консультация для воспитателей "Этапы и методические приемы формирования связной речи у дошкольников"
консультация по логопедии на тему

Игнатенкова Татьяна Николаевна

Формирование   связной речи трудный и долгий процесс для дошкольников, особенно с проблемами в развитии речи.Поэтому для воспитателей важно владеть методикой  обучения развития связной речи у детей и знать этапы ее формирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_formir.sv_.rechi_.docx279.51 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Этапы и  методические приемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

                                                                   Учитель-логопед  ИГНАТЕНКОВА Т.Н.

 МБДОУ  «Детский сад  №28 «Надежда

  На четвертом году жизнидети овладевают простыми распространенными предложениями. Довольно рано, примерно к 3-4 годам, дети начинают употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. На пятом году жизни количество сложных предложений, встречающихся в детской речи, уже составляет 11% по отношению к общему числу предложений  (кроме определительного).

  В этом возрасте дети задают много вопросов  взрослым (дети-почемучки),пытаются сами объяснить свои действия (насыпал корм, потому что птички хотят есть; приду к тебе, если мама разрешит; Вова там, где воспитательница и т.д.).

  После 4 лет дети могут пересказать знакомую сказку, охотно рассказывают стихотворения, к 5 годам могут пересказывать только что прочитанные короткие тексты, прослушав их 2 раза.

  После 5 лет дети способны рассказать о виденном или услышанном довольно подробно и последовательно, объяснить причину и следствия, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа  (так не бывает).

  После 6 лет дети могут сами придумать рассказ и сказку, поясняя при этом, где сказка, а где рассказ. Используя образец, ребенок должен придумать свой рассказ о чем-то другом, который, как правило, получается логичным, развернутым.

Порядок обучения самостоятельному рассказыванию, т.е. связной речи:

  1. Пересказ рассказа, составленного по демонстрированному действию;
  2. Составление рассказа по демонстрированному действию;
  3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;
  4. Пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок;
  5. Составление рассказа по серии сюжетных картинок;
  6. Пересказ рассказа;
  7. Составление рассказа по одной сюжетной картинке;
  8. Составление описательного рассказа (предметы, объекты);
  9. Сравнение предметов и объектов;
  10. Творческое рассказывание

Рекомендуется использовать следующие виды творческого рассказывания:

- добавление в рассказ предшествующих или последующих событий;

- составление рассказа, аналогичного данному, с изменением времени или результата действия;

- составление рассказа с включением (исключением) объектов;

- составление рассказа по комплекту игрушек;

- рассказывание по частично закрытой сюжетной картинке;

- придумывание рассказа про знакомого героя;

- составление рассказа по его названию;

- придумывание рассказа по нескольким опорным словам и пр.

 Рекомендуется педагогам учитывать методические принципы при формировании связной речи:

- постепенное усложнение речевого материала ( от простых фраз к сложным, от 3-х словных к 4-х словным и т.п.);

- постоянная активизация в ходе занятия фразовых ответов;

- положительная оценка деятельности детей;

- сначала для рассказывания вызываются дети сильной подгруппы.

1.Пересказ рассказа по демонстрируемому действию.

Например, мальчик строит башню из кубиков,  девочка  кормит куклу.

Воспитатель задает вопросы детям.  Проводит словарную работу. Затем воспитатель сам рассказывает, потом просит рассказать 3-4 детей.

Для детей подготовительной группы. Ребенок выполняет ряд действий, а дети последовательно и подробно рассказывают.

2. Составление рассказа по демонстрируемому действию.

Например, трое детей в умывальной  комнате. Один – моет руки, другой – чистит зубы, третий – причесывается.

Воспитатель задает вопросы, проводит словарную работу. Потом просит 2-3 детей составить рассказ о том, что видели.

3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа.

 Например, лексическая тема «Семья». На фланелеграф выставляются картинки, соответствующие содержанию рассказа.

   Наступил вечер. Вся семья дома. Мама в кресле вяжет шапку. Папа на диване читает газету. Наташа делает уроки в своей комнате. А кот Тишка спит в  кресле.

Проводится словарная работа.

Вопросы предусматривают наращивание фразы (что может делать мама?  папа?Тишка?), выяснить родственные отношения (кто кому?).

