Конспект занятия в старшей логопедической группе для детей с ТНР по теме "Относительные прилагательные"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Конспект занятия в старшей логопедической группе для детей с ТНР по теме "Относительные прилагательные"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Словообразование. Относительные прилагательные

Программные задачи:

  • учить правильно понимать вопрос какой по материалу?;
  • учить образовывать относительные прилагательные, используя наглядную опору в виде предметов, изготовленных их различных материалов;
  • учить подбирать к названию предмета по два – три признака и включать их в предложения;
  • активизировать словарный запас (темы: продукты питания, одежда, обувь, мебель, посуда, предметы быта).
  • совершенствовать фонематическое восприятие;
  • развивать внимание, воображение

Оборудование: предметы, изготовленные из различных материалов (шелковое, хлопковое, бумажное платье, меховые, кожаные, поролоновые сапожки – образцы;  пластмассовая,  деревянная, велюровая, резиновая мебель; стеклянная ваза, хрустальные рюмки и пр.),  карточки – схемы к теме продукты,  Муха-Цокотуха, макет комнаты, разрезные картинки («чашки»),

магнитофон, запись с голосами животных и насекомых, песенка к динамической паузе.

Ход занятия

  1. Организационный этап

Дети слышат запись: жужжит муха.

- Что за звук вы слышите?

  1. Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала

-Несмотря на то, что осень за окном, Муха проснулась от тепла  в нашем саду. Надо ей с утра подкрепиться.

(На подносе стаканы с фруктовыми и овощными соками - имитация).

- Сок себе я выбираю, какой выбрать – я не знаю.

Кто из вас бы мне помог выбрать самый вкусный сок?!

- Будем мухе помогать – сок ей будем предлагать.

- Что нарисовано на стакане с соком?

- Яблоко.

- Значит, сок будет из него – яблочный.

(Аналогичная работа над другими соками: вишневым, томатным, капустным, морковным, виноградным).

- Назовите одним словом: томаты, капуста, морковь – это… (овощи),

значит, какой сок получаем из овощей?

- Овощной.

- Яблоко, вишня, виноград – это … (фрукты), значит, сок- …

- Фруктовый.

  Муха «вспоминает»:

 - У меня ведь день рождения, приготовлю угощенье,

 Приглашу к себе гостей:

 Всех - всех-всех моих друзей.

 Будем петь и танцевать, день рождения отмечать!

 - Что же мне надеть на праздник?

 - Я одежду подбираю, что надеть мне - я не знаю.

 Помогите мне немножко выбрать платье и сапожки.

- Будем мухе помогать – одежду будем подбирать.

(На столе платья и сапожки для мухи, дети их рассматривают, ощупывают, называют одежду, обувь по материалу).

- Это платье из шелка, значит,  оно шелковое.

(Аналогично - хлопковое, бумажное платья).

- Давайте подберем сапожки для мухи. Сапожки из меха – они меховые.

(Аналогично – кожаные, поролоновые сапожки).

- Какой же мухе подобрали наряд?

- Шелковое платье и кожаные сапожки.

- Вот спасибо вам, друзья! Наряду очень рада я!

-  Гостей я жду своих … Но…

-Мебель вся стоит не так. В доме у меня бардак!

Помогите мне, ребята, в доме навести порядок!

- Будем мухе помогать –  дом мы будем убирать.

(Макет комнаты: надо расставить всю мебель по местам, навести порядок.)

Каждый ребенок берет предмет мебели и говорит:

- Я поставлю пластмассовую кровать к стене.

- Я поставлю велюровый диван.

(Аналогично: деревянный стул, деревянный стол, резиновое  кресло, резиновый коврик).

-Навели порядок, молодцы.

  1. Динамическая пауза

- Буду я гостей встречать, с ними буду танцевать.

Помогите мне скорей танец выбрать для гостей.

(Движения под музыку)

  1. Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном наглядном материале

- Мне гостей пора встречать, всех надо угощать.

Угощенье подбираю, приготовить что, не знаю.

Вы, друзья, мне помогите, угощенье подберите.

- Будем мухе помогать – блюда будем называть.

(У детей карточки - схемы: продукт – блюдо).

- Я приготовлю из рыбы – рыбные котлеты.

- Я приготовлю из картофеля – картофельное пюре.

(Аналогично: куриный суп, кабачковая икра, грибной суп, мясные котлеты, гороховый суп).

- Молодцы, ребята, помогли.

- Мне гостей пора встречать, посуду надо расставлять.

Я посуду выбираю, что поставить я не знаю.

- Будем мухе помогать – стол мы будем накрывать.

(На подносе: бумажные салфетки, стеклянная ваза, хрустальный стакан, глиняная чашка, деревянная ложка, фарфоровая чашка).

- Поставьте на стол посуду, разложите салфетки. Назовите материал, из которого они сделаны.

- Ах, какая я бедняжка! У меня разбились чашки.

Я осколки подбираю. Как их склеить я не знаю.

- Будем мухе помогать – будем чашки собирать.

(На подносах картинки с изображением чашек, разрезанные на части).

- Соберите, пожалуйста, чашки, образец «неразбитой» чашки на мольберте.

- Спасибо за помощь, друзья.

(Звонок в дверь -  запись).

- Дверь гостям я открываю, кто пришел ко мне, не знаю.

- Будем мухе помогать - гостей мы будем узнавать.

(Запись голосов животных и насекомых).

- Хорошо, всех узнали.

-Вот пришли мои друзья, всем им очень рада я.

Будем петь и танцевать - день рождения отмечать.

Вас хочу поблагодарить и угощеньем наделить.

Кушайте, ребятки, вкусные шоколадки.

  1. Итог, оценка деятельности детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект подгруппового познавательно-речевого занятия в старшей логопедической группе для детей с диагнозом ОНР.

Тема«Зима. Зимние праздники» (обобщение).Цель. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимние праздники»....

Конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению детей рассказыванию.«Новости зимнего леса».

Программное содержание. 1.Задачи на развитие познавательных способностей: Закрепить знания о диких животных: знать название, внешний вид, повадки, чем питаются, как спасаются от врагов Развивать ...

Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группа для детей с ОНР по теме "Осень, признаки осени"

Конспект фронтального занятия по теме "Осень" в старшей логопедической группе для детей с ОНР...

Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группа для детей с ОНР по теме "Осень, признаки осени"

Конспект фронтального занятия по теме "Осень" в старшей логопедической группе для детей с ОНР...

Конспект занятия в старшей логопедической группе для детей с ОНР 3 уровня по теме "Игрушки"

Конспект занятия в старшей логопедической группе для детей с ОНР 3 уровня по теме "Игрушки"...

Конспект занятия в старшей логопедической группе для детей с ТНР с использованием электронного персонажа. Тема: "Насекомые".

В этом учебном году я прошла несколько Марафонов на Форуме Педагоги России, знакомящих   с возможностями различных интернет- сервисов, программ. Использование полученных знаний позволяет сам...