Формирование лексико-грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня посредством дидактических игр
методическая разработка по логопедии на тему

На современном этапе наблюдается увеличение детей, поступающих в школу с речевыми нарушениями. А это препятствует формированию полноценной учебной деятельности в контексте развивающего обучения. Поэтому наиболее эффективной является логопедическая работа по формированию лексико-грамматической системы языкау детей  средствами дидактической игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_leksiko-grammaticheskih_kategoriy.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №216 «Детский сад комбинированного вида» г.Кемерово

Формирование лексико-грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

посредством дидактических игр

       

Лукина Нина Антоновна,

 учитель-логопед

Кемерово 2017

                                                 Оглавление

Введение                                                                                                       3-4    

                                                                                   

Глава 1. Теоретическое обоснование формирования лексико-грамматической системы языка у дошкольников с общим недоразвитием речи  средствами дидактической игры.                                                      5-7

  1.  Игра в обучении, воспитании и коррекционной работе.                 5-6
  2.  Психолого-педагогическая характеристика       дошкольников       с     общим       недоразвитием           речи.                                                 6-7

Глава  2.Дидактические игры и задания на формирование лексико-грамматических категорий.                                                                       8-23

2.1.Развитие лексико-семантических ассоциаций и формирование  структуры значения слова, организация семантических полей на основе парадигматических связей слова.                                                                   8-10

2.2. Развитие антонимии и синонимии.                                                       10-12                                                                              

2.3.   Формирование контекстуального значения и многозначности                            слова.                                                                                                               12-13

2.4.    Развитие синтагматических связей слов и словообразования.        13-19                                                                                        

2.5.    Формирование грамматических значений и словоизменения.        19-23

                                 

Заключение                                                                                                        24

Литература                                                                                                      25-26

                           Введение

      В старшей и подготовительной к школе группах детского сада достаточно часто можно встретить детей, у которых уровень речевого развития отличается следующими особенностями :

-   звукопроизношение нарушено;

-   фонематическое восприятие не сформировано;

-   слоговая структура слова нарушена;

-   словарь бедный, с преобладанием существительных и глаголов;

-   речь фразовая, но с аграмматизмами;

- в разговорной речи преобладают простые нераспространенные предложения.

Такой характер нарушений соответствует третьему уровню общего недоразвития речи по психолого-педагогической классификации Р.Е.Левиной.

     Известно, что даже элементы общего недоразвития речи могут в той или иной степени оказывать отрицательное влияние на способность ребенка приобретать новые знания, умения и навыки, усваивать школьную программу. Формирование полноценной учебной деятельности возможно только при достаточно высоком уровне развития речи, который подразумевает определенную степень сформированности средств языка                     ( О.Е.Грибова, Е.П.Конюшкова, Л.Ф.Спирова, А.В.Ястребова).

     Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями (В.К.Воробьева, Р.И.Мартынова, Т.А.Ткаченко,Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина), нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия (Ю.Ф.Гаркуша, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова и др.), существенно тормозится развитие игровой деятельности (Л.Г.Соловьева, Т.А.Ткаченко, Л.Н.Усачева и др.), имеющей ведущее значение в плане общего психического развития.

Актуальность: на современном этапе в исследованиях отмечается, что увеличивается количество учащихся, поступающих в первый класс, с различными отклонениями в речевом развитии. А это препятствует формированию их полноценной учебной деятельности в контексте развивающего обучения (Г.А.Каше, Т.П.Бессонова, В.В.Чиркина).

     Наиболее эффективной является  логопедическая работа по формированию лексико-грамматической системы языка                                         средствами дидактической игры.                                                                                                                        Цель: обоснование  необходимости формирования лексико-      грамматических категорий у детей дошкольного возраста с                                        общим       недоразвитием          речи      через     игровую деятельность.                                                                                      Задачи:

  1. Изучить приемы формирования лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста;
  2. Проследить последовательность системы формирования лексико-грамматических конструкций;
  3. Определить роль дидактических игр в  процессе обучения;
  4. Оформить подборку дидактических игр и заданий на формирование лексико-грамматических категорий.                                                            Процесс формирования лексико-грамматической системы языка будет эффективным, если обучение будет учитывать :

-    структуру клинического дефекта;

-    структуру речевого дефекта;

-    механизм недоразвития лексико-грамматической системы языка;

-    основной вид деятельности  дошкольников (игру).

