Выступление на тематическом семинаре: «Развитие речи детей в процессе-нравственно-патриотического воспитания»28.02.2018 г.
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Филатова Ольга Владимировна

Выступление на тематическом семинаре:

«Развитие речи детей в процессе-нравственно-патриотического воспитания» 28.02.2018 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация583.36 КБ
Файл презентация1.88 МБ
Файл буклет115.49 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с «Золотой ключик»

Выступление на тематическом семинаре:

«Развитие речи детей в процессе-нравственно-патриотического воспитания»

Учитель-логопед: Филатова О.В.

Дата проведения: 28.02.2018 г.

«Развитие речи детей в процессе-нравственно-патриотического воспитания»

Мир, в который приходит ребенок, разнообразен и богат, и малышу необходимы знания, которые помогут ему ознакомиться с доступными его пониманию общественными явлениями. 
       Патриотизм - наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины. 
      Патриотическое воспитание дошкольников с нарушениями речи - это один из аспектов целостного воспитательного процесса, направленный на формирование патриотизма, как качества личности и являющегося средством в коррекционно-развивающей работе: для формирования лексического запаса; обучения правильному употреблению грамматических категорий родного языка; развития навыков связной речи.

       Всем известно, что в настоящее время детей дошкольного возраста с нарушениями речи встречается все больше, и они испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер. А это несформированность чувства языка, неспособность к построению развернутого высказывания, инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности. Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может и должно служить средством в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей.

       Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем крае, городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. 
И поэтому у ребенка необходимо воспитывать желание узнать больше об истории своего края и его особенностях. 
       Нравственно-духовное воспитание детей необходимо начинать с младшего дошкольного возраста, поэтапно, в разных видах деятельности.

       Задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Взрослые завоевывают любовь детей и своим отношением к труду, своей идейной убежденностью, преданностью Родине. Дети начинают подражать старшим, у них возникает желание быть похожим на того, кто затронул их чувства, вызвал симпатию.

       Система и последовательность работы по нравственно-духовному воспитанию детей может быть представлена в детском саду следующим образом:
семья , детский сад ,родная улица, район, малая родина ,страна, ее столица, символика,обычаи, традиции.
          На занятиях дети знакомятся с народными пословицами, которые являются древнейшим жанром народной поэзии. Пословицы хорошо запоминаются, благодаря игре слов, разным созвучиям, рифме, по содержанию они мудры, по форме прекрасны. Основное их назначение – нравственное воспитание.

         В воспитании нравственных чувств огромную роль играют сказки, как наиболее популярный жанр устного народного творчества любого народа. Существенной особенностью этого жанра является то, что это повествовательный, сюжетный художественный рассказ, в котором происходит много удивительного и зачастую невероятного. Но при всей своей фантастичности и диковинности событий и ситуаций все сказки теснейшим образом связаны в своей основе с подлинной действительностью, с бытом и хозяйством, с историей.

         Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Рассказы о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их  прабабушек  и  прадедушек.

         Песни являются эффективным средство эстетического воздействия на подрастающее поколение, так как они отражают национальные ценности нашей страны, призывают к труду, добру, к красивым поступкам, нравственному поведению.

         Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики, это источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, находчивость, волю и стремление к победе. Народные игры являются неотъемлемой частью нравственного и интернационального воспитания дошкольников.
         Система правильного нравственного воспитания развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества – патриотизм и национальную гордость, что является главной задачей нашего общества.

 

        

Примерные лексико-грамматические задания по патриотическому воспитанию старших дошкольников.

Старшая группа

Тема «День защитника Отечества»

Задание 1.

Рассказать об этом празднике – кто такие защитники Отечества, кого поздравляют в этот день;

рассмотреть иллюстрации и фотографии, имеющие отношения к Российской армии, в газетах, журналах, книгах;

провести воспитательную беседу, которая способствовала бы возникновению у детей уважительного отношения к Армии и защитникам Отечества;

познакомить с некоторыми видами военной техники.

Задание 2.

Нарисовать любую военную технику и кратко рассказать о ней.

Задание 3.

Назвать представителей военных профессий.

Задание 4.

Изготовить совместно поздравительную открытку. Описать ее.

 

Тема «Мамин праздник. Женские профессии».

Задание 1.

Рассказать о празднике 8-Марта – кого поздравляют в этот день, почему его называют «Мамин день»;

Научить словам поздравления для того, чтобы сказать их в этот день маме, сестре, бабушке, воспитателю, няне и т. д.;

Побеседовать о женских профессиях повара, продавца, учителя, воспитателя, врача и т. д.;

Объяснить, кто что делает на работе, какую пользу приносит, кому что нужно для работы.

