Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Р. Космос
план-конспект занятия по логопедии на тему

Степченкова Алёна Николаевна

Автоматизация звука Р изолированного, в слогах, словах, предложениях на материале лексической темы "Космос". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия на тему: «Космос. Автоматизация звука Р».

Цель: Автоматизация звука Р изолированного, в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить умение четко произносить звук Р изолированно, в слогах, словах, предложениях;
  • автоматизировать звук Р в спонтанном речевом потоке;
  • развивать слуховое восприятие;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать речевое дыхание;  
  • развивать зрительный и слуховой анализаторы;
  • развивать общую моторику;

Воспитательные:

  • создать условия для развития умения действовать коллективно и самостоятельно;
  • воспитывать бережное отношение детей к миру вокруг.

Оборудование: Интерактивная доска для презентации, макет солнечной системы, колокольчики, звездочки на ниточке для дыхательной гимнастики, пособие звуковая дорожка «ракета», характеристика звука Р и его артикуляция, бумажные звезды, коробки со схемами места звука в слове, фрукты, овощи, «волшебный мешочек», прищепки с ракетами.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

«Колокольчик»

 Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например:

– Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!

– Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон!

И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг.

Дети садятся за парты.

  1. Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята, вы смотрели сегодня утром новости? Давайте посмотрим!

Включаются «Новости» на Интерактивной доске.

-Внимание! Срочное сообщение! Сегодня ночью пропали все планеты солнечной системы! (СЛАЙД) Космос в опасности! Никто не знает, как вернуть планеты на место! Мы будем держать Вас в курсе событий.

Логопед: Ребята, вы слышали? Какие ужасные новости. Пропали планеты. Может, мы с вами попробуем их вернуть на место? Давайте поможем нашей солнечной системе!

  1. Дыхательная гимнастика.

Л: Ребята, давайте сначала попробуем вернуть на небо звезды. Для этого подуем на наши звездочки, чтобы они полетели в космос на свои места. Помните, что вдох мы делаем носиком, а выдыхаем ртом. Воздушная струя должна быть длительной и холодной.

Дети выполняют задание.

СЛАЙД. Звезды появляются на картинке.

  1. Актуализация знаний.

Л: Для того, чтобы вернуть планеты на место, необходимо выполнить много заданий, вы готовы? Тогда слушайте загадку.

Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Межпланетную… (ракету)

Логопед выставляет картинку ракеты.

Л: Правильно, ребята. Какой первый звук мы слышим в слове «ракета»? Да, звук Р.

Дайте характеристику этого звука. Какой он? Что делает наш язычок, чтобы красиво сказать звук Р?

Дети отвечают: Звук Р – согласный, твердый, звонкий. Обозначаем этот звук синим цветом. Когда мы рычим наш язычок поднимается наверх за верхние зубки и дрожит под напором воздуха.

Логопед обращает внимание детей на доску с буквой Р.

Л: Сегодня звук Р поможет нам вернуть планеты. Вы правильно ответили на вопрос про звук Р и на свое место возвращается одна из планет – Меркурий. Повторите название планеты – Меркурий. Это ближайшая к солнцу планета.

СЛАЙД.

  1. Автоматизация изолированного звука Р.

Л: Ребята, чтобы спасти остальные планеты нам нужно подобраться к Солнечной системе поближе. Давайте полетим на наших ракетах. Помните, что, взлетая, ракета очень сильно «рычит».  Давайте по очереди попробуем.

Дети берут полоски с ракетой. Произносят звук Р и двигают ракету по полоске.

Л: Молодцы! На свое место вернулась еще одна планета – Венера. Повторите по очереди ее название. Вторая от Солнца планета.

  1. Автоматизация звука Р в слогах.

Л: Ребята, астероиды угрожают планете Юпитер. Давайте прочтем слоги на них и спасем планету!

Дети берут «астероиды», читают слоги.

Л: Вернулась планета Юпитер. Повторите, какая планета вернулась?

  1. Зрительная гимнастика.

Л: Чтобы спасти наши планеты необходимо иметь крепкое здоровье. Особенно здоровые глазки. Встаньте у своих мест и следите внимательно за моим указателем. Двигайте только глазками.

Логопед проводит зрительную гимнастику.

Справа полетит комета. (Указывает направление)

Слева крутится планета. (Указывает направление)

Справа инопланетянин. (Указывает направление)

Слева космонавт-землянин. (Указывает направление)

Космос от беды спасаем. (Круговое движение глаз)

Быстро глазками моргаем. (Моргают)

Повтор гимнастики.  