 4. Пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок

Воспитатель выставляет серию картинок, дает время их рассмотреть и потом объясняет, что случилось в начале, потом, в конце. И предлагает послушать рассказ о …

Потом провести словарную работу, динамическую паузу и снова вернуться к картинкам и еще раз, может быть, немного другими словами рассказать  историю. Пересказывают  3-4 ребенка.

5. Составление рассказа по серии сюжетных картинок

 Картинки служат наглядным материалом, помогающим установить последовательность событий, причинно-следственные связи между ними, выделить главное в сюжете.

Подготовительная работа:

- дополнительные вопросы, которые анализируют содержание будущего рассказа;

- обращать внимание на мимику, жесты героев;

- вопросы, помогающие определить последовательность событий;

- новые слова уточняются, закрепляются.

При составлении рассказов по серии картин дети одновременно упражняются в составлении диалогов, применительно к данной ситуации.

6. Пересказ по сюжетной картине и просто пересказ.

 На первоначальных занятиях с целью развития слуховой памяти и внимания предлагаются следующие упражнения:

1/ запоминание коротких текстов из 3-4 предложений, связанных между собой по содержанию

2/ подбор коротких рассказов из 3 предложений, которые называются в нарушенной последовательности.  Дети должны восстановить последовательность в деформированном тексте (Мальчик закрывает ворота гаража. Дети нагружают самосвал кирпичами. Дети строят гараж).

Тексты подбираются с простой и понятной фабулой, с четко выраженной логической последовательностью действий. Пересказ развивает логичность речи.

 В обучении пересказу должна быть поэтапность:

- краткая беседа подводит к теме рассказа;

- послушать рассказ;

- ответить на вопросы;

- повторное чтение с установкой на пересказ;

- еще несколько вопросов и пересказываю дети.

Можно иногда использовать фланелеграф и отдельные эпизоды рассказа оформляются на доске.

Можно предложить  пересказ  «по цепочке» или драматизацию  фрагментов рассказа.

7. Составление рассказа с использованием одной сюжетной картины.

Подготовительная работа:

- рассматривание картины;

- уточнение понимания отдельных слов;

- беседа по вопросам  с целью выяснения понимания содержания картины.

Дается план, по которому дети должны составить рассказ. В процессе работы по картине можно включать элементы рассуждения. Вопросы типа: почему заплакала Катя? почему ты решил, что наступило лето?

8. Составление описательного рассказа.

9. Сравнение предметов и объектов.

10. Творческое рассказывание.

(это уже наиболее высокий уровень сформированности связной речи)

Виды:

- добавление в рассказ предшествующих или последующих событий;

- составление рассказа, аналогичного данному, с изменением времени или результатов действия;

- составление рассказа с включением (исключением) объектов;

- составление рассказа по комплекту игрушек;

- рассказывание по частично закрытой сюжетной картинке;

- придумывание рассказа про знакомого героя;

     - составление рассказа по названию;

- придумывание рассказа по нескольким опорным словам.

C:\Users\Администратор\Desktop\Мои Яндекс.Картинки\21.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом коррекционной работы. Сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищённость. Тексты сказок расширяю...

Консультация для родителей на тему «Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»

В консультации рассказывается о связной речи в современном мире,также  представлены рекомендации для родителей по проведению театролизованных игр дома. Как с минимальными затратами совместно с ре...

"Использование приемов ТРИЗ-технологий в процессе формирования связной речи у дошкольников"

Презентация на тему "Использование приемов ТРИЗ-технологий в процессе формирования связной речи у дошкольников"....

Игровые приемы, направленные на формирование связной речи старших дошкольников

Дошкольный возраст – это время активного развития речи и, основном, овладение правильным звукопроизношением. Именно поэтому большая ответственность лежит на педагогах, занимающихся развитием речи...

Методическая разработка по теме: Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи старших дошкольников

Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлен...

Городское методическое объединение "Логопед". Тема: Нетрадиционные методы работы по формированию связной речи у дошкольников.

Дети с речевыми нарушениями не любят заучивать стихи, пресказывать тексты, не владеют приемами и методами запоминания. Очень важноо пробудить у тетей с речевой патологией интерес к занятиям, увлечь их...