Использование элементов биоэнергопластики при проведении артикуляционной гимнастики
консультация по логопедии по теме

Биза Олеся Вячеславовна

Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование элементов биоэнергопластики при проведении артикуляционной гимнастики

 Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Выработка того или иного движения открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за его отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

К сожалению, процесс формирования правильных артикуляторных укладов достаточно длителен, и каждый педагог старается как-то его разнообразить, сделать более интересным для ребёнка: создаются сказки для Весёлого Язычка, различные игровые ситуации, упражнениям придумываются новые названия и т.д.

Хотелось бы обратить внимание на относительно новый подход в проведении артикуляторной гимнастики,  предложенный Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. – биоэнергопластика. 

«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект: энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — плавные движения  тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Суть его в том, что артикуляторные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации, произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности. На начальном этапе педагог, демонстрируя артикуляционное упражнение (на первом занятии проводятся 2-3 артикуляторных упражнения) сочетает его с движением кисти одной руки. В процессе выполнения детьми артикуляционных упражнений педагог привлекает внимание детей к одновременности выполнения артикуляционных движений с движениями кисти рук.  На последующих занятиях постепенно подключается кисть второй руки. Особое внимание необходимо обращать на четкость выполнения каждого движения.

Этапы проведения биоэнергопластики:

На первом этапе дети знакомятся со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями. Гимнастику выполняют сидя перед зеркалом, используя «Сказку о Веселом Язычке» или короткие стихотворные строки на каждое артикуляционное упражнение.

Данный процесс сопровождается движениями ведущей руки. Этот прием применяется для того, чтобы ребенок привык к необычным движениям.

На втором этапе для создания положительного настроя у воспитанников использую героев кукольного театра, которые помогут освоить гимнастику. Показываю артикуляционное упражнение, сопровождая его движениями ведущей руки в перчатке. Артикуляционная гимнастика выполняется традиционно, перед индивидуальными зеркалами.

На третьем этапе ввожу в процесс артикуляционной гимнастики элементы биоэнергопластики. Исходное положение — сидя перед зеркалом. Ребенок повторяет за мной движения с использованием своей ведущей руки. Слежу за тем, чтобы его кисть не напрягалась, чтобы движения были плавными и раскрепощенными. Очень важно на этом этапе соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук. Внимание: Рука должна находиться на уровне солнечного сплетения  параллельно полу.

На четвёртом этапе подключается другая не ведущая рука ребенка. Артикуляционная гимнастика выполняется так же: сидя перед зеркалом.

На пятом этапе ребенок повторяет за мной движения, используя обе руки. На последнем этапе (шестой этап)  дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения двумя руками, при этом можно использовать артикуляционные сказки, короткие стихотворения. На последнем этапе зеркала уже не используются.

Практика показывает, что ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к снижению качества работы по коррекции звукопроизношения. Именно поэтому я стараюсь как можно чаще на логопедических занятиях при проведении артикуляционной гимнастики использовать элементы биоэнергопластики. Это позволяет сделать выполняемые детьми упражнения более игровыми, динамичными, эмоциональными и разнообразными.

Положительный эффект даёт также использование данного метода в ходе проведения физкультминуток, разминок, что создает весёлое, эмоционально непринужденное настроение у детей, позволяет ребенку расслабиться.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование элементов биоэнергопластики при проведении артикуляционной гимнастики Подготовила учитель-логопед: Биза О.В. МАДОУ «Детский сад «Колосок»

Слайд 2

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. К сожалению, процесс формирования правильных артикуляторных укладов достаточно длителен, и каждый педагог старается как-то его разнообразить, сделать более интересным для ребёнка: создаются сказки для Весёлого Язычка, различные игровые ситуации, упражнениям придумываются новые названия и т.д.

Слайд 3

Хотелось бы обратить внимание на относительно новый подход в проведении артикуляторной гимнастики, предложенный Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. – биоэнергопластика . « Биоэнергопластика » включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект: энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Другими словами: Биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Использование ребенком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует его внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка.

Слайд 4

Преимущества биоэнергопластики : Оптимизирует психологическую базу речи. Улучшает моторные возможности ребёнка. Способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность. Позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Слайд 5

Этапы работы с применением биоэнергопластики На первом этапе дети знакомятся со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями. Гимнастику выполняют сидя перед зеркалом, используя «Сказку о Веселом Язычке». Данный процесс сопровождается движениями ведущей руки. Этот прием применяется для того, чтобы ребенок привык к необычным движениям. На втором этапе для создания положительного настроя у воспитанников использую героев кукольного театра, которые помогут освоить гимнастику. Показываю артикуляционное упражнение, сопровождая его движениями ведущей руки в перчатке. Артикуляционная гимнастика выполняется традиционно, перед индивидуальными зеркалами. На третьем этапе ввожу в процесс артикуляционной гимнастики элементы биоэнергопластики . Исходное положение — сидя перед зеркалом. Ребенок повторяет за мной движения с использованием своей ведущей руки. Слежу за тем, чтобы его кисть не напрягалась, чтобы движения были плавными и раскрепощенными. Очень важно на этом этапе соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук. Внимание: Рука должна находиться на уровне солнечного сплетения параллельно полу. На четвёртом этапе подключается другая не ведущая рука ребенка. Артикуляционная гимнастика выполняется так же: сидя перед зеркалом. На пятом этапе ребенок повторяет за мной движения, используя обе руки. На последнем этапе (шестой этап) дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения двумя руками, при этом можно использовать артикуляционные сказки, короткие стихотворения. На последнем этапе зеркала уже не используются.

Слайд 7

Систематическая работа с применением биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к логопедическим занятиям . Позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики. Облегчает постановку, введение звуков в речь. Способствует более быстрому преодолению речевых нарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Учителя – логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежед...

Использование игровых моментов при проведении артикуляционной гимнастики в группе для детей с нарушениями речи

Наибольшую обеспокоенность у родителей вызывает дефектное произношение звуков.  Формирование правильного звукопроизношения – долгий и трудоёмкий процесс для всех его участников: для учителя-...

Использование картинок-схем при проведении артикуляционной гимнастики.

Статья содержит описание и картинный материал упражнений артикуляционной гимнастики....

Проведение мастер-класса на тему: «Использование биоэнергопластики при проведении артикуляционной гимнастики»

Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэто...

Применение биоэнергопластики при проведении артикуляционной гимнастики

Данная презентация может быть использована при проведении мастер-класса для логопедов, дефектологов, а также родителей....

Буклет. Рекомендации для родителей при проведении артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики.

Рекомендации при проведении артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики....