Коррекционный блок учителя-логопеда ГБОУ Школа №2075 ДЗ 1, Коротаевой С.В., к Адаптированной образовательной программе для детей с ринолалией.
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему

Коротаева Светлана Валерьевна

Рекомендовано учителям-логопедам дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_rinolalii.docx83.29 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 2075

Дошкольное отделение 1

Коррекционный блок учителя-логопеда Коротаевой С.В.                                   по реабилитации ребенка

инвалида страдающего  ринолалией.

        2017-2018

Пояснительная записка

В программе по коррекции ринолалии открытой мы попытаемся отразить основные этапы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими ринолалией в послеоперационный период, опираясь на  результаты многолетних практических наблюдений логопедов и дефектологов, организацию коррекционного процесса, характеристики детей, некоторый практический материал.

Общая цель этой программы – отразить поэтапное устранение у детей с открытой ринолалией  специфических дефектов произношения, развитие физиологического дыхания, фонематического восприятия, артикуляции, закрепление полученных произносительных навыков. Специальными приемами исправляется звукопроизношение, развивается фонематическое восприятие, слуховая память, анализ и синтез звукового состава речи, осуществляется обучение детей элементарным навыкам чтения, чтобы дети с ринолалией открытой были готовы к обучению в речевой или общеобразовательной школе.

Работа по устранению открытой  ринолалии строится с учетом дидактических принципов. Это доступность, наглядность, системность, последовательность, сознательность и активность в обучении, а также учетом особенной структуры дефекта детей с открытой ринолалией .

Ринолалия открытая может сочетаться с другими тяжелыми речевыми расстройствами – дизартрией, ОНР, заиканием и требует комплексное и систематическое наблюдение и работу других специалистов – хирурга, ортодонта, психолога и др.

ХАРАКТЕРИСТИКА РИНОЛАЛИИ ОТКРЫТОЙ

Ринолалия – это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, которые возникают из-за нарушения анатомического строения речевого аппарата.

Классификация ринолалии.

По характеру выдыхаемой струи ринолалия может быть открытая, закрытая, смешанная.

     По этиологии - органической и функциональной.

При открытой органической ринолалии воздушная струя во время речи проходит одновременно через рот и нос, вследствие чего возникает носовой оттенок при произношении все звуков. Открытая органическая ринолалия чаще всего является следствием врожденных расщелин твердого и мягкого неба – двусторонни, односторонних, изолированных расщелин, субмукозных щелей.

Приобретенная открытая ринолали образуется при парезах, параличах мягкого неба, при ранах твердого и мягкого неба. По данным Всемирной организации здравоохранения, около 7% рожденных детей имеют врожденные пороки черепно-лицевой области. По данным отечественных специалистов Научно-практического центра медицинской помощи детям с пороками развития черепно-лицевой области и врожденными заболеваниям нервной системы в г. Москва на территории СНГ количество новорожденных с расщелинами губы и неба составляют       1- 300 – 1:700 и неблагоприятная тенденция к росту рождаемости детей с данным видом патологии сохраняется.

Характеристика речи детей с ринолалией.

Результаты  работы над речью у детей с ринолалией зависят от качества проведенной операции по закрытию врожденной расщелины, возраста ребенка, состояния слуховой функции, общего уровня развития, состояния здоровья ребенка.  Структура дефекта речи у детей с открытой ринолалией сложна. Анатомический дефект неба вызывает нарушения дыхания, фонации, дискорреляцию языка. Из-за отсутствия разграничения полостей носа и рта у детей резко укорачивается время выдоха, понижается давление воздуха в надскладочном пространстве. Некоторые дети, пытаясь уменьшить утечку воздуха в нос, напрягают мышцы лица, отчего они вовлекаются в артикуляцию.

Звукообразование при открытой ринолалии дефектно. Этому способствует дискорреляция языка кзади. Ребенок, пытаясь закрыть расщелину неба, привыкает оттягивать спинку языка в глубь ротовой полости. Истонченный, вялый кончик языка лежит в середине полости рта, не принимая участия в звукообразовании. Массивный поднятый корень языка препятствует проходу воздуха в ротовую полость. Выдыхаемый при речи воздух вследствие этого идет в носовую полость, вызывая назализацию. Назализация может быть выраженной и слабовыраженной.

   Утечка воздуха в нос очень затрудняет образование направленной воздушной струи, которая необходима для образования звуков, особенно согласных. Образование согласных звуков происходит за счет смычки корня языка, оттянутого кзади и задней стенки глотки. Это фарингиальный, глоточный способ образования звуков. Так произносятся глухие согласные звуки. Звонкие же звуки образуются на уровне гортани, этот способ звукообразования называют ларингиальным (гортанным). Гласные звуки произносятся с оттянутым кзади языком.

