Конспект коррекционной-образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематических и лексико-грамматических категорий языка в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему: « Звук и буква Ш. Дифференциация транспорта по видам». в
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Дейнега Лидия Владимировна

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: "Звук и буква Ш. Дифференциация транспорта по видам" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deynega_konspekt_zvuk_i_bukva_sh.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

детский сад №10 муниципального образования Каневской район

Образовательная область «Речевое развитие»

Возрастная группа: подготовительная к школе

Тема: «Звук и буква Ш. Дифференциация транспорта по видам»

                                                                       

                Составитель:

                                                          воспитатель МАДОУ детский сад №10                   Дейнега Лидия Владимировна

2017г.

Конспект коррекционной-образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематических и лексико-грамматических категорий языка в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему: « Звук и буква Ш. Дифференциация транспорта по видам».

Воспитатель МАДОУ детский сад №10 Л.В. Дейнега

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука Ш с опорой на различные виды контроля;

- формировать навыки словообразования;

- формировать адъективный словарь;

Коррекционно-развивающие:

- автоматизировать звук Ш в слогах, словах, предложениях и тексте;

- развивать звуко-буквенный анализ и синтез;

- развивать внимание и память;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей наблюдательность;

- воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: картинки с изображением различных видов транспорта и предметные картинки, в названии которых есть звук Ш, графическое изображение профиля артикуляции звука Ш, картонный макет буквы Ш, счетные палочки, картинки с изображением груши и кошки, карточки для звукового анализа слова, карточки для выкладывания схемы предложения.

Ход.

I. Организационный момент.

Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей.  Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются.)

Ребята, какое у вас сегодня настроение? (Хорошее, радостное, весёлое.)

Ой! А у меня оно, кажется, испортилось. Я совсем забыла о просьбе Аси Павловны. Я только сейчас вспомнила, что Ася Павловна принесла мне красную папку и я ее положила на какой то высокий шкаф в группе.           (Дети подсказывают где лежит папка.)

А что же в ней? (В папке лежат четыре картинки для игры «Четвертый лишний»: самолет, вертолет, дельтаплан, машина и синий человечек-мальчик-звук.)

Странно, ребята, что делать с этими картинками? (Найти лишнюю.)

Ребята, а какой звук изображает синий человечек? (Согласный, твердый, глухой.)

А в слове «машина» есть такой звук? (Ш) Значит синий мальчик-звук – это звук… (Ш).

Ребята, картинка с машиной вас ни на какие мысли не наводит? (Если нет предположений у детей о путешествии, то педагог подводит сам к этой мысли: «А я, когда вижу картинку с машиной, всегда вспоминаю, как в детстве мы путешествовали с семьей.»)

Ребята, если мы отправимся в путешествие на машине, мы все поместимся в одну машину? Сколько человек может ехать в одной машине? Если нас 8 человек, то сколько машин нам понадобится? Что нам надо сделать?

Дети делятся на две команды и выбирают водителя.

Ребята, на машине какого цвета вы поедете? А вы?

В путешествии вас будут ждать много интересных вопросов и заданий. Чья команда будет правильно и быстро отвечать – будет получать фишку-счетную палочку. А в конце путешествия мы узнаем чья же команда набрала больше очков.

Все занимаем свои места – водитель впереди, а пассажиры сзади. А мальчик-звук поедет со мной.        

 

Завели машину – Ш-ш! Ш-ш! Ш-ш!

Накачали шину - Ш-ш! Ш-ш! Ш-ш!

Улыбнулись веселей и поехали скорей.

II. Развитие мимических мышц.

Ребята, какая солнечная погода за окном! Хочется улыбаться. Ой! Дорогу большой лось перебежал! Испугались. А вон там на небе туча необычная – удивились. Тучки солнышко закрыли – нахмурились. И снова погода солнечная – обрадовались! А сейчас давайте остановимся и выйдем из машин.

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

  1. Объявление темы.

Ребята, а какой мальчик-звук путешествует с нами? (Ш)

Правильно, потому что сегодня мы с вами продолжим знакомство со звуком Ш и буквой Ш.

  1. Акустико-артикуляционный образ звука.

Давайте с вами вспомним, как мы произносим звук Ш? (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку.)

Характеристика звука. Почему звук Ш согласный? Почему глухой?

(Проверяем- рука к горлышку- голосовые связки отдыхают, горло не дрожит.) Какой это звук- твёрдый или мягкий? Какой отличительный признак этого звука? (Он всегда твёрдый.) Каким цветом мы обозначаем твёрдые согласные? (Синим цветом.)