Глава 1. Теоретическое обоснование формирования лексико-грамматической системы языка у дошкольников с общим недоразвитием речи  средствами дидактической игры.

  1. Игра в обучении, воспитании и коррекционной работе.

Важным моментом при подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи  становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время – основного вида деятельности старшего дошкольника. Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребёнка, психолог Д.Б.Эльконин совершенно определённо делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных».

По мнению многих исследователей, игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей. Она дает возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность.

У дидактической игры две цели : одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Результатом специальных исследований и практических   наблюдений явилось то, что играм в системе современного воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях отводится одно из первых мест. Необходимость проведения серьёзных коррекционных замыслов  логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна.

1.2. Психолого-педагогическая характеристика       дошкольников       с     общим       недоразвитием           речи.

       Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии — в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя и пробелы в фонетико-фонематическом развитии.

Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3—4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

Следует отметить, что у детей с общим недоразвитием речи в обычные сроки развивается понимание обиходно-разговорной речи, интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально-избирательное отношение к окружающему миру.

Как показывают многочисленные наблюдения, в логопедические группы дошкольных учреждений поступают преимущественно дети, имеющие третий уровень речевого недоразвития, который характеризуется несформированностью звуковой и смысловой сторон речи, а также недостаточной сформированностью фонематических процессов.

Глава 2. Дидактические игры и задания на формирование лексико-грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи.

 2.1.     Развитие лексико-семантических ассоциаций и формирование структуры значения слова, организация семантических полей на основе парадигматических связей слова.

С целью развития смысловых и вербальных ассоциаций детям предлагаются следующие игры :

                             Назвать слово как можно быстрее.

Логопед дает детям следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а вы в ответ назовите первое слово, какое припомните (или какое первым придет в голову)». Слова называются по одному. Предлагаются существительные конкретного и абстрактного значения, глаголы, прилагательные, наречия.

Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет.

Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, поднимать.

Желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.

Быстро, высоко, весело, плохо, далеко, много, тяжело, тепло.

На последующих этапах развития лексики задается вопрос: «Как вы думаете, почему припомнилось именно это слово?».

     Игры - ассоциации на функциональное назначение предмета.

Логопед задает детям вопрос: «Где и для чего можно применить предмет, который я назову?»

Например, кнопка:

а) для прикрепления бумаги к доске;

б) можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;

в) провести круг на бумаге;

г) положить на стол и т. д.

В качестве исходных слов предлагаются следующие:

гвоздь, ботинок, помидор, шнурок,

одеяло, пуговица, карандаш.                     

                               Игра «Придумай, о чем может идти речь?».

 Например, логопед предлагает детям сказать, о чем может идти речь, если в тексте есть слова кот и лист.

Варианты ответов детей:

а) о том, как кот играл с листом;

б) о том, как лист упал на кота;

в) о том, как кота засыпали листьями;

г) о том, как кот искал мышку в куче листьев;

д) о том, как кота щекотали листом;

е) о том, как кота завернули в лист бумаг

    ж) о том, как на листе бумаги нарисовали кота.

Для выполнения аналогичных заданий рекомендуются следующие пары слов: рак и мост, таз и коса, мак и плащ, школа и сухари, сок и река, нос и бусы, люк и дыня, бык и мышь, мох и белка, боб и аист, стол и дерево.

      Классификация слов на основе различных семантических    признаков

С целью объединения и группировки слов на основе различных семантических признаков предлагаются следующие игры:

                    Классификация предметов по картинкам. 

Детям дается задание разложить картинки на две группы (при этом критерий классификации не называется). Рекомендуются следующие группы слов:

Помидор, яблоко, груша, репа, огурцы, апельсин.

Стол, чашка, диван, тарелка, стул, блюдце.

Лиса, кошка, собака, медведь, заяц, корова.

Синица, бабочка, снегирь, воробей, стрекоза, пчела.

 2.2. Развитие антонимии и синонимии.

С целью развития антонимии использовались следующие дидактические  игры и упражнения:

Упражнение «Выбрать из трех слов два слова-«неприятеля». 

Предлагаются слова — существительные, глаголы, прилагательные.