   Мягкое небо у детей укорочено. В речи мягкое неб приближается к задней стенке глотки, создавая небно-глоточное смыкание. Максимальное поднятие неба необходимо для произношения звуков А, С, уменьшается смыкание на звуки У, О, Э. У детей с открытой ринолалией нарушена мышечная взаимосвязь всех мышц артикуляционного аппарата.

   Деформация зубочелюстной системы также создает условия для неправильного звукопроизношения. Открытый прикус, прогения, прогнатия не позволяют правильно артикулировать. Односторонние и двусторонние расщелины, укорочение мягкого неба затрудняют произношение звуков. У многих детей с открытой ринолалий речь невнятна, т.к. формирующиеся звуки своеобразны по артикуляции и звучанию. Произношение многих согласных звуков особенны трудны для детей. Это звуки С, З, Ц, Ш, Ж, Ч ,Щ, которые надо произносить с одновременным ротовым выдохом, а у детей отсутствует направленная воздушная струя.

    У детей часто отмечается тотальное нарушение звукопроизношения. Голос слабый монотонный, это группа детей с атипичной компенсаторной артикуляцией. У них наиболее низкий показатель разборчивости речи. Но фонетический анализ произношения детей детей с открытой ринолалией, выделяет группу детей без атипичных компенсаторных артикуляций. Дети не используют фарингиальный и ларингиальный способ образования звуков, их речь более разборчива для окружающих.

   Таким образом, в структуре речевой деятельности при ринолалии открытой дефект фонетико-фонематического строя речи является ведущим. Первичны нарушения фонетического строя речи, который накладывает отпечаток на формирование фонематического слуха и лексико-грамматического строя речи. Ринолалия открытая может сочетаться с другими речевыми нарушениями – дизартрией, общим недоразвитием речи, заикание.  

После обследования заполняется речевая карта (см. приложение) и пишется логопедическое заключение. Недостаточно в заключении написать ринолалия открытая.  В заключении должно быть указано вследствие чего возникла ринолалия открытая и отражена структура дефекта. Некоторые примеры логопедических заключений:

  1. Ринолалия открытая вследствие односторонней сквозной расщелины (слева) верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба. Снижение фонематического слуха.
  2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи вследствие ринолалии открытой, изолированная расщелина твердого и мягкого неба.
  3. Ринолалия открытая вследствие двусторонней сквозной расщелины верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба, общее недоразвитие речи 3 уровня.

Организация работы.

        Логопедические занятия с ребенком 3х лет, страдающим ринолалией, проводятся строго индивидуально. Это объясняется различными клиническими проявлениями ринолалии. При  тщательном зрительном контроле логопеда за каждым артикуляционным движением, звучанием фонем, дыханием ребенка. Продолжительность занятия  20 минут с обязательной динамической  паузой. Занятие проводится по всем разделам коррекционно-педагогической работы 2 раза в неделю. У ребенка должна быть индивидуальная тетрадь, где подробно записываются все указания логопеда, дидактический материал, дозировка упражнений, домашнее задание. Один раз в неделю логопед встречается с родителями. Родителям лучше заниматься 2-3 раза в день по 10-25 минут за одно занятие.

   В обязанности воспитателя группы, которую посещает ребенок-инвалид входит знание индивидуальных особенностей ребенка, его возможностей. Воспитатель должен  уделять внимание таким формам работы, которые способствуют снятию отрицательных переживаний, связанных с дефектом, создавать положительный фон в межличностных отношениях детей с ребенком с ринолалией. Если у ребенка ринолалия сочетается с общим недоразвитием речи, воспитатель должен расширять знания детей об окружающей жизни в соответствии с Программой:  в процессе формирования элементарных математических представлений, на занятиях по конструированию и изодеятельности, физической культуре, развивать графические навыки, навыки самообслуживания и элементов труда, проводить коррекцию моторного развития детей.  Если у ребенка нет носового оттенка в речи, то поставленные звуки даются логопедом на автоматизацию, после тщательного объяснения того, как должны выполняться упражнения. Воспитатель в этих случаях должен следить, чтобы поставленный звук ребенок употреблял в связной речи.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Основные принципы работы логопеда при ринолалии открытой.