Задание 2.

Дид. игра «Кто что делает?» (подбор действий к существительным): повар – варит, готовит…

Задание 3.

Дид. игра «Закончи предложение» (употребление винительного падежа имен существительных): повар варит (что?) - …

Задание 4.

Дид. игра «Кому что нужно для работы?» (употребление винительного падежа имен существительных).

Задание 5.

Дид. игра «Найди ошибку» (развитие логического мышления): врачу нужны…(бинт, шприц, кастрюля….)

Задание 6.

«Расскажи, как ты помогаешь маме и бабушке» (рассказ из личного опыта).

Задание 7.

Дид. игра «Назови ласково» (употребление ласкательных суффиксов).

Задание 8.

Дид. игра «Подбери признак»: мама (какая?) - …

Задание 9.

Выучить стихотворения.

Задание 10.

Нарисовать портрет мамы, бабушки. Рассказать о нем.

 

Тема «Моя семья».

Задание 1.

Поговорить с ребенком о семье (получить ответы на вопросы: С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Назови всех членов твоей семьи. Кто самый младший (старший) в семье? Кто старше всех? Кто младше всех?

Предложить назвать фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес, профессию и место работы родителей.

Задание 2.

Дид. игра «Подбери признак» (согласование имени существительного с прилагательным): мама (какая?) - … , бабушка (какая?) -…, дедушка (какой?) - …, папа (какой?) - … .

Задание 3.

Дид. игра «Чей, чья, чьё, чьи?» (образование и употребление притяжательных прилагательных):

Шарф (чей?) – мамин, папин,…

Задание 4.

Сравнить, кто старше/младше (составление сложносочиненного предложения с союзом а):

Папа – сын, дедушка – отец, дядя – племянник…

Задание 5.

Дид. игра «Покажи, где… » (понимание логико – грамматических конструкций): мамина дочка, дочкина мама, мама дочки, дочка мамы.

Задание 6.

Дид. игра «Скажи наоборот» (старший – младший, старше – моложе, младше, … ).

Задание 7.

Ответь на вопросы (употребление родительного падежа имен существительных). У кого глаза добрые? У кого руки сильные? У кого ласковые руки?

Задание 8.

Нарисовать картинку «Моя семья».

 

Тема «Наш город. Дом»

Задание 1.

Рассказать, как называется город, в кого (чего) назван, чем знаменит;

Рассмотреть иллюстрации, фотографии и открытки с изображением города.

Обратить внимание на главные улицы, какие исторические здания на них.

Обратить внимание на различные строения, дома (одноэтажные многоэтажные), а также на памятники.

Объяснить понятие «улица», рассказать, что каждая улица имеет свое название, а каждый дом – свой номер.

Выучить с ребенком домашний адрес.

Задание 2.

Составить рассказ «Дом, в котором я живу» (произвольный).

Задание 3.

Нарисовать картину «Дома на моей улице».

Задание 3.Дид. игра «Один – много» (образование родительного падежа множественного числа имени существительного): один дом – много домов, одна улица – много улиц… .

Задание 4.

Упражнение в словообразовании с помощью суффиксов (родственные слова).

 

Тема «День Победы».

Задание 1.

Рассказать о празднике «День Победы», почему он так назван и кого поздравляют в этот день.

Вспомнить, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотреть фотографии, иллюстрации.

Воспитывать уважение к ветеранам войны.

Сходить к мемориалам, памятникам и возложить цветы.

Задание 2.

Нарисовать картину на военную тематику. Рассказать о ней.

 

Подготовительная группа.

 

Тема «Наш город. Моя улица.»

Задание 1.

Вспомнить, как называется город, его главные улицы.

Как называется улица, на которой живет ребенок, в честь кого?

Чем знаменит город, рассказать о наиболее важных событиях, какие достопримечательности в нем есть?

Рассмотреть иллюстрации, открытки, фотографии.

Какой транспорт можно увидеть на улицах? Напомнить о необходимости соблюдения правил дорожного движения.

 Повторить домашний адрес, адрес детского сада

Задание 2.

Дид. игра «Назови – какой» (образование сложных слов): дом (какой?) – многоэтажный, одноэтажный…

Задание 3.

Дид. игра «Подбери признак»: город (какой?) -…, улица (какая?) - …

Задание 4.

Составить рассказ (из личного опыта) «Дорога в детский сад».

Задание 5.

Нарисовать картину на тему «Мой город». Рассказать.

 

Тема «День защитника Отечества. Военные профессии».

Задание 1.

Рассказать детям, что за праздник, кто такие защитники Отечества.