Друг, печаль, враг. Ночь, сутки, день. Радость, радостный, печаль.            Поднимать, опускать, брать. Давать, продавать, отдавать. Покупать, продавать, отдавать. Говорить, идти, молчать.                Высокий, большой, низкий. Длинный, большой, короткий.       Большой, низкий, маленький. Белый, длинный, черный.   Короткий, маленький, длинный. Тяжелый, длинный, легкий.            Хороший, светлый, плохой.

Упражнение «Выбрать из 3—4 слов одно, противоположное по смыслу исходному слову».

Холодильник (мороженое, электроплита, лампа, снеговик).

Карандаш — (тетрадь, ручка, резинка, альбом).

Клей  (ножницы, кисточка, бумага, карандаш).

Душ — (мыло, полотенце, мочалка, ведро с водой).

Сахар — (чай, арбуз, лимон, чайник).

Микрофон — (утюг, наушники, гитара, магнитофон).

Спички — (свечка, сковорода, огнетушитель, плита).

     Упражнение  «К данным словам придумать слова-«неприятели».

Предлагается следующий речевой материал:

А).  Имена существительные: день, утро, восход, весна, зима, добро, друг, грязь, жара, мир, правда, радость.

Б). Имена прилагательные: больной, белый, высокий, веселый, темный, горький, добрый, здоровый, новый, молодой.

 В). Глаголы: войти, говорить, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, ложиться, одеваться, мириться, опускать, помогать.

 Г). Наречия: близко, редко, медленно, рано, темно, низко, легко, можно, нельзя, трудно, радостно, много, плохо, сухо, широко.

        С целью развития синонимии предлагаются следующие дидактические игры и упражнения:

                       Упражнение «Выбрать из трех слов два слова-«приятеля»:

А).  Среди имен существительных:

дом, солдат, боец;

конь, собака, лошадь;

дом, улица, здание.

Б). Среди имен прилагательных:

грустный, печальный, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый;

веселый, крепкий, прочный;

слабый, неловкий, неуклюжий;

большой, красивый, огромный.

В). Среди глаголов:

взять, схватить, идти;

думать, ехать, соображать;

торопиться, спешить, ползти;

радоваться, веселиться, наряжаться.

   Упражнение «Придумать слова-«приятели» к данным словам».

А). К именам существительным: здание — (дом), хворостина — (прут), печаль — (грусть), конь — (лошадь), солдат — (боец);

Б). К глаголам: льется — (течет), глядеть — (смотреть), торопиться — (спешить);

В). К прилагательным: крошечный — (маленький), смелый — (храбрый), прекрасный — (красивый).

              Упражнение «Объяснить, чем отличаются слова» .

Подобрать картинки к каждому слову. Придумать предложения со словами.

Шить — вязать, мыть — стирать, лежать — спать, класть — ставить, чистить — подметать, лежать — стоять, строить — чинить, нести — везти, рисовать — раскрашивать.

2.3.Формирование контекстуального значения и многозначности слова.

С целью овладения детьми многозначностью слова вначале через дидактические игры уточняются различные значения омонимов-существительных, затем проводится работа над переносным значением слов и словосочетаний.

Упражнение «Выбрать среди других картинки (или предметы), названия которых звучат одинаково».

Объяснить значения похожих слов. Например: коса (у девочки), коса (орудие труда), коза.

       Упражнение «Объяснить значения слов в словосочетаниях».

Прозрачный ключ, железный ключ; острая коса, длинная коса; меткий лук, зеленый лук; вкусная овсянка, спящая овсянка; глубокая норка, пушистая норка; больная ножка, деревянная ножка; пухленькая ручка, дверная ручка.

Упражнение «Найти в стихотворениях слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение».

В чужой стране, в чудной стране,        Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком                     С утра лакает молочко.

И целый день в окошко                         Глядит глазком картошка.

Бутылка горлышком поет,                    Концерты вечером дает.

И стул на гнутых ножках                       Танцует под гармошку.

                                                                                 (И. Токмакова)

                  Много есть ключей:                 Ключ — родник среди камней,

  Ключ скрипичный, завитой,    И обычный ключ дверной.

                                                               (Д.Лукич)

Упражнение «Определить, применительно к каким предметам используются слова».

Предлагаются вопросы «у кого?», «у чего?» Например:

    ручка —  у человека, у двери, у чемодана, у сумки;

    язычок — у человека, у ботинка;

    ножка —  у стула, у ребенка, у гриба.

