Консультация по теме: "Учёт различных репрезентативных систем в коррекционной работе".
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Коротаева Светлана Валерьевна

Консультация подготовлена для круглого стола в ГБОУ Школа № 2075 для психологов и учителей-логопедов комплекса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vak.docx858.01 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы консультации для специалистов         коррекционной службы комплекса  ГБОУ Школы № 2075

«Учет различных репрезентативных систем в коррекционной  работе».

                                                           Сообщение подготовила  учитель - логопед ГБОУ Школа     №2075   ДЗ   1 Коротаева С.В.                      

2017 г.


В семидесятых годах Ричард Бендлер и Джон Гриндер, изучая приоритетные способы восприятия взрослым человеком новой информации, разработали так называемую нейролингвистическую программу (НЛП).

ЧТО ТАКОЕ ТРИ СПОСОБА

ПОЗНАНИЯ?

Значительная часть нашего потенциала, определяющего наши последующие достижения, заложена в нас уже при рождении.

Естественно, когда мы взрослеем, нам хочется думать, что мы полностью воспользовались этим потенциалом.

Однако, большинство из нас вспоминая трудности, с которыми мы сталкивались в детстве в процессе познания, а также отсутствие интереса к школьным предметам, вполне обоснованно предполагают обратное.

         Разве мало бывших отличников, оказавшихся впоследствии неспособными вести серьезные проекты в силу отсутствия элементарных навыков общения с коллегами и клиентами?

Разве мало красноречивых ораторов,  так и не сумевших написать ни одного пособия или учебника из-за отсутствия навыков письменной речи?

Или мало нам встречалось крепких ребят,  бывших в школьные годы великолепными спортсменами и принятых из-за этого чуть ли ни автоматически в самые престижные университеты, которые так и  не смогли выдержать свалившиеся на них учебные нагрузки?

На протяжении нашей жизни мы познаём окружающий мир,  поглощая и используя различные виды информации.

Всем известная формула – СТИМУЛ – РЕАКЦИЯ не в силах объяснить нам все разнообразие человеческих реакций на один и тот же стимул, даже в одних и тех же обстоятельствах.

Исследователи и педагоги часто ссылаются в своих работах на различные аудитории  визуальную, слуховую и кинестетическую или тактильную, в зависимости от того, каким образом эта аудитория в основном воспринимает информацию — глазами, ушами или посредством ощущений, чувств.

Проще употреблять для описания способов познания свойственные детям такие термины, как <зритель>, <слушатель и <деятель».

Речь не идет о том, что какой—то из этих способов познания правильный или неправильный, речь идет о целенаправленной выработке  в ребенке определенного способа познания.

Известно, что девочки часто предпочитают слуховой способ познания, поскольку они более восприимчивы к звукам, а также таким общественным проявлениям, как артикуляция, подбор слов и интонации. У них обычно шире словарный запас и говорить они начинают раньше мальчиков.

С другой стороны, у мальчиков наблюдается более точное визуальное восприятие, лучшая координация и владение телом, а также,  более четкое чувство пространства, чем у девочек.

Таким образом,  мальчики чаще всего относятся к «зрителям», обладающим определенными навыками, которые потом помогут им  в школе, или к «деятелям», которым учение не будет даваться столь легко.

Естественно, существует множество исключений из этого правила.

Мы знаем великолепно координированных женщин—спортсменок и актрис, а также глубоко восприимчивых мужчин ораторов и композиторов

Важно напомнить, что способы познания не всегда бывают однозначно выражены и порой встречаются  в комбинированном виде, например «зритель-деятель»  или «зритель-слушатель», вместе с тем, множество людей предпочитают один четко выраженный способ познания.

Основные особенности «зрителя»

«Зрители» познают окружающий мир визуально, то есть при восприятии информации больше полагаются на зрительные ощущения.

Их внимание  обращено на видимые признаки знакомых объектов, они быстро схватывают и запоминают такие визуальные характеристики, как  цвет, форма и размер.

Большинство зрителей обладают великолепной зрительно-тактильной координацией и от рождения стремятся прежде всего рассмотреть объект, а затем продемонстрировать своё понятие о нём.