      Из всех изученных методик по коррекции речи при ринолалии открытой (А.Г. Ипполитовой, И.И. Ермаковой, Г.Н. Соломатиной, В.М. Володацкого, Е.А. Соболевой и др.) Мы брали все, что можно направить на устранение этого сложного речевого дефекта. Изучив многие направления работы, мы отдаем предпочтение в своей работе методике А.Г.Ипполитовой, используя ее исследования, в том числе и принципы логопедической работы, последовательность постановки звуков, параллельность в формировании дыхания и звуков, символику в обозначении звуков и многое другое. Неоднократное применение этой методики с другими методиками, например, по развитию артикуляции, дыханию, применение логопедического массажа, активной и пассивной гимнастики мягкого неба (Е.А. Соболевой, Г.Н. Соломатиной, В.М. Володацкого) помогало нам значительно улучшить речь детей с ринолалией открытой.

Основная задача логопедической работы при открытой  ринолалии является формирование нормального звучания речи, то есть формирование речи без носового оттенка.

Принципы логопедической работы при ринолалии открытой вытекают из причин дефекта и его сути.

  1. В основе всей работы принцип использования физиологического дыхания, которое постепенно перевоспитывается в речевое с ротовым выдохом.
  2. Принцип параллельности в формировании дыхания и звуков.
  3. Определенная последовательность работы над звуками. Звуки речи взаимосвязаны и поэтому нормально звучащие звуки одной группы являются базой для формирования следующих звуков.
  4. Использование специальной артикуляционной гимнастики. Следует избегать грубых артикуляционных упражнений, которые не являются основой каких-либо звуков. Следить, чтобы ребенок выполнял упражнения без напряжения, легко. Дополнительные упражнения надо применять только в случаях комбинированных расстройств, например, при дизартрии, с учетом полезности этого упражнения и служить формированию определенных артикуляционных укладов речевых звуков.
  5. Ребенок не должен знать заранее, над произношением какого звука он работает.
  6. После того, как звук будет сформирован, вводится буквенное обозначение звука и проводится его автоматизация в словах и фразах под контролем логопеда. Первые 10-15 занятий контроль за формированием необходимых навыков осуществляет только логопед, т.е. ребенок не получает задания на дом.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ РИНОЛАЛИИ ОТКРЫТОЙ.

  1. Коррекция физиологического и речевого (фонационного) дыхания.
  2. Развитие полноценного небно-глоточного смыкания.
  3. Формирование артикуляционных укладов и артикуляционных движений.
  4. Коррекция звукопроизношения.
  5. Устранение назального оттенка голоса.
  6. Работа над просодикой речи.
  7. Развитие фонематического восприятия.
  8. Развитие лексико-грамматической стороны речи.
  9. Развитие связной речи.
  10.  Психологическая помощь ребенку.

ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ РИНОЛАЛИЕЙ ОТКРЫТОЙ

Период

Основное содержание работы

Рекомендации

Развитие фонематичекого восприятия

Сентябрь- первая половина

ноября

Вторая половина ноября – февраль

Март- май

  1. Обследование речи ребенка. Заполнение речевой карты.
  2. Формирование физиологического и фонационного дыхания:
  1. Постановка диафрагмально-реберного типа дыхания.
  2. Отработка направленной воздушной струи при фонации
  3.  Дифференциация носового и ротового дыхания. Схема последовательности выполнения различных видов вдоха и выдоха (по А.Г. Ипполитовой)

  1. Формирование артикуляционных укладов и артикуляционных движений

  1. Логопедический массаж артикуляционных и мимических мышц
  2. Гимнастика артикуляционного аппарата

       

  1. Развитие полноценного небно-глоточного смыкания
  1. Массаж мягкого и твердого неба
  2. Гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки

  1. Коррекция  звукопроизношения.

   Последовательность работы над звуками (по А.Г. Ипполитовой)

ГЛАСНЫЕ   ЗВУКИ            

       А, Э, О, Ы, У, И

        Я, Е, Ё, Ю, Й

     СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ                

                Ф, С, Ш, Щ, Х

          П, Т, К, Ц, Ч

          В, З, Ж

 Б, Д, Г                                           Л, Р, М, Н  

МЯГКИЕ   ЗВУКИ

      в том же порядке

  1. Для работы над гласными звуками используем символы звуков (по А.Г. Ипполитовой)

  1. Формирование длительного ротового выдоха на примере фонем: Ф, С, Ш, Щ, Х

     Работа над звонкими согласными проводится в последовательности                                   В, З, Ж, Б, Д, Г.

  1. Формирование короткого ротового выдоха при реализации взрывных согласных звуков

 П, Т, К, Б, Д, Г.