Л: Молодцы! На небо вернулась планета Марс. Повторите, какая планета вернулась?

  1. Развитие фонематического восприятия.

Л: Мы с вами не только спасли Марс, но и его жителей – марсиан. Давайте отправим им посылки с гостинцами от нашего сада. Берите по очереди гостинец из нашего звездного мешочка, определяйте, в каком месте в слове спрятался звук Р и кладите в соответствующую коробку.

Дети достают предметы (картинки предметов), определяют место звука Р в слове и кладут в соответствующую коробку со схемой.

Л: Молодцы! К нам вернулась планета – Нептун.

  1. Автоматизация звука Р в словах и словосочетаниях.

Л: Дети, а вы знаете, что инопланетяне очень нами интересуются, нашей планетой, нашей культурой. Но у них не очень получается выучить наш сложный язык. Они прислали нам сообщения. Послушайте их, правильно или нет разговаривают инопланетяне на нашем языке.

Детям предлагается исправить предложения.

СЛАЙД.

Л: Ребята, вот вернулась еще одна планета – Сатурн. Какая планета вернулась?

  1. Физкультминутка.


Один, два, три, четыре, пять,    (ходьба на месте)

В космос мы летим опять.         (соединить руки над головой)

Отрываюсь от Земли,                 (подпрыгнуть)

долетаю до Луны.                       (руки в стороны, покружиться)

На орбите повисим,                    (покачать руками вперед-назад)

И опять домой спешим.              (ходьба на месте)

  1. Автоматизация звука Р во фразе.

Л: Планет в космосе великое множество. Они находятся на очень большом расстоянии от нас. Давайте пофантазируем, куда бы мы могли отправить наши маленькие ракеты. Берите прищепки со своими ракетами, выбирайте планету, соответствующую цвету вашей ракеты и цепляйте ее. Произносите фразу: «Я отправлю ракету на розовую планету».

Дети по очереди цепляют прищепки с ракетами к планетам на доске.

Л: Молодцы! Вот к нам и вернулась еще одна планета нашей Солнечной системы – Уран. Повторите, какая планета вернулась?  

  1. Развитие связной речи.

Л: Ребята, посмотрите на нашу Солнечную систему. Мы справились со всеми заданиями.

Какие планеты вы запомнили?

Какая планета первая от солнца?

Какая планета вторая от Солнца?

Как называется специальная одежда для космонавтов?

Как мы называем жителей Марса?

Давайте посмотрим Новости. Может там сообщат о том, что планеты вернулись.

СЛАЙД.

  1. Итог занятия.

Л: Ребята, вы молодцы! Вы справились со всеми заданиями и спасли планеты – вернули их на места. Вспомните, какой звук нам сегодня в этом помогал? Какие планеты с этим звуком вы запомнили? Вы очень постарались. До марсиан дошли наши гостинцы. И в знак благодарности они прислали вам настоящие марсианские конфеты. Спасибо, ребята, до свидания!

Логопед раздает конфеты. Дети отправляются в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект подгруппового занятия по автоматизации звуков [Р, РЬ] для детей 6-7 лет

Сюжетное занятие для детей 6-7 лет, на конец учебного года. Автоматизация звуков [Р, РЬ] изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте.В конспект включены пальчиковая игра, физ. минутка. с...

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Р на материале лексической темы "Птицы"

Цели занятия : Автоматизация звука (Р) как в отраженной, так и в самостоятельной речи, развитие мышления, слухового  внимания и памяти, зрительного внимания.- Словообразование: продолж...

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Ш

Подгрупповое логопедическое занятие с детьми старшего возраста по автоматизации звука Ш....

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звуков "Р", "РЬ" "Поездка в Простоквашино"

Занятие очень интересное, насыщенное заданиями разного уровня сложности. В основу положен сюжет любимого всеми детьми мультфильма. Рекомендовано для детей подготовительной к школе группе....

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука «С» (в подготовительной группе) «Путешествие за сокровищами»

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука «С» (в подготовительной группе) «Путешествие  за сокровищами»Цель: закрепление произношения звука [С] в слогах, ...

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Р.

Тема: «В гостях у Тигра  Ромы»Цель: автоматизация звука «Р» в речи.Задачи:1)     Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении звука «Р»  изолированн...

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [p]. «Прогулка в зоопарк»

Задачи:1.      Коррекционно-развивающие:- продолжить работу над автоматизацией звука [p] в слогах, словах, предложениях;- развивать фонематическое восприятие, фонематический с...