Методика формирования связной речи у детей в ДОУ
методическая разработка по логопедии по теме

Волкова Диана Сергеевна

материал разработан для семинара. в помощ педагогам и воспитателям, где подробно описываются методы и приемы формирования связной речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Методика формирования связной речи у детей дошкольного возраста

  1. Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления, восприятия, памяти, воображения.

Связная речь ребенка – итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.

  1. Известны два основных вида речи: ?какие?? (вопрос воспитателям) диалогическая и монологическая.

Диалог – это беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них. Черты диалога – это неполное предложение, яркая интонационная выразительность, жесты и мимика.

  • Как вы думаете какие умения важны Для диалога??? (вопрос воспитателям) важны умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с вопросом собеседника строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.

Монолог характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Объяснение, пересказ, рассказ требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи и её словесному оформлению. Кроме того, важна произвольность монолога, т.е. умение избирательно пользоваться языковыми средствами, выбирать слова, словосочетания и синтаксические конструкции, наиболее полно и точно передающие мысль говорящего.

Детям 3 лет доступна простая форма диалога: ответы на вопросы. Разговорная речь детей трехлеток является основой для формирования монолога в среднем возрасте. 

  1. Начиная с младшей группы педагог развивает навыки диалога. (вопрос воспитателям) как вы думаете чему должен учить педагог детей с младшей группы?

- учит слушать и понимать речь взрослого;

- учит говорить в присутствии других детей, слушать и понимать их речь;

-учит выполнять действие по словесной инструкции (принести что-то, показать что-то или кого-то в группе или на картинке);

- учит отвечать на вопросы воспитателя;

- повторять за воспитателем слова и песенки действующих лиц сказок;

- повторять за воспитателем небольшие стихотворные тексты.

В общей сложности, педагог готовит детей к обучению монологу.

  1. Обучение пересказу.

В каждой возрастной группе обучение пересказу имеет свои особенности, но существуют и общие методические приемы:

- подготовка к восприятию текста;

- первичное чтение текста педагогом;

- беседа по вопросам (вопросы, начиная от репродуктивных и заканчивая поисковыми и проблемными);

- составление плана пересказа;

- повторное чтение текста педагогом;

- пересказ.

План бывает устным, картинным, картинно-словесным и символическим.

В младшей группе проводится подготовка к обучению пересказу. Задачи педагога на этом этапе:

- научить детей воспринимать знакомый текст, читаемый или рассказываемый воспитателем;

- подвести к воспроизведению текста, но не воспроизводить.

Методика обучения пересказу детей 3-леток:

  • воспроизведение воспитателем хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе действий (вопрос воспитателям) какие это сказки? («Колобок, «Репка», «Теремок», рассказы-миниатюры Л.Н. Толстого).
  • запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей и их действий с помощью наглядности: настольного или кукольного театра, фланелеграфа.
  • повторение ребенком за воспитателем каждого предложения из текста или 1-2 слов из предложения.
  1. В средней группе при обучении пересказу решаются более сложные задачи:
  • - научить детей воспринимать не только хорошо знакомый, но и впервые прочитанный текст;
  • - научить детей передавать разговор действующих лиц;
  • - научить последовательно пересказывать текст;
  • - научить слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.

Методика обучения пересказу детей средней группы:

  1. вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, чтение стихов, рассматривание иллюстраций по теме;
  2. выразительное чтение текста воспитателем без установки на запоминание, что может нарушить целостное восприятие художественного произведения;
  3. беседа по содержанию и форме текста, причем вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и направлены не только на понимание содержания текста и последовательности событий, но и на понимание черт характера героев, отношение к ним детей. Должны присутствовать вопросы о том, как автор описывает то или иное событие, с чем его сравнивает, какие слова и выражения использует. Можно задавать детям поисковые (где? куда?) вопросы.
  4. повторное чтение текста педагогом с установкой на запоминание;
  5. пересказ текста детьми с опорой на наглядность (настольный театр, картина, серия картин)
  6. оценка детского пересказа (дает воспитатель).