Рассмотреть иллюстрации, фотографии, имеющие отношение к Армии.

Воспитывать любовь и уважение к Российской армии.

Познакомить с родами войск, военной техникой, военными профессиями (по картинкам).

Задание 2.

Дид. игра «Кто служит в Армии?» (образование имен существительных с помощью суффиксов -чик, -ист).

Задание 3.

Дид. игра «Подбери признак»: защитник Отечества (какой?) – смелый, храбрый… .

Задание 4.

Дид. игра «Сосчитай» (счет различных предметов – согласование числительных с существительными).

Задание5.

Выучить стихотворение.

Задание 6.

Почему в этот день поздравляют всех мужчин и дарят им подарки?

 

Тема «8 – е Марта. Женские профессии.»

Задание 1.

Что это за праздник, кого поздравляют в этот день.

Выучить слова поздравления, которые дети должны будут сказать маме, бабушке, воспитателям, другим женщинам.

Побеседовать о женских профессиях.

Прочитать и обсудить стихотворение С. Маршака «А что у вас?»

Задание 2.

Дид. игра «Кто что делает?» (подбор действий к существительным): повар – варит, портниха - … .

Задание 3.

Дид. игра «Кому что нужно для работы» (употребление винительного и дательного падежей имен существительных): повару – поварешка, продавцу - … .

Задание 4.

Дид. игра «Подбери признак»: мама (какая?) – добрая, ласковая, заботливая … .

Задание 5.

Дид. игра «Бывает – не бывает» (осмысление логико-грамматических конструкций).

Повар варит суп. Суп варит повар. Суп варит повара. Суп сварен поваром. Поваром сварен суп. Повар сварен супом. Супом сварен повар.

Задание 6.

Повторить фразу: «Волосы постригают в парикмахерской» (формирование слоговой структуры слова).

Задание 7.

Подобрать родственные слова: мама – мамочка, мамуля, … .

Задание 8.

Дид. игра «Назови женскую профессию» (словообразование): повар – повариха, портной – портниха и т.д.

Задание 9.

Выучить стихотворение.

Задание 10.

Дид. игра «Угадай, про какую профессию говорится»:

Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (Врач)

Задание 11.

Дид. игра «Помощник» (изменение глаголов по временам).

Я мою пол. Я буду мыть пол. Я вымыл пол.

Я стираю белье. …

Задание 12.

Составить рассказ «Мамина работа».

Задание 13.

Нарисовать свою маму за работой.

 

Тема «День космонавтики».

Задание 1.

Объяснить, почему празднуют День космонавтики, что это за праздник; рассмотреть картинки и иллюстрации с изображением космоса, космонавтов и космической техники; рассказать о первом космонавте – Ю. Гагарине.

Задание 2.

Выучить стихотворение, отгадать загадки.

Задание 3.

Объяснить значение слов: взлет, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем.

Задание 4.

Подобрать родственные слова к слову космос.

Задание 5.

Дид. игра «Составь предложение» (из слов: ракета, космос, лететь, в.)

Задание 6.

Дид. игра «Подбери признак»: космонавт (какой?) - …

Задание 7.

Дид. игра «Подскажи словечко»:

Понеслись к другой планете космонавты на … (ракете).

Задание 8.

Нарисовать картину «Космос».

 

Тема «Профессии».

Задание 1.

Побеседовать о том, что на свете есть очень много профессий. Какие профессии знают, кем бы хотели стать, когда вырастут?

Что делают люди разных профессий, какую работу они выполняют, какие инструменты и орудия труда им для этого нужны, какую пользу приносит людям каждая работа?

Задание 2.

Дид. игра «Кем ты будешь?» (употребление глаголов будущего времени): я буду строителем. Я буду строить дома. и т. д.

Задание 3.

Дид. игра «Назови профессию» (образование существительных с помощью суффикса -щик ): кто носит багаж? – Носильщик. Кто сваривает трубы? - ...

Задание 4.

Дид. игра «Назови женские профессии» (словообразование): ткач – ткачиха, и т. д.

Задание 5.

Дид. игра «Почему так названы?» (сложные слова): рыболов – ловит рыбу, и т. д.

Задание 6.

Дид. игра «Назови действия»: лопатой – копают, и т.д.

Задание 7.

Дид. игра «Кому что нужно» (дательный падеж имен существительных): поварешка нужна повару, и т.д.

Задание 8.

Дид. игра «Кто чем работает?» (образование творительного падежа имен существительных): маляр – кистью, и т.д.

Задание 9.

Дид. игра «Ответь на вопрос» (употребление предлога в): Куду пойдет мама, если нужен врач? Куда пойти, если нужно пошить платье? И т.д.

