Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Звуки р, рь".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Филина Татьяна Владимировна

Конспект фронтального занятия. Тема "Звуки р, рь". Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 151»

Методическая разработка

фронтальной

непосредственно-образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Тема: «Звуки [р], [рь]».

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие».

                                                                                Подготовила:

                                                                              Филина Т.В.,

                                                                                      учитель-логопед

                                                                                             высшей кв.категории

Рязань,2018 год

Цель: учить детей дифференцировать звуки  [р], [рь].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

​ учить детей дифференцировать звуки  [р], [рь] по твердости-мягкости на слух и в произношении  изолированно,  в слогах ,словах, предложениях, тексте.

​ уточнить и закрепить представления об артикуляционных признаках звуков [р], [рь].с опорой на различные виды контроля;

​ учить давать сравнительную характеристику звуков [р], [рь].

​ совершенствовать навыки звуко-буквенного  анализа.

Коррекционно-развивающие:

​ развивать фонематическое восприятие;

​ развивать общую моторику;

​упражнять в составлении предложений;

Коррекционно-воспитательные:

​ создавать условия для формирования навыков культурного общения, поведения;

Оборудование: магнитная доска, синий  и зеленый пластмассовые дома  с колокольчиком на крыше и кармашками на стене;  картинки: ракета,  рысь, корова, робот, помидор, топор, марка, морковь, фартук,  рыба, репка, рюкзак, якорь, букварь, орехи, огурец, варенье, курица, море, мандарины,  18 картинок с изображением мальчиков и девочек; карточки для проведения звукового анализа,  подносы по количеству детей, карандаши: простые, красные, синие, зеленые по количеству детей, буква Р.

Методы и приемы:

Слухозрительно - кинестетический: демонстрация положения артикуляционного уклада с помощью рук.

Дидактические методы:

-  наглядные: показ  картинок;

- словесные: словесный образец, одновременное произнесение звука ребенком и логопедом, вопросы, повторение, объяснение, указания, словесные упражнения, загадка.

Практические методы: дидактическая игра,  двигательные упражнения.

Место проведения: групповое помещение.

Планируемые результаты занятия:

1.Дети уверенно дают сравнительную характеристику звуков [р], [рь].

2.Различают звуки [р], [рь] на слух и в произношении по твердости-мягкости на слух и в произношении  изолированно,  в слогах ,словах, предложениях, тексте.

3.Дети могут характеризовать звуки [р], [рь].

4.Проводят звуковой  анализ слов , в которых есть звуки [р], [рь].

Ход НОД

1.Мотивирий этап.

Логопед: «Какое сейчас время года?»

Дети: «Весна.»

Логопед: «Какой сегодня день недели?»

Дети: «Четверг».

Логопед: «Кто знает, какое сегодня число?»

Дети: «12 апреля».

Логопед: «Да, сегодня 12 апреля – День космонавтики». Отгадайте  загадку:

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться.

Лишь распустит птица хвост –

И поднимется до звезд!

(Ракета.)

2.Ориентировочный этап.

Логопед показывает рисунок ракеты. Логопед: «Что-то прицепилось к хвосту ракеты. Это буква Р.  Мы сегодня будем продолжать знакомиться с буквой Р и сравнивать звуки, которые она передает.

3. Исполнительский этап.

Логопед: «Заведем двигатель ракеты, ракета взлетает: «Р-р-р-р». (Логопед и дети вместе произносят звук, стоя). «Язык за верхними зубами, дрожит. У воздуха есть преграда?» Дети: «Да».  Логопед: «Голос работает?» Дети: «Да».  Логопед: «Звук [р] какой?» Дети: «Согласный, твердый, звонкий». Логопед: «Какой домик нужен для этого звука?» Дети: «Синий, с колокольчиком». Логопед ставит на доску синий домик с колокольчиком на крыше».

Логопед: «Замедляем работу двигателя, ракета приземляется: «Рь-рь-рь…»(Дети произносят звук и садятся). Логопед: «Что происходит с губами, когда мы произносим звук [рь]? Дети: « Губы растягиваются в улыбку». Логопед: « Правильно. Где находится язык?» Дети: «За верхними зубами».  Логопед: «Да, так же, как и при произнесении [р], но когда мы произносим: [рь], язык продвигается ближе к зубам.» Дети и логопед произносят: «РРРР. РЬРЬРЬРЬ». Логопед:  голос звучит?» Дети6 «Да». Логопед: «Звук [рь] какой?» Дети: «Согласный, мягкий, звонкий». Логопед:  «Какой домик нужен для звука [рь]? Дети: «Зеленый, с колокольчиком».

Логопед ставит на доску и зеленый домик с колокольчиком на крыше.

Логопед: «В синем домике живет Рома. В зеленом – Рита».

Игра «Перекличка». Дети поднимают синий «фонарик», произносят «ра», зеленый – «ря».И так далее: « Ра-ря, ро-рё, ры-ри, рэ-ре, ру-рю».

Логопед: «К Роме пришли друзья. В их именах есть звук [р]. Давайте вспомним имена, в которых есть звук [р].

