Развитие диалогической речи у дошкольников
презентация по логопедии на тему

Курышева Елена Александровна

Презентация посвящена одной из основных форм связной речи - диалогу. Работа по развитию диалогической речи должна учитывать несколько групп диалогических умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon razvitie_dialogicheskoy_rechi_u_doshkolnikov.ppt556 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие диалогической речи у дошкольников Презентацию подготовила учитель-логопед ЧДОУ №210 ст. Вихоревка ОАО «РЖД» Курышева Е.А.

Слайд 2

Основная функция связной речи – коммуникативная . Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе . Каждая из этих форм имеет свои особенности , которые определяют характер методики их формирования .

Слайд 3

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. В диалоге собеседники всегда знают , о чем идет речь , и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога . Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология ; краткость , недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание.

Слайд 4

Диалогическая речь создает предпосылки для развития монологической речи в будущем. Несмотря на существенные различия , диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. Эту взаимосвязь диалогической и монологической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку. Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом . В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием. Этому помогает и связность диалога: последовательность реплик, обусловленная темой разговора, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В раннем детстве формирование диалогической речи предшествует становлению монологической , а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм речи протекает параллельно .

Слайд 5

Диалог – сложная форма социального взаимодействия . Участвовать в диалоге иногда бывает труднее , чем строить монологическое высказывание . Почему? Обдумывание своих реплик , вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи . Участие в диалоге требует сложных умений : слушать и правильно понимать мысль собеседника; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи.

Слайд 6

Собственно речевые умения : вступать в общение; поддерживать и завершать общение; слушать и слышать собеседника; доказывать свою точку зрения; высказываться логично, связно; говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога. Можно выделить несколько групп диалогических умений: Умения речевого этикета : обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др. Умение общаться в паре, группе из 3 – 5 человек, в коллективе для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.

Слайд 7

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие диалогической речи у дошкольников с ОНР в условиях логопедической группы.

Статья посвящена характеристике  и этапам развития диалогической речи как одного из видов связной речи, а также системе работы по формированию диалогической речи в условиях логопедической группы ...

Развитие диалогической речи у дошкольников

Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам.Замечено, что часто наши дети испытывают затруднения у доски, понимая материал, не могут пересказать его, не могут подобрать подходя...

Развитие диалогической речи у дошкольников посредством театрализованной деятельности

Методика формирования диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста...

"Игры на развитие диалогической речи старших дошкольников"

Материал содержит конспект мастер-класса для воспитателей...

«Развитие диалогической речи у дошкольников 2 – 7 лет в процессе общения со взрослыми»

Обучение детей умению вести диалог, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культурного поведе­ния: внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседник...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В статье раскрывается значение сюжетно-ролевой игры в развитии у дошкольников с ОНР диалогической речи, также раскрываются   проблема обучения диалогической речи в игре, структура игры, уров...