  1. Развитие фонематического слуха. Игра «Услышал звук – хлопни!».

Ребята, я буду называть слова, а вы, если услышите в слове звук Ш – должны хлопнуть в ладоши (Мышь, груша, кот, рука, крыша, каша, река, машина, муха, шары, шина, руль, малыш, шкаф, окно.) Чья команда быстрее это сделает, та и называет в какой позиции стоит звук в слове (В начале, середине, конце.)

  1. Соотнесение звука с буквой.

Ребята! Мы не можем звук увидеть

И не можем в руки взять

Звук мы можем только слышать

А ещё его сказать!

Ребята, вы знаете, что у каждого звука есть своя… (буква). Скажите мне пожалуйста, а что мы делаем с буквами? (Пишем и читаем.)

Вот и у звука Ш есть буква Ш.

         

Посмотри на букву Ш-

Буква очень хороша,

А теперь давайте попробуем сделать букву Ш с помощью пальцев. А сейчас помощью счетных палочек.

  1. Автоматизация звука в слогах, словах.

Хорошее у нас получается путешествие, а сейчас, поиграем в интересную игру «Договори слово». Вам нужно будет добавить слоги ША или ШИ, подходящие по смыслу, чтобы получились нужные слова. (Командам раздается набор слогов, первый слог слова педагог выставляет на доске.)

Ка..(ша)                Мы..(ши)

Ма..(ша)               Камы..(ши)

Гру..(ша)              У..(ши)

Ребята, обратите внимание, какая пишется буква после буквы Ш в словах: мыши, уши, камыши? ( дети отвечают- И).

В слоге ШИ, услышав Ы,

Написать ты должен И!

Главное правило в русском языке – это правописание слога ШИ – слышим Ы, а пишем И!

Ребята, а сейчас следующее задание для ваших команд: каждой команде дается картинка, схема и набор цветных квадратов. Вам необходимо глядя на картинку, составить схему этого слова.

ГРУША                                КОШКА

с с к с к                                 с к  с  с к

     6. Составление предложений со словами и выкладывание графической схемы.

А сейчас каждая команда должна составить со своим словом предложение, определить сколько слов в предложении и составить графическую схему предложения.

IV. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Ребята, мы сегодня с вами путешествовали на машине, а ещё можно путешествовать и на других видах транспорта, а чтобы узнать на каких, необходимо отгадать транспорт по названию его частей:

(педагог на доске помещает части предметов, а дети угадывают, какой это транспорт)

Кузов, кабина, колёса, руль, фары, дверцы. – Грузовик

Крылья, кабина, хвост, мотор. – Самолёт

Палуба, каюта, якорь, корма, нос. – Корабль

Вагоны, купе, электровоз. – Поезд.

Ребята, какие виды транспорта вы знаете? Дети называют и объясняют:

«Машина движется по дороге – это наземный транспорт. Поезд движется по железной дороге – это железнодорожный транспорт. Корабль передвигается по воде – это водный транспорт.» (И т.д.- грузовик, автобус, самосвал, трамвай, лодка, катер, вертолёт, аэроплан, поезд метро).

V. Развитие общей моторики.

Ребята, предлагаю закончить наше путешествие на велосипедах и самокатах. Решайте сами кто на чем поедет, только это нужно не сказать, а показать, причем под музыку! Если звучит быстрая мелодия, как вы должны ехать? А если медленная? Готовы? Тогда в путь!

VI. Итог занятия и оценка деятельности детей.

О каком звуке мы сегодня говорили? Дайте ему характеристику. Какие виды транспорта вы знаете? Когда мы с вами путешествовали, какое задание для вас показалось самым трудным? А самым легким? А сейчас давайте же подсчитаем сколько команды набрали очков? Давайте поздравим выигравшую команду! А команде, которая набрала меньше очков, пожелаем не расстраиваться, а в следующий раз собраться с силами и победить! Если вам понравилось путешествие вы можете продолжить его прямо сейчас, без меня. Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Дикие животные»

Конспект  открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка  в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Дикие животные»...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»

План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности  по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки Н – Н\'. Буква Н»

План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки Н – Н\'. Буква Н»...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Дифференциация звуков Р – Л» (Путешествие на Марс)

План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе  компенсирующей направленности  по теме: «Дифференциация звуков...

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Путешествие в страну родственных слов»

Конспект  открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности  по теме: «Путешествие в ст...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по теме «Дикие животные и их детёныши».

Конспект логопедического занятия по развитию лексико -​грамматических категорий  с детьми подготовительной группы компенсирующей направленностипо теме «Дикие животные и их детёныши»....