Методическая разработка игры "Четвёртый лишний"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Митракович Любовь Васильевна

Дидактическая игра является одним из средств познания мира. С её помощью можно поддерживать интерес к занятиям у ребёнка на протяжении длительного времени. Дидактическая игра "Четвёртый лишний" имеет развивающее и коррекционное значение. Она способствует развитию познавательных интересов. Может быть использована для проведения НОД, а также для индивидуальной работы педагогов и родителей с дошкольниками. Тренирует наглядно-образное и словесно-логическое мышление, активный словарь. У детей в игровой форме закрепляется умение классифицировать предметы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_igry_chetvertyy_lishniy.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка дидактической игры

«Четвертый лишний»

Разработали: Потапова Н.В, воспитатель старшей группы «Светлячок»,

Митракович Л.В, учитель- логопед

2017

Пояснительная записка.

Актуальность.

Специалисты в сфере дошкольного образования отмечают, что дидактическая игра является одним из средств познания окружающего мира.

Дидактическая игра делает познавательный процесс полноценным, поддерживая стойкий интерес к занятиям и желание узнать новое. При этом он окрашен эмоциями, что так важно для детей, имеющих речевые нарушения (нередко дети с ОНР имеют отклонения в поведении и нервно-психической сфере).

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

 В настоящее время особое место в воспитательно - образовательном процессе ДОУ отводится компьютерным дидактическим играм. Интерактивные игры способствуют всестороннему развитию творческой личности ребёнка. У него развивается восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление, познавательная мотивация, произвольная память и внимание, умение построить план действий, принять и выполнить задание.

Приёмы и методы руководства дидактическими играми.

Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре педагог знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как надо их выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются и обобщаются.

Роль педагога в любой игре – это создание условий для нее, оказание помощи.

На занятиях по развитию речи используются словесные дидактические игры, разделенные на шесть основных групп:

1группа – фонетические игры.

2группа – лексические игры.

3группа – грамматические игры.

4группа – графические игры.

5группа - игры, развивающие связную речь.

6группа – для развития мышц пальцев рук

Используя в работе дидактические игры, педагог может решать все перечисленные задачи (коррекция фонетики, лексики, грамматики, связной речи).

Новизна. Формирование устной речи и навыков речевого общения является приоритетной задачей реализации ФГОС ДО. Данное направление мы считаем очень важным, так как в группе компенсирующей направленности необходимо создать эффективные условия применения электронных игр, нацеленных на активизацию и развитие устной речи дошкольников. Использование мультимедийных презентаций даёт возможность оптимизировать коррекционный процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми нарушениями, повысить эффективность коррекционной работы. Работа по использованию дидактических игр состоит в том, что такая игра является одним из наиболее действенных средств формирования представлений об окружающем, способствует расширению у дошкольников опыта самостоятельной деятельности, формирует у них навык приобретения новых и закрепления ранее полученных знаний.  Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить коррекционно — образовательный процесс в группе и повысить его эффективность. В процессе занятий дети овладевают чёткой дикцией, понятиями о синонимах, антонимах, систематизируют свои знания в классификации предметов, закрепляют лексическое значение слов, совершенствуют связную речь. В зависимости от знаний, умений и навыков детей, их восприятия и отзывчивости на ту или иную игру, её можно видоизменять, вносить в известную игру новые элементы для поддержания интереса детей и достижения определённого результата.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний» имеет развивающее и коррекционное значение. Она способствует развитию познавательных процессов. Может быть использована для осуществления непосредственно образовательной деятельности, а также для индивидуальной работы педагогов и родителей с дошкольниками. Тренирует наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, активный словарь. Дети закрепляют умение группировать и классифицировать предметы, используя игровые упражнения.

 Данное пособие состоит из 9 слайдов.

Цельигры: закрепить умение находить четвёртый лишний предмет и объяснять, почему он лишний путём составления сложного предложения.

Задачи:

  1. Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать предметы, устанавливать причинно-следственные, логические связи.
  2. Развивать зрительное восприятие.
  3. Развивать монологическую и диалогическую речь.
  4. Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции, сосредоточенность.

Значение.

Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих. Увеличение активного словаря создает возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли, отмечается отчетливая в произносительном плане речь.

В процессе общения детьми употребляются как простые, так и сложные предложения, грамотно и чётко строятся диалог и монолог.

Игровой материал:

  1. Компьютер
  2. Экран
  3. Слайдовая презентация

Конспект дидактической игры «Четвёртый лишний».

1 слайд. Дидактическая игра для детей старшей группы компенсирующей направленности МДОУ «ДС №4 «Лебёдушка».

«Четвёртый лишний».