Действительно, большинство зрителей выделяются значительной моторикой, то есть движениями, которые задействуют одновременно,  то глаза то мелкую мускулатуру, например, мускулатуру пальцев. Нейропсихологическая связь               – ГЛАЗ-РУКА у таких детей развивается быстрее.

Зрители любят рассматривать картинки им интереснее смотреть на иллюстрации

чем слушать саму сказку.

В детском саду они с удовольствием играют в кубики, складывают пазлы,  вырезают, одним словом, все их занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук.

Они быстро учатся рисовать и писать печатными буквами, а на уроках чтения с легкостью запоминают графику коротких слов.

Ну а в более старшем возрасте зрители-дети предпочитают настольные игры, охотно рисуют, моделируют, быстро осваивают компьютер, любят видео-игры.

Обладая развитой зрительно - тактильной координацией, зрители легко справляются с задачами, требующими наличия развитых тонко— моторных функций.

Поскольку зрители, как правило, игнорируют все прочие раздражители в пользу визуальных, им необходимо особое внимание уделять развитию языковых навыков, коммуникабельности и общей физической координации.


Основные особенности «слушателя»

Слушатели познают окружающий  мир,  воспринимая голоса и звуки, предпочитают слуховые ощущения зрительным и  осязательным.

Поскольку речь воспринимается па слух, слушатели раньше, чем другие дети, начинают говорить, отличаются большим словарным запасом.

Слушателей - младенцев легко успокаивает музыка или знакомые голоса, они с радостью воспроизводят простейшие звуки.

Дети постарше любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество вопросов, правильно и хорошо говорят.

 Они рано проявляют интерес к чтению, а в начальной школе охотно читают вслух и легко запоминают указания преподавателя

В  старшем возрасте они любят слушать магнитофонные кассеты и радио, быстро запоминают на слух, предпочитают разговорные игры, или игры с отгадыванием слов.

Слушатели получают удовольствие от чтения, часто вместе с друзьями придумывают различные истории и разыгрывают их в лицах.

Так как основное внимание слушателей приковано к языку, они могут отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным и моторным восприятием.

Основные особенности «деятеля»

Деятели познают окружающий мир тактильным (или кинестетическим) способом,

То есть путем непосредственно прикосновения, ощущений,  движения.

Такой способ получения информации предполагает сильно развитую моторику, активное движение, а значит, активность крупной мускулатуры — плечей, рук, ног, спины и т.д.

Большинство деятелей—младенцев не знают покоя.

Они много двигаются сами,   любят, когда их кружат или подбрасывают взрослые.

 Деятели раньше, чем другие дети начинают ползать и  ходить.

В дошкольном возрасте они предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колесах.

Из-за врожденной  координации и хорошей ориентировки  в пространстве деятели чаще подвергаются физическому риску, чем другие дети.

Основные проблемы, с которыми «деятелям» приходится сталкиваться уже в детском саду, связаны с их неспособностью на протяжении длительного времени оставаться в покое и концентрировать все своё  внимание па одном предмете.

Их стиль -  активные игры па открытом пространстве.

В первом классе беспокойное поведение и невнимательность на уроках могут быть причиной плохой успеваемости, тогда как вне школы бесстрашные и сильные деятели неизменно завоевывают авторитет среди сверстников.

В то же время, неистовый темперамент большинства <деятелей> обуславливает такие их черты характера, как раздражительность и ранимость.

Они требуют немедленного удовлетворения желаний и  готовы бороться с трудностями.

Деятели эмоционально неустойчивы — гнев и радость чередуются с непостижимой быстротой.

«Деятели» постарше предпочитают игры на свежем воздухе, занимаются спортом. например, играют в футбол, плавают, ходят в походы, ухаживают за животными.

Их явное предпочтение физического воспитания  восприятиям зрительным и слуховым  приводит к языковым проблемам и отставанию в школе.

           СПОСОБ ПОЗНАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ  И  ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РЕБЕНКА

Родители, много раз сталкивалась с тем на практике, что,  не имея представления о собственном  способе познания, считают, что  ребенок воспринимает информацию об окружающем мире так же, как и они.

Это естественно, мы ведь видим в детях свое продолжение и подобие.

