Методические указания к проведению массажа
консультация по логопедии на тему

Шестиалтынова Любовь Викторовна

Цель: изучить методические указания к проведению зондового массажа, познакомится с массажными зондами, предназначением и приемами их использования.

План:

*принципы проведения массажа;

*дозировка и длительность зондового массажа;

*показания и противопоказания;

*организация рабочего места для проведения массажа;

*массажные зонды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_4.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Методические указания к проведению массажа.

Цель: изучить методические указания к проведению зондового массажа, познакомится с массажными зондами, предназначением и приемами их использования.

План:

*принципы проведения массажа;

*дозировка и длительность зондового массажа;

*показания и противопоказания;

*организация рабочего места для проведения массажа;

*массажные зонды.

        

        В результате проведенного тщательного обследования мышц артикуляционного аппарата логопед определяет, какие мышцы или мышечные группы поражены и в какой степени. Дальнейшая задача  - устранить выявленные дефекты. Методика зондового массажа не исключает традиционного подхода к постановке звуков. Основная цель метода – нормализация речевой моторики. Применяя зондовый массаж, специалист может целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность, вследствие чего значительно ускорится процесс исправления звукопроизношения. Под влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц. Особое внимание должно уделяться мышцам периферического речевого аппарата (языка и губ, щек и мягкого неба), которые обеспечивают речепроизводство.

        Зондовый массаж у детей с тяжелыми речевыми нарушениями целесообразно проводить по рекомендации врача – невропатолога. Медицинское заключение должно содержать указание на наличие неврологической симптоматики в артикуляционной мускулатуре, а также форму и степень проявления неврологического синдрома (спастический парез, гиперкинетический, спастико – ригидный и др.). Известно, что часто у детей с неврологической патологией отмечается смешанный вариативный характер нарушений мышечного тонуса, т.е.в одних группах мышц может отмечаться спастичность, а в других – гипотония. В связи с этим в одних случаях будет необходим расслабляющий массаж, а в других – стимулирующий.

        Противопоказаниями для проведения массажа являются инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп), заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюктивит, носовые кровотечения и склонность к ним, диатезы и другие аллергические реакции, увеличение лимфатических узлов, резко выраженная пульсация сонных артерий, тошнота, рвота, чрезмерная физическая или психическая усталость. С большой осторожностью следует применять массаж у детей с эписиндромом (судорогами), особенно если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, у него «синеет» носогубный  «треугольник» или отмечается тремор подбородка.

        В ряде случаев противопоказания к проведению массажа носят временный характер и имеют место в остром периоде болезни или при обострении хронического заболевания.

        Процедура массажа проводится в теплом, хорошо проветренном помещении, оборудованном в соответствии санитарными нормами. Необходимо обязательное наличие медицинских средств для обработки зондов и рук логопеда (этиловый спирт, вата, стерильные марлевые салфетки, спиртовые влажные салфетки), стерилизатор, емкости для чистых и грязных зондов.

        Руки логопеда во время проведения массажа должны быть чистыми, теплыми, без воспалительных процессов, с коротко остриженными ногтями; желательно не надевать украшений (колец и браслетов), мешающих проведению массажа. Кожа лица и губ ребенка также должна быть чистой, а рот – свободным от крошек или остатков пищи. Массаж целесообразно проводить не раньше, чем через 2 часа после последнего приема пищи (особенно у детей с повышенным глоточным (рвотным) рефлексом).

        Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10 – 15 – 20 сеансов, желательно каждый день или через день. После перерыва на 1-2 мес. цикл можно повторить. При определенных обстоятельствах, когда массаж невозможно делать часто и регулярно, допускается его проведение в течение более длительного времени, но реже. При выраженных нарушениях мышечного тонуса массаж можно проводить в течение нескольких лет (с небольшими перерывами).

        Длительность одной процедуры может варьировать в зависимости от возраста ребенка, тяжести речедвигательного нарушения, индивидуальных особенностей и т.д. Начальная длительность первых сеансов составляет от 1-2 до 5-6 мин., а конечная  - от 15 до 20 мин. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 мин., в младшем дошкольном – 15 мин., в старшем дошкольном и школьном возрасте – 25 мин.