Дети называют имена, в которых есть звук [р] : Рома, Артем, Тимур, Егор, Юра, Арсений, Вера, Ира, Рая, Вероника; а логопед прикрепляет на магнитную доску картинки с изображением мальчиков и девочек.

Логопед: «К Рите тоже пришли друзья. В их именах есть звук [рь]. Дети называют имена, в которых есть звук [рь]: Ирина, Арина, Марина, Кристина, Варя, Борис, Гриша, Серёжа, Игорь. Логопед прикрепляет на магнитную доску картинки с изображением мальчиков и девочек.

Логопед: «Поиграем с друзьями Ромы в игру «Добавь слог».  Я буду называть слог или слоги, а вы добавлять слог РЫ и говорить, что за слово получилось. Логопед: «Кома…» Дети: «РЫ. Комары».  Слова:  топо…РЫ, мухомо…РЫ, помидо…РЫ, ку…РЫ, го…РЫ.

Логопед: «Друзья Риты тоже хотят поиграть.  Теперь вам нужно добавить слог РИ». Дети добавляют слог РИ и называют получившееся слово. Слова: сухаРИ, пескаРИ, пузыРИ, двеРИ, богатыРИ, снегиРИ.

Физкультминутка «Космонавт»

Слова

Движения

Я хочу стать космонавтом

Руки вверх

Надеваю свой скафандр

Присесть, постепенно вставать.

Полечу я на ракете

Руки над головой соединить.

Открою новые планеты!

Сделать прямыми руками большой круг.

Логопед: «Много друзей собралось вокруг домиков Ромы и Риты, а поиграть им не с чем, домики пустые. Давайте наполним их игрушками и предметами.  Роме в домик принесем картинки с изображением игрушек, предметов, в которых есть звук [р], а Рите  - со звуком [рь]. Дети выбирают из стопки картинки, ставят в домик  к Роме или Рите и объясняют, кому и почему они отдали картинку. («Я отдал ракету Роме, потому что в этом слове есть звук [р].)

Логопед: «Расскажем, что делают друзья Ромы, а что– друзья Риты. Мальчики помогут Роме, а девочки – Рите. Например: «Артем играет с роботом». Дети рассказывают: «Борис рисует ирисы».

Логопед: «Рома, Рита, их друзья любят сочинять веселые рифмовки».

Дети вместе с логопедом проговаривают рифмовки и выполняют движения в соответствии с текстом.

Ра, ра, ра,  роет крот нору с утра.

(Хлопки.) (Имитация.)

Ри, ри, ри, мы пускает пузыри.

(Хлопки.) (Имитация.)

4.Рефлексивный этап.

Логопед: «Вспомните, какие звуки мы сегодня сравнивали?»

Дети: «Р, Рь».

Логопед: Дайте характеристику звуку [р].

Дети: «[Р] –согласный, твердый, звонкий.»

Логопед: Дайте характеристику звуку [рь].

Дети: «[Рь] –согласный, твердый, звонкий.»

Логопед: «Вспомним слова, в которых есть звук [р]. (Каждый ребенок называет одно слово со звуком [р]). Вспомним слова со звуком [рь].

5.Перспективный этап.

Логопед: «Как вы думаете, научились ли вы различать звуки  [р], [рь]? (Ответы детей.)

Теперь вы можете быстро, без ошибок называть слова с [р], [рь], придумывать с этими словами предложения.  А Рома, Рита и их друзья спешат к тем детям, которые еще это делать не умеют, проводим их». Логопед помещает картинки с изображением мальчиков и девочек на большую ракету и уносит в логопедический кабинет.

Литература:

  1. 1.Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Нищевой Н.В.
  2. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий III периода обучения в подготовительной к школе логогруппе./О.С.Гомзяк. - – М.: Издательство ГНОМ, 2013.
  3. Цуканова С.П. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.//С.П.Цуканова, Л.Л.Бетц. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Культурный человек»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Культурный человек» Программное содержание: формировать у детей понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного...

Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Скоро в школу»

Представленное занятие предусмотрено для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).Тип занятия: коррекционно-развивающееФорма организации – подгрупповая (6 человек).Продолжительность з...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе . Тема: «Путешествие в лесную школу к учёной сове».Творческий отчёт.

Творческий отчётВ подготовительной к школе группе .Тема: «Путешествие в лесную школу в гости к учёной сове».Цель: Расширять у детей представление о школе. Обеспечить познавательную активность воспитан...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в школу"

Конспект занятия в подготовительной к шкоел группе "Путешествие в школу" по образовательным областям "Познавательное развитие", "Речевое развитие"...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Экскурсия в школу»

Цель: Познакомить детей с учебным заведением.Образовательные задачи: уточнить, что в школе дети с 6,5 лет учатся читать, писать, рисовать и считать и учит их этому учительница.Познакомить с помещением...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по конструированию из бумаги Тема занятия: Дед Мороз

Конспект занятия в подготовительной к школе группе   по конструированию из бумаги...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Школа пешеходов»

Задачи:Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице.2. Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.3. Закрепить знания детей о правилах перехода...