  1. Дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании произношения сонорных звуков и аффрикат: Л, Р, М, Н, Ц, Ч.

  1. Формирование мягких звуков

  1. Вызванные звуки автоматизируются на доступном речевом материале

  1. Работа над просодикой речи

                 

Добиваться легкого дутья без напряжении, не напрягая плечи, шею. Занятия проводят лежа, сидя, стоя в игровой форме.

Положить на живот мягкую игрушку для зрительного контроля.

   Дыхательные упражнения выполняются не более 5 раз подряд.

Дома заниматься по 10-15 минут до 5 раз в день. Предлагаем ребенку поплевать на высунутый язык, подуть на кончик языка (положить ватку), выплюнуть крошку и т.д.

     Используем специальную дыхательную гимнастику (см.приложение).

 

  Обращаем внимание детей на ощущения

проходящей по слизистой ротовой и глоточной полости воздушной струи во время вдоха и выдоха. Движения выдыхаемой через рот струи контролируем ваткой.

     У детей необходимо устранить патологические особенности артикуляции и взаимодействия артикуляционных и мимических мышц.

     Логопедический массаж (ручной) и артикуляционная гимнастика проводятся одновременно, ребенка знакомят с органами артикуляции:

игра «Что нам помогает говорить?». Развитие артикуляционного праксиса проводится одновременно с развитием речевого дыхания.

Массаж мягкого неба проводится в течение 6-8 месяцев после уранопластики. Продолжительность массажа на одном участке 3 

Коррекция звукопроизношения идет параллельно с работой над дыханием.

Каждое занятие начинается с повторения всего изученного. В начале проводятся многократные повторения каждого типа упражнений, позже, после усвоения материала, достаточно беглого их повторения.

 

 особое внимание на положение кончика языка при произношении гласных звуков, на выдох изо рта, каждый ротовой выдох контролируется ваткой, окрашенной в разные цвета. Очень важно добиваться открытия рта на 2 пальца.

        

   Добиваться сопряженого, отраженно, ребенок самостоятельно «читает» по символам.

    Тренировка правильного ротового выдоха продолжается, как при формировании гласных, так и согласных звуков.

     Следим, чтобы ребенок заранее не знал, над каким звуком будем работать.

    При работе над согласными звуками используем символы. Например,      

     « Парусная лодка», где «парус» - это язык. Или «Погреем руки» при постановке звука Х.

      При постановке звуков используем тактильно-вибрационный контроль.        Указательный палец ребенка кладем на щитовидный хрящ, логопед демонстрирует, при ротовом выдохе без голоса у глухих звуков гортань

мягкая, а у звонких звуков гортань напрягается.

   

 Поставленный звук обозначается соответствующей буквой.

    Обратить внимание детей на мгновенность и порывистость выдыхаемой струи. Опять используем контроль ватой и тактильно-вибрационный контроль.

При постановке всех звуков используем опорные (исходные) звуки. Это облегчает и ускоряет работу. Цепи опорных звуков по А.Г. Ипполитовой

Так же используется общепринятая методика.

 

Формирование мягких звуков проводиться в той же последовательности, что и твердых звуков. При отсутствии сопутствующих расстройств – тугоухости, дизартрии, ОНР постановка мягких звуков у детей не составляет особых трудностей. Часто

они появляются спонтанно.

   

Вся логопедическая работа с дошкольниками с ринолалией должна быть максимально наглядной и эмоциональной.

   Проводится в общении, игре, при чтении.

  1. Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки

  • Звучащих инструментов (свисток, дудочка).
  • Звучащих предметов (крупа в коробочке, шелест листьев).
  • Действий предметов (хлопанье, скрип, звуки транспорта)
  • Игры на узнавание голосов товарищей и тд. (Игра «Кто позвал?», «Кто кричит?», «Угадай, на чем играют три медведя», «Кто пришел в гости»)
  • Дифференциация речевых и неречевых звуков.
  • Различение слогов из правильно произносимых звуков.

Работа по развитию фонематического слуха проводиться только на материале правильно произносимых звуков. Если дети смешивают

ротовые-носовые звуки, ротовые звуки заменяются на носовые, работа по дифференциации слогов проводиться наиболее

полно.

   

 

Если у ребенка дефекты произношения типичны для других речевых нарушений, то работа с детьми этой группы проводиться выборочно и материал изучается в достаточно быстром темпе.

