дидактические игры на словообразования для детей с ЗПР
методическая разработка по логопедии на тему

Шевцова Ирина Кахрамановна

Представлены дидактическе игры по формированию словообразования для детей с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx14.73 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры и задания

  1. Образование  уменьшительно-ласкательных форм существительного по опорным словам с помощью картинок.

Материал – парные картинки.

Логопед обращает внимание ребенка на разложенные картинки, например, нос – носик; рот – ротик; называет 2-3 пары картинок, четко выделяя голосом суффикс –ик-. Затем предлагает ребенку самому образовать новы слова, например, таз-тазик; сад- садик; лоб – лобик; клюв – клювик; гвоздь – гвоздик; куст- кустик; карандаш – карандашик; хвост – хвостик; халат – халатик; лист – листик и т.д.

  1.  Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных при помощи суффикса -чик-.

Дидактический материал: парные картинки (шкаф – шкафчик; стул-стульчик; чемодан – чемоданчик; вагон-вагончик; диван – диванчик; суп – супчик; попугай – попугайчик; помидор – помидорчик; портфель – портфельчик).

Логопед просит ребенка назвать картинки.

  1. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных при помощи суффиксов –ц-; -иц-.

Дидактический материал – парные картинки (дерево – деревце, платье – платьице, окно – оконце; одеяло – одеяльце; кресло – креслице; зеркало – зеркальце)

Логопед называет большой предмет, а ребенок маленький.

  1. Игра «Назови предмет».

Логопед предлагает ребенку назвать предметы на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло и т.д.) и спрашивает, где они хранятся: хлеб – в хлебнице, конфеты – в конфетнице, сахар – в сахарнице и т.д. Затем логопед произносит слова, выделяя голосом суффикс –ниц-, и просит ребенка определить общую часть. Делается вывод, что предметы, в которых что-то лежит, обязательно включают в свое название частичку –ниц-. После этого логопед снова задает ребенку вопросы, а он на них отвечает. Например: Как называется то, куда кладут сахар? Салат? Держат чай? И  т.д.

  1. Игра «Собери семью».

Дидактический материал – предметные картинки (игрушки) взрослых животных, птиц и их детенышей.

Речевой материал подбирается с учетом этапа работы над словообразовательной формой.

Логопед предлагает рассмотреть картинки (игрушки), соединить их по парам и назвать животного и его детеныша.

  1. Игра «Гости»

Игра проводится с мячом. Логопед бросает мяч ребенку и говорит: «Пришел котенок». Ребенок ловит мячи, возвращая его, отвечает: «Ушли котята» и т.д.

  1. Игра «Кто ты?»

Логопед говорит ребенку: «Посмотри на картинку. Это танцовщик. Он танцует на сцене. А теперь давай с тобой поиграем. Я буду говорить, что ты делаешь, а ты будешь называть свою профессию. Например, ты свариваешь трубы. Кто ты? (Сварщик)».

  1. Игра «Угадай, кто хозяин».

Дидактический материал – картинки (например, сумка мамы, платок бабушки, хвост лисы, хо медведя и т.д.)

Логопед предлагает ребенку внимательно рассмотреть и назвать картинки, отвечая на вопросы: «Чей это? Чья это? Чье это? Чьи это?»

  1. Игра «Найди ошибки Незнайки»

Логопед  говорит ребенку: «Незнайка составил предложения, но допустил ошибки. Послушай внимательно и исправь ошибки Незнайки». Например: На улице льет сила дождь. Наступит холодная дождь осень. На опушку выскочил трус заяц. По лесу бродит голод волк. Сегодня чудесный мороз день. Мальчик вернулся с улицы весь грязь.»

  1. Игра «Деревья».

Дидактический материал – картинки (например, лист дуба – дубовый лист;  лист осины; лист березы; лист клена; лист липы; лист яблони; лист  рябины; лист вишни и т.д.)

  1.  Лото «Назови предмет»

Дидактический материал – картинки и словосочетания (например, халат из шелка, лодка из резины, гвоздь из железа, ложка из дерева, одеяло из пуха, дом из снега, стена из кирпича, крыша из соломы, кувшин из глины, ведро из железа и т.д.)

У ребенка находятся картинки с изображением различных предметов. Логопед называет предмет и материал, из которого он сделан. Например, стакан из стекла. Ребенок находит изображение этого предмета на карточке и, называя словосочетание прилагательного и существительного, например, стеклянный стакан, закрывает картинку фишкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на словообразование для детей 6-7 лет (публикация в журнале "Логопед" №6 2017 г.)

Игры на словообразование для детей 6-7 лет  (журнал "Логопед" №6 2017 год)...

Дидактические игры на словообразование.

Дидактические игры и упражнения на формирование словообразования существительных....

Дидактическая игра (на словообразование) "У кого какая мама?"

Дидактическая игра (на словообразование) "У кого какая мама?"Цель: Учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов (-иц, -их, -ок)Наглядный материал: картинки с изображением жи...

Консультации родителям Игрыв развитии словообразования у детей с ОНР

Игры в развитии словообразования у детей с ОНР...

Дидактические игры на словообразование для младшего дошкольного возраста

Развитие навыков словообразования, обучение детей составлению словосочетаний с включением относительных прилагательных....

Дидактические игры на формирование у детей младшей группы навыков словообразования, морфологии и синтаксиса

Дидактические игры на формирование у детей младшей группы навыков словообразования, морфологии и синтаксиса...

Дидактические игры на словообразование.

Дидактические игры на словообразование....