Задание 10.

Дид. игра «Подбери родственные слова» стройка – строить, строитель, строительство, постройка; и т.д.

Задание 11.

Дид. игра «Подскажи словечко»: дровосеки рубят бор – есть у каждого … (топор), и т.д.

Задание 12.

Выучить стихотворение, загадку.

 

Тема «День Победы».

Задание 1.

Рассказать, какой праздник отмечают в нашей стране 9 мая и почему он называется «День Победы».

Рассказать о героях Великой Отечественной войны, рассмотреть иллюстрации.

Кто из членов семьи принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотреть фотографии родственников.

Задание 2.

Подобрать синоним: смелый – храбрый, отважный, геройский.

Задание 3.

Подобрать антонимы: смелый – трусливый.

Задание 4.

Подобрать родственные слова: герой – геройский, героический …, защита -  защитник, защищать, защищенный …

Задание 5.

Объяснить значение слов «подвиг», «победа», «героический подвиг», «защитник», «ветеран»; пословицы: мир строит, а война разрушает.

Задание 6.

Выучить стихотворение.

Средняя группа

Тема: «Моя малая Родина. Флаг»

Герб города

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте.

Ход игры. Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города. Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь
на память. Детям предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок. Детям предлагаются гербы других городов для подобной же
игровой задачи.

Путешествие по городу

Цель: знакомить с родным городом

Материал: альбом фотографий родного города

Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

Флаг России

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны

Материал: полосы красного, синего и белого цветаC:\Users\123\Pictures\uvtsnjiy.gif

Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.http://www.kommersant.ru/factbook/picture/207864

Динамическая игра «Герб России» 

Герб страны – орёл двуглавый
Гордо крылья распустил,                           поднять руки в стороны
Держит скипетр и  державу,                      поочерёдно сжать в кулак пр. и л. руку
Он Россию сохранил                                  нарисовать руками круг

На груди орла – щит красный,                  приложить руки к груди                           
Дорог всем: тебе и мне                              наклон головы вправо-влево
Скачет юноша прекрасный                       шаг на месте, с высоким подниманием ноги
На серебряном коне.

Развевается плащ синий,                           плавные покачивания рук вправо-влево   
И копьё в руке блестит.                             сжать руки в кулак
Побеждает всадник сильный,                   поставить руки на пояс
Злой дракон у ног лежит                           показать руками

Подтверждает герб старинный
Независимость страны.
Для народов всей России
Наши символы важны.                              поднять руки вверх

Одень куклу

Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре

Ход: Дети одевают куклу в национальную одежду.

Домино

«Народные промыслы»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: фишки домино с изображением народных промыслов

Дети по очереди выкладывают фишки таким образом, чтобы одинаковые изображения оказывались рядом. Проигрывает последний положивший фишку участник.

Лото «Народные промыслы»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

В игре могут участвовать от 1 до 5 человек.

Разложить на столе или полу карты.

Разрезные карточки перемешать и выложить лицевой стороной вниз в центре.

Каждый участник игры берет по одной карточке и стопки и определяет, на какую большую

карту ее положить.

Побеждает тот, чья карта (или карты) будет заполнена первой.

       Пословицы о Родине

  • Родной край – сердцу рай.
  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Человек без Родины, что соловей без песни.
  • Одна у человека мать, одна у него и родина.
  • У народа один дом – Родина.
  • Нет сына без отчизны.
  • Родина – всем матерям мать.
  • Родина – мать, чужбина – мачеха.
  • Береги Родину, как зеницу ока.
  • Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа.
  • Своё молоко – ребёнку, свою жизнь – Родине.
  • Родная земля и в горсти мила.
  • Всякому мила своя сторона.
  • В своём доме и стены помогают.
  • Дома и стены помогают.
  • За морем теплее, а у нас светлее.
  • И пылинка родной земли – золото.
  • Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
  • Дым отечества светлее чужого огня.
  • На чужой стороне Родина милей вдвойне.
  • Живёшь на стороне, а своё село всё на уме.

Тема: «Наша дружная семья.»