    После того, как  ребенок хорошо научится различать  сложные слоговые ряды,  проводится работа по различению слов, близких по звуковому составу на примере правильно произносимых звуков:

  • повторить за логопедом слова, близкие по звучанию.

  • сравнить лексические значения слов, близких по звучанию.

  • подобрать картинки к словам, близким по звуковому составу. (Выдели слог «на» из слогового ряда – на – ма – да – на – ма).

  • Найди лишний слого на-на-ма-на.

  • Повтори за логопедом слова, близкие по звуковому составу, обратив особое внимание на конечный согласный звук: вол-пол-дол-кол-тол.

  • Сравнить лексические значения слов, близких по звучанию: лыжи-лужа.

  • Подобрать картинки к словам, близким по звуковому составу: лук-сук, булка-белка,

       уточка-удочка.

  • Выбери лишнее слово по звуковому составу не похожее на остальные: мак – бак – так – башмак.

Дополни предложение, выбрав по картинке нужное слово:

       У девочки (батон, бутон)

       У мальчика (бинт, винт)

  • Исключить лишнее слово: кот – дом – сом – мох.

  • Разделить картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки       н-м  в 2 столбика (машина, носки, майка, ноги, мыло, мухомор).

  • Отобрать из набора картинок только те, в названии которых есть звук Ф: фартук, вата, фата, фантик, ванна, фрукты, флажок, флакон, ворона.

  • Игра «Доскажи словечко». Логопед читает стихотворение, ребенок должен вставить пропущенное слово:
  • Шепчет ночью

мне на ушко

  Сказки разные….(подушка)

  • Шел по лесу шустрый мишка,

На него свалилась…(шишка)

  • Логопед читает стихотворение, ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное слово.
  • Что скатали мы зимой? (дом, ком, гном, сом)
  • Что построим мы с тобой? (дом, ком, гном, сом)
  •  На крючок в реке попал? (дом, ком, гном, сом)
  • Может все, хоть ростом? (дом, ком, гном, сом)

  1. Развитие звукового анализа и синтеза.

  Ребенок должен овладеть следующими навыками:

  • Вычленение первого и последнего звука в слове.
  • Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

  • Определение звука перед или после выделенного звука, последовательности звуков в слове.
  • Определение количества звуков или слогов в словах.

    Выделяют два этапа обучения звуковому анализу:

  1. Подготовка к звуковому анализу и синтезу на уровне предложения, составление схем предложений, определение количества слов и их порядок.
  2. Звуковой анализ и синтез на уровне звука. Звуковой анализ и синтез проводится только на материале правильно произносимых звуков.

 

   Особенность работы над звукопроизношением у детей, страдающих ринолалией заключается в следующем:

  • Параллельность в работе над дыханием и звукопроизношением.
  • Осознанный слуховой контроль ребенка над звукопроизношением.
  • Введение буквенного обозначения изучаемых звуков, что также служит подготовкой к обучению грамоте.
  • Автоматизация и дифференциация звуков в различных условиях (слог, слово, предложение, текст.)
  • Предупреждение дисграфии.
  • Если у ребенка наблюдается еще ОНР, то лексико-грамматический материал отрабатывается в соответствии с Программой работы по преодолению ОНР.

            В итоге логопедической работы ребенок, страдающий ринолалией открытой, должен правильно артикулировать, произносить звуки в различных формах речи и быть готовым к школьному обучению.

Практический материал по

коррекции ринолалии открытой

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ОТКРЫТОЙ РИНОЛАЛИЕЙ

I. Общие сведения

  1. Дата обследования:        
  2. ФИО ребенка:        
  3. Возраст:        
  4. Домашний адрес:        
  5. Наличие двуязычия в семье:        
  6. Посещал ли дошкольное учреждение:        
  7. Данные специалистов (психоневролога, невропатолога, отоларинголога, окулиста):        
  8. Наличие сопутствующих заболеваний:        

9.        Жалобы родителей:        

10.  Данные о родителях:

  • возраст        
  • здоровье        
  • профессия, условия работы        
  • социальные условия        
  • сколько детей в семье, какой по счету обследуемый ребенок, нет ли других детей с аномалией        
  1. От какой беременности ребенок:        
  2. Наследственность по прямой (косвенной) линии:        
  3. Характер течения беременности:
  • заболевания во время беременности, травмы, токсикозы, угроза прерывания беременности (нужное подчеркнуть)        
  • применяла ли мать лекарственные препараты (какие)        
  • место работы во время беременности        
  • питание        
  • физические нагрузки        
  • психологическая обстановка в семье        
  • психический стресс        