 Хорошо, если способы познания кого-то из родителей и ребенка совпадают.

 В этом случае мать может адекватно реагировать на поведение

ребенка в коллективе и его способы познания.

 Однако, для всестороннего и сбалансированного развития ребенка, которое ему так пригодится в будущем, необходимо привить навыки, свойственные всем способам познания.

Чтобы справиться с этой задачей, родителям, так же как и их ребенку, придется обратиться к чуждым ям способам познания.

А что если способы познания матери или отца не совпадают со способом познания их ребенка?

Вероятней всего, в процессе воспитания они столкнутся с еще большими трудностями, обусловленными простым фактом врожденные способности одного человека могут оказаться врожденными недостатками другого.

Начнем с того, что все взрослые (причем, совершенно бессознательно) выбирают для своих детей раздражители, которым сами отдают предпочтение.

Например, мать-слушатель, покупает для своей маленькой дочки погремушки, музыкальные игры и даже устанавливает в детской радиоприемник.

После купания деятель насухо вытирает младенца и делает массаж в то время, как слушатель - мать охотно рассуждает о мыльных пузырях.

Какова же реакция ребенка?

Ему эти раздражители либо  нравятся, либо не нравятся,

Поправятся или не поправятся игрушки и развлечения,  отобранные вами для своего ребенка — это зависит от вашего способа познания и способа познания самого ребенка.

Однако, если ваш выбор окажется неудачным, то есть не будет соответствовать врожденному способу познания ребенка, не стоит от него отказываться.

Проявите настойчивость  и помогите ребенку реализовать новые способности, которые так необходимы ему для сбалансированного развития.

Психологи часто ссылаются на книгу Ричарда Рестака «Мозг: последний барьер» (издательство Даблдей, Нью-Йорк, 1979).

Автор книги считает, что способ познания передается по наследству, так как ребенок обладает им уже в раннем младенчестве, когда воздействие других факторов может быть исключено.

Известны десятки  случаев, когда близнецы, разъединенные в силу обстоятельств, находили друга спустя много лет.

Поразительное сходство их характеров,  навыков, касающаяся даже таких мелочей как манера одеваться, тоже говорят использование  и наследования сенсорных предпочтений. .

Обычно специалисты—генетики предупреждают, что дети, скорее всего, унаследуют эти же отклонения. Вспомните, как часто вы думаете:

«Господи, она вылитая мать» — когда видите безуспешные попытки ребенка устоять па коньках, или когда не можете оторвать его от книги, или когда слышите, с какой яростью она барабанит по клавишам своими непослушными пальцами.

На самом деле, подобные сравнения приходят вам в голову далеко не случайно. Они говорят о том, что у детей существует и проявляется способ познания!

Сенсорные предпочтения могут повлиять и на взаимоотношения в семье, поскольку общение между её членами происходит в соответствии с их способами познания.  ( Пример со стенкой)

                                Серьезные отклонения в развитии ребенка

Существует ряд симптомов или особенностей в поведении ребенка, при появлении которых, необходимо вмешательство специалиста.

Данная памятка называет эти особенности и указывает, когда лучше обращаться за помощью.

Если в поведении ребенка проявится одна или сразу несколько особенностей, вам следует обратиться за консультацией к специалистам, которых рекомендуют в каждом разделе.

Если вы хотите получить более полную информацию о том, чем конкретно занимается тот или иной рекомендованный мною специалист, обратитесь к памятке «Кто является экспертами?».

Речь

Рекомендованные специалисты: Лечащий врач, педиатр, аудиолог.

В первый Год жизни ребенок не реагирует на звук.

В возрасте одного года не отзывается на свое Имя.

Рекомендованный специалист — логопед.

— В два года ребенок не произносит ни одного слова.

— В 3 года не может составить простое предложение.

— С того момента, как ребенок начал говорить, его речь носит бессвязный характер

В три года часто повторяет слова и фразы,

моргает и заикается при произнесении отдельных слов.

Макромоторные навыки

Рекомендованные специалисты: Лечащий врач, педиатр

В младенчестве ребенок пассивен, имеет пониженный мускульный тонус.