Подготовили:

Потапова Н.В, воспитатель старшей группы «Светлячок»,

Митракович Л.В, учитель- логопед

Ход игры:

Слайд 2. Детям предлагается рассмотреть предметы на слайде, показать и назвать лишний предмет, объяснить, почему он лишний. Если ответ верный, то этот предмет исчезнет и появится веселый смайлик с аплодисментами; если ответ неверный, то предмет останется.

Правильный ответ: Здесь лишние туфли, потому что это обувь, а остальные предметы - одежда)

Слайд 3. Детям предлагается рассмотреть предметы на слайде, показать и назвать лишний предмет, объяснить, почему он лишний. Если ответ верный, то этот предмет исчезнет и появится веселый смайлик; если ответ неверный, то предмет останется.

Правильный ответ: Здесь лишняя шляпа, потому что шляпа- это головной убор, а остальные предметы - обувь)

Слайд 4. Детям предлагается рассмотреть предметы на слайде, показать и назвать лишний предмет, объяснить почему он лишний. Если ответ верный, то этот предмет исчезнет и появится веселый смайлик с аплодисментами; если ответ неверный, то предмет останется.

Правильный ответ: Здесь лишний пылесос; он относится к электрическим приборам, а все   остальные предметы являются мебелью)

Слайд 5. Детям предлагается рассмотреть предметы на слайде, показать и назвать лишний предмет, объяснить почему. Если ответ верный,  то этот предмет исчезнет и появится веселый смайлик; если ответ неверный то предмет останется.

Правильный ответ: Здесь лишняя книжка, потому что это школьная принадлежность, а остальные предметы - игрушки)

Слайд 6. Детям предлагается рассмотреть предметы на слайде, показать и назвать лишний предмет, объяснить почему он лишний. Если ответ верный, то этот предмет исчезнет и появится веселый смайлик с аплодисментами; если ответ неверный, то предмет останется.

Правильный ответ: Здесь лишняя сумка, потому что она не посуда.  

Слайд 7. Детям предлагается рассмотреть предметы на слайде, показать и назвать лишний предмет, объяснить почему он лишний. Если ответ верный, то этот предмет исчезнет и появится веселый смайлик; если ответ неверный.то предмет останется.

Правильный ответ: Здесь лишние шорты, потому что шорты – это одежда, а остальные - головные уборы.

Слайд 8. Детям предлагается рассмотреть предметы на слайде, показать и назвать лишний предмет, объяснить почему он лишний. Если ответ верный,  то этот предмет исчезнет и появится веселый смайлик с аплодисментами; если ответ неверный, то предмет останется.

Правильный ответ: Здесь лишний будильник, потому что он не является музыкальным инструментом, а остальные предметы – это музыкальные инструменты)

Слайд 9.Похвалить детей, вызвать положительные эмоции.

Заключение.

 Игра, действительно, является одним из средств или методов коррекционного воздействия и, являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, обладает и воспитывающими и обучающими характеристиками. Применение игры в коррекционной работе имеет большое значение и является результативным.

Литература:

1.Нищева Н.Н. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с3 до 7 лет. Издание 3е.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2016-240с.

2.Трясорукова Т.Н. «Тренинг по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста» - Ростов на Дону:Феникс,2013.-122с.

Интернетресурсы::

http://kids.z-verse.com/igrushki-klipart/2/   фон для презентации

Картинки для презентации :

http://kmbaak.info/odezhda-kartinki-malyshami/

http://pinme.ru/pin/562708b0041e5bbb2b10542c

http://terrdetstva.ru/page/kartinki_golovnie_ubori_raskraska

http://123coolpictures.com/triangle+musical+instrument+images


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Основы петербурговедения для дошкольников(игра:"Четвертый лишний").

Цель:-Развитие личности ребенка.-Формирование чувства гражданского патриотизма.-Воспитание чувства восхищения, гордости,любви к городу.    ...

Методическая разработка игра "Четвертый лишний"

Игра "Четвертый лишний" разработана для лепбука "Народные промыслы"....

методическая разработка "Четвёртый лишний (звук)"

д.и. "Четвёртый лишний" (Найди лишний звук)...

методическая разработка "Четвёртый лишний (звук)"

дидактическая игра "Четвёртый лишний" (Звук)...

методическая разработка "Четвёртый лишний (звук)"

На карточке 4 предмета - 3 на одинаковый звук, 1 на другой звук. Цель - ребёнок должен найти лишнюю картинку и обьяснить свой выбор....

Методическая разработка интерактивной игры для детей младшего возраста: «Третий лишний»

Игра занимает весьма важное, даже можно сказать центральное, место в жизни дошкольника. Она является ведущим видом самостоятельной деятельности. В отечественной педагогике и психологии...

Методическая разработка. Консультации для родителей "Что должно быть у ребенка в шкафчике и что лишнее в нем"

Консультация для родителей на тему: "Что должно быть у ребенка в шкафчике и что лишнее в нем" в текстовом формате и наглядный информативный материал....