Русские пословицы о семье

  • Где любовь и совет, там и горя нет.
  • Чужая жена всем девицей кажется.
  • Жена не гусли, – поиграв, на стену не повесишь.
  • Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  • Муж без жены – что гусь без воды.
  • Краса до венца, а ум до конца.
  • Мотоват, да не женат – одному себе в наклад, а женат, да мотоват – семерым живет в наклад.
  • Слепой щенок и тот к матери ползет.
  • Всякая невеста для своего жениха родится.
  • Слава сына – отцу отрада.
  • Кто родителей почитает , тот вовек не погибает.
  • Молитва матери со дна моря вынимает.
  • Без отца – полсироты, а без матери – и вся сирота.
  • Нет такого дружка, как родная матушка, да родимый батюшка.
  • Родительское благословение в воде не тонет в огне не горит.
  • Братская любовь крепче каменных стен.
  • Вся семья вместе , так и душа на месте.
  • Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.
  • «Оцени поступок»
  • Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.
  • Материал: сюжетные картинки.
  • Ход игры
  • Дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».
  • C:\Users\123\Desktop\фотки\дети\2014-03-14 17.17.03.jpgC:\Users\123\Desktop\фотки\дети\2014-03-14 17.17.08.jpg
  • «Как зовут членов семьи»
  • Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.
  • Ход игры
  • Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».
  • «Комплименты»
  • Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.
  • Ход игры
  • Дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа. Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый!»
  • Далее ребенок обращается к ребенку, которого он держит за руку справа. Если ребенку трудно произнести комплимент, то ему помогают другие дети.
  • «Профессии»
  • Цель: учить детей узнавать профессию по описанию; совершенствовать знания о профессии взрослых; развивать сообразительность, внимание.
  • Материал: картинки с профессиями взрослых, куклы.C:\Users\123\Desktop\фотки\дети\2014-03-14 17.20.21.jpg
  • Ход игры
  • Воспитатель сообщает детям, что куклы Алена, Настенька, Ксюша и Наташа мечтают стать взрослыми и получить профессию.
  • Воспитатель. Кем именно они мечтают стать - отгадайте!
  • Воспитатель описывает профессию взрослого, если дети отгадали, то выставляет картинку с этой профессией.
  • «Все профессии важны».
  • Цель: закреплять знания детей о профессиях взрослых; подводить к пониманию, что все профессии нужны и важны; развивать память, внимание, мышление.C:\Users\123\Desktop\фотки\дети\2014-03-14 17.20.42.jpg
  • Материал: картинки с профессиями взрослых.
  • Ход игры
  • Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с профессиями взрослых, назвать профессию и рассказать о ее важности, полезности.
  • В конце игры воспитатель подводит итог, что все профессии нужны и важны.
  • «Кому что нужно для работы».
  • Цель: совершенствовать знания детей о профессиях взрослых; находить предметы, необходимые для определенной профессии; развивать память, сообразительность, мышление.
  • Материал: большие картинки с профессиями взрослых (врач, повар, водитель) маленькие карточки с предметами, необходимыми для этих профессий.
  • Ход игры
  • На стульчиках стоят большие картинки с профессиями взрослых, а на коврике разбросаны карточки с предметами, необходимыми для этих профессий. Детям предлагается взять одну карточку на полу и подойти к картинке с той профессией, для которой нужна эта вещь. Дети объясняют, почему подошли к той или иной картинки с профессией.
  • «Лишний предмет»
  • Цель: учить детей определять лишний предмет по цвету; развивать зрительную память, мышление.
  • Материал: красные треугольники и квадраты разного размера; синие круги разного размера.
  • Ход игры
  • Воспитатель выставляет геометрические фигуры на наборное полотно, а дети их называют. Затем воспитатель предлагает детям назвать лишний предмет и объяснить, почему он лишний.
  • Сюжетно – ролевая игры «Семья»C:\Users\123\Desktop\фотки\дети\2013-10-25 16.59.33.jpg
  • Цель: обогащение  социально- игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету  « Семья».
  • Задачи: обогащать социально – игровой опыт детей по сюжету «Семья» по ситуации – вызов скорой помощи или врача на дом больному, осмотр больного врачом;  побуждать к самостоятельному распределению ролей;. Рассказы о профессиях мед. работников, «Скорой помощи». Активизировать в речи слова: педиатр, хирург, врач скорой помощи, аптекарь и др.Беседы с опорой на личный опыт детей о врачах, больнице.Чтение худ.  лит-ры: К. Чуковский «Айболит», З. Александрова  «Мой мишка», А. Крылов «Заболел петух ангиной».Экскурсия в  мед. кабинет в д.с.
  • Дид. игры: «К какому врачу нужно  обратиться мишке?»; Дидактическая игра "Кому, что нужно для работы?” Рассматривание картин, на которых изображена деятельность врача?» и др.
  • Материалы:
  • Игровой уголок «Семья», кукла Маша, машина «Скорая помощь», игр. мед инструменты, белый халат для врача и аптекаря, атрибуты, игруш. телефоны, игрушки - заменители.   
  • Связь с другими занятиями и видами деятельности.
  • Развитие речи, ознакомление с окружающим, худ. лит-ра.
  • Структура игры
  •  1. Вступительная беседа с детьми по теме «Семья»
  • 2.Сюрпризный момент (Приходит кукла Маша).
  •  3. Распределение ролей игры «Семья», «Вызов доктора на дом»
  • 4. Совместная  с воспитателем  игра
  • 5. Итог игры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие речи детей в процессе-нравственно-патриотического воспитания» Учитель-логопед: Филатова О.В.