резус-фактор        

II. Данные анамнеза

  1. Характер течения родов (стремительные, затяжные, стимулирование, обвитие пуповиной, кесарево сечение, асфиксия, гипоксия и т.п.):        
  2. Крик (сразу, после реанимационных мероприятий):        
  3. Рост, вес при рождении:        
  4. На какие сутки принесли кормить:        
  5. Сколько времени продолжалось грудное вскармливание:

9. Особенности питания ребенка:        

10.        Перенесенные заболевания, травмы, интоксикации:

  • до года        
  • после года        

11.        Хирургическое вмешательство (в каком возрасте):

  • хейлопластика        
  • стафилопластика        
  • уранопластика        
  • косметические операции        

12. Лечение у ортодонта:        

III. Раннее психомоторное развитие

  1. Начал держать голову:        
  2. Стал самостоятельно сидеть:        
  3. Стал самостоятельно ходить:        
  4. Время появления первых зубов:        
  5. Поведение ребенка до года (спокойный, беспокойный, как ребенок спал):        
  6. Появление навыков самообслуживания:        

IV. Данные о ходе раннего речевого развития

  1. Гуление:        
  2. Лепет:        
  3. Первые слова:        
  4. Первые фразы:        

  1. Протекание речевого развития (скачкообразно, постепенно, с перерывами):        
  2. Занятия с логопедом (с какого возраста, сколько времени, результаты занятий):        

V. Обследование органов артикуляции

1. Строение органов артикуляции.

А. Твердое нёбо (нужное подчеркнуть):

  • форма (нормальное, узкое высокое, куполообразное, низкое уплощенное)        
  • врожденная несквозная расщелина нёба        
  • субмукозная расщелина нёба        
  • врожденная сквозная левосторонняя расщелина нёба        

— врожденная сквозная правосторонняя расщелина нёба

  • врожденная сквозная двусторонняя расщелина нёба        
  • частичная расщелина нёба        

Б. Длина мягкого нёба:        

В. Состояние альвеолярного отростка (норма, расщелина):

Г. Зубочелюстная система:

  • ортогнатический прикус        
  • дистальный прикус        
  • мезиальный прикус        
  • передний открытый прикус        
  • боковой открытый прикус (левосторонний, правосторонний, двусторонний)        
  • наличие диастемы        .        
  • неправильное строение зубов (редкие, кривые, мелкие, лишние, вне челюстной дуги)        

2.        Функции органов артикуляции:

  • подвижность мягкого нёба (подвижно, ограничено, неподвижно)         
  • состояние нёбно-глоточного затвора        
  • подвижность и активность губ        
  • подвижность и активность языка        
  • подвижность и активность нижней челюсти        

3.        Моторика языка:

—сила, объем движений        

—        переключаемость с одной артикуляционной позы на
другую        

  • умение удержать позу        
  • наличие синкинезий        

4.        Тип и характер дыхания:

—        тип дыхания (верхнеключичное, грудное, диафрагмальное

— частота дыхания, ритмичность и сила

—        возможность дифференциации носового и ротового
дыхания        

—ротовая воздушная струя (сформирована, слабая, короткая, достаточной длины, отсутствует)        

—координация вдоха и выдоха        

5. Особенности голоса:

  • сила звучания        
  • тембр         
  • высота        
  • степень назализации        

VI. Состояние звукопроизношения

Заполнить звуковую карту .

VII. Состояние фонематического слуха                                                                    VIII. Словарь

  1. Пассивный:        
  2. Активный:        

IX. Грамматический строй речи

Понимание грамматических форм и употребление их в активной речи        

X. Произношение слов сложного слогового состава

  1. Сокращение групп согласных:        
  2. Прекращение звучания согласного на конце слова:        
  3. Опускание начального согласного звука:        
  4. Добавление лишнего согласного в слог:        
  5. Перестановка звуков в слове:        
  6. Уподобление слога:        
  7. Сокращение числа слогов:        
  8. Добавление числа слогов:        

XI. Связная речь

  1. Беседа:        
  2. Составление рассказа-описания:             
  3. Составление рассказа по сюжетной картинке:        
  4. Составление рассказа по серии картинок:        
  5. Пересказ:        

XII. Общее развитие ребенка

  1. Интеллект:        
  2. Знание цветов:        
  3. Конструктивная деятельность:        
  4. Мелкая и общая моторика:        

5.        Психические особенности:

  • контактность (легко, постепенно, избирательно, негативно)        
  • отношение к обследованию (заинтересованное, безразличное, отрицательное)        
  • поведение (адекватное, неадекватное, двигательные расстройства)
  • внимание (устойчивость, переключаемость)        
  • деятельность (направленность, хаотичность, переключаемость)         

—работоспособность (утомляемость, истощаемость)        

Заключение          

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

МАССАЖ ПРИ МЫШЕЧНОМ НАПРЯЖЕНИИ В ОБЛАСТИ ЛБА, НОСА, ЩЕК.