7.слайд Методика обучения пересказу детей 5-7 лет такова:

  1. вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, чтение стихов, рассматривание иллюстраций по теме;
  2. выразительное чтение текста воспитателем без установки на запоминание, что может нарушить целостное восприятие художественного произведения;
  3. беседа по содержанию и форме текста, причем вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и направлены не только на понимание содержания текста и последовательности событий, но и на понимание черт характера героев, отношение к ним детей. Должны присутствовать вопросы о том, как автор описывает то или иное событие, с чем его сравнивает, какие слова и выражения использует. Можно задавать детям поисковые (где? куда?) и проблемные (как? зачем? почему?) вопросы, требующие ответов сложноподчиненными предложениями.
  4. составление плана пересказа (в старшей группе воспитателем вместе с детьми, а в подготовительной группе детьми);
  5. повторное чтение текста педагогом с установкой на запоминание;
  6. пересказ текста детьми;
  7. оценка детского пересказа (дает воспитатель вместе с детьми, в подготовительной группе – дети).

Короткий текст пересказывается полностью, длинный и сложный дети пересказывают (как вы думаете как???)по цепочке.

8.слайд В подготовительной группе вводятся более сложные формы пересказа:

- из нескольких текстов дети выбирают один, по своему желанию;

- дети придумывают продолжение к неоконченному рассказу по аналогии;

- драматизация детьми литературного произведения.

  1. Обучение рассказу по картине и по серии картин.

В младшей группе осуществляется подготовка к рассказыванию по картине, т.к. связного изложения трехлетка составить еще не может, это:

- рассматривание картины;

- ответы на репродуктивные вопросы воспитателя по картине (кто и что нарисовано? что делают персонажи? какие они?).

Для рассматривания используются картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные) и несложные сюжеты, близкие личному опыту детей (игры детей, дети на прогулке, дети дома и т.д.). Важно создать эмоциональный настрой для рассматривания картины. Помогут в этом знакомые детям песенки, стихи, потешки, загадки, поговорки. Можно использовать игровые приемы:

- показать картину любой игрушке;

связать рассматривание картины с рассматриванием любимой игрушки;

- познакомить с картиной гостя.

В средней группе становится возможным обучение детей рассказу по картине, т.к. в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает мыслительная активность.

Методика обучения рассказу по картине детей средней группы:

1. подготовка к эмоциональному восприятию картины (стихи, поговорки, загадки по теме, присутствие сказочных персонажей, все виды театров и др.)

2. рассматривание картины в целом;

3. вопросы к картине воспитателя;

4. образец рассказа по картине воспитателя;

5. рассказы детей.

Воспитатель помогает детям рассказывать опорными вопросами, подсказывает слова, словосочетания.

В конце года, если дети научились рассказу по картине по образцу и по вопросам, вводится план рассказа.

В старшей и подготовительной группе появляется возможность для самостоятельного составления рассказов по картинам. Рассказ образец дается уже не для точного воспроизведения. Используются литературные образцы.

Становится возможным пользоваться сериями сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. Например: «Заяц и снеговик», «Медвежонок на прогулке», «Истории в картинках»» Радлова.

В старшем и подготовительном возрасте учим детей видеть не только то, что изображено на переднем плане, но и задний план картины, её основной фон, элементы пейзажа и природные явления, состояние погоды, то есть, учим видеть не только основное, но и детали.

Также и с сюжетной линией. Учим детей видеть не только то, что изображено в настоящий момент, но и то, что предшествовало, и последующие события.

Воспитатель задает вопросы, которые как бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины.

Очень важно сочетать задачу по развитию связной речи с другими речевыми задачами: обогащением и уточнением словаря, формированием грамматического строя речи и её интонационной выразительности.

Методика обучения рассказу по картине 5-7 леток:

1. подготовка к эмоциональному восприятию картины;

2. лексико-грамматические упражнения по теме занятия;

3. рассматривание картины в целом;

4. вопросы педагога по содержанию картины;

5. составление плана рассказа педагогом вместе с детьми;

6. рассказ по картине сильного ребенка, как образец;

7. рассказы 4-5 детей;

8. оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя.

  1.      И

В подготовительной к школе группе дети готовы к обучению рассказыванию по пейзажной картине. На таких занятиях особенно большое значение приобретают лексико-грамматические упражнения на подбор определений, сравнений, употребление слов в переносном смысле, синонимов и антонимов. Важно научить детей придумывать предложения на заданную тему и произносить их с различной интонацией.

  1. Составление описательных рассказов и сравнительных описаний.

