________

Две машины_______________________________________________________

Пять машин________________________________________________________

F) СОСТОЯНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

  1. Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (назвать по картинкам)

Стол – столик______________________________________________________

Чашка – чашечка___________________________________________________

Кукла – куколка____________________________________________________

  1. Образование названий детенышей животных

У кошки – котенок__________________________________________________

У лисы – __________________________________________________________

У утки – __________________________________________________________

У слона – __________________________________________________________

13. Состояние связной речи

Пересказ текста из нескольких предложений

Котенок

У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопед  __________________________   / __________________ /


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

___________(ФИО)

«СОГЛАСОВАНО»

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА

_______________

МЕРКЕЛЬ Е.В.

РАССМОТРЕНО

на заседании м/о

Протокол № _5_     от «26» августа    2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя – логопеда МБДОУ д/с № 50 в средней группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя – логопеда  в средней группе компенсирующей направленности  для детей с ОНР...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Рабочая программа учителя-логопеда средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи)

Рабочая программа учителя-логопеда средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи)...

Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ для детей с ТНР

        «Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи» (далее «Программа») предназначена для учителя-логопеда дошкольной организации, в кот...

Рабочая программа учителя-логопеда коррекционной образовательной деятельности в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Рабочая Программа предназначена для обучения и воспитания детей 4 - 5 лет с ОНР II уровнем развития речи,  зачисленных в среднюю группу для детей с ТНР....

Рабочая программа учителя-логопеда по сопровождению детей с ТНР, ЗПР, ФФН И ФН 3-7 лет

Рабочая программа учителя-логопеда по сопровождению детей с ТНР, ЗПР, ФФН и ФН (3-7 лет)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 6-7 ЛЕТ

Рабочая программа учителя - логопеда для обучающихся детей с ТНР 6-7 лет по реализации адаптированной основной образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учр...