        Не нужно с первых встреч сразу укладывать ребенка в горизонтальное положение. Лучше поместить его в положение сидя (маленький ребенок может сидеть на коленях у мамы или в детском кресле, коляске в полуоткинутом положении).

        Если ребенок негативно настроен или испуган, первые сеансы должны быть очень короткими и ограничиваться при этом только ручным массажем кистей и пальцев рук или легким поглаживанием лицевой мускулатуры. Логопед может на первых порах показать выполнение массажа на другом ребенке, с которым давно ведутся занятия, или на маме малыша.

        Во время массажа используются различные отвлекающие средства: пение песенки, чтение сказки или стихотворения. Ребенок обязательно должен чувствовать мягкое, доброе отношение логопеда к нему.

        Перед началом сеанса массажа тело ребенка необходимо привести в правильное положение. Правильная поза способствует нормализации мышечного тонуса (обычно – расслаблению), делает более свободным дыхание и облегчает работу логопеда. При зондовом массаже наиболее оптимальны следующие положения:

  1. В положении лежа на спине под шею ребенка подкладывается небольшой валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; руки вытянуты вдоль тела; ноги при этом лежат свободно или несколько согнуты в коленях (под колени ребенка также можно положить валик);
  2. Ребенок – в положении полусидя в кресле с высоким подголовником;
  3. Ребенок – в положении полусидя в откидывающемся детском стульчике или сидячей коляске (это положение целесообразно применять с маленькими детьми первых лет жизни);
  4. Для детей, которые на первых сеансах боятся массажа или очень привязаны к маме, можно использовать положение сидя на коленях у взрослого.

При проведении массажа лица и языка специалист находится перед ребенком.

Для массажа созданы 12 специальных зондов, каждый из которых воздействует на определенную группу мышц языка, скул, щек, губ, мягкого неба.

Зонд № 1 «Вилочковый».

Участвует в массаже мышц языка, скул, щек, губ, мягкого неба. Он необходим для определения границы рвотного рефлекса и снятия его. Концы зонда тупые, что исключает повреждение мышц.

Зонд предназначен для обкола мышц. В результате такого воздействия мышцы активно сокращаются.

При обколах используются короткие, частые, легкие движения; обколы должны быть недалеко руг от друга.

Более интенсивного воздействия можно добиться, применяя прием обкол с прокачиванием: поставив зонд на определенное место, покачиваем его вправо, влево, назад в течение 4-6сек. Другой вариант указанного приема: погрузив зонд в мышцы, производим вращательное движение по часовой стрелке (или против часовой стрелки). Время давления – 5 сек. Зонд не отрываем от места нажатия.

Зонд № 2 «Восьмерочка».

Участвует в массаже мышц языка, скул, щек, губ.

Зонд предназначен для «перетирания» мышц: надавив петелькой на мышцы (глубокое погружение зонда), производим движение вверх – вниз 6 раз. Зонд не отрываем от места нажатия. Затем передвигаем «восьмерочку» на небольшое расстояние и массируем следующий участок. Зонд не двигается по языку, а утапливает мышцы, покачивая их на месте и заставляя активно работать группу веерных мышц.

Зонды № 3, 4, 5 «Саночки» большие, средние, малые.

Эти зонды точечно скользят по мышцам языка, скул, щек, губ, мягкого неба в разном направлении, заставляя их активизироваться.

Изгибы зондов выполнены так, чтобы можно было работать любой стороной. Если на одной стороне можно выделить 2 точки нажима и скольжения, то на другой – 3. В массаже участвует и верхняя часть зондов, которая чаще используется при нажатии на мышцы.

«Саночки» выполняют одинаковые массажные приемы, но захват массируемого участка и интенсивность нажима у них разная. Кроме того, зондом № 5 (стороной 2) выполняются вкручивающие и пружинистые возвратные движения.

Зонд № 6 «Топорик».

Активно используется при массаже языка, участвует в массаже мышц скул, щек, губ, мягкого неба, охватывая большую (по сравнению с вышеописанными зондами) поверхность и интенсивно воздействуя на мышечный аппарат.

Зонд предназначен для выполнения 2 приемов: плотного нажатия («рубка» мышц) и скольжения по мышцам (имитация процесса бритья).