В младшей группе осуществляется подготовка к обучению рассказу-описанию:

- рассматривание игрушек (большое значение имеет подбор игрушек – лучше рассматривать игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду, это обеспечивает активизацию словаря детей);

- тщательно продуманные вопросы воспитателя, отвечая на которые дети обращают внимание на внешний вид игрушки, её составные части, материал, из которого она изготовлена, игровые действия с ней; воспитатель помогает детям отвечать на вопросы;

- использование элементов фольклора, стихов, песенок, прибауток о данной игрушке, короткие рассказы или сказки о ней;

- рассказ воспитателя об игрушке.

Таким образом, дети самостоятельно не рассказывают об игрушке, но готовятся к составлению описательного рассказа в более старшем возрасте.

В средней группе дети уже готовы к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках.

Методика обучению рассказу-описанию детей 4-леток:

1. рассматривание игрушки;

2. вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств игрушки, действий с нею;

3. образец рассказа воспитателя;

4. рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя;

5. рассказы 4-5 детей по опорным вопросам воспитателя;

6. оценка детских рассказов воспитателем.

Во второй половине года вводится план рассказа – описания, составленный педагогом.

Теперь методика обучения выглядит так:

1. рассматривание игрушки;

2. вопросы воспитателя;

3. составление воспитателем плана рассказа об игрушке;

4. образец рассказа воспитателя по плану;

5. рассказы детей по плану и опорным вопросам;

6. оценка детских рассказов воспитателем.

  1. Как часть занятия можно выделить другие виды работ по теме:

- узнавание игрушки по контуру;

- графические упражнения с ней: обведение предметного контура игрушки, штрихование её;

- рисование данной игрушки, её лепка, аппликация;

- выкладывание разрезных картинок по теме;

- игры с данной игрушкой;

- чтение стихов, разучивание песенок, придумывания загадок описательного характера об игрушке.

  1. В старшем и в подготовительном к школе возрасте дети учатся составлять рассказы описания и сравнительные описания различных предметов и живых объектов.

Описание обязательно проводится по плану.

Методика обучения описанию детей 5-леток.

1. лексико-грамматические упражнения по теме занятия;

2. рассматривание объекта описания;

3. вопросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительные признаки, внешне и внутренне составляющее; вопросы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему;

4. составление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа;

5. рассказ сильного ребенка; по плану и, по мере необходимости, по опорным вопросам педагога;

6. рассказы 4-5 детей об объекте;

7. оценка рассказов воспитателем, затем детьми (рассказы оцениваются поочередно, критерии оценки задает воспитатель).

  1. Рассказы – описания можно составлять «по цепочке», когда один ребенок начинает рассказ, а другой заканчивает. Объекты рассказов можно нарисовать, слепить, сделать аппликацию, сложить из частей (кроме одушевленных объектов – не членятся);

можно включить в занятие элементы конструирования, театральной и игровой деятельности.

  1. В подготовительной к школе группе широко используются сравнительные описания, когда одновременно описываются и сравниваются два объекта. Подготовительная работа - обучение детей составлению сложносочиненных предложений с союзами «а», «и»; например: «помидор сладковатый, а лук горький. Демисезонное пальто носят осенью, и вязаный берет носят осенью тоже».

Такие предложения составляются по вопросам и образцу воспитателя.

Существуют еще рассказы детей из личного опыта. Вводятся они в средней группе, широко используются в старшей и в подготовительной.

  1. Из личного опыта.

В среднем возрасте дети рассказывают о своих игрушках, домашних животных, прогулках, экскурсиях.

Целесообразно коллективное рассказывание. Сюжетную линию намечает педагог, например: «О том, что дети видели на экскурсии» - «Сначала мы расскажем как пошли на экскурсию, затем вспомним, что нового и интересного там увидели, а закончим рассказом о том, что нам больше всего понравилось».

  1. В старшем и подготовительном к школе возрасте вводится темы природы, общественной жизни, ознакомления с трудом взрослого. По мере усложнения существуют виды рассказов:

- рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («как мы устроили цветник», «кто обедал в птичьей столовой»);

- рассказы на основе бесед и чтения книг («как звери живут зимой»);

- рассказ на основе сравнений разных времен года («наш участок зимой и летом»);

- рассказ об одном времени года («что ты знаешь об осени?») и об отдельном явлении природы («радуга после дождя», «как мы видели ледоход»);

- рассказ о том, что делали в праздничные и выходные дни, как провели отпуск, где побывали;

- коллективное составление письма (например: Письмо деду Морозу).