  2.4. Развитие синтагматических связей слов и словообразования.

        Особое внимание в этом разделе логопедической работы уделяется формированию валентности глагола. Используются следующие дидактические игры :

       Игра «Подбери как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу)».

Бежит кто? (человек, зверь); что?(река, ручей, молоко, время).

Идет кто? (девочка, кошка); что? (время, дождь, снег, град).

Растет кто? (ребенок, щенок); что? (дерево, цветок).

Дается задание подобрать картинки, названия которых могут употребляться с данным словом-глаголом.

                        Игра «Кто как передвигается?»

Логопед показывает картинки, на которых изображены животные. Дети определяют их и называют, как они передвигаются.

лошадь — скачет         рыба — плавает

змея — ползает          лягушка — прыгает

птица — летает

                           Игра «Кто как ест?» (по картинкам) 

Кошка — лакает молоко.       Собака — грызет кость.

Корова — жует сено.              Курица — клюет зерно.

                            Игра «Назвать слово-действие»

Детям задаются вопросы:

- Что делает человек, если он ест утром?(Завтракает)

- Что делает человек, если он ест днем? (Обедает)

- Если он ест вечером? (Ужинает)

                   Игра «Кто что умеет делать?»

Детям предлагаются картинки с изображением людей различных профессий. Дети называют, кто что делает.

учитель учит                   чертежник чертит

доктор лечит                   строитель строит дома

уборщица убирает          шофер водит машину

дворник подметает         продавец продает

художник рисует              покупатель покупает

парикмахер стрижет        портной шьет

Игра «Придумать слова, отвечающие

на вопрос «кто?» или «что?», на тему «Осень».

приходит (что?) — ...               желтеет — ...

плывут — ...                                улетают — ...

дует—...                                        готовятся к зиме—...

вянут — ...                                   моросит — ...

опадают — ...                              мокнет — ...

Игра «Придумать как можно больше слов,

отвечающих на вопросы «что делает?», «что делают?», на тему «Зима».

снег (что делает?) — ...                     узоры — ...

небо — ...                                          дети — ...

снежинки — ...                                 люди — ...

ветер — ...                                        птицы — ...

иней — ...                                          вьюга  — …

        

Развитие словообразования различных частей речи проходит последовательно-параллельно. С целью развития словообразования  используются следующие дидактические игры.

                           Игра «Назови ласково».

Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.

В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, стульчик, огурчик, помидорчик, вазочка, салфеточка, тарелочка и т. д.).

                            Игра «Что для чего?        

Логопед предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло). Затем задает вопрос: «Где хранятся эти предметы?» (Хлеб — в хлебнице, сахар — в сахарнице, конфеты — в конфетнице, мыло — в мыльнице.) По мере называния предметов они кладутся в ту посуду, в которой хранятся.

Логопед еще раз предлагает послушать эти слова и определить у них общую часть. При этом логопед акцентирует голосом суффикс НИЦ.

Далее логопед делает вывод: сосуд, в котором что-нибудь хранится, обычно называется словом, в котором есть часть слова НИЦ.

   Игра с мячом «Правильно назови детенышей животных».

На доске картинка «Лиса и лисята». Дети вспоминают название одного детеныша лисы.

- Посмотрите, дети, на картинку. У лисы один лисенок или много? (Много)

- Лисенок — это один. А как сказать одним словом, если их много? (Лисята)

- А теперь поиграем с мячом.

Логопед называет детеныша в единственном числе и бросает мяч, а дети называют множественное число-этого слова и бросают мяч обратно логопеду.

                        Игра «Два брата ИК и ИЩ». 

Логопед говорит:              \

- Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел маленький домик, а ИЩ — большой домище. У ИКа был носик, а у ИЩа — носище.

     В дальнейшем закрепляется дифференциация слов:

ротик — ротище, лобик — лбище, глазик — глазище, ручки —ручищи, ножки — ножищи.

Делается вывод: если в слове слышится ИК, это значит, что предмет маленький, а если ИЩ — значит предмет большой.

Логопед переходит к следующему этапу работы:

- А сейчас я буду говорить два слова и бросать мяч, а вы мне будете отвечать одним словом, используя ИК или ИЩ. Например, я буду говорить: маленький стол, а вы будете отвечать: столик. Если я скажу: большой дом, вы говорите: домище.

