Ритмизация общей и тонкой моиорики пальцев рук у детей 6-7 лет с дизартией
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Степанова Галина Вениаминовна

статья о ритмизации общей и тонкой моторики пальыцев рук у детей 6-7 лет с дизартрией

Скачать:


Предварительный просмотр:

РИТМИЗАЦИЯ ОБЩЕЙ И ТОНКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ДИЗАРТРИЕЙ.

В коррекционной работе с детьми с дизартрией используются различные логопедические технологии. Одной из них является ритмизация общей и тонкой моторики пальцев рук.

Коррекционная работа по ритмизации общей и тонкой моторики пальцев рук состоит из нескольких программ, включающих комплексы упражнений.

Первая программа состоит из 4 комплексов двигательных упражнений:

1.Упражнения на развитие координации рук и ног.

2.упражнения, направленные на развитие координации движений тонкой моторики рук.

3.Упражнения, направленные на развитие интерсенсорной координации и чувства ритма.

4.Ритмизированные артикуляционные упражнения.

Первый комплекс двигательных упражнений посвящён развитию координации движений рук и ног с постепенно нарастающей сложностью двигательной программы. Он состоит из трёх этапов, в которых движения выполняются: одновременно, попеременно, одновременно сменяющиеся,

Первый этап включает тренировку рук и ног с помощью одновременного выполнения движений.

Перед выполнением упражнений учащемуся даётся следующая инструкция: «Я буду выполнять движения, а ты должен внимательно следить за моими движениями и запоминать их. При  выполнении упражнений я буду давать объяснения, как правильно выполнять движение. Это обыкновенная зарядка. Которую ты будешь делать под счёт».

Второй этап состоит из тренировки координации  рук и ног с помощью попеременного выполнения движений.

Перед выполнением упражнений учащемуся даётся инструкция: «Смотри внимательно за моими движениями, запоминай их. При выполнении упражнений я буду объяснять, как правильно нужно выполнять движение, ты будешь делать их под счёт».

Третий этап состоит из тренировки реципрокной координации движений рук и ног. Перед выполнением комплекса упражнений учащемуся даётся следующая инструкция: «Внимательно следи за выполняемыми мною упражнениями, запоминай упражнения. Ты будешь выполнять упражнения под счёт вначале в медленном  темпе, а затем темп будет ускорен».Второй комплекс двигательных упражнений направлен на развитие тонкой моторики пальцев рук. Он состоит из трёх этапов, в которых движения ладонями и пальцами выполняются: одновременно, попеременно, с одновременной сменой движений пальцами правой и левой руки.

Первый этап включает упражнения, которые выполняются одновременно пальцами правой и левой руки. Перед выполнением комплекса упражнений учащемуся даётся инструкция о внимательности при запоминании показываемого логопедом упражнения.

Второй этап включает попеременное выполнение движений пальцами правой и левой руки. Перед выполнением упражнений учащемуся даётся инструкция: «Посмотри внимательно как я выполняю упражнения попеременно пальцами то правой, то левой руки. Запомни первое упражнение и выполняй под счёт».

Третий этап включает тренировку пальцев рук при одновременно сменяющихся движениях на правой и на левой руке. Эти упражнения направлены на развитие реципрокной координации пальцев рук. Перед выполнением упражнений учащемуся даётся следующая инструкция: «При выполнении показываемых мною движений, обрати внимание на то, что все движения должны одновременно сменяться на правой и левой руке. Чтобы движения были плавными. Всю гимнастику для рук ты будешь выполнять под счёт».

Третий комплекс двигательных упражнений направлен на развитие интерсенсорной координации и чувства ритма. Упражнения данного комплекса позволяют корригировать нарушения восприятия, моторики, развивают зрительно-двигательную координацию, пространственные и временные представления, опосредованные знаком в процессе моделирования ритмических структур ведёт к развитию мыслительной деятельности ребёнка. Овладение чувством ритма способствует гармонизации  психического развития детей.

Упражнения на интерсенсорную координацию представляют собой тренировочные движения руками и ногами, выполняемые по схемам-символам. Коррекционные приёмы проводятся в три этапа: на первом этапе выполняются предварительные упражнения, на втором этапе выполняются упражнения по схемам-символам с усложнением, на третьем этапе — учащиеся запоминают группы схем и выполняют их как по единой цельной схеме. Количество схем постепенно увеличивается и усложняется, время их показа уменьшается.

Первый этап. Предварительные упражнения выполняются с показом схемы-символа, логопед знакомит учащихся с элементарными движениями  и их схемами-символами, даётся пояснительная инструкция: «На этих карточках схематично изображено упражнение. Сейчас я выполню движение руками, а ты должен определить на которой из этих двух схем-символов изображено выполняемое мной упражнение». После того, как учащийся понял сущность выполнения упражнений по схемам-символам, логопедом даётся следующая инструкция: «По схеме, изображённой на карточке принять нужное положение тела». Каждое упражнение  комментируется объяснением логопеда. После этого ребёнок по схеме самостоятельно описывает упражнение.

Второй этап. Упражнения по схемам-символам с усложнением предполагают самостоятельное выполнение движений детьми. Упражнения данного комплекса представляют собой одновременно сменяющиеся координированные движения рук, ног и головы, выполняемые в определённом темпе, заданном логопедом. Перед выполнением движений даётся инструкция: «По схеме, изображённой на карточке принять нужное положение тела, рук, ног и выполнить движения так, как схематично изображено на схеме».

Третий этап. Тренировка движений по группам схем. Группы схем можно образовывать, варьируя разные схемы-символы, упражнения по которым были предварительно выполнены. Логопеду следует творчески подходить к используемому материалу и самостоятельно подбирать его в зависимости от того, что наиболее необходимо в данный момент детям, с которыми ведётся коррекционная работа. Количество схем следует постепенно увеличивать, а время показа уменьшать. Учащиеся должны запомнить группу схем и выполнить упражнения ритмично, как по единой. Цельной схеме. Перед выполнением задания ребёнку даётся инструкция: «Посмотри внимательно на группу схем, запомни и выполни ритмично все данные упражнения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование кинестетических ощущений и тонкой моторики пальцев рук у детей с ЗПР

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое раз...

РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК ДОШКОЛЬНИКОВ

РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК ДОШКОЛЬНИКОВ...

Система коррекционной работы с детьми с ЗПР по развитию тонкой моторики пальцев рук

Важной и неотъемлемой частью развития речи ребенка является работа по развитию мелкой моторики руки, которая учитывает такие компоненты готовности руки ребенка к обучению письму, как:кинестетический п...

РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон головного мозга. В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он у...

Развитие тонкой моторики пальцев рук

Эти упражнения развивают мелкую моторику...

Виды деятельности по развитию тонкой моторики пальцев рук

Перечисление  видов работ по развитию мелкой моторики и  рекомендации по их проведению...

Презениация на тему:Формирование кинестетический ощущений и тонкой моторики пальцев рук при ОНР (моторной алалии)

Моторика - совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика). Мелкая моторика - это совокупность координированных движений кистей и паль...