В возрасте 1 года не может сидеть без опоры,

Не умеет ползать правильно чередуя движения рук и ног.

— Научившись ходить, ребенок с Трудом держит равновесие, часто падает, двигается неуклюже.

— С большим трудом, по сравнению со своими ровесниками, учится ездить на велосипеде, кататься па коньках, попадать по мячу и др.

Чрезмерно активен, не способен контролировать движения, сконцентрировать внимание

Микромоторные навыки

Рекомендованные специалисты: Лечащий врач, педиатр

В первый год жизни ребенок не в состоянии проследить взглядом за движущимся предметом.

— В первый год жизни не в состоянии установить зрительный контакт,  с членами семьи.


Сводная таблица особенностей восприятия.

Вид восприятия

(репрезентативная

система)

Особенности

 Познавательной сферы

Особенности

Эмоциональной сферы

Поведения и общения

                         Особенности

воздействия

и  коррекция

       

          ВИЗУАЛ

 Чтобы понять что-то, надо увидеть, рассмотреть, представить в зрительных образах.

Нуждаются в наглядности. Для того, чтобы понять, такому ребенку необходимо УВИДЕТЬ, РАССМОТРЕТЬ, ПРЕДСТАВИТЬ В ЗРИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗАХ.

Хорошо развиты зрительные:

  • память
  • восприятие, внимание

 легко ориентируется в наглядном материале, но сложно воспринимает задания на слух. (незнание правил, не встречал в тексте)

Малоразговорчив, друзей нет или эпизодические, Контакты завязывает с трудом, любит рассматривать картинки. К животным равнодушен. Гулять не очень любит. В одежде предпочитает красоту, очень разборчив, мнение людей и удобство и практичность на втором месте.

Театр производит впечатление, но рассказывает мало.  Сложности во взаимоотношениях, общении и вхождении в коллектив. В стрессе замыкается, ведет себя отчужденно. Если конфликт очень сильный – убежит из дома.

Не любят, когда их тормошат и тискают.

Стимул – медальки, звездочки.

Рабочее место организует взрослый

(сидит и ждет)

Нужен постоянный зритель.

Учить общаться, делиться чувствами

Развитие телесного доверия.

АУДИАЛ

опора на слуховые стимулы. Для него важно слышать, проговорить про себя или вслух эту информацию. Все, что он видит и чувствует,  он стремится проговорить, назвать.

Для такого ребенка важно  УСЛЫШАТЬ И ПРОГОВОРИТЬ ВСЛУХ ПОЛУЧЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ.

Хорошо развиты слуховые:

  • память
  • восприятие, внимание

трудно сосредоточиться, сложности в решении задач, предпочитает спросить у  ребенка, сидящего рядом, что на доске, чтобы услышать зрительную информацию, проговаривает вслух заданное. Аудиал – офцы, двигаца. – то, что слышит в шепотной речи, то и выдаст на письме.

Непослушен, возражает на замечания. Не любит красочных развлечений. Любит слушать песни, и петь.

Очень рано начинает говорить (к 2 годам - болтун), говорит даже сам с собой. В контакт вступает легко, даже с незнакомыми. Производит впечатление- начитанного, умного. Легко отгадывает загадки (на слух) . При освоении алфавита долго не может запомнить буквы, цифры. Любит слушать чтение (больше мультиков)

В стрессовых ситуациях часто срывается на крик, или твердит 1 фразу (не буду тебя любить  )

Запаздывающее развитие внутренней речи (детскость)

При обучении чтению трудно понять, что и в слове гусь и в слове гром первая буква «Г», т.к. для него это «гу»  и «гро»  (Как соль и до) Много детей логоневрозников.

Стимул – похвала, аплодисменты.

Рабочее место организует взрослый

(ходит рядом и рассказывает о чем-то)

Необходим собеседник

 Одновременное освоение чтения и письма (Слышу, говорю, пишу)

Развитие произвольности в речевом общении, самоконтроль.

КИНЕСТЕТИК

Необходимы активные действия с предметом, изучения.

Ему надо пропустить все увиденное и услышанное через собственные чувства, потрогать, проиграть ситуацию. Для них важное значения имеют ощущения тела, движения, запахи, вкус.