  1. Творческие рассказы вводятся во второй половине старшей и в подготовительной к школе группе, когда дети овладевают большим запасом слов, грамотным построением предложений, интонационной выразительностью речи.

Варианты творческого рассказа в порядке усложнения:

- придумывание продолжения и завершение рассказа;

- придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя;

- придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем;

- придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар на тему: «Методика формирования связной речи у детей дошкольного возраста» подготовила учитель-логопед МАДОУ №383 Д.С. Волкова 2018 1

Слайд 2

Связная речь - смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание Связная речь ребенка – итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитание ее звуковой культуры. Связная речь 2

Слайд 3

диалогическая монологическая (диалог) (монолог) Известны два основных вида речи : 3

Слайд 4

Фундамент развития связной речи закладывается в младшем дошкольном возрасте 4

Слайд 5

Обучение пересказу методика обучения пересказу в младшей группе 5

Слайд 6

Обучение пересказу методика обучения пересказу в средней группе 6

Слайд 7

Обучение пересказу методика обучения пересказу детей 5-7лет 7


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В подготовительной группе вводятся более сложные формы пересказа: 8

Слайд 2

Обучение рассказу по картине и по серии картин младший дошкольный возраст 9

Слайд 3

Для рассматривания используются картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные) и несложные сюжеты, близкие личному опыту детей (игры детей, дети на прогулке, дети дома и т.д.). Важно создать эмоциональный настрой для рассматривания картины. Помогут в этом знакомые детям песенки, стихи, потешки , загадки, поговорки. Можно использовать игровые приемы: 10

Слайд 4

Обучение рассказу по картине и по серии картин средний дошкольный возраст 11


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

16

Слайд 2

Репродукции известных художников А. Пластов «Первый снег» Натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна» К. Петров-Водкин «Сирень у окна» 17

Слайд 3

Составление описательных рассказов и сравнительных описаний. 18

Слайд 4

Составление описательных рассказов и сравнительных описаний. 19


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

20

Слайд 2

Методика обучения описанию детей 5-7 лет. 21

Слайд 3

Описательные и сравнительные рассказы про времена года, профессии. 22


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из личного опыта. В среднем возрасте дети рассказывают о своих игрушках, домашних животных, прогулках, экскурсиях. 24

Слайд 2

Из личного опыта. В старшем и подготовительном к школе возрасте вводится темы природы, общественной жизни, ознакомления с трудом взрослого. По мере усложнения существуют виды рассказов: 25

Слайд 3

Творческие рассказы 26


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитатель помогает детям рассказывать опорными вопросами, подсказывает слова, словосочетания. Знакомит детей с мнемотехникой, а именно с символами мнемотаблиц . В конце года, если дети научились рассказу по картине по образцу и по вопросам, вводится план рассказа. 12

Слайд 2

13

Слайд 3

Обучение рассказу по картине и по серии картин старший и подготовительный дошкольный возраст 14

Слайд 4

Лексико – грамматические упражнения ЗИМА . ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ «Что бывает зимой? » «Что лишнее?» «Назови ласково » «один – много» «скажи наоборот» ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ "Кто как кричит?" «Помоги маме найти своих детенышей» «Назови ласково» «Один—много» с домашними животными и их детенышами "Кто где спрятался?" «Разрезные картинки» «День рождения кошки» «Спор животных» 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы методики формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР.

Теоретические основы этой методики формирования связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи составляют положения из общей возрастной и педагогической  психологии...

Консультация для воспитателей. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР. Знакомство с методикой Т.А.Ткаченко

Призентация  о Формировании связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Татьяны Александровны Ткаченко....

Методика формирования связной речи у детей дошкольного возраста

Методика формирования связной речи у детей дошкольного возраста...

Презентация "Методика формирование связной речи у детей с ОВЗ"

Методика формирование связной речи у детей с ОВЗ...

Презентация "Методика формирования связной речи у детей с ОВЗ"

Методика формирования связной речи у детей с ОВЩ...

"Методики коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией"

Связная речь – это смысловое целое, которое включает в себя законченные отрезки, связанные между собой и объединенные единым содержанием.Связная речь должна отражать все стороны своего предметно...