Под влиянием нажатия нормализуется тонус мышц, повышается их сократительная способность, увеличивается подвижность. Степень нажима зависит от состояния мышц: чем ниже тонус, тем интенсивнее нажатие. Надавливающие движения частые, интервалы между ними – короткие, время давления 5 сек.

Скольжение улучшает эластичность и упругость мышц, снимает напряжение.

Зонд № 7 «Крестовина».

Участвует в массаже мышц скул, щек, губ. Используется при массаже средней, прикорневой частей языка, позволяет воздействовать на мышцы, обеспечивающие верхний подъем языка. Нажимая на язык и отодвигая его назад, мы заставляем сокращаться, включаться в работу мышцы указанных областей языка.

«Крестовиной» можно сжимать мышцы языка, удерживая их в таком положении до 30 сек. С ее помощью выполняются надавливающие движения вперед – назад (прокачивание), надавливающие круговые движения вправо – влево (вкручивание зонда в мышцы).

Зондом удобно осуществлять постановку заднеязычных звуков К, Г, Х, а также звуков Ш, Ж, Щ, Ч, Р.

Зонд № 8 «Толкачик».

Участвует в массаже мышц скул, щек, губ, мягкого неба. Воздействует на продольные, поперечные, веерные мышцы языка, восстанавливая их подвижность, эластичность, что обеспечивает возможность принимать различные артикуляционные позиции.

На конце зонда имеется петелька. При нажиме на язык происходит активное сокращение мышц, при снятии зонда снимается напряжение, наступает фаза расслабления. Время давления – 5 сек.

Более интенсивного воздействия можно добиться, используя прием нажатие с прокачиванием: зонд устанавливается в определенное место и прокручивается с нажимом по часовой стрелке в течение 5 сек. Степень нажима зависит от состояния мышц.

Зонд № 9 «Щипчики».

Участвует в массаже мышц щек, губ, скул, языка. Воздействует на продольные, поперечные мышцы языка, восстанавливает их подвижность, эластичность, переключаемость. Это позволяет принимать различные артикуляторные позиции. Особенно эффективно идет сжатие боков языка к корню и обратно, при выгибе спинки языка, а также повороты языка вправо и влево, в подтяге языка вперед изо рта, т.к.им можно захватить не только кончик языка, но и серединную часть языка.

Зонд № 10 «Подтягивающий».

Предназначен для массажа подъязычной связки и ее растягивания. Если ребенок не может поднять язык вверх, зонд используется для того, чтобы проверить состояние подъязычной связки.

Зонд № 11 «Лебедушка».

Предназначен для массажа щек, скул и мягкого неба. Восстанавливает подвижность и эластичность мышц, что дает возможность принимать разные артикуляторные позиции и помогает устранить слюнотечение.

Зонд № 12 «Скользящий».

Этот зонд может скользить по мышцам языка, скул, щек, губ, предплечья в разном направлении, заставляя их активизироваться.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания к проведению упражнений для профилактики и лечения плоскостопия у детей

Стопа по данным многих исследований - сложный орган, выполняющий опорную, локомотивную и амортизационную функции. Она является опорой, фундаментом тела. Естественно, что нарушение этого фундамента обя...

Методическое указания к проведения занятий по физической культуре.

Методические указания к проведению занятий по физической культуре Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада проводятся З раза в неделю в утренние часы продолжительностью в 30 ...

Некоторые методические рекомендации к проведению логопедического массажа при стёртой дизартрии.

   Целью дифференцированного логопедического массажа при устранении стертой дизартрии является нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры, создание положит...

методические указания проведения зрительной гимнастики для дошкольников

Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы.Развитию и сохранению зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание. Одним из доступных способов является зрительн...

Методические указания к проведению занятий по ФК для воспитателей

Физкультурные занятия проводятся З раза в неделю, продолжительностью в 25 мин. Каждое третье занятие проводится на площадке детского сада.Помещение (зал, групповая комната) проветривается (температура...

Методические указания к проведению занятий по ФК для воспитателей

Физкультурные занятия проводятся З раза в неделю. Продолжительность занятия составляет 30 минут. Каждое третье занятие проводится на свежем воздухе.Помещение (зал, групповая комната) проветривается (т...

Рекомендации и методические указания для проведения утренней гимнастики в ДОУ

Консультация содержит информацию о проведении утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста....