Закрепление звукопроизношения в домашних условиях
консультация по теме

Васильева Светлана Петровна

Даны рекомендации по организации деятельности родителей с ребенком  дома с целью закрепления результата логопедической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakreplenie_zvukoproiznosheniya_v_domashnih_usloviyah.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Консультация для родителей.

Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения в семье.

      Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил: «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний». Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

     Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности  в познании действительности, содержательных и полноценных взаимоотношениях с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие.

     Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начинают осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особое значение имеет правильное чистое произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, т.к письменная речь формируется на основе устной и недостатки речи могут привести к неуспеваемости.

     Поэтому родители, у детей которых выявлены нарушения звукопроизношения, должны вовремя обратиться к логопеду и строго выполнять все его указания. Никакая самая тщательная работа логопеда не исключает необходимости помогать дома детям правильно произносить те или иные звуки.

      Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Выработать движение органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Ее следует проводить дома ежедневно в форме игры. Занятия проводятся перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать правильность движения органов артикуляционного аппарата. Определенные целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению нужных звуков. Логопед показывает родителям, как надо выполнять упражнения любого комплекса, на что следует обратить особое внимание.

     При работе с детьми дома родители должны учитывать следующее:

  1. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя выбирать произвольно. Надо выбирать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые ребенок произносит неправильно. Если он искажает все группы звуков, то одновременно можно брать упражнения из комплекса для свистящих и сонорных звуков, а потом переходить к другим комплексам.
  2. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут лучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны ребенку.
  3. На одном занятии не стоит давать больше 2-3 упражнений. К последнему упражнению надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.
  4. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения  (ребенок сидит спокойно, плечи и пальцы рук расслабленны и не двигаются).
  5. Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.
  6.  У ребенка не всегда может сразу все хорошо получиться. Порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, - надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда – то это тоже не получалось.
  7. Выполнять все упражнения надо поэтапно. Нельзя объяснять ребенку сразу всю последовательность движения артикуляционного аппарата: дети не могут их «залпом» и правильно выполнить. Инструкцию необходимо давать поэтапно, например: «улыбнись»; покажи зубы, приоткрой рот; подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами; постучи в бугорки кончиком языка со звуком д – д – д». Так же поэтапно следует проверять выполнение ребенком упражнения. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отработать с ним данное движение.
  8. Если у ребенка нормализуются звуки, надо их постепенно, с помощью логопеда вводить  в его речь, т.е. учить употреблять звук в словах, а затем – во фразовой речи.
  9. Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с логопедом, обращаясь к нему со всеми возникшими затруднениями.
  10. Начинать работу по дифференциации звуков с ребенком можно лишь после того, как он научится правильно произносить дифференцированно звуки: (с) – (ш); (з) –(ж); (б) –(п); (л) – (р) и другие.

                       Правила работы в тетради домашних заданий.                

  1. Тетрадь домашних заданий выдается родителям  для закрепления речевого материала. Домашнее задание ребенок выполняет с родителями в течение 10 – 15 минут. В выходные дни 2- 3 раза в день.
  2. Выполнение всех заданий обязательно. Это дисциплинируют ребенка, организует его и подготавливает к восприятию школьной программы.
  3. Если Вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив его снова спустя некоторое время.
  4. Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Консультацию о правильном ее выполнении, следует  получить у логопеда.
  5. Ваша речь должна быть образцом для ребенка.
  6. Не заостряйте внимание ребенка на недостатках его речи, однако, если изучаемый звук находится на этап автоматизации (т. е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.
  7. Пусть выполнение домашних заданий станет игрою для ребенка.
  8. Помните: совместная работа логопеда, воспитателей и родителей определит общий успех коррекционного обучения.

10) Приучайте ребенка бережно относиться к тетради и прилагаемым карточкам. (Карточки сдаются вместе с тетрадью!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей:"Контроль над звукопроизношением в домашних условиях"

Уважаемые родители,прочитав эту статью, Вы узнаете,как контролировать звукопроизношение ребёнка с нарушением речи в домашних условиях....

"Контроль над звукопроизношением в домашних условиях"

Поэтапное исправление звуков. Артикуляционная гимнастика дома....

Буклет "Взаимодействие логопеда и родителей при коррекции звукопроизношения в домашних условиях"

Даны советы родителям по организации работы с ребенком дома по коррекции звукопроизношения...

Закрепление правильного звукопроизношения в домашних условиях.

материал для родителей о закреплении звукопроизношения в домашних условиях...

Контроль над звукопроизношением в домашних условиях

Контроль над звукопроизношениемв домашних условиях...