Предлагается следующий речевой материал: большой комар (комарище), маленький куст (кустик), большие усы (усищи), большой куст (кустище), маленький ковер (коврик), большая изба (избища), маленький   винт   (винтик),   большой   помидор (помидорище).

Упражнение «Уточнение названий профессий женского рода с суффиксами ИХ, НИЦ, ИЦ, К».

Пример: мужчина — портной, а  женщина портниха.

Назовите профессии женщин:

летчик — ... ткач —... тракторист — художник — ...

Игра «Дифференциация глаголов совершенного

и несовершенного вида».

Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже завершено, а где совершается.

мыла — вымыла   умывается — умылся вешает — повесила      одевается — оделся     рисует — нарисовал      прячется — спрятался

Игра «Чем отличаются слова?»

Логопед просит детей показать на картинках, кто умывает — умывается, купает — купается, прячет— прячется, причесывает —причесывается, вытирает— вытирается, обувает — обувается, качает — качается, одевает — одевается.

Делается вывод: слова умывается, обувается, купается, качается, прячется, причесывается, вытирается, одевается обозначают, что человек делает что-то сам с собой.

- Послушайте еще раз эти слова и скажите, какая общая часть слышится в конце этих слов? (СЯ)

С целью закрепления материала дети называют различные действия, изображенные на картинках.

                                    Игра «Назови  правильно листья».

Лист дуба — дубовый, лист березы — ... , лист липы— ... , лист ольхи — ... , лист рябины — ... , лист осины— ... , лист клена — ... , лист яблони — ... , лист смородины — ... , шишка сосны — ...,шишка ели — ... , сережка ольхи — ....

    Упражнение «Подобрать  слова-«родственники»   (на  тему «Зима»).

На доске картинка «Зима». Проводится беседа по картинке.

- А теперь подберите слова-«родственники» к слову «зима». Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка). А как можно назвать день зимой? (Зимний). А как называются птицы, которые у нас остаются на зиму? (Зимующие). А как по-другому сказать «остаются на зиму»? (Зимуют). А что такое «зимовье»? Итак, какие вы вспомнили слова-«родственники» к слову «зима»? (Зимушка, зимний, зимовье, зимовать, зимующие). Про что можно сказать «зимний»? (Зимний лес, день, сад).

Аналогичная работа проводится со следующими родственными словами:

Снег — снежок, снежинка, снежная, снеговик, подснежник.

Лес — лесок, лесной, лесник, лесничий.

Гриб — грибок, грибник, грибной.

Вода — водный, водяной, водолаз, наводнение.

Сахар — сахарный, сахарница.

Гора — горка, горный, гористый, пригорок.

Лист — листик, листочек, листва, лиственница, лиственный.

Еж — ежиха, ежонок, ежик, ежата, ежовый.

Весна — весенний, веснянка, веснушка.

           Упражнение «Объясни, почему так называется».

Рыболов — рыбу ловит, пчеловод — пчел разводит, землекоп — землю копает, пешеход — ходит пешком, ледокол — лед колет, лесоруб — лес рубит, листопад — листья падают,, ледоход — лед ходит (идет), самокат — сам катится, вездеход — везде ходит, самосвал— сам сваливает, паровоз — возит с помощью пара, пароход — ходит (едет) с помощью пара, трубочист— трубы чистит, самолет — сам летает.

         2.5. Формирование грамматических значений и словоизменения.

               Упражнение «Дифференциация существительных,

глаголов и прилагательных».

Логопед называет различные слова: существительные, глаголы и прилагательные. Дети, услышав слово, поднимают соответствующий символ.

Примерный речевой материал: дом, читать, большой, цветок, качели, бежать, сажать, глубокий, светлый, копать, дерево, чинить и т. п.

          Игра « Дифференциация значения рода».

Игра «ОН, ОНА или ОНО». Детям предлагается сначала отобрать картинки или игрушки, о которых можно сказать ОН или МОЙ; затем картинки или игрушки, к которым можно подобрать слова ОНА или МОЯ. Далее предлагается отобрать картинки или игрушки, к названиям которых подходят слова ОНО, МОЕ.

Игра « Дифференциация грамматических значений

одушевленности и неодушевленности».