Массаж проводится в исходном положении (ИП) «лежа на спине» при полном расслаблении всего тела, или в исходном положении «сидя», головой на подголовнике.

1.Поглаживание лба кончиками 3-4 пальцев,
направление движений от средней линии лба к волосистой части головы.

2. Поглаживание носа кончиками 2-3 пальцев движениями от кончика носа к переносице.

3. Поглаживание щечной области кончиками 2-3 пальцев

от спинки носа к височной области;

от средней линии верхней губы к уху;

от средней линии подбородка к мочкам ушных раковин.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

МАССАЖ ВЕРХНЕЙ ГУБЫ.

  1. Языком в преддверии полости рта.
  2. Набирать теплую воду и полоскать зубы, удерживая воду под губами.
  3. «Пальцевой душ» - постукивание около рубцов подушечками     пальцев.
  4. «Щипки пальцами»

                                           МАССАЖ    НЁБА                                                                                                                                          При массаже нёба применяются поглаживающие и надавливающие движения. Ребёнок сам вначале:

              - Поглаживает нёбо влажной подушечкой большого  пальца по всей поверхности в направлении от альвеол к краю мягкого нёба по средней линии, а потом правее и левее от неё.

          - Затем делать надавливающие движения в области рубцов

          - Винтообразные движения

         - Поглаживание

             Сначала одну минуту по пять раз в день, далее три      минуты по      десять раз в день.  Один раз прогладить и размять нёбо, затем десять раз в день с интервалом в один час прогладить и размять нёбо по три раза подряд.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

МИМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА ПРИРОТОВОЙ ОБЛАСТИ.

  1. Губы в трубочку и расслабить.
  2. Углы рта в стороны и расслабить.
  3. Выдувание воздуха из уголков рта поочередно.
  4. Открыть рот, соединить губы в тугой кружочек и расслабить.
  5. Посвистеть.
  6. Показать зубы верхней челюсти.
  7. Показать зубы нижней челюсти.
  8. Облизать нижнюю и верхнюю губу.
  9. Надуть щеки и расслабить.
  10. Втянуть щеки и расслабить.
  11. Набрать воздух под верхнюю губу.
  12. Набрать воздух под нижнюю губу.
  13. «Перегонять» воздух из одной щеки в другую.
  14. Беззвучное произношение губных звуков: М, Б, П, а так же О, У, И.

   Весь комплекс гимнастики повторять три - четыре раза в день перед зеркалом.

Каждое упражнение повторять пять - шесть раз подряд.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЖЕВАТЕЛЬНЫХ МЫШЦ ПРИ РУБЦАХ В ОБЛАСТИ НЁБНЫХ ДУЖЕК.

  1. Открыть рот и закрыть.
  2. выдвинуть нижнюю челюсть вперед.
  3. Открыть рот и закрыть.
  4. Надуть щеки и расслабить.
  5. Открыть рот и закрыть.
  6. Движения нижней челюсти вбок.
  7. Открыть рот и закрыть.
  8. Втянуть щеки и расслабить.
  9. Открыть рот и закрыть.
  1. Нижними зубами закусить верхнюю губу и закрыть.
  2. Открыть рот с запрокидыванием головы назад, закрыть рот - голову прямо.

Комплекс гимнастики повторять три - четыре раза в день перед зеркалом.

Каждое упражнение повторить пять - шесть раз.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Упражнения для развития направленного ротового выдоха и умения дифференцировать ротовой и носовой выдох.

  1. Вдох и выдох широко открытым ртом, язык высунуть и положить на   нижнюю       губу (как дышит собачка);
  2. Вдох широко открытым ртом, выдох носом;
  3. Вдох и выдох носом;
  4. Вдох носом, выдох ртом; возможны различные варианты выполнения данного упражнения: можно предложить ребенку широко открыть рот во время выдоха, а в другом случае при выдохе губы сомкнуть и вытянуть вперед трубочкой;
  5. Вдох через одну ноздрю, другую закрыть указательным или средним пальцем, выдох через эту же ноздрю;
  6.  Вдох правой ноздрей, левая закрыта указательным или средним пальцем; выдох через левую ноздрю, затем поменять;

7. Вдох носом, выдох поочередно через правую или левую
ноздрю, другую закрыть указательным или средним пальцем;

8.  Вдох ртом, выдох через правую или левую ноздрю;

9. Вдох поочередно через правую или левую ноздрю, выдох широко открытым ртом;

  1.  Вдох носом, выдох по возможности направить вверх, пытаясь сдуть ватку с носа.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Развитие силы голоса

Развивая силу голоса, ребенка учат говорить четко, громко, но не крикливо, постепенно изменяя силу голоса от громкого произнесения к среднему и тихому и наоборот.