Слайд 2

Патриотизм - наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины.

Слайд 3

В настоящее время детей дошкольного возраста с нарушениями речи встречается все больше, и они испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер. несформированность чувства языка, неспособность к построению развернутого высказывания, инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно -речевой деятельности .

Слайд 4

Система и последовательность работы по нравственно-духовному воспитанию детей может быть представлена в детском саду следующим образом: семья , детский сад , родная улица, район , малая родина , страна , ее столица, символика, обычаи , традиции .

Слайд 6

Система правильного нравственного воспитания развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества – патриотизм и национальную гордость, что является главной задачей нашего общества.

Слайд 7

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с «Золотой ключик»

Примерные лексико-грамматические задания по патриотическому воспитанию детей старшей группы.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/05c7/0007cdf6-fda3eea1/img11.jpg

Учитель-логопед: Филатова О.В.

2018 г.

Тема «День защитника Отечества»

Задание 1.

Рассказать об этом празднике – кто такие защитники Отечества, кого поздравляют в этот день;

рассмотреть иллюстрации и фотографии, имеющие отношения к Российской армии, в газетах, журналах, книгах;

провести воспитательную беседу, которая способствовала бы возникновению у детей уважительного отношения к Армии и защитникам Отечества;

познакомить с некоторыми видами военной техники.

Задание 2.

Нарисовать любую военную технику и кратко рассказать о ней.

Задание 3.

Назвать представителей военных профессий.

Задание 4.

Изготовить совместно поздравительную открытку. Описать ее.

 

Тема «Мамин праздник. Женские профессии».

Задание 1.

Рассказать о празднике 8-Марта – кого поздравляют в этот день, почему его называют «Мамин день»;

Научить словам поздравления для того, чтобы сказать их в этот день маме, сестре, бабушке, воспитателю, няне и т. д.;

Побеседовать о женских профессиях повара, продавца, учителя, воспитателя, врача и т. д.;

Объяснить, кто что делает на работе, какую пользу приносит, кому что нужно для работы.

Задание 2.

Дид. игра «Кто что делает?» (подбор действий к существительным): повар – варит, готовит…

Задание 3.

Дид. игра «Закончи предложение» (употребление винительного падежа имен существительных): повар варит (что?) - …

Задание 4.

Дид. игра «Кому что нужно для работы?» (употребление винительного падежа имен существительных).

Задание 5.

Дид. игра «Найди ошибку» (развитие логического мышления): врачу нужны…(бинт, шприц, кастрюля….)

Задание 6.

«Расскажи, как ты помогаешь маме и бабушке» (рассказ из личного опыта).

Задание 7.

Дид. игра «Назови ласково» (употребление ласкательных суффиксов).

Задание 8.

Дид. игра «Подбери признак»: мама (какая?) - …

Задание 9.

Выучить стихотворения.

Задание 10.

Нарисовать портрет мамы, бабушки. Рассказать о нем.

 

Тема «Моя семья».

Задание 1.

Поговорить с ребенком о семье (получить ответы на вопросы: С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Назови всех членов твоей семьи. Кто самый младший (старший) в семье? Кто старше всех? Кто младше всех?

Предложить назвать фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес, профессию и место работы родителей.

Задание 2.

Дид. игра «Подбери признак» (согласование имени существительного с прилагательным): мама (какая?) - … , бабушка (какая?) -…, дедушка (какой?) - …, папа (какой?) - … .

Задание 3.

Дид. игра «Чей, чья, чьё, чьи?» (образование и употребление притяжательных прилагательных):

Шарф (чей?) – мамин, папин,…

Задание 4.

Сравнить, кто старше/младше (составление сложносочиненного предложения с союзом а):

Папа – сын, дедушка – отец, дядя – племянник…

Задание 5.

Дид. игра «Покажи, где… » (понимание логико – грамматических конструкций): мамина дочка, дочкина мама, мама дочки, дочка мамы.

Задание 6.

Дид. игра «Скажи наоборот» (старший – младший, старше – моложе, младше, … ).

Задание 7.

Ответь на вопросы (употребление родительного падежа имен существительных). У кого глаза добрые? У кого руки сильные? У кого ласковые руки?