Дети должны отобрать картинки или подобрать слова, которые отвечают на вопрос «кто?». Затем даются задания отобрать картинки или подобрать слова, отвечающие на вопрос «что?».

Развитие словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом онтогенетической последовательности появления форм слова у детей (дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа, закрепление форм винительного, родительного, дательного, творительного — сначала беспредложных, затем конструкций с предлогами, предложного падежей).

Как уже отмечалось, развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя, речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие дидактические игры по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.

        Игра «Огород» (закрепление формы винительного падежа существительных).

Логопед предлагает детям «посадить» овощи, затем спрашивает каждого ребенка, что он делает.

- Лена, что ты сажаешь? (Я сажаю огурцы)

- Ира, что ты посадила? (Я посадила редис)

- Вова, что ты посадишь? (Я посажу капусту) и т. д.

        Игра «Что без чего?» на тему «Мебель, посуда, транспорт, одежда» (закрепление формы родительного падежа существительных).

На доске выставляются картинки с изображением предметов, которые надо починить. Логопед задает вопрос: «Что без чего?»

Стул без ножки.         Машина без колеса. Стул без спинки.        Платье без рукава. Шуба без воротника.     Кофта без пуговиц. Кастрюля без ручки.     Ботинки без шнурков. Чайник без носика.       Грузовик без фары. Расческа без зубьев.

                    Игра «Кто чем работает?» (закрепление формы существительных творительного падежа)

Детям предлагаются картинки с изображением людей разных профессий: парикмахер, маляр, плотник, портниха, дворник, садовник и др. Логопед предлагает детям ответить на вопрос «Кто чем работает?»

Маляр — кистью. Плотник — топором. Дворник — метлой.

Парикмахер — ножницами. Лесоруб — пилой. Садовник — лопатой.

Логопед предлагает детям назвать, что с чем изображено на картинке.

         Игра «Умей найти свое место» (закрепление предложно-падежных конструкций)

Логопед предлагает детям быстро встать друг за другом, уточняя место каждого ребенка по отношению к соседям. При этом логопед использует слова за, перед, между, впереди, сзади (Коля за Костей, Сережа впереди Кости и т. д.). Затем логопед просит каждого ребенка ответить на вопрос: «За кем ты стоишь (перед кем, между кем, впереди кого, позади кого)?»

         «Игра в неделю» (закрепление предложно-падежных конструкций).

В игре принимают участие семеро детей. Каждый из них получает «имя» одного из дней недели. Логопед предлагает детям встать друг за другом так, как идут дни недели. Затем задает, например, такие вопросы:

«Вторник, скажи, кто идет за тобой? А кто перед тобой? Среда, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?»

Аналогичным образом проводится игра в части суток, игра во времена года и т. п.

      «Игра в поезд» (закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов В, НА, ПОД).

На доске выставляется макет поезда. Логопед говорит:

- Пассажиры везут в поезде разные вещи. В первом вагоне везут вещи, про которые можно составить предложение со словом В. Во втором вагоне —вещи, про которые можно придумать предложение со словом НА, а в третьем — со словом ПОД.

Логопед показывает картинки. Дети придумывают предложения и помещают картинки в соответствующие «вагоны». Например, картинка «Мяч лежит на стуле» помещается во второй вагон, картинка «Цветы стоят в вазе» — в первый вагон, а картинка «Туфли стоят под стулом» — в третий вагон.

       Игра «Мой, моя, мое, мои» (закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными).

Логопед просит назвать предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка, мой дом, мой котенок и т. д.), «это моя» (моя кукла, моя груша, моя сумка, моя машинка и т. д.), «это мое» (мое платье, мое дерево, мое пальто, мое кашне и т. д.).

     Упражнение «Исправь ошибки» (работа над пониманием распространенных предложений).

Логопед говорит: «Незнайка придумывал предложения по картинкам и все перепутал. Помогите Незнайке исправить ошибки».

Коза принесла корм девочке.         Чашка разбила Лену.

Мяч играет с Сашей.                        Дорога едет по машине.

Вова разбил стеклом мяч.               Оля с картинкой рисуют папу.

Мама несет сумку в капусте.

                      Составление предложений по опорным словам.

Запись графической схемы предложения.