Пример упражнений для развития силы голоса:

  1. постепенное удлинение произнесения звуков на одном выдохе при средней     громкости голоса;
  2.    усиление голоса: артикуляция - шепот — тихо - громко; используются сочетания гласных звуков;
  3.   ослабление голоса: громко - тихо - шепот - артикуляция;
  4.   счет до десяти с постепенным усилением и последующим ослаблением  голоса;
  5.   аналогичное произнесение алфавитного ряда;
  6.   чтение стихотворений с постепенной сменой силы голоса.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ПОСОБИЙ ПО РИНОЛАЛИИ

ОТКРЫТОЙ

  1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей.- М., 1973.
  2. Вансовская Л.И. Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба. – М., 2000.
  3. Блыскина И.В. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств. – СПб.:САТИС,1995.
  4. Воронцова Т.Н. К вопросу о логопедической работе при открытой ринолалии после уранопластики. //Уч. зап. МГПИ,1964.
  5.  Воронцова Т.Н. Логопедическая работа с больными открытой ринолалией после уранопластики: Автореф. дисс. …канд. пед. наук. – М.,1966.
  6.    Вильсон Д.К. Нарушение голоса у детей. – М.,1990.
  7. Городилова В.И., Кузьмина. Устранение недостатков произношения при ринолалии. Пособие для учителей-логопедов. – М., 1961.
  8. Дмитриева В.С., Ландо Р.Л. Хирургическое лечение врожденных послеоперационных дефектов неба. – М., 1989.
  9. Дубов М.Д. Врожденные расщелины неба. – М., 1960.
  10. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков:кн для логопеда: 2е изд.перераб. - М., 1996.
  11. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия / Под ред. О.Н. Усановой. М., 1983.
  12. Ипполитова А.Г. Логопедические занятия при ринолалии в дооперационном периоде. // Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. Часть 2. Логопедия. Методическое наследие. – М., 2003.
  13. Мамедов А.П. Врожденная расщелина неба и пути ее устранения. – Екатеринбург, 1998.
  14.  Мессина В.М. Врожденные расщелины неба (этиология, клиника, лечение): Автореф. докт. дисс. – М.,1971.
  15. Пособие для родителей по комплексному восстановительному лечению детей с врожденной патологией лица и челюсти. Методические рекомендации. – Свердловск, 1990.
  16. Соболева Е.А. Ринолалия. – М.:АСТ:Астрель, 2006.
  17. Соломатина Г.В., Володацкий В.М. Устранение открытой ринолалии у детей: Методы обследования и коррекции. –М.:ТЦ Сфера, 2005.
  18. Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедиичеакая работа при нарушениях голоса: кн. Для логопеда. – М., 1984.
  19.  Уракова А.И. Сравнительная характеристика ринолаликов и детей с нормальной речью. //Дефектология,1972, №2.
  20. Фролова Л.Е. Врожденные расщелины верхней губы и неба. – М., 1973.
  21. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. М., 1969.
  22. Чиркина Г.В. Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции: Автореферат. диссертации. докт.пед. наук. – М., 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ эффективности реализации адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ «Оптимизация коррекционной работы в группе для детей с нарушением речи»

    В логопедической группе для детей с нарушениями речи коррекционное направление работы приоритетно, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития дет...

Коррекционный блок учителя-логопеда для детей с ЗПР.

Рекомендовано учителям-логопедам дошкольных учреждений....

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР подготовительной к школе группы

Данная Программа предназначена для обучения, воспитания и коррекции недостатков в развитии речи детей 6-7 лет с ТНР и определяет содержание и организацию воспитательно -образовательного проц...

Адаптированная образовательная программа для детей задержкой психического развития (ЗПР) в подготовительной к школе группе

Адаптированная образовательная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана для повышения социального статуса воспитан...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ГРУППА №10 Д4 ГБОУ ШКОЛА №2065

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Моя адаптированная образовательная про...

Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья .

Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе со...