Хорошо запоминает, то, что прошло через 3-4 органа чувств, сложно долго удерживать внимание, если нет движения. (быстро утомляется от безделья).

утомляется от монотонной работы через 15 минут, он предпочитает действовать с раздаточным материалом, сложности с запоминанием цифр, букв (легче усваивает, если их можно потрогать, вылепить, сложить, нарисовать в виде персонажа, слабо развита внутренняя речь.  Отсутствует зрительный контроль в процессе написания.

Очень большая подвижность. Его утомляет бездействие. В речи очень много глаголов,..  Вечно что-то придумывает. Очень любят животных. Не сформирован внутренний голос, отсутствует зрительный контроль.

 При конфликтах сжимается в комок, убегает, бьет.

Обязательно буквы на ощупь и читать с пальцем.

Не развита внутренняя речь.

Двигается, Замкнута – зажата,-  самые нелепые ошибки.

Стимул - пошаговое продвижение, построение башенки, за правильный ответ, наглядное движение времени (песочные часы),

Рабочее место организуют сами

 Всем буквам и цифрам дать образ. Дать возможность лепить их, выкладывать из палочек…

        C:\Users\пользователь\Desktop\фото.JPG

        

Все дети очень разные, по- разному воспринимают, запоминают материал, поэтому в работе надо чаще использовать игры и задания,  в которых задействовано, как можно больше анализаторов.    Я в своей работе использую детские звучащие настольные игры, переделывая в них карточки и задания  (задействованы речевой, слуховой, зрительный, тактильный анализаторы). Использую их для развития лексико-грамматического строя речи, для увеличения словаря, для автоматизации и дифференциации поставленных звуков (показ игр и карточек, выполнение заданий участниками круглого стола).                                            

     Можно на занятиях использовать планшет «ЛОГИКО – Малыш».

      (Задействованы  речевой,   слуховой, зрительный и тактильный анализаторы).

Эта игра  Издательского Дома «Зимородок». К ней можно приобрести карточки по многим разделам, в том числе и по развитию речи: «Поймай звук», «Поймай слог», «От звука к слову», «От слога к слову», «Прилагательные», «Глаголы», «Существительные», «Антонимы и синонимы». Так же удобно использовать карточки из раздела «Мир природы» для активизации и расширения словарного запаса ребёнка. Для развития логического мышления подойдут карточки из разделов «Психология», «Математика».  

  Часто в работе с детьми использую  «Волшебный мешочек». Дети должны услышав инструкцию, догадаться и достать нужный предмет или букву на ощупь. Использую «тактильные дорожки»  из разных материалов. Дети, переставляя  пальчики на разные поверхности, одновременно выполняют задание (также задействованы многие анализаторы).

      Для этих же целей хорошо использовать мяч, обруч (например, ребёнок должен назвать 5 названий овощей, держа обруч над головой и опуская его до пола), или выполнять задание,  стоя на вращающемся диске, или в определённой позе (например, на одной ноге).

   Гораздо выше вероятность того, что ребёнок усвоит пройденный материал, если при выполнении заданий, мы задействуем как можно больше анализаторов.

C:\Users\пользователь\Desktop\фото2.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Применение массажера "Су-джок" в коррекционной работе с дошкольниками"

Методика использования массажного шарика "Су-джок" в коррекционной работе с детьми имеющими речевые нарушения....

Консультация для родителей по теме: «Использование мнемотехники в коррекционной работе по развитию речи детей дошкольного возраста».

Данная консультация предназначена для родителей дошкольников. Из консультации можно узнать об основных понятиях, этапах и результатах работы по развитию речи с использованием мнемотехники....

Консультация для воспитателей "Дидактические игры как средства оптимизации коррекционной работы воспитателя "

   Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренир...

Консультация для воспитателей логопедической группы " О приемственности в коррекционной работе логопед и воспитателя"

В консультации проводится анализ  совместной работы логопеда и воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи. Выделяется первоочередные и второстепенные задачи коррекционной рабо...

Консультация на тему: «Учёт новых стандартов в воспитании гендерной направленности у дошкольников».

Консультация на тему:«Учёт новых стандартов в воспитании гендерной направленности у дошкольников»....