Задание 8.

Нарисовать картинку «Моя семья».

 

Тема «Наш город. Дом»

Задание 1.

Рассказать, как называется город, в кого (чего) назван, чем знаменит;

Рассмотреть иллюстрации, фотографии и открытки с изображением города.

Обратить внимание на главные улицы, какие исторические здания на них.

Обратить внимание на различные строения, дома (одноэтажные многоэтажные), а также на памятники.

Объяснить понятие «улица», рассказать, что каждая улица имеет свое название, а каждый дом – свой номер.

Выучить с ребенком домашний адрес.

Задание 2.

Составить рассказ «Дом, в котором я живу» (произвольный).

Задание 3.

Нарисовать картину «Дома на моей улице».

Задание 4.Дид. игра «Один – много» (образование родительного падежа множественного числа имени существительного): один дом – много домов, одна улица – много улиц… .

Задание 5.

Упражнение в словообразовании с помощью суффиксов (родственные слова).

 

Тема «День Победы».

Задание 1.

Рассказать о празднике «День Победы», почему он так назван и кого поздравляют в этот день.

Вспомнить, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотреть фотографии, иллюстрации.

Воспитывать уважение к ветеранам войны.

Сходить к мемориалам, памятникам и возложить цветы.

Задание 2.

Нарисовать картину на военную тематику. Рассказать о ней.

МБДОУ д/с «Золотой ключик»

Примерные лексико-грамматические задания по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы группы.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/05c7/0007cdf6-fda3eea1/img11.jpg

Учитель-логопед: Филатова О.В.

2018 г.

Тема «Наш город. Моя улица.»

Задание 1.

Вспомнить, как называется город, его главные улицы.

Как называется улица, на которой живет ребенок, в честь кого?

Чем знаменит город, рассказать о наиболее важных событиях, какие достопримечательности в нем есть?

Рассмотреть иллюстрации, открытки, фотографии.

Какой транспорт можно увидеть на улицах? Напомнить о необходимости соблюдения правил дорожного движения.

 Повторить домашний адрес, адрес детского сада

Задание 2.

Дид. игра «Назови – какой» (образование сложных слов): дом (какой?) – многоэтажный, одноэтажный…

Задание 3.

Дид. игра «Подбери признак»: город (какой?) -…, улица (какая?) - …

Задание 4.

Составить рассказ (из личного опыта) «Дорога в детский сад».

Задание 5.

Нарисовать картину на тему «Мой город». Рассказать.

Тема «День защитника Отечества. Военные профессии».

Задание 1.

Рассказать детям, что за праздник, кто такие защитники Отечества.

Рассмотреть иллюстрации, фотографии, имеющие отношение к Армии.

Воспитывать любовь и уважение к Российской армии.

Познакомить с родами войск, военной техникой, военными профессиями (по картинкам).

Задание 2.

Дид. игра «Кто служит в Армии?» (образование имен существительных с помощью суффиксов -чик, -ист).

Задание 3.

Дид. игра «Подбери признак»: защитник Отечества (какой?) – смелый, храбрый… .

Задание 4.

Дид. игра «Сосчитай» (счет различных предметов – согласование числительных с существительными).

Задание5.

Выучить стихотворение.

Задание 6.

Почему в этот день поздравляют всех мужчин и дарят им подарки?

 

Тема «8 – е Марта. Женские профессии.»

Задание 1.

Что это за праздник, кого поздравляют в этот день.

Выучить слова поздравления, которые дети должны будут сказать маме, бабушке, воспитателям, другим женщинам.

Побеседовать о женских профессиях.

Прочитать и обсудить стихотворение С. Маршака «А что у вас?»

Задание 2.

Дид. игра «Кто что делает?» (подбор действий к существительным): повар – варит, портниха - … .

Задание 3.

Дид. игра «Кому что нужно для работы» (употребление винительного и дательного падежей имен существительных): повару – поварешка, продавцу - … .

Задание 4.

Дид. игра «Подбери признак»: мама (какая?) – добрая, ласковая, заботливая … .

Задание 5.

Дид. игра «Бывает – не бывает» (осмысление логико-грамматических конструкций).

Повар варит суп. Суп варит повар. Суп варит повара. Суп сварен поваром. Поваром сварен суп. Повар сварен супом. Супом сварен повар.

Задание 6.

Повторить фразу: «Волосы постригают в парикмахерской» (формирование слоговой структуры слова).

Задание 7.

Подобрать родственные слова: мама – мамочка, мамуля, … .

Задание 8.

Дид. игра «Назови женскую профессию» (словообразование): повар – повариха, портной – портниха и т.д.

