Конспект занятия "Звук и буква З"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Ивкина Галина Ивановна

Конспект занятия с детьми группы компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_z.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Цели занятия:

1. Повторить с детьми понятия «гласный звук»«согласный звук»«слог»«слово»«предложение».

2. Закрепить умение детей находить общий звук в заданных словах, давать ему характеристику.

3. Закрепить умение выполнять схемы слов.

4. Сформировать у детей графический образ буквы З.

5. Развивать навыки чтения, составления слов из слогов.

6. Закрепить графические образы изученных букв.

7. Закрепить умение детей воспроизводить ритмический рисунок.

8. Воспитывать у детей умение поддерживать других, сопереживать, умение классифицировать чувства и передавать их мимикой.

Оборудование: вырезанная из картона королева-змейка, таблица с изображением «камней-препятствий» – «а»«о»«у»«и»«ы»«э»«убы»«има»«онт»; зАмок змейки с предложением «Она в замке»; ниточки, карандаши, кассы; искаженные графические изображения букв, яблоня с яблоками–слогами; капельки–слоги, «царство змейки» (буквы–змеи); символ буквы З.

Ход занятия.

I. Организация начала занятия. «Зеркала»

Дети – зеркала. Эмоции логопеда – радость, грусть, злость, удивление, опять радость. Дети отображают.

II. Постановка цели занятия.

- Сегодня мы с вами повторим все о звуках и изучим еще одну новую букву.

III. Закрепление изученного материала.

1.- На какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные.)

- Что вы можете сказать о гласных звуках (При произнесении гласных звуков воздух во рту не встречает преград. Эти звуки можно петь и тянуть.)

- Назовите гласные звуки. (а, о, у, и, ы, э.)

- Что вы можете сказать о согласных звуках? (При произнесении согласных звуков воздух во рту встречает преграды.)

- Какие преграды встречает воздух? (Губы, зубы и язык.)

- Какими бывают согласные звуки? (Они бывают твердыми и мягкими, глухими и звонкими.)

2. «Найди общий звук»

- А сейчас внимательно прослушайте эти слова и найдите в них один общий звук.

- Зубы, Зоя, замок, коза, заноза, глаза. (Это звук З.)

- Какой он? (Он согласный, звонкий, твердый, свистящий.)

- А сейчас прослушайте вот эти слова и найдите в них общий звук.

-Зима, поземка, зелень, корзина. (Это звук З’)

- Какой он? (Он согласный, звонкий, мягкий, свистящий.)

IV. Знакомство с новой буквой.

1. Символ буквы

– Звуки З и З’ обозначает буква З. Вот она.

- На что она похожа, как вы думаете? (Я думаю, она похожа на бабочку, на морские волны, на змейку и т. д.)

– Посмотрите, на что похожа моя буква З. (Змейка)

- Наша змейка отправилась в путешествие.

2.«Превращения ниточек»

«Превратилась в букву змейка.

Срисовать меня сумей-ка».

– Превратите ниточку у вас на столах в букву З.

V. Закрепление пройденного материала.

1. «Царство змеи»(Повторение графических образов букв)

- Это королева змей. Догадайтесь, что за слуги ей прислуживают. (Буквы в виде змеек)

Дети называют.

2. «Превратились в буквы змейки,

Ты исправить их сумей-ка» (Восстановление деформированных букв.)/Деформированные буквы-змейки: А, М, С, П, Т, У)

3.«Камни – препятствия» (Закрепление навыка чтения)

- Поможем змейке вернуться в свой замок?

- Вот какие препятствия повстречались ей на пути.

Дети читают «камни-препятствия» (а, о, у, и, ы, э)

- Что ты прочитал? (Я прочитал буквы.)

- Подползает змейка к каждому камню. Мы читаем.

(за, зо, зу, зи, зы, зэ)

- Что ты прочитал? (Я прочитал слоги.)

4. «Дождь» (Повторение ритмического рисунка)

- Вдруг змейку в пути застал дождь.

«Звонкие капли-дождинки прыгали вдоль тропинки.

Их прятал в колючках ежик.

Капли играли в дождик»

(«Ловим капельки» - отстукиваем карандашом.)

5. «Капельки - на яблочки» (Составление слов из слогов.)

- «Звонкие капли-дождинки прыгали вдоль тропинки.

На яблочки попали,

Вмиг словами стали.

Догадайтесь сами, какими словами» (ТА-ЗЫ; ЗОН-ТЫ; КО-ЗА)

VI. Динамическая пауза. (Воспитание у детей сплоченности, умения поддерживать других, говорить комплименты.)

1. «Большое доброе животное»

- Повстречала змейка в пути большое доброе животное.

«Мы - большое доброе животное. Ровно и спокойно стучит его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад. Его дыхание ровное и спокойное. Вдох ртом - выдох носом, вдох носом - выдох ртом. По животному пробежала легкая добрая улыбка (передаем по цепочке)»

2. «Комплименты»

- Змейка увидела нас одним большим добрым животным. Давайте покажем, какие мы в отдельности.

- Давайте говорить друг другу комплименты. Не забывайте дотронуться до соседа, посмотреть ему в глаза и улыбнуться.

V. 6. «Камни – препятствия» (Закрепление умения детей читать слова.)

- Змейка продолжила свой путь и тут ей повстречались огромные камни-препятствия. / «УБЫ»«ИМА»«ОНТ»(Дети читают зубы, зима, зонт)

- Что ты прочитал? (Я прочитал слова)

V .7. «Разбираем камни»

(Упражнение в выполнении схемы слова.)

*Дети выполняют схему слова зима.

- Сколько слогов в слове зима? (В этом слове два слога)

-Почему вы так решили?

(Потому что в этом слове два гласных звука.)

- Назовите их. (и, а)

- Назовите первый слог. (зи)

- Назовите второй слог. (ма)

- Назовите первый звук. (з’)

- Назовите последний звук. (а)

*Дети выкладывают в кассах и выполняют схему слова зонт.

По мере выполнения – вопросы учителя-логопеда.

V.8. «Змейка в замке».

(Упражнение в чтении предложения.

Закрепление признаков предложения.)

Предложение «Она в замке.»

- Змейка продолжила свой путь и вот она уже в зАмке. Но здесь кое-что об этом написано. Кто прочитает?

- Что ты прочитал? (Я прочитал предложение.)

- Почему ты решил, что это предложение? (Потому что все слова связаны по смыслу. Все слова записаны раздельно. Начинается предложение с большой буквы, а в конце стоит точка.)

VII. Итог занятия.

- Итак, змейка в зАмке. И она очень вам благодарна за помощь.

- Понравилось вам занятие?

- Что вам понравилось?

- Какую букву мы сегодня изучили?

- Какие звуки она обозначает?

Учитель-логопед благодарит детей за работу на занятии. Каждого - в отдельности.

- Змейка благодарит вас и дарит вам черно-белые фотографии своих 13 сестер. Дома вы их раскрасите так, как захочется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Конспект НОД "Поссорились буквы Ш и Ж"

конспект  по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...

конспект занятия "Путешествие буквы Р и капитана Рыка"

Занятие рассчитано на детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Проводится с использованием интерактивных технологий Мимио....

Конспект "Знакомство с буквой Ц"

Конспект для проведения занятия по теме "Знакомство с буквой Ц"...