Сообщение для педагогов на тему: «Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста»
презентация по логопедии по теме

Коробова Елена Владимировна

Сообщение для педагогов на тему:

«Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 57 «Белочка» г. Улан-Удэ комбинированного вида

                               Выступление

по теме: «Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста» учителя-логопеда Коробовой Елены Владимировны на педагогическом совете ДОО «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»

                                                                Заверено:

                                                               Заведующий МБДОУ № 57 Осокина Р.Е.

                                          Улан-Удэ, 2017

   Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Без речи человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации.

  Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. Развитие речи – главный показатель умственного развития. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Что мы понимаем под развитием речи ребенка?

Развитие речи — это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлении языка и речи.

Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определенной для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики.

  Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.

    В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования "Речевое развитие" выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей от 1 года до 5 лет. Согласно данным учителей-логопедов школ и детских садов, 58 % детей дошкольного возраста и 56 % первоклассников имеют отклонения в речевом развитии,  которые приводят в дальнейшем к школьной неуспеваемости.  Недостаточно сформированные в дошкольном возрасте структурные компоненты речи и составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в новых школьных условиях, требующих их максимальной мобилизации.

Причины патологии детской речи

    Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.

Различают экзогенные (внешние) и эндогенные(внутренние) факторы

Экзогенные (ВНЕШНИЕ)факторы

•        1. Отсутствие эмоционального положительно окружения.

•        2. Подражание неправильной речи окружающих.

•        3.Психические травмы (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье).

•        4. Общая физическая слабость организма, незрелость, обусловленная недоношенностью, рахит. Различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов.

•        Эндогенные (внутренние)факторы

•         Заболевания матери во время беременности – инфекционные и соматические

•        Приём лекарственных средств, ионизирующая радиация, вибрация

•        Акушерские патологии (узкий таз, затяжные или стремительные роды, долгий безводный период во время родов и некоторые другие)

•        Акушерские манипуляции, например, наложение щипцов.

•        Отягощенная наследственность (диабет, гипертония, пороки развития, генетические и психические заболевания).

•        Перенесенные переливания крови, иммунологическая несовместимость крови матери и плода

•        Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.

•        Курение во время беременности, употребление алкоголя.

•        Беременности до достижения 18 лет или после 40 лет.

•        Асфиксия. Гипоксия. Если хроническое кислородное голодание плода выражено нерезко, оно может не нарушать, а несколько замедлять темп созревания плода. В результате этого при доношенной беременности ребёнок рождается незрелым, с ослабленной нервной системой, нарушена дифференциация нервных клеток и их аксонов, затруднено формирование межнейрональных связей мозга

•        Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток. Кровоизлияния могут захватывать  речевые зоны коры головного мозга. У недоношенных детей внутричерепные кровоизлияния возникают наиболее легко в результате слабости сосудистых стенок.

Особенно вредное влияние на развитие плода оказывает сочетание неблагоприятных факторов.

Такой рост детской речевой патологии вызван, как показывают исследования, остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной системы.  Правильное формирование речи и других высших психических функций  зависит от своевременного созревания определенных мозговых зон и от взаимодействия анализаторных систем, от сформированности межанализаторных связей.

Проблема современного дошкольника  в том, что он имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи, например звукопроизношения, а комплексное отставание речевых компонентов. Нарушение звукопроизношения чаще всего сопровождается несформированностью фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи, понимания логико-грамматических конструкций. У многих детей нарушения звукопроизношения осложняются дизартрией, которая проявляется как вялость, малоподвижность артикуляционного аппарата, повышение или понижение мышечного тонуса языка и т.д.

Все более распространенной становится  несформированность фонематического слуха,  что приводит к трудностям  формирования процессов письменной речи.

Отмечается большое количество детей с несформированностью лексико-грамматического строя речи. Типичным для таких детей является неадекватное использование суффиксов, трудности в выборе производящей основы слова, трудности в употреблении предлогов. Отмечаются нарушения в согласовании в роде, числе, падеже; ошибки в употреблении прилагательных. Фразовая речь ребенка 6 – 7 лет зачастую состоит из простых распространенных предложений, с неправильным употреблением окончаний.

Часто дошкольники с трудом понимают логико-грамматические конструкции. Не знают, как закончить смысловую программу предложения. Словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети не знают обобщающих понятий, родственных слов.

Значительно ухудшилось состояние связной речи. Пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Для большинства детей непосильна задача выложить последовательность из четырех сюжетных картинок и составить по ним рассказ.

В логопедической группе № 12   23 ребенка, почти все дети с ОНР разных уровней речевого развития. Что такое ОНР? Это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Основные признаки ОНР это – замедленный темп речевого развития, ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас, нарушение формирования грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия.

Формы коррекционной работы

1. Фронтальные (групповые) по развитию фонетико –фонематической стороны речи  и обучению грамоте, занятия  по развитию лексико-грамматических категорий -3  р. в неделю.

2. Подгрупповые занятия -2-3 р. в неделю

3. Индивидуальные занятия -2-3 р. в неделю

Логопедическая работа ведется в следующих направлениях

- формирование произносительных навыков

-развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза

-воспитание у детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи

-развитие и обогащение словаря детей на основе лексических тем

-формирование грамматического строя речи

-обучение грамоте на базе исправленного звукопроизношения

-развитие связной речи.

Результаты.

В целом в группе улучшилось звукопроизношение, дети владеют навыками звукового анализа и синтеза, читают по слогам, печатают слоги и слова.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой  и фонетически четкой речи – одна из важнейших задач. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте, можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.

               Литература

1,Арушанова А. Г.,  Коренблит С. С.,  Рычагова Е. С. Речевое развитие дошкольника в аспекте лигводидактики. Парциальная программа «Веселый день дошкольника»» (ВеДеДо») / Науч. ред. К. Я. Сигал. – М.: Флинта, 2015.

2.Арушанова А.Г., Рычагова Е.С., Сигал К.Я., Юрьева Н.М. Проблемы развития речи в психолингвистическом и лингводидактическом освещении. – М.: ИД «Ключ – С», 2014.  

3.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2002

4.Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольников. – М., ТЦ «Сфера».2008

 5.Шахнарович А.М. Общая психолингвистика. М., 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на педагогическом совете на тему: «Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста»

Педагогический совет ДОО «Особенности современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников» Тема: «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Привлечение родителей к проблеме развития речи детей дошкольного возраста

Проблема развития речи ребенка дошкольного возраста очень актуальна, так как многие дети в трехлетнем возрасте очень плохо разговаривают. Как же дошкольнику освоить речь? В первую очередь, не нужно ст...

Консультация для родителей «Поговорим о проблемах развития речи детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Поговорим о проблемах развития речи детей дошкольного возраста»...

Проблема развития речи детей дошкольного возраста

Методические рекомендации родителям по проблеме развития речи детей дошкольного возраста...