Задание 9.

Выучить стихотворение.

Задание 10.

Дид. игра «Угадай, про какую профессию говорится»:

Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (Врач)

Задание 11.

Дид. игра «Помощник» (изменение глаголов по временам).

Я мою пол. Я буду мыть пол. Я вымыл пол.

Я стираю белье. …

Задание 12.

Составить рассказ «Мамина работа».

Задание 13.

Нарисовать свою маму за работой.

 

Тема «День космонавтики».

Задание 1.

Объяснить, почему празднуют День космонавтики, что это за праздник; рассмотреть картинки и иллюстрации с изображением космоса, космонавтов и космической техники; рассказать о первом космонавте – Ю. Гагарине.

Задание 2.

Выучить стихотворение, отгадать загадки.

Задание 3.

Объяснить значение слов: взлет, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем.

Задание 4.

Подобрать родственные слова к слову космос.

Задание 5.

Дид. игра «Составь предложение» (из слов: ракета, космос, лететь, в.)

Задание 6.

Дид. игра «Подбери признак»: космонавт (какой?) - …

Задание 7.

Дид. игра «Подскажи словечко»:

Понеслись к другой планете космонавты на … (ракете).

Задание 8.

Нарисовать картину «Космос».

 

Тема «Профессии».

Задание 1.

Побеседовать о том, что на свете есть очень много профессий. Какие профессии знают, кем бы хотели стать, когда вырастут?

Что делают люди разных профессий, какую работу они выполняют, какие инструменты и орудия труда им для этого нужны, какую пользу приносит людям каждая работа?

Задание 2.

Дид. игра «Кем ты будешь?» (употребление глаголов будущего времени): я буду строителем. Я буду строить дома. и т. д.

Задание 3.

Дид. игра «Назови профессию» (образование существительных с помощью суффикса -щик ): кто носит багаж? – Носильщик. Кто сваривает трубы? - ...

Задание 4.

Дид. игра «Назови женские профессии» (словообразование): ткач – ткачиха, и т. д.

Задание 5.

Дид. игра «Почему так названы?» (сложные слова): рыболов – ловит рыбу, и т. д.

Задание 6.

Дид. игра «Назови действия»: лопатой – копают, и т.д.

Задание 7.

Дид. игра «Кому что нужно» (дательный падеж имен существительных): поварешка нужна повару, и т.д.

Задание 8.

Дид. игра «Кто чем работает?» (образование творительного падежа имен существительных): маляр – кистью, и т.д.

Задание 9.

Дид. игра «Ответь на вопрос» (употребление предлога в): Куду пойдет мама, если нужен врач? Куда пойти, если нужно пошить платье? И т.д.

Задание 10.

Дид. игра «Подбери родственные слова» стройка – строить, строитель, строительство, постройка; и т.д.

Задание 11.

Дид. игра «Подскажи словечко»: дровосеки рубят бор – есть у каждого … (топор), и т.д.

Задание 12.

Выучить стихотворение, загадку.

 

Тема «День Победы».

Задание 1.

Рассказать, какой праздник отмечают в нашей стране 9 мая и почему он называется «День Победы».

Рассказать о героях Великой Отечественной войны, рассмотреть иллюстрации.

Кто из членов семьи принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотреть фотографии родственников.

Задание 2.

Подобрать синоним: смелый – храбрый, отважный, геройский.

Задание 3.

Подобрать антонимы: смелый – трусливый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении «Развитие речи детей»

Дошкольное детство- небольшой отрезок в жизни человека. За это время ребенок приобретает больше, чем за всю последующую жизнь. «Программа» дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлен...

Выступление на родительском собрании "Развитие речи детей шестого года жизни"

Данная информация поможет  родителям сориентироваться насколько развита речь их детей, какой она должна быть в 5 лет, на 6-м году жизни....

Выступление на педагогическом совете Развитие речи детей с ТНР через театрализованную деятельность.

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в...

Выступление на тему : " Особенности развития речи детей раннего возраста"

Выступление воспитателя группы раннего возраста на тему : " Особенности развития речи детей раннего возраста"...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГОРОДСКОМ СЕМИНАРЕ: "Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческого потенциала,используя ИКТ как средства реализации художественно-эстетических задач"

Эпоха научно-технической революции в корне изменила представления о мире,захлестнув общество потоком разнообразной информации. Мы находимся на пути к информационному обществу, основанному на разуме, и...

Выступление на педагогическом совете: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙСТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Проект «Развитие речи детей в процессе нравственно-патриотического воспитания»

Проект направлен на формирован ие нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей род...