А. На тему «Транспорт». Машина, ехать, дорога. Самолет, небо, летит, высоко. Корабль, большой, волны, плывет. Шоссе, автомобиль, по, мчится. Магазин, около, мотоцикл, остановился.  

 Б. На тему «Зима». Дети, снеговик, слепили. Дети, санках, на, катаются. Снежки, мальчики, в, играют. Земля, покрыть, снег. Снежинки, падать, тихо.    

В. На тему «Весна». Греет, солнце, жарче. Деревьях, на, почки, появляются. Окном, за, тает, снег. Капает, крыш, с, капель. Солнце, на, тают, сосульки.

                        Заключение        

             Лексико-грамматический уровень овладения языком у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеет ряд специфических особенностей.  У них сужен объём пассивного и активного словаря, лексическое значение слова недостаточно сформировано, морфологические формы словообразования и словоизменения не сформированы.

      Дидактическая игра способствует формированию у дошкольников устойчивого интереса к занятиям, стимулирует и активизирует познавательные     процессы   дошкольников с общим недоразвитием речи: мышление, память, воображение. Именно дидактическая игра повышает прочность знаний на основе их востребованности. В дидактической игре наиболее полно реализуется интеллектуальный потенциал детей, формируется уверенность в себе, в своих силах. Так как дидактическая игра несёт в себе огромные образовательные и воспитательные возможности, необходимо шире использовать её в коррекционном процессе.

 

                                         Литература

1. Агранович, 3.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. [Текст]-Спб.: Детство - пресс, 2012.

2. Берлянд, И.Е. Игра как феномен сознания.  [Текст] Кемерово, 1992.

          3.Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка. . [Текст]  // Вопросы психологии, № 6, 1966.

          4. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием. [Текст]- М.: АРКТИ, 2002.

         5. Гринченко, И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.  [Текст]М.: ЦГЛ, 2002.

          6. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.  [Текст] - Екатеринбург: APT ЛТД, 2007.

7. Логопедия.  [Текст] / Под ред. Л.С.Волковой. - М.: Владос, 2003.

8. Лозбякова, М.И. Учимся правильно и чётко говорить. [Текст]. – М. : Вентана-Граф, 2003.

9. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Как играть с дошкольником. [Текст]М., 1990.

10. Новиковская, О.А. Логопедическая грамматика для детей 4-6 лет.  [Текст] – СПб : Корона – принт, 2004.

11. Пидкасистый, П.И., Хайдаров, Ж.С. Технология игры в обучении и развитии.  [Текст]М., 1996.                                                                                                                                

12. Репина, З.А., Буйко, В.И. Уроки логопедии. [Текст] Екатеринбург, Литур,2002.

13. Селиверстов, В.И. Игры в логопедической работе с детьми.  [Текст] М. : Владос, 2008.

             14. Тимонин, Е.И. Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте. [Текст] - СПб., 2004.

14. Ткаченко, ТА. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений.  [Текст]- Спб.: Детство - пресс, 2006.    

            15. Ткаченко, Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. [Текст] – М.: Гном и Д, 2003.

          16. Эльконин, Д.Б. Психология игры.  [Текст] - М.: Владос, 2004.

Электронные ресурсы:

Образовательный портал Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования. [Электронный ресурс] http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/75-correctional/4242-2013-12-17-18-38-09.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Использование различных наглядных моделей в работе по преодолению лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи...

Формирование лексико-грамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи.

Использование разнообразных дидактических и игровых приемов для формирования лексико-грамматических средств языка у детей с тяжелым нарушением речи в дошкольном учреждении...

Обучение пересказу в работе по формированию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития

Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений. Пересказ - осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в у...

Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Работая с дошкольниками с различными речевыми нарушениями и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю-логопеду постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующи...

Технология наглядного моделирования в коррекционной работе по преодолению лексико-грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Основной упор я тем не менее делаю на грамматический строй, так как это один из обязательных компонентов любого языка, он определяется системой правил изменений слов, сочетаний их в предложения, прави...

Методическая разработка "Формирование лексико-грамматических средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в современных условиях."

Без освоения лексической и грамматической системы языка невозможно овладеть речью как средством общения. Поэтому развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР является одной из основных з...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОНОЛОГА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Результаты и выводы нашего исследования могут быть использованы для решения практических задач по формированию монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня. Теоретические и эксперим...